.RU

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ - Учебно-методический комплекс по дисциплине «стратегический менеджмент» для...



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


При изучении курса «Стратегический менеджмент» студентам следует уделять очень большое внимание самостоятельной работе, как составляющей учебного процесса. Это обуславливается прикладным характером дисциплины, которая имеет множество примеров, как в повседневной реальной жизни, так и в управленческой организационной практике. К сожалению, как показывает учебная практика, преподаватель лишен физической возможности проиллюстрировать многие из теоретических моделей примерами из жизни, во-первых, из-за ограниченности во времени, а во-вторых из-за поливариантности развития любой управленческой ситуации. Очевидно, что в отличии от естественно – научных и математических дисциплин, гуманитарные управленческие дисциплины, изучая социальную составляющую организационной системы, постоянно сталкиваются с ее динамичным и непредсказуемым человеческим компонентом.

Ситуационная природа человеческого организационного поведения вынуждает преподавателя либо ограничиваться изложением теоретического материала (дальнейшее построение прогноза развития реальной управленческой ситуации может привести его к выводам, не соответствующим реальному положению дел). Либо, оговаривая это специально, рисовать один из возможных вариантов развития событий, который может при этом оказаться неверным, редко встречающимся, наиболее симпатичным самому преподавателю и проч.

Подобная «беда» изложения материала по курсу характерна для всех форм обучения. Это связано с тем, что большее количество аудиторных часов для дневной формы обучения (которое, по идее, должно давать возможность преподавателю рассматривать больший объем материала) компенсируется меньшим практическим опытом данной аудитории, нередко, меньшей ее мотивированностью и заинтересованностью. Исходя из всего вышесказанного, по нашему мнению, пренебрегать самостоятельной работой при изучении данного курса было бы весьма недальновидно для учащегося.

В своих методических рекомендациях для студентов мы приводим примеры некоторых материалов, которые приспособлены именно для дополнительного самостоятельного изучения и переосмысливания студентами курса «Стратегического менеджмента».


^ Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач, отвечающих вызову со стороны окружения и позволяющих добиваться конкурентных преимуществ. В совокупности весь этот процесс позволяет организации не только выживать, успешно конкурировать с другими организациями, но также и достигать ее целей в долгосрочной перспективе.

В рамках стратегического управления осуществляются четыре управленческие функции: распределение ресурсов (1), адаптация к внешней среде (2), внутренняя координация (3) и организационное стратегическое предвидение (4). При этом, в рамках стратегического менеджмента, каждая из них имеет свое специфическое толкование: 1 - распределение ограниченных организационных ресурсов: фонды, дефицитные управленческие кадры и технологический опыт. 2 - в широком смысле, все действия стратегического характера, улучшающие отношения компании с внешней средой. При этом речь идет об адаптации как к благоприятным возможностям, так и к опасностям. 3 - координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. 4 - осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях.


Структура стратегического управления:


Анализ среды








Определение миссии и целей

Выбор стратегии


Выполнение стратегии











Оценка и контроль выполнения

Теперь подробнее об элементах стратегического управления.

Анализ среды

Анализ обеспечивает базу для определения миссии, целей фирмы и выработки стратегий поведения, позволяющих выполнить миссию и достичь целей. Существуют следующие разновидности анализа: 1. макроокружения; 2. непосредственного окружения; 3. внутренней среды. Анализ первого и второго элементов аналогичен анализу внешней среды организации прямого и косвенного влияния. Третье - возможности и потенциал фирмы, на который может рассчитывать организация. Основными направлениями анализа при этом являются: кадры; организация управления; производство; финансы фирмы; маркетинг и организационная культура.

^ Целостность стратегического планирования


Выбор миссии


Формулирование целей

долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных




Оценка и анализ

Внешней среды Внутренней среды Альтернатив Стратегии Результатов




Разработка обеспечивающих планов /указания по принятию решений и действиям/

Политика Стратегии Процедуры Правила Бюджеты



Рассмотрим ключевые понятия выделенных блоков.


Миссия представляет собой основную общую цель организации, четко выраженную причину ее существования. Это внешняя проблема организации, которая в качестве открытой системы не может называть в качестве миссии свои внутренние проблемы, например, прибыль.

Формулировка миссии организации должна содержать:

Основные характеристики организационных целей: их конкретность и измеримость; они должны быть ориентированы во времени; цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности деятельности организации (если цель недостижима, стремление к успеху блокируется и снижается мотивация работников); наконец, цели должны быть взаимоподдерживающими.

^ Анализ и выбор стратегии

Отдельным блоком здесь следует выделять изучение стратегических альтернатив. Уильям Глюк предложил четыре основных альтернативных корпоративных стратегии: стратегия роста; стратегия ограниченного роста (или стабильности); стратегия сокращения (или обороны); и, наконец, стратегия их сочетания (или комбинации).

^ Стратегия роста представляет собой ежегодное значительное повышение уровня организационных целей. Расширение, в данном случае, происходит за счет внутренних резервов, слияния фирм, приобретения новых производств, развития рынка и продукта. Данная стратегия широко применяется в динамично развивающихся отраслях с меняющимися технологиями. Рост может быть либо внутренним /за счет расширения ассортимента/, либо внешним /за счет вертикального или горизонтального роста/.

^ Стратегии ограниченного роста придерживается большинство предприятий, которые довольствуется существующим положением дел. Для них характерно устойчивое положение на рынке, и увеличение отдачи в пользу своих акционеров. Применение подобной стратегии представляет собой самый легкий и наименее рискованный путь.

^ Стратегия сокращения – в данном случае уровень преследуемых организацией целей снижается. Специфической чертой стратегии является то, что она должна проводится не менее 3-х лет. Существуют ее модификации: ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация.

^ Стратегия сочетания характерна для крупных фирм, действующих в нескольких отраслях. Ее недостаток заключается в невозможности выработать единый план действий, что затрудняет общее управление и координацию в организации.

Оценка выбранной стратегии проводится по следующим направлениям: 1) приводит ли стратегия к достижению целей фирмы; 2) соответствует ли выбранная стратегия потенциалу и возможностям фирмы; 3) соответствует ли выбранная стратегия состоянию и требованиям внешнего окружения; 4) оправдан ли риск, заложенный в стратегии.

На выбор стратегии сильно влияет положение организации и ее изделий на рынке. Для анализа этого положения может использоваться Бостонская модель стратегического планирования, которая отвечает на вопросы: какой бизнес стоит развивать? какую миссию он должен выполнить? как наилучшим образом распределить ресурсы между различными производствами корпорации?

^ Бостонская модель стратегического планирования

Высокая Относительная доля на рынке Низкая

В
Звезда Вопросительный знак

^ Расход ресурсов

Небольшие отрицательные Большие отрицательные

или положительные денежные потоки

денежные потоки


Большие положительные Небольшие отрицательные

денежные потоки или положительные

денежные потоки

^ Создание ресурсов

Мешок с деньгами Собака
ысокий Необходимость

принятия

мер


Рост

объема

спроса


Низкий Ликвидация


Каждый тип производства корпорации заносится на диаграмму, учитывая: 1) относительную долю рынка; 2) уровень роста на рынке. Данная матрица позволяет увидеть оптимальные пути распределения ресурсов: что необходимо продать, а что приобрести. Позиция «мешок с деньгами» - это основа и источник поддержания финансовой стабильности корпорации. Подразделения "собак" можно ликвидировать с целью приобретения организацией дополнительных средств. Высокий потенциал «звезд» можно использовать при помощи "мешков с деньгами". При успешном ведении дел подразделения, классифицируемые как "вопросительные знаки", со временем могут перейти в разряд "звезд". При этом, нижний уровень матрицы является источником денежных средств для поддержания перспективных производств корпорации, расположенных вверху матрицы.

Также данная матрица позволяет разработать индивидуальные стратегии фирмы на производственном уровне и соотнести их с общей стратегией корпорации. Так, «звезда» укладывается в рамки стратегии стремительного роста доли рынка; для нее характерны значительные капиталовложения в маркетинговые исследования. Позиция «мешок с деньгами» подразумевает стратегию максмизации прибыли, большая часть активов при этом содержится в свободной наличности. Специфика позиции «собаки» состоит в завершении капиталовложений, свертывании продаж и полной ликвидации. «Вопросительный знак» отличают проведение необходимых аналитических расчетов и принятие решения о дальнейшей деятельности.

Майкл Портер выделяет пять факторов, важных для организации, определяющих внутреннюю привлекательность долгосрочной прибыли, которую можно получить на рынке или в его сегменте. При этом необходимо помнить, что каждый фактор несет в себе потенциальную угрозу, которую необходимо учитывать при стратегическом управлении руководству организации.

^ Пять факторов, определяющих структурную привлекательность сегмента


Потенциальные участники (угроза изменчивости)



Поставщики (производительность поставщиков)

Покупатели (покупательская способность)

Отраслевые конкуренты

(соперничество в сегменте)






Субституты (угроза товаров-субститутов)

К анализу среды относится также процедура СВОТ - анализа. Это аббревиатура слов: сила, слабость, возможности и угрозы. Она предполагает выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, и связей, между ними, которые могут быть использованы для формулирования стратегии организации. В начале составляется список сторон, для установления связей между ними используется таблица:





Возможности

1.

2.

3. ………..

Угрозы

1.

2.

3. …………

Сильные стороны

1.

2.

3. ………..


Поле

«СИВ»


Поле

«СИУ»

Слабые стороны

1.

2.

3. …………


Поле

«СЛВ»


Поле

«СЛУ»


Необходимо рассмотреть всевозможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения. Для "СИВ" – это использование сильных сторон организации для получения отдачи из внешней среды. Для пар поля "СЛВ" - за счет имеющихся внутренних возможностей организация должна преодолеть имеющиеся слабости. Для пары "СИУ" стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Для "СЛУ" - стратегию, позволяющую как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить угрозу.

Нужно также учитывать, сколь важными являются выявленные угрозы и возможности. Для этого применяется метод позиционирования каждой возможности на соответствующей матрице. Сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность организации, сбоку - вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью. Возможности "ВС", "ВУ" и "СС" надо обязательно использовать.





Сильное влияние

Умеренное влияние

Мало влияние

Высокая вероятность

Поле «ВС»

Поле «ВУ»

Поле «ВМ»

Средняя вероятность

Поле «СС»

Поле «СУ»

Поле «СМ»

Низкая вероятность

Поле «НС»

Поле «НУ»

Поле «НМ»


Возможности "СМ", «НУ" и "НМ" не заслуживают внимания организации. Далее можно использовать те или иные возможности, если имеется достаточное количество ресурсов. Аналогичная матрица составляется для оценки угроз. Сверху откладываются возможные последствия для организации, сбоку - вероятность реализации угрозы. Угрозы полей "ВР", "ВК" и "СР" представляют очень большую опасность и требуют скорейшего устранения. Угрозы полей "ВТ", "СК" и "НР" должны быть устранены в первостепенном порядке. Позиции "НК", "СТ" и "ВЛ" предполагают внимательный и ответственный подход к их устранению.





Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность

Поле «ВР»

Поле «ВК»

Поле «ВТ»

Поле «ВЛ»

Средняя вероятность

Поле «СР»

Поле «СК»

Поле «СТ»

Поле «СЛ»

Низкая вероятность

Поле «НР»

Поле «НК»

Поле «НТ»

Поле «НЛ»


Кроме того, составляется профиль среды организации для оценки значимости отдельных факторов среды. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы. Каждому из них присваивается:

- оценка важности для отрасли по шкале: от 3 (сильное значение), до 1 (слабое значение);

- оценка его влияния на организацию: от 3 (сильное влияние), до 0 (отсутствие влияния);




Факторы среды

Важность для отрасли А

Влияние на организацию В

Направленность влияния С

Степень важности D= А Х В Х С
















metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-specialnosti-260502tehnologiya-produkcii.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-uchebnoj-discipline-sooruzhenie-gazonefteprovodov-i-gazoneftehranilish-stranica-7.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000-stranica-13.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-dlya-vseh-specialnostej.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnosti-1806.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnostyam-140102-teplosnabzhenie-i-teplotehnicheskoe-oborudovanie-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/002-005-0023252-troficheskaya-struktura-biocenoza-ekologicheskie-piramidi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-23-obshij-eksport-i-import-izdelij-iz-muki-mln-doll-promishlennost-i-promishlennaya-politika-turcii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vospominanie-yavivshegosya-na-nebe-znameniya-chestnogo-i-zhivotvoryashego-kresta-gospodnya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-nauchno-pedagogicheskih-rabotnikov-po-prioritetnomu-napravleniyu.html
  • essay.bystrickaya.ru/edinorossi-virabotayut-kriterii-dlya-kandidatov-v-chleni-partii-grizlov-b-v-monitoring-smi-14-noyabrya-2007-g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informatizaciya-obrazovaniya-kontrol-dostupa-v-set-internet.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kratkij-ekskurs-v-istoriyu-izucheniya-determinacii-aktivnosti-cheloveka-i-zhivotnih-stranica-14.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotaciya-stranica-17.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-stavropol-2011-nauchnij-redaktor-doktor-filosofskih-nauk-professor-stavropolskogo-gosudarstvennogo-universiteta-g-d-gricenko-stranica-14.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-shelushilnoe-otdelenie-dannij-dokument-ne-yavlyaetsya-oficialnoj-versiej-informaciya-spravochnaya-isklyuchitelno.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-perevozki-soobsheniya-.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-obshie-trebovaniya-pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-majminskogo-municipalnogo-obrazovaniya-municipalnij.html
  • education.bystrickaya.ru/13-analiz-ekonomicheskih-teorij-inflyacii-rabota-v-svobodnom-dostupe.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-kandinskij-o-duhovnom-v-iskusstve.html
  • control.bystrickaya.ru/byudzhet-vremeni-v-nedelyah-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnologicheskie-instrukcii-uchebnoe-posobie-joshkar-ola-2008-udk-378-2-bbk-74-58.html
  • report.bystrickaya.ru/izmereniya-provodimie-na-opticheskih-kabelyah.html
  • tasks.bystrickaya.ru/31-kampaniya-po-mobilizacii-resursov-territorii-bbk-65-0492.html
  • education.bystrickaya.ru/119-aulisini-ksh-zhojildi-dep-tanu-turali-azastan-respublikasi-kmetn-auli-zhobasina-anitama-negzdeme.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-3-selskoe-hozyajstvo-i-geneticheskie-resursi-otchet-komissii-po-pravam-na-intellektualnuyu-sobstvennost-london-2003-g.html
  • bystrickaya.ru/vidi-otravlenij.html
  • turn.bystrickaya.ru/ohrana-prirodi-doklad.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-30-globalizaciya-ekonomicheskih-otnoshenij-zakonomernosti-razvitiya-mirohozyajstvennih-svyazej.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vsego-936-100-kompleksnoe-lechenie-osnovnih-zabolevanij-poverhnostnoj-venoznoj-sistemi-nizhnih-konechnostej-14-01-17-hirurgiya.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-teorii-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava.html
  • testyi.bystrickaya.ru/ajris-merdok-romen-rollan.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kratkaya-bibliografiya-nauchnih-trudov-professora-v-p-gribanova-4-statya-5-osnov-grazhdanskogo-zakonodatelstva.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-standart-socialnogo-obsluzhivaniya-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ponyatie-braka-usloviya-i-poryadok-zaklyucheniya-braka.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoj-rabote-professor-g-a-bulanov-s-09-nechetnaya-nedelya-raspisanie-lekcij-i-prakticheskih-zanyatij-dlya-studentov.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipovaya-programma-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-vrachej-klinicheskaya-laboratornaya-diagnostika-stranica-79.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rejting-plan-uchebnoj-disciplini-didaktika-visshej-shkoli-tpu-1-2101.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-sovete-federacii-sostoyalos-192-e-zasedanie-soveta-federacii-federalnogo-sobraniya-rossijskoj-federacii-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-na-mezhdunarodnoj-konferencii-sovremennie-problemi-prepodavaniya-matematiki-i-informatiki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/venera-merkurij-stroenie-tela-i-psihologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.