.RU

Методические указания для студентов всех форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» новосибирск


Министерство образования и науки Российской Федерации НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


70 №3091

И 732


ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ
АДАПТАЦИЯ


Методические указания

для студентов всех форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»


НОВОСИБИРСК

2006

ББК 71. 0я73 И 732


Составитель Л. М. Загорская, канд. филос. наук, доц.


Рецензент Г. В. Чекмарева, канд. филос. наук


Работа подготовлена на кафедре экономики сервиса


© Новосибирский государственный технический университет, 2006
^ I. Рабочая программа учебного курса «Интеркультурная адаптация» 1. Особенности курса
Основной целью данного курса является развитие у студентов восприимчивости к культуре, способности к правильной интерпрета­ции конкретных проявлений коммуникативного поведения в различ­ных культурах, а также формирование навыков мышления в рамках «мультикультурализма» как позитивного отношения к другим культу­рам и коммуникативной компетентности в сфере межкультурных кон­тактов на предприятиях сервиса.

В процессе знакомства с основными темами курса студенты долж­ны не только получить знания и представления о проблемах интер­культурной адаптации, но и научиться навыкам правильного интер­культурного взаимодействия в сфере сервиса и туризма. Для решения этой цели в курсе используются как традиционные формы проведения занятий, так и активные формы обучения: ролевая игра, тренинг, пуб­личная защита своего варианта модели адаптации в определенном виде общения (туристической поездке, спорте, студенческом обмене, со­вместном обучении с иностранцами, бизнесе, частном визите, досуге и т. п.). При преподавании данного курса необходимо использовать не столько технические аспекты коммуникации, сколько логическую мо­дель ее, которая учитывает гуманитарные аспекты общения, так как именно эти аспекты помогают лучше подготовить будущего специали­ста по сервису к компетентному взаимодействию с людьми в процессе профессиональной деятельности.

^ Содержательное ядро курса составляют следующие вопросы.

• Изложение особенностей всех форм интеркультурного взаимо­действия.

• Анализ процесса адаптации в кросскультурных контактах.

• Выделение основных факторов, способствующих успешной ин­теркультурной адаптации.

• Рассмотрение различных измерений культуры и их влияния на адаптацию.

• Особенности национального характера и складывание этниче­ских стереотипов.

• Культурный шок и способы его преодоления.

• Межкультурное взаимодействие в сервисных коммуникациях.

• Модель межкультурной компетентности как средство наиболее успешной адаптации.

Изучение тем курса базируется на знаниях разделов следующих курсов: «Сравнительное изучение цивилизаций» (история локальных цивилизаций, отличие западных и восточных цивилизационных про­цессов); «Культурология» (типология культур, универсалии в культу­рах); «Социология» (социология и адаптация, социальные стереоти­пы); «Психология» (личность и индивидуальность, темперамент, типы мышления); «Страноведение» (географические, социально-экономи­ческие, политические и культурные особенности различных стран); «Этнология» (этнос, географический фактор в формировании этниче­ского образа жизни); «Сервисная деятельность» (особенности соци­ально-культурного сервиса).

Курс состоит из лекционной (17 часов) и практической частей (34 часа) в форме семинарских занятий (для дневной формы обучения).

Технология организации учебного процесса по курсу ориентиро­вана на ранговую текущую и итоговую оценку знаний студентов. Точ­ками текущего контроля по курсу являются: коллоквиум, самостоя­тельные работы, реферат, итоговый контроль — экзамен. Примерные вопросы по всем формам контроля прилагаются.

При изучении курса используются:

• учебные пособия,

• материалы научных исследований,

• периодическая печать,

• проводимые студентами социологические опросы,

• анализ документов фирм и организаций, связанных с междуна­родными обменами (турфирмы, совместные предприятия, междуна­родные организации по обмену студентами, брачные агентства, куль­турные учреждения, имеющие опыт международного сотрудничества и т. д.).

Примечание: эти материалы могут быть взяты студентами во вре­мя прохождения ими производственной практики или, например, ис­пользованы материалы организаций, в частности, базирующихся в НГТУ, таких, как Немецкий центр Daad, Британский Совет, Междуна­родная служба.

Кроме того, целесообразно использовать Интернет-ресурсы, кото­рые дают богатый и разнообразный материал по межкультурной ком­муникации и адаптации. Рекомендуемые сайты прилагаются в списке литературы.

Программа курса «Интеркультурная адаптация» включена в цикл учебных дисциплин регионального компонента в разделе «Дисциплины специализации» и читается студентам всех специализаций в VIII семестре.
^ 2. Цели курса

После изучения дисциплины студент будет иметь представление

1

О процессе адаптации к социокультурным условиям и его особенно­стях в различных сферах общественной жизни; о разнообразных вари­антах интеркультурного общения; о субъектах общения, об уровнях и глубине интеркультурного взаимодействия; о специфике протекания процесса адаптации в сфере туризма, научных, деловых, профессио­нальных и межличностных контактов

2

О «культурном шоке», его стадиях; о том, почему одни эмигранты остаются на «чужбине», а другие — возвращаются на родину; о факто­рах, облегчающих «стресс аккультурации». О реадаптации и вторичном «культурном шоке»

3

О роли личности в интеркультурном общении, о характеристиках менталитета, темперамента и влиянии их на процесс понимания; о «лице» в разных культурах

4

О национальном складе ума, темпераменте, характере, о националь­ных особенностях этики и этикета, о стереотипах восприятия в отно­шениях типа «свой — чужой»

Окончание таблицы

После изучения дисциплины студент будет иметь представление

5

О том, что нужно современному специалисту в социально-культурном сервисе, вступающему в межкультурные контакты, о том, как формируется достаточный уровень компетентности

Будет знать

6

Термины и определения (адаптация, реадаптация, аккультурация, инкультурация, «культурный шок», межкультурная компетентность и т. д.)

7

Основные социокультурные и этнопсихологические теории и науч­ные подходы в исследовании кросскультурных взаимодействий

8

Сущностные характеристики основных типов интеркультурного об­щения и их специфику в различных сферах международного сотруд­ничества

9

Социокультурные универсалии и особенности их проявления в раз­личных локальных культурах, странах и регионах

10

Основные этнопсихологические черты русского народа, проявления русского национального характера в конкретных исторических эпохах. Региональные особенности проявления русского национального ха­рактера на примере Сибирского региона

11

Этностереотипы и методы преодоления их для успешного кросс-культурного взаимодействия

Будет уметь

12

Выявлять основные факторы как положительно влияющие на про­цесс интеркультурной адаптации, так и проявляющие себя как комму­никативные барьеры

13

Формулировать максимально полно образ национального характера, уметь снимать психологическую напряженность в межкультурном взаимодействии и корректировать негативные этностереотипы в своем собственном поведении

14

Разрабатывать проектную модель адаптационного поведения в сфере социально-культурных контактов (спорт, туризм, бизнес, досуг и т. д.)

15

В самостоятельной работе на примерах «Case-study» анализировать конкретную (типичную) проблему интеркультурного взаимодействия, намечать подходы к ее решению, вырабатывать практические реко­мендации

16

Обосновывать основные идеи и выводы по своему проекту, показывать его актуальность и связь с сервисной деятельностью и публично его защищать на семинарском занятии

metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-altajskogo-politehnicheskogo-kolledzha-specialnosti-1705.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-disciplina-teoriya-buhgalterskogo-ucheta-stranica-6.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-po-specialnosti-190604-chita-2008-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-270103-stranica-8.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-gou-spo-sosnovoborskij-avtomehanicheskij-tehnikum-po-specialnostyam-190604-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-na-baze-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-9-klassov-.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-biologii-kak-bit-zdorovim.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-uchenie-o-biosfere-v-i-vernadskij-uchenij-i-organizator-nauki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-sostavlyat-menyu-chto-takoe-siroedenie-i-kak-stat-siroedom-naturistom.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-uroka-znachenie-kozhi-i-ee-stroenie.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-tehn-n-professor-sa-bagrecov-d-filosof-n-professor-i-p-volkov-zam-glavnogo-redaktora.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/finansirovanie-informacionno-konsultacionnoj-sluzhbi-s-selskom-hozyajstve.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-obucheniya-tehnike-bega-na-korotkie-distancii-tipichnie-oshibki-v-tehnike-bega-na-korotkie-distancii-i-sredstva-ih-ispravleniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-kursovih-rabot-po-discipline-mezhdunarodnoe-publichnoe-pravo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sushnost-byudzhetnogo-processa-v-respublike-kazahstan.html
  • college.bystrickaya.ru/152-vneshnij-konvert-dolzhen-imet-nadpisi-instrukciya-uchastnikam-zadanie-na-zakupku-zayavlenie-na-uchastie-v-procedure.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica6-kolichestvo-fakultativov-i-elektivnih-kursov-soglasno-uchebnogo-plana-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-33-problemi-formirovaniya-mirovogo-pravoporyadka-uchebnik-dlya-yuridicheskih-vuzov-i-fakultetov-pod-red-prof-s-s-alekseeva.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-1-2-kursa-zaochnogo-obucheniya-visshih-uchebnih-zavedenij-fakultetov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vinuzhdennaya-posadka-kniga-napisana-v-sodruzhestve-s-inzhenerom-vozduhoplavatelem-sergeem-vladimirovichem-revzinim.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koefficienti-razvodimosti-praktikum-po-kursu-territorialnaya-organizaciya-naseleniya-uchebnoe-posobie.html
  • studies.bystrickaya.ru/kompyuternie-seti-i-telekommunikacii-chast-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/evro-problemi-i-perspektivi.html
  • education.bystrickaya.ru/-3-obrashenie-vziskaniya-na-zarabotnuyu-platu-i-inie-dohodi-dolzhnika-uchebnik-pod-redakciej.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-hristianskij-sintez-avtorskoe-predislovie-k-russkomu-izdaniyu.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ixnevesta-2-strelku-vniz-ya-zamenil-na-zakrituyu-figurnuyu-skobku-.html
  • institut.bystrickaya.ru/sutra-o-cvetke-lotosa-chudesnoj-dharmi-stranica-21.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-soderzhit-opisanie-diskov-postavki-po-lotu-3-pri-razrabotke-materialov-ispolzovani-resursi.html
  • spur.bystrickaya.ru/kvalifikacionnaya-harakteristika-vracha-revmatologa-i-kvalifikacionnoj-kategorii-i-n-denisov-8-fevralya-2001-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-2-administrativnoe-pravo-predmet-metod-sistema-otrasli-programma-disciplini-administrativnoe-pravo-dlya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompyuternij-interfejs-peredachi-v-sisteme-personalnogo-radiovizova-obshego-polzovaniya-chast-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rnk-sigre-konkurs-referatov-pervoe-informacionnoe-soobshenie.html
  • klass.bystrickaya.ru/anglijskij-yazik-pamyatka-dlya-studentov-ii-kursa.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klinicheskij-sluchaj-n-4-a-v-bezrukih-o-m-pilyavina-v-tridevyatom-carstve.html
  • education.bystrickaya.ru/2014-zh-klk-salasinda-ozalis-aupszdgn.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sociologiya-udk-316354-zinchenko-yag-ksn-uchenie-zapiski-skags.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pravila-oformleniya-kursovoj-raboti-poryadok-dopuska-kursovoj-raboti-k-zashite-zashita-kursovoj-raboti.html
  • letter.bystrickaya.ru/mifi-keltov-pozdnego-perioda-chast-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-harakteristiki-grupp-koncepciya-razvitiya-socialnogo-sluzheniya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-9-osnovnie-harakteristiki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabotu-yakutyan-privodyat-v-primer-drugim-regionam-tatyana-nikolaeva-nachalnik-metodicheskoj-sluzhbi-gou-licej-milicii.html
  • report.bystrickaya.ru/instruktivno-metodicheskoe-pismo-o-prepodavanii-predmeta-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-leningradskoj-oblasti-v-2011-2012-uchebnom-godu-i-vstuplenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.