.RU

Методические указания для студентов заочной формы обучения



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности


Кафедра экономической теории


ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ


Методические указания

для студентов заочной

формы обучения


Кемерово 2005
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Кемеровский технологический институт пищевой промышленности


Кафедра экономической теории


Методические указания

для студентов заочной

формы обучения


Подготовили:

коллектив кафедры

Экономической теории

С.К. Ашванян

П.И. Попов

Т.А. Сапожникова

А.П. Короткий

О.Б. Кузнецова

Е.А. Плосконосова

Е.В. Таранова


Рассмотрено и утверждено

На заседании кафедры экономической

теории

Протокол №­­­­­­­­­­­­­­­­­­­6 от 29.09.05г.


Рекомендовано к печати

Методическим советом

экономического факультета

Протокол № _________________


Кемерово 2005


Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу «История экономических учений» подготовлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Рекомендованы для студентов экономических специальностей заочной формы обучения.


Содержание



  1. Предисловие 3

  2. Тематика контрольных работ, планы, задания 7

  3. Список литературы



Предисловие


Назначение предлагаемых методических указаний в том, чтобы во-первых, довести до сведения студентов, приступающих к выполнению контрольной работы по истории экономических учений те требования, которые предъявляются к этой форме учебного процесса (как показывает практика, именно незнание этих требований мешает многим студентам качественно выполнить контрольную работу); во-вторых, оказать возможную помощь в подготовке контрольной работы в установленные сроки и на должном уровне.

В соответствии с учебным планом по истории экономических учений студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу.

Тема контрольной работы выбирается студентами согласно приведенной ниже таблице. В соответствии с первой буквой своей фамилии студент выбирает из предложенных одну тему контрольной работы.



Первая буква

Фамилии

Студента

Номера тем

Первая буква

Фамилии

Студента

Номера тем







А

1, 30

П

15, 43

Б

2, 31

Р

16, 44

В

3, 32

С

17, 45

Г

4, 33

Т

18, 30

Д

5, 34

У

19, 33

Е

6, 35

Ф

20, 35

Ж

7, 35

Х

21, 36

З

8, 36

Ц

22, 37

И

9, 37

Ч

23, 38

К

10, 38

Ш

25, 39

Л

11, 39

Щ

26, 40

М

12, 40

Э

27, 41

Н

13, 41

Ю

28, 6

О

14, 42

Я

29, 7



Кроме тематики контрольных работ, в предлагаемых методических указаниях даны рекомендации к выполнению контрольных работ, планы контрольных работ, упражнения по каждой теме, список источников литературы.

Контрольная работа – одна из важнейших форм самостоятельной работы студента-заочника над изучением курса экономической теории. Она дает возможность студентам закрепить и углубить знания по истории возникновения, становления и развития экономической науки, а так же улучшить знания, полученные в курсе экономическая теории. Кроме этого контрольная работа прививает студентам навыки самостоятельной работы над экономической литературой, учит их правильно излагать мысли, делать выводы и обобщения на основе изучаемых материалов.

Одновременно контрольная работа показывает глубину освоения студентом учебного материала, дает возможность преподавателю более целенаправленно помогать в работе над той или иной темой и курса в целом.

В процессе подготовки контрольной работы студенты могут пользоваться консультациями преподавателей в устной или письменной форме.

Подготовка контрольной работы включает несколько этапов.

Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно из предложенной кафедрой тематики и в соответствии с таблицей распределения тем.

К выполнению контрольной работы надо приступать заблаговременно, чтобы представить ее на рецензирование в установленные графиком сроки и до начала экзаменационной сессии получить положительный ответ, учесть замечания и советы рецензента при подготовке к собеседованию по контрольной работе перед зачетом или экзаменом.

Подготовка к написанию контрольной работы начинается с внимательного изучения сделанных студентом записей установочных лекций, указанной в них основной литературы и данных методических рекомендаций. Систематическое изучение всех тем курса с привлечением дополнительной литературы позволяет успешно справиться с поставленной задачей. Дополнительную литературу (учебные пособия, монографии, брошюры, статьи в экономических журналах и газетах) студент подбирает самостоятельно. Здесь большую помощь могут оказать предметные и алфавитные каталоги, справочная литература, имеющиеся в библиотеке и читальных залах. В контрольной работе полезно использовать статистические данные, конкретные примеры, которые публикуются в печати, а также известные студенту из хозяйственной практики. Кроме этого, можно использовать курс по истории экономических учений, представленный на диске, который можно приобрести в институте.

После этого составляется план контрольной работы. При этом студент может воспользоваться консультациями и советами преподавателя.

Содержание контрольной работы должно быть изложено в той логической последовательности, в какой составлен ее план.

Особое внимание рекомендуется обратить на самостоятельность изложения. Качество контрольной работы оценивается прежде всего тем, насколько самостоятельно изложен материал и насколько полно отражено знание учебной литературы, современных экономических процессов.

Контрольная работа должна быть написана разборчиво, грамотным языком. Приводимые цитаты, статистические данные надо снабдить соответствующими ссылками на источники (автор, название работы, место и год издания, страницы).

На обложке работы сверху студент указывает полное название института, посередине номер контрольной работы. Ниже - предмет, фамилию и инициалы, группу, шифр, название методического указания, год издания методического указания, домашний адрес (см. образец):


Образец оформления титульного листа

контрольной работы


Кемеровский технологический институт

Пищевой промышленности


Контрольная работа №

По истории экономических учений

Студента Ивановой Л. И.

Группы ММз-11 шифр 5637

Работа выполнена по методическому указанию «История экономических учений. Методические указания для студентов заочной формы обучения».

Год издания 2005.

Домашний адрес: Кемерово, пр. Ленинградский, д. 36, кв. 36.


В начале работы дается план контрольной с указанием страниц соответствующих разделов. Текст контрольной работы должен быть подразделен и озаглавлен в соответствии с планом. Страницы работы должны быть пронумерованы, и иметь поля для записей рецензента.

В конце работы приводится список использованной литературы. В нем сначала указываются официальные законодательные акты, документы государственных органов, затем приводится перечень экономической литературы в алфавитном порядке авторов (фамилия, инициалы, название работы, издание, год, страницы).

На последней странице студент ставит свою подпись и дату.

Объем контрольной работы должен составлять 20-25 страниц ученической тетради.

Контрольная работа представляется на рецензирование в соответствии с графиком учебного процесса, но (при наличии уважительной причины) не позднее, чем за три недели до начала сессии. Контрольная работа представленная после указанного срока будет рецензироваться после сессии. Студенты не выполнившие контрольную работу к сессии не допускаются.

Рецензирование контрольной работы проводится в срок до одной недели после поступления.

В письменной рецензии указываются положительные стороны и недостатки контрольной работы. При необходимости даются рекомендации по ее доработке. Если контрольная работа отвечает требованиям, то она допускается к собеседованию.

Решение о зачете контрольной работы принимается по результатам собеседования.

В том случае, если контрольная работа не допущена к собеседованию, студент обязан переделать ее в соответствии с замечаниями преподавателя и вместе с рецензией на предыдущий вариант представить для повторного рецензирования. На обложке такой работы делается отметка «повторно».



  1. Тематика контрольных работ. Планы, задания.



Тема №1. Экономические взгляды в Древнем мире.


План.


  1. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Китай, Индия).

  2. Экономическая мысль Древней Греции.

  3. Экономическая мысль Древнего Рима.


Задание.


  1. Раскройте сущность концепции Аристотеля об экономике и хрематистике.


Тема №2.Экономические учения средневековья.

План.


  1. Средневековая экономическая мысль в восточных странах.

  2. Экономические идеи в Западной Европе. Экономические воззрения канонистов.

  3. Экономические идеи в средние века в России. Возникновение утопического социализма.


Задание.


  1. В чем заключается сущность теории «справедливой цены» Ф. Аквинского?


Тема №3.Меркантилизм.


План.


  1. Особенности раннего меркантилизма.

  2. Поздний, зрелый или развитой меркантилизм.

  3. Историческое значение меркантилизма.


Задание.


  1. Что меркантилисты понимали под богатством нации, и какое значение имеют выводы меркантилистов для настоящего времени?



Тема № 4. Экономическое учение физиократов.


План.


  1. Ф. Кенэ – основоположник учения физиократов.

  2. Основные идеи экономического учения А. Тюрго,

П. Буагильбера.


Задание.


  1. Какие новые выводы позволила сделать экономическая таблица Кенэ в области обращения и структуре общественного капитала? В чем выражается двойственное отношение к торговле Ф.Кенэ?


Тема № 5. Классическая экономическая теория – истоки. Экономическое учение У. Петти.

План.


  1. Социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии. Этапы развития.

  2. Общие характерные признаки классической школы.

  3. У. Петти – родоначальник классической школы в Англии. Его работы. (теория богатства и денег, теория стоимости, теория доходов).


Задание.


  1. В чем сущность общих признаков классической политической экономии? Почему «классики» недооценивали принцип «деньги имеют значение в создании национального богатства и исходили из принципа саморегулируемости и автоматического равновесия экономики?


Тема № 6. Второй этап эволюции классической школы. Экономическое учение А. Смита.


План.


  1. Концепция А. Смита об «экономическом человеке» и о «невидимой руке».

  2. Теоретические положения А.Смита о разделении труда, классах, производительном и непроизводительном труде.

  3. Теоретические положения А.Смита о деньгах, стоимости, доходах.

  4. Теоретические положения А.Смита о капитале, экономическом росте в условиях laissez faire.

  5. А.Смит об экономической политике государства.


Задание.


  1. Какие факторы, по утверждению А.Смита, способствуют росту национального богатства? Поясните, в чем состоит двойственный подход А. Смита к образованию стоимости и цены?

  2. Охарактеризуйте теоретические позиции А.Смита о заработной плате, прибыли, ренте и капитале?


Тема № 7. Третий этап эволюции классической школы. Экономическое учение Д.Рикардо.


План.


  1. Принципы методологии Д.Рикардо.

  2. Основные работы Д.Рикардо. Теория стоимости. Теория капитала. Теория ренты. Теория заработной платы. Теория прибыли. Теория денег. Теория воспроизводства.


Задание.


  1. В чем состоят основные принципы образования и динамики доходов согласно теории Д.Рикардо? Чем обусловлено положение Д. Рикардо о том, что «рента не есть составная часть цены товаров»?


Тема № 8. Третий этап эволюции классической школы. Экономические взгляды Ж.Б. Сэя.


План.


  1. Принципы методологии Ж.Б. Сэя.

  2. Теория воспроизводства.

  3. Теория трех главных факторов производства стоимости и доходов.


Задание.


  1. В чем сущность «закона Сэя»в экономической теории?

  2. Основные постулатами «закона рынков» Ж.Б.Сэя являются:

а) спрос создает соответствующий ему уровень предложения;

б) предложение создает соответствующий ему спрос;

в) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводственного процесса;

г) деньги нейтральны;

д) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибки, подвижны;

е) допускается вмешательство государства в экономику;

ж) экономические кризисы невозможны, либо их проявление имеет всегда временный и преходящий характер.


Тема № 9. Третий этап эволюции классической школы. Экономическое учение ЖТ. Мальтуса.


План.


  1. Теория народонаселения.

  2. Теория стоимости доходов.

  3. Теория воспроизводства.


Задание.


  1. Почему Дж.М.Кейнс считал Т.Мальтуса одним из предшественником своей концепции бескризисного экономического развития? Каковы основные идеи книги Т.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» и в чем их значение для экономической науки?


Тема № 10. Четвертый этап эволюции классической школы. Экономическое взгляды Дж.С.Милля.

План.


  1. Методология исследования Дж.С.Милля.

  2. Теория производительности труда.

  3. Теория доходов. Теория стоимости.

  4. Теория денег. Теория реформ.


Задание.


  1. В чем особенности предмета и метода изучения Дж.С.Милля? Как трактует Дж.С.Милль категории «стоимость», «производительный труд», «заработная плата», «рента»?


Тема №11. К.Маркс о товаре и стоимости.


План.


  1. Два фактора товара: потребительная стоимость и меновая стоимость.

  2. Учение К.Маркса о двойственном характере труда, воплощенном в товаре.

  3. Общественно-необходимые затраты труда и величина стоимости.



Задание.


1. Как соотносятся между собой понятия «стоимость» и

«меновая стоимость»?

Тема №12. К.Маркс об истории становления и сущности денег.


План.


  1. Этапы развития формы стоимости от простой до денежной.

  2. Сущность и функции денег:

    1. Деньги как мера стоимости.

    2. Деньги как средство обращения.

    3. Деньги как средство накопления.

    4. Деньги как средство платежа.

    5. Всемирные деньги.


Задание.


1. Докажите, что деньги являются результатом развития товарного производства и товарного обмена.


Тема №13. Учение К.Маркса о капитале и его формах.


  1. Превращение денег в капитал. Всеобщая формула капитала.

  2. Постоянный и переменный капитал.

  3. Деление капитала на основной и оборотный.


Задание.


1. В чем заключается различие критериев деления капитала на постоянный и переменный, с одной стороны, и основной и оборотной, с другой?


Тема №14. Взгляды К.Маркса на сущность прибавочной стоимости и прибыли.


План.


  1. К.Маркс о прибавочной стоимости и её причине.

  2. Норма и масса прибавочной стоимости.

  3. Прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости.


Задание.


  1. Что характеризуют, по мнению К.Маркса, норма прибавочной стоимости и норма прибыли?



Тема №15. К.Маркс о рабочей силе и заработной плате.


План.


  1. Рабочая сила и её купля- продажа.

  2. Заработная плата как превращенная форма стоимости и цены рабочей силы.

  3. Повременная и поштучная заработная плата.


Задание.


1. Как К.Маркс доказывает, что продается рабочая

сила, а не труд?


Тема №16. Учение К.Маркса о разделении труда и становлении крупного машинного производства.


План


  1. Роль мануфактуры в формировании капиталистического производства. Капиталистический характер мануфактуры.

  2. К.Маркс о влиянии применения машин на стоимость товаров и положение рабочих.

  3. Сущность фабрики. Фабричное законодательство.


Задание.


  1. В чем заключается различие между мануфактурой и фабри

кой:

а) с точки зрения используемых орудий труда;

б) с точки зрения особенностей разделения труда и организа

ции производства;

в) с точки зрения положения рабочих?


Тема №17. Социально - философские взгляды К.Маркса.


План.


  1. К.Маркс о материалистическом понимании истории. Взаимосвязь между производительными силами и производственными отношениями.

  2. Учение об общественно-экономической формации и необходимости установления коммунистического строя.

  3. Роль пролетариата как могильщика буржуазии.


Задание.


  1. В чем заключаются исторические корни появления марксизма как учения?

  2. Как К.Маркс трактует предмет изучения политической экономии?


Тема №18.Экономическое учение С. Сисмонди.


План.


  1. С. Сисмонди о роли мелкотоварного производства.

  2. Кто такие пролетарии и каково их место в экономике?

  3. Взгляды С. Сисмонди на задачи государства и политической экономии.


Задание.

1. По каким направлениям С. Сисмонди критикует капитализм в

своём труде «Новые начала политической экономии»?


Тема №19. Экономическое учение П.Прудона.


План.


  1. П.Прудон о собственности и её причинах.

  2. Взгляды П.Прудона на положение рабочего класса.

  3. Реформы «по Прудону».


Задание.


1. Почему П.Прудона считают предшественником учения анархизма?


Тема №20. Экономические воззрения Р.Оуэна, К.Сен-Симона и

Ш.Фурье.


План.

  1. Программа создания нового общества с точки зрения К.Сен-Симона.

  2. Ш.Фурье об общественной собственности и роли трудовых товариществ (фаланг).

  3. Р. Оуэн как теоретик и практик.



Задание.


1. Почему взгляды Р.Оуэна, К.Сен-Симона и Ш.Фурье носили утопический характер?


Тема №21. Фридрих Лист как основоположник исторической школы.


План.

    1. Схема пятистадийного экономического развития человеческого общества.

    2. Ф.Лист о значении протекционизма.

    3. Предложение Ф.Листа о путях развития экономики Германии и роли государства.


Задание.


  1. Почему С.Ю.Витте считал учение Фридриха Листа необходимы «для всякого влиятельного государственного и общественного деятеля»?


Тема №22. Взгляды В.И. Ленина на развитие капитализма.


План.

1.В.И.Ленин о развитии капиталистических отношений в России.

2. В.И.Ленин об империализме. Работа В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма».


Задание.


  1. Перечислите 5 признаков империализма, выделенных В.И.Лениным.


Тема №23. В.И.Ленин и теория государственного социализма.


План.

  1. В.И.Ленин о сущности переходного периода от капитализма к социализму.

  2. Экономическая программа построение социализма.

    1. Взгляды Ленина на необходимость национализации промышленных предприятий и банков.

    2. Работа В.И.Ленина «О кооперации». Развитие социализма в деревне.

    3. Идея В.И. Ленина о социалистическом планировании. Формирование доктрины планового хозяйства


Задание.


  1. Назовите хозяйственные уклады, свойственные переходному периоду от капитализма к социализму России. Как В.И.Ленин трактовал планомерность? В каких работах он анализировал сущность и задачи социалистического планирования?


Тема №24. Теория монополизации рынка.


План.

  1. Р.Гильфердинг о финансовом капитале.

  2. Монополизация рынка и теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина.

  3. Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон.


Задание.


1. Что означает термин Э.Чемберлина «монополия по дифференциации продукта»? Как Дж.Робинсон характеризует ситуации монополии на рынке и каковы её последствия.


Тема №25. Социальная школа в Германии.


План.

1. А.Аммон о задачах политической экономии и необходимости

социального регулирования.

2. Критика Ф. Оппенгеймером капитализма и становление «либе

рального социализма».

3. Работа Р. Штольцмана «Социальные категории» о формировании стоимости товара и получении социально-обусловленных доходов.


Задание.


1. Как представители социальной школы определяли соотношение

классовых сил в Германии на рубеже 19-20 веков.


Тема №26. Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли.


План.


  1. Маржинализм и «маржиналистская революция». Особенности протекания. М етодологические принципы маржинализма. Роль предшественников маржинализма в истории экономики.

  2. Маржиналистская теория ценности и её преимущества.

  3. Причины и последствия маржиналистской революции.



Задание.


  1. Каковы общие черты и различия классической и «неоклассической» школ?

  2. Маржинализм базируется на исследовании:

а) суммарных экономических величин;

б) средних экономических величин;

в) предельных экономических величин.


Тема №27. Австрийская школа.


План.


  1. Предмет изучения и методологические особенности австрийской школы.

  2. Учение о благах и обмене К.Менгера и О.Бем-Баверка.

  3. Теория альтернативных издержек и вменения Ф.Визера.


Задание.


1. В чем заключается популярность австрийской школы в настоящее время?

2. Что утверждает закон убывающей предельной полезности, разработанный представителями австрийской школы?


Тема №28. Математическая (лозаннская) школа. Маржинальные концепции Л.Вальраса и В.Парето.


План.


  1. Л.Вальрас и его место в истории экономической мысли; основные труды.

  2. Модель общего экономического равновесия. Макроэкономический аспект модели Л.Вальраса.

  3. Концепция общего экономического равновесия. Оптимум по Парето.


Задание.


  1. В чем заключается значимость концепции макроэкономического равновесия Вальраса для современных экономистов?

  2. В чем состоит практическая значимость оптимума Парето?


Тема №29. Экономические взгляды А.Маршалла.


План.


  1. Место А.Маршалла в истории экономической мысли.

  2. Анализ полезности и спроса.

  3. Анализ издержек и предложения.

  4. Равновесная цена и влияние фактора времени.


Задание.


1. Стоимость товара А.Маршаллом характеризуется на основе:

а) трудовой теории;

б) теория издержек;

в) теория предельной полезности;

г) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.

2. В чем заключается принцип экономического равновесия, обоснованный А.Маршаллом?


Тема №30. Американская школа. Экономическое учение Дж.Б. Кларка.


План.


  1. Предмет и метод изучения экономической науки с позиции Дж.Б.Кларка.

  2. Теория предельной производительности.

  3. Учение о статике и динамике.


Задание.


  1. В чем суть «закона предельной производительности» Дж.Б.Кларка?

  2. Какие факторы, по Кларку, обуславливают динамические условия развития экономики?


Тема №31. Кембриджская школа.


План.


  1. Вклад А.Пигу в развитие теории благосостояния: понятие национального дивиденда и несовременного рынка. Принципы вмешательства государства.

  2. Теория обмена Эджуорта.


Задание.

  1. Какие причины неэффективности рыночного механизма отмечал А.Пигу? Какие формы государственного вмешательства в экономику предлагал А.Пигу?



Тема №32. Экономическое учение Дж. Кейнса.


План.


  1. Экономические предпосылки возникновения кейнсианства и его отличие от взглядов представителей классической школы и неоклассицизма.

  2. Учение Д. Кейнса об эффективном спросе.

  3. Д. Кейнс о роли государства и инвестиций в экономике. Эффект мультипликатора.

  4. Какое влияние оказали идеи Д.Кейнса на экономическую науку и хозяйственную практику?


Задание.


  1. При увеличении инвестиций согласно теории Д.Кейнса:

а) национальный продукт возрастает в том же размере, что и инвестиции;

б) национальный продукт сокращается;

в) национальный продукт остается неизменным;

г) национальный продукт возрастает в большем размере, чем первоначальные инвестиции. Дайте правильный ответ и объясните его.


Тема №33. Неокейнсианство


План.


  1. Общее и различие в учении Д.Кейнса и неокейнсианцев.

  2. Неокейнсианцы о сущности и роли акселератора в экономике.

  3. Значение модели экономического роста Р. Харрода – Е. Домара


Задание.


1. Прирост национального дохода в стране в предыдущий период составил 10%, что обусловило прирост инвестиций на 20%. Определите коэффициент акселератора и объясните решение.


Тема №34. Концепция «неоклассического синтеза»


План.


  1. Причина возникновения «неоклассического синтеза» и его цели.

  2. П. Самуэльсон как один из видных пропагандистов и создателей «неоклассического синтеза».

  3. Кризис «неоклассического синтеза» и его последствия.



Задание.


1. В современной рыночной экономике в решении основных экономических проблем необходимо:

а) использовать только рыночные инструменты;

б) использовать только регулирующую роль государства;

в) опираться на гибкое взаимодействие, рыночных инструментов и регулирующей роли государства;

Дайте правильный ответ и объясните его.


Тема №35. Теория монополизации рынка.


План.

  1. Р.Гильфердинг о финансовом капитале.

  2. Монополизация рынка и теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина.

  3. Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон.


Задание.


1. Что означает термин Э.Чемберлина «монополия по дифференциации продукта»? Как Дж.Робинсон характеризует ситуации монополии на рынке и каковы её последствия.


Тема №36. Неолиберализм – альтернативо кейнсианству.


План.


  1. Сущность неолиберализма и его истоки.

  2. Л.Мизес о свободе ценообразования, перераспределении дохода и имущества во время инфляции.

  3. Ф.Хайек о принципе максимальной экономической свободы человека, о конструкции спонтанного порядка, роли государства и денег в экономике.


Задание.


«Современное производство – это сложный громоздкий механизм, для нормального его функционирования необходим мощный управляющий орган, который бы корректировал спонтанный рыночный порядок для создания более благоприятных условий, в которых успешно проявляла бы себя личная инициатива».

«Современное производство – это сложная система, основанная на принципе саморегулирования, создающая благоприятные возможности для реализации каждым человеком своих способностей».

Какое из двух высказываний принадлежит стороннику кейнсианской теории, а какое стороннику неолиберализма? Вы как руководитель предприятия придерживались бы первой или второй точки зрения?

.

Тема №37. Экономическая теория монетаризма.


План.


  1. Сущность монетаризма и его истоки.

  2. М.Фридмен основатель монетаризма «Денежное правило»

Фредмена. Уравнение Фридмена.


Задание.


1. «Денежное правило» Фридмена рекомендует политикам:

а) изменять количество денег, находящихся в обращении в зависимости от фаз экономического цикла;

б) сохранять один и тот же высокий уровень предложения денег, вести политику «дешевых денег», стимулирующую экономический рост;

в) сохранять один и тот же уровень предложения денег, вести политику «дорогих денег»;

г) поддерживать устойчивый темп роста предложения денег, обеспечивающий экономический рост соответствующим количеством стабильно «дорогой» денежной единицы.

Дайте правильный ответ и объясните его.


Тема №38. Теория «рациональных ожиданий» и «экономика предложения»


План.


  1. Сущность теории «рациональных ожиданий», её общие черты и отличия от теории монетаризма.

  2. «Экономика предложения» и проблема налогообложения. Кривая Лаффера.


Задание.


1. Почему теорию рациональных ожиданий называют монетаризмом –2?

2. На основе кривой Лаффера можно сделать следующие рекомендации при выработке экономической политики государства:

а) следует значительно сократить уровень налогообложения, устанавливать весьма низкие налоговые ставки;

б) в интересах роста поступлений финансовых средств следует увеличивать уровень налогообложения;

в) продуманно снижая уровень налогообложения, можно добиться увеличения налоговых поступлений;

г) следует сокращать государственные расходы, балансировать поступления от налогов и уровень государственных расходов.

Дайте правильный ответ и объясните его.


Тема №39. Теория институционализма.


План.


  1. Сущность институционализма. Основные различия институционализма и неоинституционализма.

  2. Д.Гэлбрейт о влиянии НТР на экономические и социальные институты.

  3. Р.Коуз о правах собственности, трансакционных издержках и «внешних эффектах»


Задание.


1. Какие проблемы находятся в центре внимания институционалистов?

2. Что из перечисленного, согласно взглядам Р.Коуза, можно отнести к трансакционным издержкам:

а) затраты на получение необходимой информации о ценах;

б) расходы, связанные с ведением переговоров, оформлением контрактов и заключением сделок;

в) расходы по контролю за исполнением контрактов и юридической защитой прав собственности в случае их нарушения;

г) всё перечисленное выше верно.

Дайте правильный ответ и объясните его.


Тема №40. Эволюция первых русских школ политэкономии.


План.


  1. Русский меркантилизма. И.Т.Посошков – основоположник русского меркантилизма.

  2. Физиократия. Фритредерство и Протекционизм.

  3. Классическая политэкономия в оценке либерального и революционного западничества.


Задание.


1. В чем И.Т.Посошков видел причины «скудости» и что предлагал сделать в целях подъема производительных сил России, умножения её богатства?


Тема №41. Русская экономическая мысль. Экономические взгляды Н.С.Мордвинова, М.М.Сперанского.


План.

  1. Вклад М.С.Мордвинова в экономическую теорию.

  2. Вклад М.М.Сперанского в экономическую теорию.


Задание.


  1. В чем заключается сущность «Плана финансов», разработанного Сперанским и какое значение она имеет в настоящее время?



Тема №42. Русская экономическая мысль. Экономические взгляды С.Ю.Витте, П.А. Столыпина, В.К.Дмитриева, Е.Е.Слуцкого, В.В.Леонтьева, М.И.Туган-Барановского.


План.

  1. Вклад С.Ю.Витте и П.А.Столыпина в экономическую теорию.

  2. Экономико-математическое направление. В.К.Дмитриев, Е.Е.Слуцкий – родоначальники математической школы.


Задание.


  1. Как согласно теории Е.Е.Слуцкого изменения цен и доходов влияют на потребительский спрос?

  2. В чем заключается сущность модели В.В.Леонтьева «затраты – выпуск» и какое значение она имеет в настоящее время?

  3. Какие идеи выдвигал и разрабатывал в своих работах М.И.Туган-Барановский?


Тема №43. Экономические взгляды Н.Д,Кондратьева


План.

  1. Методологический подход к общей теории экономической динамики.

  2. Теория длинных волн и дискуссия вокруг неё.

  3. Проблемы регулирования, планирования и прогнозирования.


Задание.


  1. В чем состоит практическая значимость теории больших циклов

Н.Д.Кондратьева?


Тема №44. Организационно-производственная школа.


План.

  1. Круг А.В.Чаянова: агрономы – кооператоры - теоретики.

  2. Статика и динамика трудового крестьянского хозяйства.


Задание.


  1. Каковы взгляды А.В.Чаянова на эволюцию индивидуального крестьянского хозяйства? Поясните существо его теории развития крестьянской кооперации «от рынка к полю»?


Тема №45. Советская эконометрика.


План.

1. Вклад В.В.Новожилова, Л.В.Кантаровича в экономическую науку.

Задание.


  1. В чем сущность метода линейного программирования, предложенного Л.В.Кантаровичем?



3. Список литературы


        1. Авдашева С.Б. и др. Современные экономические теории Запада: Учебное пособие./ Под. ред. А.Н. Марковой.- М.: Финстаинформ, 1996.

        2. Австралийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. – М.: Экономика, 1992.

        3. Агапова И.И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997.

        4. Агапова И.И.: История Экономических учений. Курс лекций. – М.: Юристъ, 2001 – 285с.

        5. Афанасьев В.С. Буржуазная экономическая мысль 30-80-х годов ХХ века.

        6. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. – М.: Юрист, 1998.

        7. Бартенев С.А.: История экономических учений. – М.: Ютистъ, 2001. – 456с.

        8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело ЛТД, 1994. – 4-е изд.

        9. Всемирная история экономической мысли./ Гл. ред. В.Н. Черковец. – М.: Мысль, 1990. – В 6-и томах.

        10. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 1994. – в 2-х томах.

        11. Гильфердинг Р. Финансовый капитал: новейшая фаза в развитии капитализма. – М.: Госиздат, 1992.

        12. Гусейнов Р.А. и др. История экономических учений: Тесты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1994.

        13. Гусейнов Р.А., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений:Учебное пособие./ под. ред. Ю.В.Горбачевой. – М.: ИНФРА-М, – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.-255с.

        14. История экономических учений: И. 85. Учебное пособие/ под. ред. В.А.Жамина, Е.Г. Васильевского. – М.: изд. МГУ, 1989. – 368с.

        15. История экономических учений: Учебное пособие/ под. ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 784с.

        16. История экономической мысли в России: Учебное пособие для вузов/ Н.О. Воскресенская, А.С.Квасов и др./ под. ред. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.-136с.

        17. Костюк В.Н. История экономических учений. Курс лекций. – М.: Изд-во Центр, 1997.

        18. Костюк В.Н. История экономических учений.– М.: Изд-во Центр, 1997.-224с.

        19. Курсы экономической теории./ Под. ред. М.Н. Чекуриной и Е.А. Киселевой. – М.: АСА, 1996.

        20. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма.// Полн. собр. соч. – М.: Политиздат. – 5-е изд. – Т.27.

        21. Ленин В.И. О кооперации. // Полн. собр. соч. – М.: Политиздат. – 5-е изд. – Т.45.

        22. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело Вита-Пресс, 1996.

        23. Маркс К. Капитал. Т.1-3. // К.Маркс и Ф.Энгельс. – М.: Политиздат, 1960. – 2-е изд. – Т.23-25. – Ч. I, II.

        24. Маркс К. Теория прибавочной стоимости. (Т.4 «Капитала»).// К.Маркс и Ф.Энгельс. – М.: Политиздат, 1960. – 2-е изд. – Т.26. – Ч. I, III.

        25. Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Прогресс, 1983-1984. – в 3-х томах.

        26. Мюллер К. Неокейсианство. – М.: 1977.

        27. Негиши Т. История экономической теории: учебник. – М.: АО «Аспект-Пресс», 1995.

        28. Ольсевич Ю. К анализу социалистической идеи. // Экономические науки, 1990. - №6.

        29. Павлова И.П., Владимирский Е.А., Оводенко А.А., Ильинская Е.М. История экономических учений: Учебное пособие. 5-е изд. – СПб.: изд-во «Лань», 2001. – 224с.

        30. Попов П.И. Курс лекций. Научно-методическое пособие в 2-х частях. Кемерово. КемТИПП, 1998г. – 148с.

        31. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968.

        32. Такаши Негиши. История экономических учений. – М.: АО Аспект Пресс, 1995. – 462с.

        33. Титова Н.Е. История экономических учений. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1977.

        34. Титова Н.Е. Курс лекций. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1977.-288с.

        35. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: Экономика, 1996.

        36. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник. – М.: Инфра-М, 2005.

        37. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник. 3-е издание. – М.: Инфра-М, 2001.-320с.



Методические указания

для студентов заочной

формы обучения


Составители:

С.К. Ашванян

П.И. Попов

Т.А. Сапожникова

А.П. Короткий

Е.А. Плосконосова

Е.В. Таранова

О.Б. Кузнецова


Зав. редакцией И.Н.Журина

Редактор Е.В.Макаренко

Технический редактор Т.В.Васильева

Художественный редактор Л.П.Токарева


ЛР №020524 от 02.06.97.

Подписано в печать_____________ Формат 60841/16

Бумага типографская. Гарнитура Times.

Уч.-изд.л.1,625.Тираж_______экз.

Заказ №________


Оригинал-макет изготовлен в редакционно-издательском отделе

Кемеровского технологического института пищевой промышленности

650056, г.Кемерово, б-р Строителей, 47


ПЛД №44-09 от 10.10.99.

Отпечатано в лаборатории множительной техники

Кемеровского технологического института пищевой промышленности

650010, г.Кемерово, ул. Красноармейская, 52


metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-na-baze-spo-dlya-specialnostej-stranica-2.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-uchebnoj-disciplini-izmeritelnaya-tehnika.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnoe-zadanie-5-po-anglijskomu-yaziku-dlya-studentov-distancionnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-barnaul-2000.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnoe-zadanie-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-stranica-6.html
metodicheskie-ukazaniya-i-materiali-k-laboratornim-rabotam-dlya-studentov-specialnosti-100100-100400-socialno-kulturnij-servis-i-turizm-ekaterinburg-2010.html
metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-zanyatij-po-filosofii-izdatelstvo-tyumenskogo-gosudarstvennogo-universiteta-2001.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-chernaya-komediya-mistika.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vegetativnij-rezonansnij-test-glava-vvedenie-v-vegetativnij-rezonansnij-test-istoriya-voprosa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-v-tvarovskij-yu-v-shorin-o-a-dyu-k-o-issledovanie-vozmozhnosti-obespecheniya-ems-res-seti-gsm-900-v-diapazone-e-gsm-c-res-specialnogo-naznacheniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-komiteta-po-voprosam-obrazovaniya-na-mart-2012-goda.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-o-dohodah-ob-imushestve-i-obyazatelstvah-imushestvennogo-haraktera-federalnih-gosudarstvennih-grazhdanskih-sluzhashih-volgo-kaspijskogo-territorialnogo-upravleniya-rosribolovstva.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/radin-sergej-stranica-17.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-21-osnovnie-polozheniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-nasledstvennoe-pravo-dlya-specialnosti-yurisprudenciya-po.html
  • crib.bystrickaya.ru/iz-kolca-zapiski-semidesyatnika.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xviarhiepiskop-i-truveri-istoriya-ordena-tamplierov.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-o-problemah-ispolzovaniya-zhestovogo-yazika.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-kniga-prednaznachena-dlya-psihiatrov-i-specialistov-smezhnih-disciplin.html
  • control.bystrickaya.ru/ekologicheskij-urok-beregi-planetu-etu-otchet-o-provedenii-ekologicheskogo-uroka-dlya-shkolnikov.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-magisterskoj-dissertacii-dlya-napravleniya-080500-68-menedzhment.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-stranica-27.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-ii-o-razmeshenii-zakazov-na-postavki-tovarov-vipolnenie-rabot-okazanie-uslug-dlya-gosudarstvennih-i-municipalnih-nuzhd.html
  • testyi.bystrickaya.ru/44-organizacionnij-plan-koncepciya-investicionnogo-proekta-24.html
  • studies.bystrickaya.ru/i-metodicheskie-ykazaniya-k-ih-vipolneniyu-programma-disciplini-osnovi-mineralogii-i-kristallohimii-dlya-specialnosti.html
  • desk.bystrickaya.ru/personalnie-dannie-ot-ponyatiya-do-zashiti.html
  • desk.bystrickaya.ru/po-stranicam-teatralnoj-istorii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-madaras-stepan-filippovich-redakcionnaya-kollegiya-zavyalov-e-a.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xxxv-moya-chuzhaya-doch.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/povsednevnaya-zhizn-sovetskogo-goroda-nachala-1950-pervoj-polovini-1980-h-godov-na-materialah-g-kujbisheva-i-gorodov-kujbishevskoj-oblasti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-na-temu-bolshoj-vzriv-i-proishozhdenie-vselennoj.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/carica-poceluev.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-pastuhovoj-g-e-uchitelya-pervoj-kvalifikacionnoj-kategorii-po-russkomu-yaziku-v-9-klasse-2011-2012-uchebnij-god.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-konceptualnoe-proektirovanie-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-2205-0755-proektirovanie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strugackij-gadkie-lebedi-stranica-8.html
  • studies.bystrickaya.ru/borisovich-vahtin-prorok-muhammed-stranica-21.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-buhgalterskie-balansi-oao-kbs-f1-i-f2-kommunbitservis.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2014-zhildi-1-tosandii-bojinsha-kkpekt-audandi-blm-beru-blmn-ske-asiran-zhmistari-turali-aparat.html
  • bukva.bystrickaya.ru/programma-konferencii-pred-konferencionnij-kurs.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-process-v-sude-pervoj-instancii-kodeks-respubliki-tadzhikistan.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krome-logicheskih-metodov-ya-ispolzoval-specialnie-istoricheskie-metodi-eto-istoriko-sistemnij-metod.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchyot-o-rabote-mbou-dod-detskaya-muzikalnaya-shkola-v-2011-2012-uchebnom-godu-rukovoditeli-i-pedagogicheskie-kadri.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.