Методические указания для студентов всех форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» новосибирск
.RU

Методические указания для студентов всех форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» новосибирск


Министерство образования и науки Российской Федерации НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


70 №3091

И 732


ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ
АДАПТАЦИЯ


Методические указания

для студентов всех форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»


НОВОСИБИРСК

2006

ББК 71. 0я73 И 732


Составитель Л. М. Загорская, канд. филос. наук, доц.


Рецензент Г. В. Чекмарева, канд. филос. наук


Работа подготовлена на кафедре экономики сервиса


© Новосибирский государственный технический университет, 2006
^ I. Рабочая программа учебного курса «Интеркультурная адаптация» 1. Особенности курса
Основной целью данного курса является развитие у студентов восприимчивости к культуре, способности к правильной интерпрета­ции конкретных проявлений коммуникативного поведения в различ­ных культурах, а также формирование навыков мышления в рамках «мультикультурализма» как позитивного отношения к другим культу­рам и коммуникативной компетентности в сфере межкультурных кон­тактов на предприятиях сервиса.

В процессе знакомства с основными темами курса студенты долж­ны не только получить знания и представления о проблемах интер­культурной адаптации, но и научиться навыкам правильного интер­культурного взаимодействия в сфере сервиса и туризма. Для решения этой цели в курсе используются как традиционные формы проведения занятий, так и активные формы обучения: ролевая игра, тренинг, пуб­личная защита своего варианта модели адаптации в определенном виде общения (туристической поездке, спорте, студенческом обмене, со­вместном обучении с иностранцами, бизнесе, частном визите, досуге и т. п.). При преподавании данного курса необходимо использовать не столько технические аспекты коммуникации, сколько логическую мо­дель ее, которая учитывает гуманитарные аспекты общения, так как именно эти аспекты помогают лучше подготовить будущего специали­ста по сервису к компетентному взаимодействию с людьми в процессе профессиональной деятельности.

^ Содержательное ядро курса составляют следующие вопросы.

• Изложение особенностей всех форм интеркультурного взаимо­действия.

• Анализ процесса адаптации в кросскультурных контактах.

• Выделение основных факторов, способствующих успешной ин­теркультурной адаптации.

• Рассмотрение различных измерений культуры и их влияния на адаптацию.

• Особенности национального характера и складывание этниче­ских стереотипов.

• Культурный шок и способы его преодоления.

• Межкультурное взаимодействие в сервисных коммуникациях.

• Модель межкультурной компетентности как средство наиболее успешной адаптации.

Изучение тем курса базируется на знаниях разделов следующих курсов: «Сравнительное изучение цивилизаций» (история локальных цивилизаций, отличие западных и восточных цивилизационных про­цессов); «Культурология» (типология культур, универсалии в культу­рах); «Социология» (социология и адаптация, социальные стереоти­пы); «Психология» (личность и индивидуальность, темперамент, типы мышления); «Страноведение» (географические, социально-экономи­ческие, политические и культурные особенности различных стран); «Этнология» (этнос, географический фактор в формировании этниче­ского образа жизни); «Сервисная деятельность» (особенности соци­ально-культурного сервиса).

Курс состоит из лекционной (17 часов) и практической частей (34 часа) в форме семинарских занятий (для дневной формы обучения).

Технология организации учебного процесса по курсу ориентиро­вана на ранговую текущую и итоговую оценку знаний студентов. Точ­ками текущего контроля по курсу являются: коллоквиум, самостоя­тельные работы, реферат, итоговый контроль — экзамен. Примерные вопросы по всем формам контроля прилагаются.

При изучении курса используются:

• учебные пособия,

• материалы научных исследований,

• периодическая печать,

• проводимые студентами социологические опросы,

• анализ документов фирм и организаций, связанных с междуна­родными обменами (турфирмы, совместные предприятия, междуна­родные организации по обмену студентами, брачные агентства, куль­турные учреждения, имеющие опыт международного сотрудничества и т. д.).

Примечание: эти материалы могут быть взяты студентами во вре­мя прохождения ими производственной практики или, например, ис­пользованы материалы организаций, в частности, базирующихся в НГТУ, таких, как Немецкий центр Daad, Британский Совет, Междуна­родная служба.

Кроме того, целесообразно использовать Интернет-ресурсы, кото­рые дают богатый и разнообразный материал по межкультурной ком­муникации и адаптации. Рекомендуемые сайты прилагаются в списке литературы.

Программа курса «Интеркультурная адаптация» включена в цикл учебных дисциплин регионального компонента в разделе «Дисциплины специализации» и читается студентам всех специализаций в VIII семестре.
^ 2. Цели курса

После изучения дисциплины студент будет иметь представление

1

О процессе адаптации к социокультурным условиям и его особенно­стях в различных сферах общественной жизни; о разнообразных вари­антах интеркультурного общения; о субъектах общения, об уровнях и глубине интеркультурного взаимодействия; о специфике протекания процесса адаптации в сфере туризма, научных, деловых, профессио­нальных и межличностных контактов

2

О «культурном шоке», его стадиях; о том, почему одни эмигранты остаются на «чужбине», а другие — возвращаются на родину; о факто­рах, облегчающих «стресс аккультурации». О реадаптации и вторичном «культурном шоке»

3

О роли личности в интеркультурном общении, о характеристиках менталитета, темперамента и влиянии их на процесс понимания; о «лице» в разных культурах

4

О национальном складе ума, темпераменте, характере, о националь­ных особенностях этики и этикета, о стереотипах восприятия в отно­шениях типа «свой — чужой»

Окончание таблицы

После изучения дисциплины студент будет иметь представление

5

О том, что нужно современному специалисту в социально-культурном сервисе, вступающему в межкультурные контакты, о том, как формируется достаточный уровень компетентности

Будет знать

6

Термины и определения (адаптация, реадаптация, аккультурация, инкультурация, «культурный шок», межкультурная компетентность и т. д.)

7

Основные социокультурные и этнопсихологические теории и науч­ные подходы в исследовании кросскультурных взаимодействий

8

Сущностные характеристики основных типов интеркультурного об­щения и их специфику в различных сферах международного сотруд­ничества

9

Социокультурные универсалии и особенности их проявления в раз­личных локальных культурах, странах и регионах

10

Основные этнопсихологические черты русского народа, проявления русского национального характера в конкретных исторических эпохах. Региональные особенности проявления русского национального ха­рактера на примере Сибирского региона

11

Этностереотипы и методы преодоления их для успешного кросс-культурного взаимодействия

Будет уметь

12

Выявлять основные факторы как положительно влияющие на про­цесс интеркультурной адаптации, так и проявляющие себя как комму­никативные барьеры

13

Формулировать максимально полно образ национального характера, уметь снимать психологическую напряженность в межкультурном взаимодействии и корректировать негативные этностереотипы в своем собственном поведении

14

Разрабатывать проектную модель адаптационного поведения в сфере социально-культурных контактов (спорт, туризм, бизнес, досуг и т. д.)

15

В самостоятельной работе на примерах «Case-study» анализировать конкретную (типичную) проблему интеркультурного взаимодействия, намечать подходы к ее решению, вырабатывать практические реко­мендации

16

Обосновывать основные идеи и выводы по своему проекту, показывать его актуальность и связь с сервисной деятельностью и публично его защищать на семинарском занятии

metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-altajskogo-politehnicheskogo-kolledzha-specialnosti-1705.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-disciplina-teoriya-buhgalterskogo-ucheta-stranica-6.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-po-specialnosti-190604-chita-2008-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-270103-stranica-8.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-gou-spo-sosnovoborskij-avtomehanicheskij-tehnikum-po-specialnostyam-190604-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-na-baze-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-9-klassov-.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sovremennie-modeli-klientocentrirovannoj-terapii-dlya-napravleniya-030300-68-psihologiya-podgotovki-magistra-avtor-a-b-paukova-apaukovahse-ru.html
  • abstract.bystrickaya.ru/27-uchitelyu-biologii-metodicheskie-rekomendacii-petropavlovsk-kamchatskij-2009-bbk-74-204-4-o-64.html
  • studies.bystrickaya.ru/blagodarnosti-razvitie-sela-predprinimatelskaya-passivnost-naseleniya-i-sposobi-ee-preodoleniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-rezultatah-kompleksnoj-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-territorialnih-strukturnih-podrazdelenij-administracii-volgograda-po-urovnyu-i-tempam-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rajonov-volgograda-za-2008-god.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drs-1-bjimdardi-zhne-tehnologiyali-procesterd-standarttaudi-negzg-masati-men-principter.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-vipolneniyu-domashnej-kontrolnoj-raboti-stranica-15.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upotreblenie-infinitiva-s-chasticej-to-imya-sushestvitelnoe-the-noun.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tpagafonova-insamojlova-istoricheskij-tip-racionalnogo-obosnovaniya-vlastno-pravovih-otnoshenij-postneklassicheskij-podhod.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-finansovih-rezultatov-predpriyatiya-oao-gaz-servis-chast-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/urok-18-chelovek-i-okruzhayushaya-sreda-programmi-tvorcheskoj-deyatelnosti-po-socializacii-i-socialnoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/c-konstrukciya-zhizni-stanislav-lem.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-zadacha-kursa-prakticheskoe-primenenie-novih-i-poluchennih-ranee-znanij-i-navikov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-i-pourochnoe-planirovanie-po-himii-kuchebniku-o-s-gabrielyana-himiya-9-klass-.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vi-zakon-na-vashej-storone-izdanie-osushestvleno-pri-sodejstvii-posolstva-kanadi-v-moskve.html
  • credit.bystrickaya.ru/polnij-kurs-anglijskogo-yazika-setevaya-versiya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rodovaya-vetv-tauke-han-sameke-han-esim-han-kudaj-mendi-konur-kulzha-abilaj-abisheke-zhakish-zharmuhamed-gaziz-ersin-nurlan.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-mezhdunarodnaya-torgovlya-i-ee-mesto-v-sisteme-mirovogo-hozyajstva.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/logicheskie-probniki-luchshie-konstrukcii-29-j-i-30-j-vistavok.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sergej-minaev-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-ch-kan-organizaciya-kak-socialnaya-sistema-termin-organizaciya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/426008-g-izhevsk-ul-m-gorkogo-69-tel-513-010-main-uo-izh-ru.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izlozhenie-po-rasskazu-k-g-paustovskogo-pervij-sneg.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-perednyaya-aziya-v-drevnosti-testi-na-urokah-istorii-drevnego-mira-v-5-klasse.html
  • university.bystrickaya.ru/g18-registraciya-avarijnih-situacij-obshie-tehnicheskie-trebovaniya-k-programmno-tehnicheskim-kompleksam-dlya-asu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ohorona-prac-v-hmchnj-promislovost.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prodolzhenie-tablici-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2003.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zasedanie-27-oktyabrya-aud-2-503-14-ch-28-oktyabrya-aud-2-503-10-ch-aud-2-115-14-ch.html
  • learn.bystrickaya.ru/gibbsa-raspredeleniya-franc-gaz-ot-grech-chaos-haos-agregatnoe-sostoyanie-v-va-v-k-rom-ego-ch-ci-ne-svyazani-ili.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/filosofiya-buddizma-i-eyo-sovremennoe-znachenie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kursovaya-po-mikroprocessoram.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/telfaks-499740-60-14-499740-60-15-stranica-17.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/praktikum-prednaznachen-dlya-studentov-2-3-4-kursov-tehnologicheskih-specialnostej-vseh-form-obucheniya-avtori-panov-valerij-petrovich.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-osnovnoj-metod-izucheniya-kursa.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-sostavlena-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-vpo-s-uchetom-rekomendacij-i-proop-vpo-po-napravleniyu-i-profilyu-podgotovki-rabochaya-programma-disciplini-fotomikrofluidika.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vozrozhdenie-i-gumanizm-v-evrope.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.