.RU

Методические указания для студентов специальности: 1-58 01 01 «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий» заочной формы обучения Минск 2012




Министерство образования Республики Беларусь


Учреждение образования

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ


Кафедра инженерной психологии и эргономики


Л. П. Пилиневич, К. Д. Яшин


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ

Методические указания для студентов специальности: 1-58 01 01 – «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий» заочной формы обучения


Минск 2012

УДК [004. 8+ 681.5] (076.5)

ББК 32.813я73+32.965я73

П 32


Рецензент:


Начальник отдела естественных и технических наук ВАК РБ, доктор технических наук Тумилович М.В.



П32


Пилиневич Л. П., Яшин К. Д. Общая теория систем: методические указания для студ. заоч. формы обуч. по спец. 1-58 01 01 – «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий»/ Л. П. Пилиневич, К. Д. Яшин – Минск.: БГУИР, 2012. – 31с.



Методические указания содержат программу курса «Общая теория систем», задания для выполнения лабораторных работ и методические указания к их выполнению, задания для выполнения контрольной работы и методические указания к ее выполнению, задания для курсовой работы и методические указания по ее выполнению.


УДК [004. 8+ 681.5] (076.5)

ББК 32.813я73+32.965я73


Л. П. Пилиневич,

К. Д. Яшин

ISBN 978-985-488-588-9 УО «Белорусский государственный

университет информатики и

радиоэлектроники», 2012


СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………....

1. Программа теоретического курса…………………………………….

2. Лабораторные работы…………………………………………………

3. Темы контрольных работ……………………………………………..

4. Вопросы на экзамен…………………………………………………...

5. Темы курсовых работ………………………………………………....

6. Рекомендуемая литература…………………………………………...

Приложение А………………………..…………………………....

Приложение Б.………………………………………….……….....

Приложение В……………………………..……………………....

4

5

6

12

13

14

18

19

20

21



Введение

Современный этап развития науки включает две тенденции – дифференциацию и интеграцию знаний. Сегодня накопление знаний приобрело лавинообразный характер, возникает множество новых научных и технических дисциплин, поэтому основной задачей общей теории систем является подвести единую теоретико-методологическую базу под целые комплексы дисциплин. Общая теория наук включает основные фундаментальные понятия целого ряда наук, позволяет глубже познать сущность природных и общественных явлений и описать их точным языком, а также применять на практике наиболее эффективные и оптимальные методы синтеза сложных систем для их изучения, управления и создания, новых с заданными характеристиками. Главной целью общей теории систем является выяснение законов, определяющих принципы образования, поведения и развития систем, где под системой будем считать совокупность элементов, объединенных связями, функциональной средой и целью существования, которая обладает интегративным (эмерджентным) свойством.

Цель преподавания дисциплины – ознакомление студентов с особенностями системного подхода при изучении, построении и управлении сложных систем, в частности, электронных систем.

Задачи изучения дисциплины следующие: в результате изучения дисциплины студенты должны знать: основные определения, свойства и классификацию систем; основные понятия и свойства многоуровневых иерархических структур; принципы оптимизации систем; основы языков описания выбора. Студенты должны уметь: строить модели «чёрный ящик», состава системы и структуры системы; строить структурные схемы систем; устанавливать способы устранения недостатков системы; строить классификацию данных систем, иметь представление о возникновении и развитии системных представлений, а также роли системных представлений в практической деятельности инженера.

Основным методом изучения материала курса является самостоятельная работа с литературой. При этом рекомендуется конспектировать наиболее значимые положения, подходы, утверждения и определения. Конспект поможет систематизировать усваиваемый материал и окажется полезным при подготовке к экзамену. Содержание тем раскрывается в рабочей учебной программе.

Дисциплиной предусмотрено выполнение одной курсовой, одной контрольной и четырёх лабораторных работ.

Номер курсовой и контрольной работы определяется следующим образом: берётся число, образованное двумя последними цифрами зачётной книжки. Например, номер зачётной книжки 000901-10 – номер задания 10. Это число соответствует заданию №10 контрольной и курсовой работы, приведённых в учебной рабочей программе соответствующих перечнях.

Отправка выполненных работ осуществляется простой бандеролью по адресу: 220013, г. Минск, ул. П. Бровки, 6. БГУИР, деканат ФЗО.


^ 1 Программа теоретического курса

№ пп

Название темы

Содержание

1

2

3

1.

Введение

Основные причины возникновения общей теории систем. Цель и основные задачи дисциплины «Общая теория систем»

2.

Тема 1. Наиболее общие понятия и принципы общей теории систем.

Понятие и краткая характеристика систем. Особенности организации и динамики систем. Общие принципы системного анализа и синтеза.

3.

Тема 2. Общие принципы моделирования систем.

Понятие и краткая характеристика моделей. Классификация моделей и методов моделирования. Основные требования к моделям и их противоречивость. Модель «чёрный ящик». Модель состава. Структурная модель системы. Представление систем в виде графов.

4.

Тема 3. Математическое моделирование систем

Преимущества математического описания систем. Контроль правильности математической модели. Примеры построения математических моделей для решения задач.

5.

Тема 4. Классификация систем

Назначение классификации. Проблема построения классификации систем. Сущностная классификация.

6.

Тема 5. Иерархия систем

Понятие иерархии систем. Правила разбиения системы на подсистемы. Понятие иерархической структуры. Понятие об иерархической лестнице. Цели иерархической системы. Вертикальная соподчинённость. Право вмешательства. Взаимозависимость действий. Иерархическая система управления. Первоочередные задачи автоматических систем управления. Иерархические системы в крупных автоматизированных комплексах. Основные функции системы управления сталелитейным заводом.

7.

Тема 6. Основные виды иерархий систем

Основные виды иерархий. Страты. Уровни описания или абстрагирования. Слои. Уровни сложности принимаемого решения. Эшелон. Организационный уровень. Связь между различными понятиями уровня.

8.

Тема 7. Выбор. Принятие решений.

Выбор, как реализация цели. Множественность задач выбора. Критериальный язык описания выбора. Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной. Условная максимизация. Метод уступок. Поиск альтернативы с заданными свойствами. Нахождение паретовского множества. Описание выбора на языке бинарных отношений.

9.

Тема 8. Экспертные методы выбора.

Метод «мозговой атаки». Метод «сценариев». Метод «Деловые игры». Метод «совещаний». Метод «суда». Метод «Дельфи». Метод «большинства».

10.

Тема 9. Оптимальные линейные системы.

Факторы, определяющие целесообразность использования того или иного критерия. Этапы изучения оптимальных систем. Критерии оптимальности. Ограничения оптимальных систем. Оптимизация систем путём подбора их параметров.

11.

Тема 10. Проблемы проектирования, внедрения и управления системами.

Сущность проекта. Способы представления проекта. Основные этапы проектирования. Управленческая деятельность в свете системных идей.

12.

Тема 11. Новые технологии проектирования и анализа систем.

Новые информационные технологии. Технология баз данных. Технологии хранилищ данных. Технологии хранилищ данных и интеллектуального анализа данных. Технология электронной почты.


^ 2 ЛАБОРАТОРНЫе РАБОТы


Лабораторная работа №1. Построение модели «черный ящик»

Рассмотрим построение модели «черный ящик» на примере системы "наручные часы". Главной целью данной системы является показание времени в произвольный момент и удобство ношения на запястье. Учитывая, что выходы соответствуют конкретизации цели, фиксируем в качестве выхода показание времени в произвольный момент, а в качестве входа – зрение человека и циферблат.

Данный вход и выход относятся ко всем часам, а не только к нашим наручным часам. Чтобы выполнить цель полностью, вносим следующее добавление (вход): запястье – ремешок или браслет и (выход): удобство ношения часов на запястье. Можно добавить и еще один вход: химический состав материалов и выход: удовлетворение требований санитарии и гигиены, так как не любое крепление часов на руке допустимо с этой точки зрения.

Далее, представив себе условия эксплуатации часов, можно добавить вход: механические удары, влага, пыль; выход: достаточная в бытовых условиях прочность, пылевлагонепроницаемость. Затем, расширив понятие "условия эксплуатации часов", добавим еще два выхода: достаточную для бытовых нужд точность; легкость прочтения показаний часов при беглом взгляде на циферблат.

Можно еще более расширить круг учитываемых требований к часам, что позволит добавить несколько входов и выходов: соответствие моде и понятию красоты; соответствие цены часов покупательной способности потребителя. Очевидно, что список желаемых, т.е. включаемых в модель, входов и выходов можно продолжать. Например, можно потребовать, чтобы имелась возможность прочтения показаний часов в полной темноте, и реализация этого выхода приведет к существенному изменению конструкции часов, в которой могут быть различные варианты подсветки, считывания на ощупь или подачи звуковых сигналов. Можно рассмотреть еще и другие выходы, такие как габариты, вес и многие другие физические, химические, экономические и социальные аспекты использования наручных часов. Пример построения графической модели «черный ящик» системы «наручные часы» показан на рисунке 2.1.


Показание времени

Зрение человека –

циферблат Удобство ношения


Запястье – браслет Удовлетворение требований

санитарии и гигиены




Материал браслета Свечение циферблата

Механические удары, в темноте

влага, пыль

Полная темнота. Прекращение показаний времени

Пальцы рук-кнопка

подвески Неточное показание времени


Рисунок 2.1 – Графическая модель «черный ящик» системы «наручные часы»


Приведем способы устранения недостатков системы «наручные часы»:

- для восстановления показаний времени необходимо заменить батарейки;

-для восстановления точности показаний времени необходимо произвести корректировку часов системы часы по эталону.

^ Порядок выполнения лабораторной работы

  1. Изучите теоретическую часть данной лабораторной работы.

  2. По названию и назначению заданной системы определите ее главную и основные дополнительные цели.

  3. В соответствии с назначением и целями системы определите существенные связи системы с объектами окружающей среды.

  4. Определите и опишите существенные входы и выходы системы.

  5. Постройте графическую модель «черный ящик», заданной системы.

  6. Перечислите нежелательные входы и выходы системы.

  7. Установите основные способы устранения возможных недостатков

Варианты систем для выполнения лабораторной работы:

1) процессор; 2) материнская плата; 3) ПЭВМ; 4) звуковая карта; 5) видеокарта; 6) монитор; 7) телефон; 8) автомобильная сигнализация; 9) автомат по сортировке овощей; 10) сканер.

Отчет по лабораторной работе должен включать: 1) цель работы; 2) исходные данные; 3) задачи работы; 4) теоретические сведения; 5) ход выполнения работы; 6) выводы.

Контрольные вопросы для проверки знаний

  1. Дайте определение понятия модели и модели «черный ящик».

  2. Какая модель называется познавательной, а какая прагматической?

  3. Как бороться с непознаваемостью объекта?

  4. Назовите определение интегративного свойства системы.

  5. Назовите основные трудности построения модели «черный ящик».

  6. Назовите основные требования к построению моделей.

  7. Какие свойства системы отображаются при моделировании?

  8. Назовите принципиальное отличие динамической модели от статической.


Лабораторная работа №2. Построение модели состава системы

Рассмотрим построение модели состава системы на примере систем телевидения «Орбита». Главной целью данной системы является передать зрительную и звуковую информацию на большое расстояние практически мгновенно.

Согласно поставленной цели данную систему разобьём на следующие подсистемы: «передача», «связь» и «прием». В свою очередь подсистему «передача» можно разбить на элементы системы «центральная телестудия» и «антенно-передающий центр», подсистему «связь»  на элементы «средства распространения радиоволн» и «спутники ретрансляторы», а подсистему «приема»  на элементы «местные телецентры» и «телевизоры потребителей». Модель состава системы «Система телевидения «Орбита» можно представить в виде таблицы (таблица 2.1)


Таблица 2.1 – Модель состава системы «Система телевидения «Орбита»


Система

Подсистемы

Элементы



Система телевидения «Орбита»

Передающая

Центральная телестудия

Антенно-передающий центр

Связь

Средства распространения радиоволн

Спутники ретрансляторы

Приемная

Местные телецентры

Телевизоры потребителей


Порядок выполнения лабораторной работы

1. Изучите теоретическую часть данной лабораторной работы.

2. По названию и назначению заданной системы определите ее главную цель.

3. В соответствии с назначением и целью системы разбейте исследуемую систему на подсистемы и элементы.

4. Представьте исследуемую систему в графическом виде или в виде таблицы.

Варианты систем для выполнения лабораторной работы: 1) процессор; 2) материнская плата; 3) ПЭВМ; 4) звуковая карта; 5) видеокарта; 6) монитор; 7) фотоаппарат; 8) автомобильная сигнализация; 9) автомат по сортировке овощей; 10) сканер.

Отчет должен включать: 1) цель работы; 2) исходные данные; 3) задачи работы; 4) теоретические сведения; 5) ход выполнения работы; 6) выводы.

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение понятия модели и модели состава системы.

2. Дайте определение подсистемы системы и ее элемента.

3. В чем отличие модели «черный ящик от модели состава системы?

4. Назовите основные трудности построения модели состава системы.

5. Назовите основные требования к построению моделей.


Лабораторная работа №3 Построение структурной схемы системы

Рассмотрим систему «синхронизируемые часы». Перед моделированием внутренней структуры определим, интегративное свойство системы – точное совпадения показаний с эталоном времени. Считаем, что согласно интегративному свойству в состав исследуемой системы входят три элемента: датчик, индикатор и эталон времени. Структурная схема исследуемой системы представлена на рисунке 2.2.

На рисунке 2.2 описанные связи указаны стрелками: 1-3 – между элементами; вход 4 изображает поступление энергии извне; вход 5 – соответствует регулировке индикатора; вход 6 – показанию часов.


5




Датчик 1 Индикатор 6

4 времени




2 3




Эталон

времени

Рисунок 2.2  Структурная схема системы «синхронизируемые часы»


Порядок выполнения лабораторной работы

1. Изучите теоретическую часть данной лабораторной работы.

2. По названию и назначению заданной системы определите ее интегративное свойство.

3. В соответствии с интегративным свойством исследуемой системы определите компоненты и связи системы, в том числе с объектами окружающей среды.

4. Постройте структурную схему системы

Варианты систем для выполнения лабораторной работы: 1) процессор; 2) материнская плата; 3) ПЭВМ; 4) звуковая карта; 5) видеокарта; 6) монитор; 7) телефон; 8) автомобильная сигнализация; 9) автомат по сортировке овощей; 10) сканер.

Отчет должен включать: 1) цель работы; 2) исходные данные; 3) задачи работы; 4) теоретические сведения; 5) ход выполнения работы; 6) выводы.

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение понятия структурной схемы модели.

2. Назовите определение интегративного свойства системы.

3. Назовите порядок построения структурной схемы модели.

4. Назовите основные требования к построению моделей.

5. Приведите примеры построения структурной схемы системы в виде графа.


Лабораторная работа №4. Выбор. Сведение многокритериальной задачи

к однокритериальной

С помощью способа «Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной» определим суперкритерий для поиска наилучшей альтернативы системы «мотоцикл». Определим и перечислим основные критерии оценки системы «мотоцикл» и их единицы измерения: стоимость (у. е.), максимальная скорость (км/ч), разгон до 100 км (с), пробег (км), вес мотоцикла (кг), мощность двигателя (л. с.), расход топлива на 100 км (л).

Суперкритерий представим в виде аддитивной функции:

. (2.1)

Основные значения коэффициентов и представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2  Основные критерии и значения коэффициентов и .




Наименование критерия

Единица

измерения

Коэффициент



Коэффициент



q1

Стоимость

у. е.

1/1000

1/у. е.

q2

Максимальная скорость

км/ч

1/30

1/км/ч

q3

Разгон до 100 км

с

1

1/с

q4

Пробег

км

1/100000

1/км

q5

Вес мотоцикла

кг

1/30

1/кг

q6

Мощность двигателя

л. с.

1/20

1/л. с.

q7

Расход топлива на 100 км

л

1.5

1/л


Для определения суперкритерия нахождения наилучшей альтернативы системы «мотоцикл», используя формулу (4.3), получим следующую зависимость:

q0(х) = - q1(х) / 1000 у.е. + q2(х) / 30 км /ч - q3(х) /с - q4 (х) / 100000 км +

+q5 (х) / 30 кг + q6 (х) / 20 л. с. - q7 (х) / 1,5 л.

Порядок выполнения лабораторной работы

1. Изучите теоретическую часть данной лабораторной работы.

2. Определите существенные критерии для оценки заданных альтернатив.

3. Определите величину и размерность коэффициентов.

4. Выберите необходимую функцию для определения суперкритерия.

5. Представьте суперкритерий в виде математической зависимости.

Варианты систем для выполнения лабораторной работы: 1) процессор; 2) материнская плата; 3) ПЭВМ; 4) звуковая карта; 5) видеокарта; 6) монитор; 7) телефон; 8) автомобильная сигнализация; 9) автомат по сортировке овощей; 10) сканер.

Отчет должен включать: 1) цель работы; 2) исходные данные; 3) задачи работы; 4) теоретические сведения; 5) ход выполнения работы; 6) выводы.

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение понятия «выбор».

2. Назовите основные требования для определения коэффициентов.

3. Назовите достоинства и недостатки способа «Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной».


^ 3 Темы контрольных работ


Выполнение контрольной рабаты следует начинать после изучения четвёртой темы - «Классификация систем».

Контрольная работа должна быть выполнена в компьютерном варианте на стандартных машинописных листах формата А4 и удовлетворять требованиям стандарта предприятия СТП-01 2010. Дипломные проекты (работы): Общие требования. Минск БГУИР, 2010. Контрольная работа состоит из: титульного листа, содержания и списка использованной литературы. Каждый студент выбирает свою тему контрольной из перечня контрольных работ, оформляет титульный лист по образцу (Приложение А). В содержании контрольной работы необходимо кратко изложить назначение и суть сущностной классификации систем, определить цель заданной системы и построить классификацию заданной системы, используя признаки сущностной классификации. Список литературы приводиться в конце контрольной работы.

Задание: построить классификацию заданных систем, используя признаки сущностной классификации.

  1. Персональный компьютер.

  2. Электромагнитное поле.

  3. Токарный станок.

  4. Регулятор тока.

  5. Процесс окисления.

  6. Экономика.

  7. Человек.

  8. Математическая модель.

  9. Ценообразование.

  10. Природный алмаз.

  11. Садовые растения.

  12. Интернет.

  13. Тоталитарное общество.

  14. Кризис.

  15. Концерн.

  16. Разветвленная сеть связи.

  17. Бригада.

  18. Модель системы «черный ящик».

  19. Земельный участок.

  20. Многопрофильная фирма.

  21. Погрузка груза неподготовленными людьми.

  22. Высокий урожай.

  23. Пассивный работник.

  24. Активный работник.

  25. Экономика наиболее развитых стран.

  26. Кризисная экономика.

  27. Новое государство.

  28. Развитое государство.

  29. Графического адаптера персонального компьютера.


4 Вопросы на экзамен


  1. Обоснование возникновения общей теории систем.

  2. Понятие и краткая характеристика систем.

  3. Задачи познания систем.

  4. Примеры решения системных задач.

  5. Понятие и основные характеристики систем.

  6. Основные принципы общей теории систем

  7. Особенности организации и динамики систем.

  8. Обобщенная структура системного анализа и синтеза.

  9. Понятие о моделях и моделировании.

  10. Познавательная и прагматическая модели.

  11. Основные требования, предъявляемые к моделям.

  12. Основные цели моделирования.

  13. Основные этапы моделирования.

  14. Модель черного ящика.

  15. Модель состава системы.

  16. Модель структуры системы .

  17. Модель «структурная схема системы».

  18. Представление систем в виде графов.

  19. Примеры построения систем в виде графов.

  20. Преимущества математического описания систем.

  21. Контроль правильности математической модели.

  22. Примеры построения математических моделей для решения задач.

  23. Назначение классификации.

  24. Проблема построения классификации систем.

  25. Сущностная классификация.

  26. Понятие иерархии систем.

  27. Правила разбиения системы на подсистемы.

  28. Понятие иерархической структуры.

  29. Понятие об иерархической лестнице.

  30. Цели иерархической системы.

  31. Иерархическая система управления.

  32. Первоочередные задачи автоматических систем управления.

  33. Иерархические системы в крупных автоматизированных комплексах.

  34. Основные функции системы управления сталелитейным заводом.

  35. Вертикальная соподчиненность.

  36. Право вмешательства.

  37. Взаимозависимость действий.

  38. Основные виды иерархий.

  39. Примеры иерархического описания систем.

  40. Страты. Уровни описания, или абстрагирования.

  41. Общие характеристики стратифицированного описания систем.

  42. Слои. Уровни сложности принимаемого решения.

  43. Эшелон. Организационный уровень.

  44. Связь между различными понятиями уровня.

  45. Выбор как реализация цели.

  46. Множественность задач выбора.

  47. Критериальный язык описания выбора.

  48. Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной.

  49. Условная максимизация.

  50. Метод уступок.

  51. Поиск альтернативы с заданными свойствами.

  52. Нахождение паретовского множества.

  53. Описание выбора на языке бинарных отношений.

  54. Метод «мозговой атаки.

  55. Метод «сценариев».

  56. Метод «Деловые игры».

  57. Метод «совещаний».

  58. Метод «суда».

  59. Метод «Дельфи».

  60. Метод «большинства».

  61. Факторы, определяющие целесообразность использования того или иного критерия.

  62. Этапы изучения оптимальных систем.

  63. Критерии оптимальности.

  64. Ограничения оптимальных систем.

  65. Оптимизация систем путем подбора их параметров.

  66. Сущность проекта.

  67. Способы представления проект

  68. Основные этапы проектирования.

  69. Управленческая деятельность в свете системных идей.


5 Темы курсовых работ


Курсовая работа является заключительным этапом изучения предмета «Общая теория систем». Целью курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков, полученных на лекционных занятиях, развитие умения построения моделей состава и моделей структуры объектов современных информационных технологий. Основными задачами курсовой работы являются: 1) разработка структурной схемы заданного технического устройства или программного продукта с выявлением иерархической структуры рассматриваемого объекта; 2) разработка модели состава и модели структуры заданного объекта; 3) выбор технического решения, наиболее полно удовлетворяющего заданию по курсовой работе. Выбор производится из нескольких возможных технических решений на основании анализа достижений в области ремонта радиоэлектронной техники.

Тематика курсовой работы по специальности определяется следующими основными направлениями:

1) анализ современных информационных технологий с позиций общей теории систем. Разработка программных средств для решения задач передачи и преобразования информации.

2) анализ объектов вычислительной техники с позиций общей теории систем. Проведение измерений производительности оборудования.

3) анализ электронных объектов в рамках общей теории систем. Разработка концепции построения электронных устройств и систем.

В процессе работы над курсовой работой студент должен расширить и углубить теоретические и практические знания в области общей теории систем. Работу над курсовой работой нужно начинать с детального изучения индивидуального задания. При этом необходимо уяснить цель работы, сформулировать основные, подлежащие разработке вопросы, оценить специфические требования задания. После того, как сформулированы цели и задачи, необходимо четко спланировать порядок выполнения курсовой работы на весь период работы над ней. Здесь следует предусмотреть подбор и изучение необходимой технической литературы, повторение отдельных дисциплин учебного плана, разработку схем анализируемого изделия. По окончании курсовой работы руководитель проверяет пояснительную записку и графическую часть работы, а также работоспособность компьютерной программы, если работа имеет такое исполнение, и определяет готовность курсовой работы в целом.

Курсовая работа состоит из пояснительной записки (ПЗ) и графической части (если необходимо). Содержание пояснительной записки определяется заданием. Так, например, при разработке программных средств для решения задач передачи и преобразования информации в пояснительной записке должны быть отражены следующие вопросы.

Введение (необходимо кратко изложить задание, обосновать важность, актуальность и альтернативы рассматриваемой технологии или системы. Определить цель и задачи исследуемой системы).

1 Модель состава системы (необходимо выполнить анализ заданной системы, выделить функциональные единицы, узлы, подсистемы и элементы, определить их назначение и основные характеристики).

1.1 Определение входов и выходов исследуемого объекта.

1.2 Анализ состава объекта.

1.3 Назначение и характеристики составных элементов объекта.

2 Модель структуры системы (необходимо выполнить анализ заданной системы, выделить связи между элементами, подсистемами, а также отношения между ними, определить их вид, параметры и назначение).

2.1 Определение элементов и связей между ними.

2.2 Анализ связей между элементами системы.

3 Структурная схема системы (указать и описать все элементы системы, все связи между элементами внутри системы и связи определенных элементов с окружающей средой).

3.1 Разработка структурной схемы устройства.

3.2 Разработка иерархической структуры устройства.

4 Описание работы системы.

Заключение.

Список используемой литературы.

Объем ПЗ должен быть в пределах 15-20 страниц печатного текста. Материал ПЗ располагается в следующем порядке. Титульный лист (приложение Б) Задание по курсовой работе (приложение В). Содержание (оглавление). Введение. Разделы курсовой работы. Заключение. Список литературы. Приложение.

Оформление ПЗ осуществляется в соответствии с требованиями стандарта предприятия СТП-01 2010. Дипломные проекты (работы): Общие требования. Минск БГУИР, 2010.


Темы курсовых работ могут быть следующими:

1. Анализ модели состава и модели структуры интерфейса USB 2.0.

2. Анализ модели состава и модели структуры интерфейса FireWire (IEEE 1394).

3. Анализ модели состава и модели структуры интерфейса Wi-Fi (IEEE 802.11 a/b/g/n).

4. Разработка модели состава и модели структуры электронной системы удаленного управления технологическими процессами.

5. Разработка модели состава и модели структуры электронной системы «умный дом».

6. Разработка модели состава и модели структуры электронной системы безопасности коттеджа с удаленным управлением.

7. Разработка модели состава и модели структуры электронной системы отопления и вентиляции коттеджа с удаленным управлением.

8. Анализ модели состава и модели структуры кластерной вычислительной системы.

9. Анализ модели состава и модели структуры массивно-параллельной вычислительной системы.

10. Анализ модели состава и модели структуры векторной вычислительной системы.

11. Анализ модели состава и модели структуры ОС Windows 2000/XP.

12. Анализ модели состава и модели структуры «модели передачи данных Open Systems Interconnection – OSI».

13. Анализ модели состава и модели структуры интерфейса CAN.

14. Анализ модели состава и модели микроконтроллера Microchip PIC18F2580.

15. Анализ модели состава и модели структуры глобальной системы связи с подвижными объектами (Global System for Mobile Communications – GSM 900/1800).

16. Анализ модели состава и модели структуры системы многостанционного доступа с кодовым разделением каналов (Code Division Multiple Access – CDMA).

17. Анализ модели состава и модели структуры Active Directory (Windows 2000 Server).

18. Анализ модели состава и модели структуры протокола TCP/IP.

19. Анализ модели состава и модели структуры службы имён доменов (Domain Name Service – DNS).

20. Анализ модели состава и модели структуры протокола динамического конфигурирования узла (Dynamic Host Configuration Protocol – DHCP).

21. Описание входов и выходов персональной ЭВМ. Построение модели состава и модели структуры ПЭВМ.

22. Описание входов и выходов графического адаптера ЭВМ. Построение модели состава и модели структуры графического адаптера ЭВМ.

23. Описание входов и выходов звукового адаптера ЭВМ. Построение модели состава и модели структуры звукового адаптера ЭВМ.

24. Анализ модели состава и модели структуры интерфейса Bluetooth (IEEE 802.15).

25. Анализ модели состава и модели структуры формата Mpeg Layer 3 (MP3).

26. Анализ модели состава и модели структуры формата JPEG.

27. Анализ модели состава и модели структуры форматов WAV и BMP.

28. Анализ модели состава и модели структуры SDR SDRAM.

29. Анализ модели состава и модели структуры модулей памяти DDR1 SDRAM.

30. Анализ модели состава и модели структуры модулей памяти DDR2 SDRAM.


6 Рекомендуемая литература


  1. Гулякина Н.А. Общая теория систем [Электронный ресурс]: электронный учебно-методический комплекс. - Мн.: БГУИР, 2007 (Кафедра интеллектуальных информационных технологий)

  2. Берталанфи Л. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования: Ежегодник. — М., 1969.

  3. Афанасьев В. Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980.

  4. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (тектология). — М., 1965.

  5. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. пособ. для вузов. — М.: Высш. шк., 1989. - 368 с.

  6. Жилин Д.М. Теория систем: Опыт построения курса. Изд. 5-е, испр.- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

  7. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. - М.: Радио и связь, 1990. - 539 с.

  8. Месарович М., Такахара И. Общая теория систем: математические основы. - М.: Мир, 1978.

  9. Попов Э.В., Фоминых И.Б., Кисель Е.Б., Шапот М.Д. Статические и динамические экспертные системы. - М.: Финансы и статистика, 1996.

  10. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. — К.:

МАУП, 2003. - 368 с.

  1. Купер Дж., Макгиллем К. Вероятностные методы анализа сигналов и систем. - М.: Мир, 1989. - 376 с.

  2. Отнес Р., Эноксон Л. Прикладной анализ временных рядов. - М.: Мир, 1982.- 428 с.

  3. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: Теория и практика. М.: Наука, 1986.

  4. Пилиневич Л.П., Гулякина Н.А., Яцук А.Н. Общая теория систем: лаб. практикум длястудентов специальности 1-58 01 01 «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий» всех форм обучения. [Мн.: БГУИР, 2011 .- 39 с.



Приложение А


Пример оформления титульного листа


Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Кафедра инженерной психологии и эргономики


^ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ»


ТЕМА: РАЗРАБОТКА СУЩЕСТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕР.


Выполнил студент гр. 010901 (И. И. Иванов)


Проверил профессор каф. ИПиЭ (Л. П. Пилиневич)


Приложение Б


Пример оформления титульного листа


Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Кафедра инженерной психологии и эргономики


^ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ»


ТЕМА: РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СОСТАВА, МОДЕЛИ СТРУКТУРЫ

И СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ КОТТЕДЖА С УДАЛЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ.


Выполнил студент гр. 010901 (И. И. Иванов)


Проверил профессор каф. ИПиЭ (Л. П. Пилиневич)


Приложение В


Пример оформления задания по курсовой работе


Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Факультет компьютерного проектирования

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой ИПиЭ

К.Д. Яшин

16 сентября 2012 год

З А Д А Н И Е

по курсовой работе

Студенту Иванову Ивану Ивановичу

1. Тема курсовой работы Разработка модели состава, модели структуры и структурной схемы стандарта сотовой связи GSM

2. Дата защиты курсовой работы 25.05.2012 г.

3. Исходные данные для курсовой работы

1)Стандарт сотовой связи GSM.2) Общая теория систем: лабораторный практикум и методические указания к курсовой работе для студентов всех форм обучения БГУИР по специальности: 1-58 01 01 «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий», Минск; БГУИР,2011.

4. Cодержание пояснительной записки

Введение..2. История развития стандарта сотовой связи GSM. Достоинства и недостатки..3. Модель черный ящик «Стандарт сотовой связи GSM.»4.3.1. Входы и выходы системы.4.3.2.Нежелательные входы и выходы системы.4.4. Модель состава системы «Стандарт сотовой связи GSM.».4.4.1. Подсистема мобильных станций.4.4.2 .Подсистема базовых станций.4.4.4. Подсистема операций и поддержки.4.5. Структурная схема системы «Стандарт сотовой связи GSM.».4.5.1. Анализ связей между элементами системы.4.5.2. Описание работы системы.4.6. Заключение и выводы.4.7. Список используемой литературы.

5. Консультант по курсовой работе профессор Пилиневич Л. П.

6. Дата выдачи задания 16. 09.2012 г.

7..Календарный график выполнения курсовой работы.

разделы 1,2 к – 16.10.2012 г. -30%

разделы 3,4 к– 13.11.2012 г. 40%

разделы 5,6 к– 11.12.2012г. -30%

Руководитель курсовой работы Л. П. Пилиневич

Задание принял для исполнения И, И. Иванов

(дата и подпись студентов)


Учебное издание


Пилиневич Леонид Петрович

Яшин Константин Дмитриевич


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ


Методические указания для студентов специальности: 1-58 01 01 «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий» БГУИР заочной формы обучения

metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-samostoyatelnoj-i-prakticheskoj-raboti-dlya-studentov-specialnostej-gsh-i-pgs.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-samostoyatelnoj-raboti-po-discipline-ekonomika-organizacii-predpriyatiya-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-080110-ekonomika-i-buhgalterskij-uchet-po-otraslyam.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-samostoyatelnoj-raboti-studentami-specialnostej-260202-tehnologiya-hleba-konditerskih-i-makaronnih-izdelij.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-vneauditornih-samostoyatelnih-rabot-studentov-1-kursa-po-discipline-fizika.html
metodicheskie-ukazaniya-domashnyaya-kontrolnaya-rabota-po-discipline-reviziya-i-kontrol-dlya-uchashihsya-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-2-25-0131-finansi.html
metodicheskie-ukazaniya-f-tpu-1-21-01-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shalom-no-molcha-chabad-youth-organisation-h-q-israel-molodezhnaya-organizaciya-hasidov-habad.html
  • spur.bystrickaya.ru/massovij-sport-novij-sportkompleks-v-kaliningrade-budet-sdan-ranshe-sroka-14-massovij-sport-15.html
  • write.bystrickaya.ru/g-i-nesterenko-2010zh.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tarifnaya-politika-zheleznih-dorog-ukraini-na-2008-frahtovij-god-stranica-27.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhivica-kedrovaya-v-kedrovom-masle-plastikovaya-tara-balzam-terpentinovij-rodniki-sibiri.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-g2-sochetanie-klavish-dialogovogo-okna-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-podgotovki-studentov-k-pgk-pavlodar.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-7-analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti-za-2010-2011-uchebnij-god-razdel-i-obshie-svedeniya-ob-obsheobrazovatelnom-uchrezhdenii.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-3-chto-takoe-clips-glava-4-razrabotka-ekspertnih-sistem.html
  • college.bystrickaya.ru/20-30-j-armiej-s-1-noyabrya-1941g-komandoval-general-major-d-d-lelyushenko-prim-red-obratno-21.html
  • tests.bystrickaya.ru/kouching-sabatari-turali-refleksivtk-esep.html
  • desk.bystrickaya.ru/popova-o-v-vasilenko-g-v-moiseeva-g-a-pedagogicheskie-tehnologii-i-aktivnie-metodi-obucheniya-v-prepodavanii-obsheobrazovatelnih-disciplin.html
  • tasks.bystrickaya.ru/24-doli-uchastiya-vseh-yuridicheskih-lic-v-kotorih-emitent-vladeet-bolee-chem-5-procentami-ustavnogo-kapitala-a-takzhe-ih-dolzhnostnih-lic-v-ustavnom-kapitale-emitenta.html
  • teacher.bystrickaya.ru/golovnoe-obshestvo-ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-novomoskovskaya-akcionernaya-kompaniya-azot.html
  • institute.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-2008-soderzhanie-klyuchevie-pokazateli-deyatelnosti-v-2008-godu-4-stranica-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-podgotovki-bakalavra-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-pometodikeprepodavani-ya-matematik-idlya-studentov-zaochnikov-4-kursa.html
  • klass.bystrickaya.ru/617-uchet-kommercheskih-i-upravlencheskih-rashodov-reshenie-soveta-deputatov-g-p-bolshie-vyazemi-odincovskogo-municipalnogo.html
  • notebook.bystrickaya.ru/harakteristika-ventilnih-razryadnikov-spravochnoe-posobie-avtori-arnopolin-a-g-michkov-v-i-recenzent-inzh.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-280201-65-ohrana-okruzhayushej-sredi-i-racionalnoe-ispolzovanie-prirodnih-resursov-habarovsk-stranica-3.html
  • education.bystrickaya.ru/3-socialnaya-filosofiya-kak-integrator-sociogumanitarnih-nauk-v-sistemno-celostnom-izuchenii-lichnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b-a-sazonov-bolonskij-process-aktualnie-voprosi-stranica-4.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11112010-kemerovskaya-oblaststavka-po-usn-v-zonah-ekonomicheskogo-blagopriyatstvovaniya-sostavit-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/dejstvie-na-dihatelnuyu-sistemu-metodika-provedeniya-bannoj-proceduri-7-veniki-9-dejstvie-bani-na-mishechnuyu-sistemu.html
  • studies.bystrickaya.ru/graal-i-otkrovenie-apostola-ioanna-konspekt-stranica-14.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-sozdat-usloviya-dlya-otkritogo-obsuzhdeniya-problem-semi-otcov-i-detej-pokazannih-na-stranicah-sovremennoj-literaturi.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora-na-okazanie-medicinskih-uslug-dlya-filiala-oao-mrsk-urala-permenergo-na-2010-god-soglasovano.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-ugodya-rossijskaya-gazeta-23082010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-20-22.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursnie-zadaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-zamestitelya-ministra-obrazovaniya-pravitelstva-moskovskoj-oblasti-kotovoj-a-i.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatie-mezhdunarodnogo-ekologicheskogo-prava-mezhdunarodnie-ekologicheskie-pravootnosheniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-nacionalnogo-landshafta.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nekotorie-problemi-podgotovki-specialistov-na-osnove-perspektivnih-infor-macionnih-tehnologij-chast-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-pricewaterhousecoopers-internet-torgovlya-v-rossii-prodvizhenie-kompanij-v-socialnih-media.html
  • institut.bystrickaya.ru/srednee-polnoe-obshee-obrazovanie-uchebno-metodicheskih-izdanij-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-na-20022003-uchebnij-god.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/58-svedeniya-o-lyubih-obyazatelstvah-emitenta-pered-sotrudnikami-rabotnikami-kasayushihsya-vozmozhnosti-ih-uchastiya-v-ustavnom-skladochnom-kapitale-paevom-fonde-emitenta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.