.RU

Методические указания для студентов всех форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» новосибирск


Министерство образования и науки Российской Федерации НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


70 №3091

И 732


ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ
АДАПТАЦИЯ


Методические указания

для студентов всех форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»


НОВОСИБИРСК

2006

ББК 71. 0я73 И 732


Составитель Л. М. Загорская, канд. филос. наук, доц.


Рецензент Г. В. Чекмарева, канд. филос. наук


Работа подготовлена на кафедре экономики сервиса


© Новосибирский государственный технический университет, 2006
^ I. Рабочая программа учебного курса «Интеркультурная адаптация» 1. Особенности курса
Основной целью данного курса является развитие у студентов восприимчивости к культуре, способности к правильной интерпрета­ции конкретных проявлений коммуникативного поведения в различ­ных культурах, а также формирование навыков мышления в рамках «мультикультурализма» как позитивного отношения к другим культу­рам и коммуникативной компетентности в сфере межкультурных кон­тактов на предприятиях сервиса.

В процессе знакомства с основными темами курса студенты долж­ны не только получить знания и представления о проблемах интер­культурной адаптации, но и научиться навыкам правильного интер­культурного взаимодействия в сфере сервиса и туризма. Для решения этой цели в курсе используются как традиционные формы проведения занятий, так и активные формы обучения: ролевая игра, тренинг, пуб­личная защита своего варианта модели адаптации в определенном виде общения (туристической поездке, спорте, студенческом обмене, со­вместном обучении с иностранцами, бизнесе, частном визите, досуге и т. п.). При преподавании данного курса необходимо использовать не столько технические аспекты коммуникации, сколько логическую мо­дель ее, которая учитывает гуманитарные аспекты общения, так как именно эти аспекты помогают лучше подготовить будущего специали­ста по сервису к компетентному взаимодействию с людьми в процессе профессиональной деятельности.

^ Содержательное ядро курса составляют следующие вопросы.

• Изложение особенностей всех форм интеркультурного взаимо­действия.

• Анализ процесса адаптации в кросскультурных контактах.

• Выделение основных факторов, способствующих успешной ин­теркультурной адаптации.

• Рассмотрение различных измерений культуры и их влияния на адаптацию.

• Особенности национального характера и складывание этниче­ских стереотипов.

• Культурный шок и способы его преодоления.

• Межкультурное взаимодействие в сервисных коммуникациях.

• Модель межкультурной компетентности как средство наиболее успешной адаптации.

Изучение тем курса базируется на знаниях разделов следующих курсов: «Сравнительное изучение цивилизаций» (история локальных цивилизаций, отличие западных и восточных цивилизационных про­цессов); «Культурология» (типология культур, универсалии в культу­рах); «Социология» (социология и адаптация, социальные стереоти­пы); «Психология» (личность и индивидуальность, темперамент, типы мышления); «Страноведение» (географические, социально-экономи­ческие, политические и культурные особенности различных стран); «Этнология» (этнос, географический фактор в формировании этниче­ского образа жизни); «Сервисная деятельность» (особенности соци­ально-культурного сервиса).

Курс состоит из лекционной (17 часов) и практической частей (34 часа) в форме семинарских занятий (для дневной формы обучения).

Технология организации учебного процесса по курсу ориентиро­вана на ранговую текущую и итоговую оценку знаний студентов. Точ­ками текущего контроля по курсу являются: коллоквиум, самостоя­тельные работы, реферат, итоговый контроль — экзамен. Примерные вопросы по всем формам контроля прилагаются.

При изучении курса используются:

• учебные пособия,

• материалы научных исследований,

• периодическая печать,

• проводимые студентами социологические опросы,

• анализ документов фирм и организаций, связанных с междуна­родными обменами (турфирмы, совместные предприятия, междуна­родные организации по обмену студентами, брачные агентства, куль­турные учреждения, имеющие опыт международного сотрудничества и т. д.).

Примечание: эти материалы могут быть взяты студентами во вре­мя прохождения ими производственной практики или, например, ис­пользованы материалы организаций, в частности, базирующихся в НГТУ, таких, как Немецкий центр Daad, Британский Совет, Междуна­родная служба.

Кроме того, целесообразно использовать Интернет-ресурсы, кото­рые дают богатый и разнообразный материал по межкультурной ком­муникации и адаптации. Рекомендуемые сайты прилагаются в списке литературы.

Программа курса «Интеркультурная адаптация» включена в цикл учебных дисциплин регионального компонента в разделе «Дисциплины специализации» и читается студентам всех специализаций в VIII семестре.
^ 2. Цели курса

После изучения дисциплины студент будет иметь представление

1

О процессе адаптации к социокультурным условиям и его особенно­стях в различных сферах общественной жизни; о разнообразных вари­антах интеркультурного общения; о субъектах общения, об уровнях и глубине интеркультурного взаимодействия; о специфике протекания процесса адаптации в сфере туризма, научных, деловых, профессио­нальных и межличностных контактов

2

О «культурном шоке», его стадиях; о том, почему одни эмигранты остаются на «чужбине», а другие — возвращаются на родину; о факто­рах, облегчающих «стресс аккультурации». О реадаптации и вторичном «культурном шоке»

3

О роли личности в интеркультурном общении, о характеристиках менталитета, темперамента и влиянии их на процесс понимания; о «лице» в разных культурах

4

О национальном складе ума, темпераменте, характере, о националь­ных особенностях этики и этикета, о стереотипах восприятия в отно­шениях типа «свой — чужой»

Окончание таблицы

После изучения дисциплины студент будет иметь представление

5

О том, что нужно современному специалисту в социально-культурном сервисе, вступающему в межкультурные контакты, о том, как формируется достаточный уровень компетентности

Будет знать

6

Термины и определения (адаптация, реадаптация, аккультурация, инкультурация, «культурный шок», межкультурная компетентность и т. д.)

7

Основные социокультурные и этнопсихологические теории и науч­ные подходы в исследовании кросскультурных взаимодействий

8

Сущностные характеристики основных типов интеркультурного об­щения и их специфику в различных сферах международного сотруд­ничества

9

Социокультурные универсалии и особенности их проявления в раз­личных локальных культурах, странах и регионах

10

Основные этнопсихологические черты русского народа, проявления русского национального характера в конкретных исторических эпохах. Региональные особенности проявления русского национального ха­рактера на примере Сибирского региона

11

Этностереотипы и методы преодоления их для успешного кросс-культурного взаимодействия

Будет уметь

12

Выявлять основные факторы как положительно влияющие на про­цесс интеркультурной адаптации, так и проявляющие себя как комму­никативные барьеры

13

Формулировать максимально полно образ национального характера, уметь снимать психологическую напряженность в межкультурном взаимодействии и корректировать негативные этностереотипы в своем собственном поведении

14

Разрабатывать проектную модель адаптационного поведения в сфере социально-культурных контактов (спорт, туризм, бизнес, досуг и т. д.)

15

В самостоятельной работе на примерах «Case-study» анализировать конкретную (типичную) проблему интеркультурного взаимодействия, намечать подходы к ее решению, вырабатывать практические реко­мендации

16

Обосновывать основные идеи и выводы по своему проекту, показывать его актуальность и связь с сервисной деятельностью и публично его защищать на семинарском занятии

metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-altajskogo-politehnicheskogo-kolledzha-specialnosti-1705.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-disciplina-teoriya-buhgalterskogo-ucheta-stranica-6.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-po-specialnosti-190604-chita-2008-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-270103-stranica-8.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-gou-spo-sosnovoborskij-avtomehanicheskij-tehnikum-po-specialnostyam-190604-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-na-baze-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-9-klassov-.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-1-rinok-cennih-bumag-i-ego-regulirovanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tehnologiya-demograficheskogo-prognozirovaniya-safronova-v-m-s-21-prognozirovanie-i-modelirovanie-v-socialnoj.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-mirovaya-ekonomika-specialnostej-060800-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-ochlenstve-vinstitute-professionalnih-buhgalterov-iauditorov-rossii-utverzhdeno.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-specialnosti-080507-menedzhment.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-issledovatelskih-rabot-tema-rodini-v-tvorchestve-karelskih-pisatelej.html
  • bystrickaya.ru/zamestitel-predsedatelya-gosudarstvennoj-dumi-rf-prezident-rossijskogo-gazovogo-obshestva-valerij-yazev-razumnoe-nalogooblozhenie-gazovoj-otrasli-zalog-razvitiya-ekonomiki-rossii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnaya-lekciya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/professionalnaya-perepodgotovka-dlya-vipolneniya-novogo-vida-professionalnoj-deyatelnosti-perevodchik-anglijskogo-yazika.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-fortepiannih-duetov-iml-abruk-bratisestra.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-filosofiya-dlya-specialnosti-050119-inostrannij-yazik-dva-inostrannih-yazika-ust-kamenogorsk-2005.html
  • literature.bystrickaya.ru/eksperimentalnaya-onkologiya-voprosi-diagnostiki-lecheniya-i-profilaktiki-zlokachestvennih-opuholej.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvitie-malogo-biznesa-v-altajskom-krae.html
  • klass.bystrickaya.ru/96-zaklyuchenie-konspekt-lekcij-po-kursu-bazi-dannih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnikov-chernova-g-v-kudryavcev-a-a-upravlenie-riskami-bashkatov-l-n-i-dr-ugolovno-processualnoe-pravo-rossijskoj-federacii-ugolovnoe-pravo-rossii-chasti-obshaya-i-osobennaya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-deyatelnosti-bankov-i-drugih-kreditnih-organizacij.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-2009-god.html
  • student.bystrickaya.ru/-v-bakalavr-i-magistr-novie-tipiobrazovatelnih-programmsistemnij-podhodk-bolonskim-reformam.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svyashennik-pavel-florenskij-i-nikolaj-fedorov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-istorii-drevnego-mira-naimenovanie-uchebnogo-predmeta.html
  • credit.bystrickaya.ru/podgotovka-k-professionalnoj-deyatelnosti-na-urokah-fiziki.html
  • books.bystrickaya.ru/chego-ne-skazal-bodhidharma-ili-osnovnoj-vopros-filosofii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-posvyashennaya-100-letiyu-gosudarstvennoj-dumi-otkrilas-v-petergofe.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-istoriya-filosofii-stranica-13.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-federalnoj-sluzhbi-po-ekologicheskomu-tehnologicheskomu-i-atomnomu-nadzoru-ot-31-iyulya-2009-g-n-667-stranica-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-opd-v-01-sovremennie-teorii-filologicheskogo-obrazovaniya-profilnoe-obuchenie-literature.html
  • turn.bystrickaya.ru/otveti-i-tura-1.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-tematicheskogo-kontrolya-gotovnost-grupp-i-pomeshenij-k-uchebnomu-godu-znakomstvo-s-videomaterialami-umnie-igri-dlya-malishej-iz-serii-tvorcheskaya-masterskaya-igorya-shadhana-i-ooo-oksva.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-bezopasnost-i-globalnie-ugrozi-chast-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennaya-nauka-o-kosmose.html
  • institut.bystrickaya.ru/testi-i-uprazhneniya-k-seminarskomu-zanyatiyu-5-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dlya-studentov-obuchayushihsya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/turisticheskij-supermarket.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatie-principi-i-istochniki-mezhdunarodnogo-ugolovnogo-prava.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izbrannoe-v-2-h-tomah-izd-hud-lit-1978-g-stranica-22.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.