.RU

Методические указания для студентов всех форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» новосибирск


Министерство образования и науки Российской Федерации НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


70 №3091

И 732


ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ
АДАПТАЦИЯ


Методические указания

для студентов всех форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»


НОВОСИБИРСК

2006

ББК 71. 0я73 И 732


Составитель Л. М. Загорская, канд. филос. наук, доц.


Рецензент Г. В. Чекмарева, канд. филос. наук


Работа подготовлена на кафедре экономики сервиса


© Новосибирский государственный технический университет, 2006
^ I. Рабочая программа учебного курса «Интеркультурная адаптация» 1. Особенности курса
Основной целью данного курса является развитие у студентов восприимчивости к культуре, способности к правильной интерпрета­ции конкретных проявлений коммуникативного поведения в различ­ных культурах, а также формирование навыков мышления в рамках «мультикультурализма» как позитивного отношения к другим культу­рам и коммуникативной компетентности в сфере межкультурных кон­тактов на предприятиях сервиса.

В процессе знакомства с основными темами курса студенты долж­ны не только получить знания и представления о проблемах интер­культурной адаптации, но и научиться навыкам правильного интер­культурного взаимодействия в сфере сервиса и туризма. Для решения этой цели в курсе используются как традиционные формы проведения занятий, так и активные формы обучения: ролевая игра, тренинг, пуб­личная защита своего варианта модели адаптации в определенном виде общения (туристической поездке, спорте, студенческом обмене, со­вместном обучении с иностранцами, бизнесе, частном визите, досуге и т. п.). При преподавании данного курса необходимо использовать не столько технические аспекты коммуникации, сколько логическую мо­дель ее, которая учитывает гуманитарные аспекты общения, так как именно эти аспекты помогают лучше подготовить будущего специали­ста по сервису к компетентному взаимодействию с людьми в процессе профессиональной деятельности.

^ Содержательное ядро курса составляют следующие вопросы.

• Изложение особенностей всех форм интеркультурного взаимо­действия.

• Анализ процесса адаптации в кросскультурных контактах.

• Выделение основных факторов, способствующих успешной ин­теркультурной адаптации.

• Рассмотрение различных измерений культуры и их влияния на адаптацию.

• Особенности национального характера и складывание этниче­ских стереотипов.

• Культурный шок и способы его преодоления.

• Межкультурное взаимодействие в сервисных коммуникациях.

• Модель межкультурной компетентности как средство наиболее успешной адаптации.

Изучение тем курса базируется на знаниях разделов следующих курсов: «Сравнительное изучение цивилизаций» (история локальных цивилизаций, отличие западных и восточных цивилизационных про­цессов); «Культурология» (типология культур, универсалии в культу­рах); «Социология» (социология и адаптация, социальные стереоти­пы); «Психология» (личность и индивидуальность, темперамент, типы мышления); «Страноведение» (географические, социально-экономи­ческие, политические и культурные особенности различных стран); «Этнология» (этнос, географический фактор в формировании этниче­ского образа жизни); «Сервисная деятельность» (особенности соци­ально-культурного сервиса).

Курс состоит из лекционной (17 часов) и практической частей (34 часа) в форме семинарских занятий (для дневной формы обучения).

Технология организации учебного процесса по курсу ориентиро­вана на ранговую текущую и итоговую оценку знаний студентов. Точ­ками текущего контроля по курсу являются: коллоквиум, самостоя­тельные работы, реферат, итоговый контроль — экзамен. Примерные вопросы по всем формам контроля прилагаются.

При изучении курса используются:

• учебные пособия,

• материалы научных исследований,

• периодическая печать,

• проводимые студентами социологические опросы,

• анализ документов фирм и организаций, связанных с междуна­родными обменами (турфирмы, совместные предприятия, междуна­родные организации по обмену студентами, брачные агентства, куль­турные учреждения, имеющие опыт международного сотрудничества и т. д.).

Примечание: эти материалы могут быть взяты студентами во вре­мя прохождения ими производственной практики или, например, ис­пользованы материалы организаций, в частности, базирующихся в НГТУ, таких, как Немецкий центр Daad, Британский Совет, Междуна­родная служба.

Кроме того, целесообразно использовать Интернет-ресурсы, кото­рые дают богатый и разнообразный материал по межкультурной ком­муникации и адаптации. Рекомендуемые сайты прилагаются в списке литературы.

Программа курса «Интеркультурная адаптация» включена в цикл учебных дисциплин регионального компонента в разделе «Дисциплины специализации» и читается студентам всех специализаций в VIII семестре.
^ 2. Цели курса

После изучения дисциплины студент будет иметь представление

1

О процессе адаптации к социокультурным условиям и его особенно­стях в различных сферах общественной жизни; о разнообразных вари­антах интеркультурного общения; о субъектах общения, об уровнях и глубине интеркультурного взаимодействия; о специфике протекания процесса адаптации в сфере туризма, научных, деловых, профессио­нальных и межличностных контактов

2

О «культурном шоке», его стадиях; о том, почему одни эмигранты остаются на «чужбине», а другие — возвращаются на родину; о факто­рах, облегчающих «стресс аккультурации». О реадаптации и вторичном «культурном шоке»

3

О роли личности в интеркультурном общении, о характеристиках менталитета, темперамента и влиянии их на процесс понимания; о «лице» в разных культурах

4

О национальном складе ума, темпераменте, характере, о националь­ных особенностях этики и этикета, о стереотипах восприятия в отно­шениях типа «свой — чужой»

Окончание таблицы

После изучения дисциплины студент будет иметь представление

5

О том, что нужно современному специалисту в социально-культурном сервисе, вступающему в межкультурные контакты, о том, как формируется достаточный уровень компетентности

Будет знать

6

Термины и определения (адаптация, реадаптация, аккультурация, инкультурация, «культурный шок», межкультурная компетентность и т. д.)

7

Основные социокультурные и этнопсихологические теории и науч­ные подходы в исследовании кросскультурных взаимодействий

8

Сущностные характеристики основных типов интеркультурного об­щения и их специфику в различных сферах международного сотруд­ничества

9

Социокультурные универсалии и особенности их проявления в раз­личных локальных культурах, странах и регионах

10

Основные этнопсихологические черты русского народа, проявления русского национального характера в конкретных исторических эпохах. Региональные особенности проявления русского национального ха­рактера на примере Сибирского региона

11

Этностереотипы и методы преодоления их для успешного кросс-культурного взаимодействия

Будет уметь

12

Выявлять основные факторы как положительно влияющие на про­цесс интеркультурной адаптации, так и проявляющие себя как комму­никативные барьеры

13

Формулировать максимально полно образ национального характера, уметь снимать психологическую напряженность в межкультурном взаимодействии и корректировать негативные этностереотипы в своем собственном поведении

14

Разрабатывать проектную модель адаптационного поведения в сфере социально-культурных контактов (спорт, туризм, бизнес, досуг и т. д.)

15

В самостоятельной работе на примерах «Case-study» анализировать конкретную (типичную) проблему интеркультурного взаимодействия, намечать подходы к ее решению, вырабатывать практические реко­мендации

16

Обосновывать основные идеи и выводы по своему проекту, показывать его актуальность и связь с сервисной деятельностью и публично его защищать на семинарском занятии

metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-altajskogo-politehnicheskogo-kolledzha-specialnosti-1705.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-disciplina-teoriya-buhgalterskogo-ucheta-stranica-6.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-po-specialnosti-190604-chita-2008-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-270103-stranica-8.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-gou-spo-sosnovoborskij-avtomehanicheskij-tehnikum-po-specialnostyam-190604-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-na-baze-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-9-klassov-.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-innovacionnie-processi-v-shkole-programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-bereznikovskoj.html
  • literature.bystrickaya.ru/budte-shedrimi-dushoj-pomnite-chto-otdash-tvoe-chto-skroesh-to-poteryano-navek.html
  • esse.bystrickaya.ru/raznovidnosti-krugovorota-konspekt-po-kursu-lekcij-operacionnie-sistemi-operacionnie-sistemi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/slovo-v-nedelyu-18-yu-po-pyatidesyatnice-o-chudesnom-ulove-ribi-na-voskresnie-evangelskie-chteniya-izdatelskij-sovet.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-ya-9-k-i-platonov-slovo-kak-fiziologicheskij-i-lechebnij-faktor.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/147-planirovanie-truda-i-zarabotnoj-plati-izucheni-voprosi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-organizacii-i-planirovaniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nedostatochnost-krovoobrasheniya-professor-a-s-senatorova-lekciya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-peterburge-za-sutki-proizoshlo-9-pozharov-informacionnoe-agentstvo-baltijskoe-informacionnoe-agentstvo-23062011.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-filosofiya-platona.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhetnicheskij-konflikt-kak-faktor-mezhlichnostnogo-obsheniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-organizaciya-evm-i-sistem-napravlenie.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-4-vvedenie-4-obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti-4-stranica-7.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-televizori-bitovaya-radioapparatura-brodskij.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhirinovskij-izvinitsya-pered-veteranami-boris-grizlov-monitoring-smi-14-sentyabrya-2006-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/reshenie-zaochnoe.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poltichn-poglyadi-m-hvilovogo-m-mhnovskogo-ta-yu-lipi.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-estestvenno-nauchnie-dostizheniya-srednevekovoj-arabskoj-kulturi-v-m-najdish-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema20-uchet-osnovnih-sredstv-2-osnovi-professionalnoj-etiki-buhgaltera-123-tema-obshie-trebovaniya-etiki-predyavlyaemie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-osnovnie-trebovaniya-pri-vipolnenii-zadach-vab-obekta-mn-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-veroyatnostnogo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cel-2-obespechenie-vseobshego-nachalnogo-obrazovaniya-reshenie-gosudarstvami-voprosov-napravlennih-na-sokrashenie.html
  • desk.bystrickaya.ru/odesskaya-oblast-polnocvetnuyu-na-oblozhke.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zotikov-v-i-l-a-mihajlov-i-dr-pod-red-l-a-mihajlova-spb-piter-2009-256-s-il-isbn-978-5-388-00399-7-134-00.html
  • reading.bystrickaya.ru/materiali-dlya-podgotovki-k-zanyatiyam-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-soderzhanie-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-dispetcherskih-komand-napravlennih-na-izmenenie-aktivnoj-nagruzki-sayano-shushenskoj-ges-otdannih-v-period-vremeni.html
  • studies.bystrickaya.ru/chast-tretya-ot-izdatelya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/45-sistema-kulturno-bitovogo-obsluzhivaniya-zadonskogo-selskogo-generalnij-plan-zadonskogo-selskogo-poseleniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/p-i-novgorodcev-ob-obshestvennom-ideale-stranica-45.html
  • occupation.bystrickaya.ru/monografiya-yavlketsya-pervoj-v-otechestvennoj-a-v-opredelennom-otnoshenii-i-v-mirovoj-nauke-popitkoj-predstavit-religiyu-v-kachestve-celostnogo-psihologicheskogo-fenomena-stranica-22.html
  • pisat.bystrickaya.ru/testi-tekst-uchebnoe-izdanie-b-b-asmontas-m-izd-vo-vlados-press.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/red-s-a-bogolyubov-e-l-minin.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobraniem-deputatov-utverzhdena-programma-gazifikacii-okruga-na-2010-2020gg-gazifikaciya-chastnogo-sektora-budet-osushestvlyatsya-soglasno-srokov-ustanovlennih-v-programme-2-stranica-13.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-modulya-istoriya-rossii-do-xvii-veka.html
  • reading.bystrickaya.ru/lyukshinov-a-n-l94-strategicheskij-menedzhment-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • write.bystrickaya.ru/g-petropavlovsk-kamchatskij-2011-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.