Методические указания для выполнения самостоятельной работы студентами специальностей 260202 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»
.RU

Методические указания для выполнения самостоятельной работы студентами специальностей 260202 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

Среднетехнический факультет


Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Методические указания

для выполнения самостоятельной работы студентами специальностей

260202 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

направления 260200 «Производство продуктов питания из растительного сырья»

260303 «Технология молока и молочных продуктов»

направления 260300 «Технология сырья и продуктов животного происхождения»

260502 «Технология продуктов общественного питания»

направления 260500 «Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания»,

очная форма обучения


Кемерово 2008

Составители:

Г.А. Абрамова, преподаватель


^ Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры математики и естественнонаучных дисциплин

Протокол № 7 от 15.03.08


Рекомендовано методической комиссией

среднетехнического факультета

Протокол №3 от 10.11.08


Представлены рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплине «Аналитическая химия», рекомендуемая литература.


© КемТИПП, 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ


Уважаемые студенты!


Вы приступили к изучению новой дисциплины «Аналитическая химия». В условиях производства с помощью методов аналитической химии решают многие задачи: определяют качество сырья, контролируют процесс производства и качество выпускаемой продукции, анализируют отходы производства с целью их утилизации и охраны окружающей среды, определяют в сырье и пищевых продуктах токсичные вещества и др. Навыки в работе, приобретенные вами в ходе выполнения лабораторных работ по аналитической химии, будут востребованы при изучении специальных дисциплин. На изучение курса отводится 102 часа аудиторных и 30 часов на самостоятельную работу студентов.

Начальные химические знания вы получили в средней школе. На уроках по аналитической химии на лабораторных работах вы получите основные знания по дисциплине. Изучение данного предложенного материала позволит повторить вопросы, изученные в средней школе: количество вещества, молярная масса, закон эквивалентов, строение атома, периодический закон Д.И. Менделеева, электронные формулы, гидролиз солей, типы химических реакций, индикаторы, основные понятия в окислительно-восстановительных реакциях, электронный баланс и т.д. Повторяя ранее изучавшийся материал, вы установите глубокую связь его с вопросами, изучаемыми в курсе «Аналитическая химия», существенно пополните теоретические знания по вопросам гравиметрии, титриметрии.

Этот дополнительный материал адресован студентам для более глубокого изучения таких вопросов количественного анализа как: произведение растворимости трудно растворимых веществ, расчет растворимости по известной величине Пр и наоборот; водородные и гидроксильные показатели, фактор эквивалентности вещества Х, молярная масса эквивалента вещества Х, кривые титрования в нейтрализации, расчеты связанные с приготовлением растворов; этапы приготовления растворов по точной навеске, по приблизительной навеске, из фиксанала и путем разбавления концентрированных растворов.

Значительное внимание уделено методам редоксиметрии: методам титрования, применяемым в них и расчетам по результатам титрования; ионно-электронному методу подбора коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций в различных средах растворов.

В конце каждой темы приводятся вопросы и задачи для самоконтроля, а также перечень знаний и умений, которые вы должны были получить, изучив конкретный материал.

Мы надеемся, что предлагаемый материал позволит вам успешно овладеть основами аналитической химии, необходимыми в дальнейшем для изучения технологических дисциплин.


Тема 1. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома


  1. Периодический закон Д.И. Менделеева

  2. Изменение свойств элементов в периодах и группах с увеличением порядкового номера

  3. Физический смысл порядкового номера элементов. Современная формулировка периодического закона

  4. Структура периодической системы элементов Д.И. Менделеева


История химии знает не одну сотню попыток систематизации химических элементов.

Десятилетия напряженной научной работы ученых разных стран (Иоганн Деберейнер, Джон Ньюлендс, Лотар Мейер и др.) были отданы поискам принципа естественной классификации элементов. Однако они не шли дальше установления групп элементов с похожими химическими элементами.


  1. ^ Периодический закон Д.И. Менделеева

Обобщив изыскания химиков и сведения об известных в то время элементах, Д.И. Менделеев в 1869 г. открыл периодический закон химических элементов.

«Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов».

За основу периодической системы он берет не только атомную массу, но и химические свойства элементов, иначе и не объяснить, почему калий расположен в периодической системе после аргона, никель после кобальта, йод после теллура; хотя атомная масса названных первыми меньше и как бы противоречит основной формулировке закона. Да и сам Менделеев публикует свою первую таблицу (1 марта 1869 г.) под названием «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве».

В чем же сущность периодического закона открытого Д.И. Менделеевым в 1869 г.? Каковы его основные черты?

Рассмотрим для примера свойства одного ряда элементов в порядке увеличения их атомной массы.

Таблица 1

Свойства элементов III периода


Элемент


Na


Mg


Al


Si


P


S


Cl

Ar




Порядковый номер



11



12



13



14



15



16



17



18




Атомная

масса



23



24



27



28



31



32



35,5



40




Элемент

Na

Mg

Al

Si

P

S

Cl

Ar




Формула

оксида


Na2O



MgO



Al2O3



SiO2



P2O5



SO3



Cl2O7








Свойство

оксида


CO



O



A



СЛК



К



СК



СК








Формула гидрокси

да



NaOH



Mg(OH)2



Al(OH)3



H2SiO3



H3PO4



H2SO4



HClO4







Свойство гидрокси

да



СО



СЛО



АО



СЛК



КСС



СК



ССК








Примечание. СО – сильноосновной (сильное основание), О – основной; СЛО – слабоосновной (слабое основание); А – амфотерный; АО – амфотерное основание; СЛК – слабый кислотный (слабая кислота); СК – сильный кислотный (сильная кислота); КСС – кислота средней силы; ССК – самая сильная кислота.


Таким образом, с увеличением атомной массы элемента:

а)периодически ослабляются металлические свойства и усиливаются неметаллические;

б)периодически увеличивается валентность по кислороду;

в)периодически уменьшается валентность по водороду, начиная с IV группы:


IV III II I

H4Si H3P H2S HCl.


^ 2. Изменение свойств элементов в периодах и группах

с увеличением порядкового номера


Изменение химических свойств при последовательном переходе от элемента к элементу происходит посредством отрицания. Внутри периода происходит отрицание одних свойств (металлических) другими, прямо противоположными (неметаллическими).

Каждый период завершается благородным элементом, который также является отрицанием предыдущего.

Новый период начинается с элемента как бы повторяющего свойства предшествующего, но это повторение происходит на иной, более высокой основе.

В периодической системе видно, как количественные изменения (атомная масса) приводят к качественным (химические свойства) и дойдя до определенного предела незначительное изменение количества приводят к резкому изменению качества – скачку, например от F к Ne, от Ne к Na.

Таким образом, свойства химических элементов по мере возрастания их атомных масс имеют периодический характер.

^ 3. Физический смысл порядкового номера элементов.

Современная формулировка периодического закона


После открытия периодического закона перед учеными вместо разрозненных, не связанных между собой веществ встала единая стройная система, объединившая в одно целое все химические элементы. Однако, расположив элементы в периодической системе в порядке возрастания атомных весов, Д.И. Менделеев вынужден был сделать исключения для трех пар элементов: Ar–K, Co–Ni, Te–I. Атомный вес аргона, кобальта, теллура больше атомного веса соответственно калия, никеля, йода. Расположить их иначе не позволяла совокупность известных свойств этих элементов.

Правильность размещения Ar, Со и Те в периодической системе была подтверждена в 1913 году, уже после смерти Д.И. Менделеева (1907 г.), английским ученым Мозли, который исследуя рентгеновские спектры различных элементов, определил заряды их ядер и установил, что порядковый номер элемента в таблице Д.И. Менделеева равен величине заряда его ядра.

Таким образом, было доказано, что химическая природа элемента определяется не атомным весом, а величиной заряда ядра.

Вследствие этого формулировка периодического закона претерпела некоторое изменение. Теперь она следующая:

Свойства элементов, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины заряда ядра их атомов.

Эта формулировка не противоречит данной периодической системе Д.И. Менделеева, а лишь отражает более поздние представления о строении атома. Она позволила не только подтвердить правильность расположения в таблице аргона, кобальта и теллура, но и установить, что в первом периоде находятся всего два элемента, а также определить заряды ядер лантаноидов и их число.


^ 4. Структура периодической системы Д.И. Менделеева


Периодический закон был оформлен Д.И. Менделеевым в виде периодической системы элементов. Существует много вариантов периодической системы. В России пользуются короткой, прямоугольной формой в виде таблицы, где по горизонтальной оси расположены периоды, по вертикальной – группы.

Период - это горизонтальный ряд элементов, в котором свойства изменяются от типичного металла до типичного неметалла и закан­чиваются благородным газом (за исключением пока седьмого пе­риода).Всего семь периодов:

1-й период содержит 2 элемента (ов)

2-й » 8 » малые периоды

3-й » 8 »

4-й » 18 »

5-й » 18 » большие периоды

6-й » 32 »

7-й » 18 » -незаконченный период

Для компактности и удобства пользования периодической систе­мой 14 элементов из седьмого периода, очень сходных по своим хими­ческим свойствам с лантаном, вынесены в отдельный ряд под назва­нием лантаноидов.

По типу лантаноидов вынесены в отдельный ряд элементы, иду­щие за актинием, под названием актиноидов, правда разные по своим химическим свойствам (если для лантаноидов характерна ва­лентность III, то у актиноидов она слишком различная, только по­сле Cm у всех III).

Группа - вертикальная группировка элементов, в которой один под другим размещены сходные между собой элементы.

В современной периодической системе всего восемь групп. Каждая из них делится на главную и побочную подгруппы.

Главные подгруппы образованы вертикальными рядами элемен­тов, начинающихся с элементов малых периодов, в которых сверху вниз нарастают металлические свойства. Так, например, в VII группе элементам главной подгруппы F, CI, Br, I соответствуют: F2 и С12 - газы, Вг2 - жидкость, I2 - твердое кри­сталлическое вещество с металлическим блеском.

Побочные подгруппы составляют только элементы больших пе­риодов, все они являются металлами и объединяются по сходным признакам.

Главные подгруппы обозначаются буквой А, побочные – буквой В. Римской цифрой впереди буквы обозначают к какой группе относится данная подгруппа, например IIIА, VВ и т.д.

Велико значение периодической системы. Вот некоторые высказы­вания авторитетных химиков-физиков:

«Периодическая система Менделеева явилась самым большим вкла­дом одного человека в общую химию всех элементов. Она обладала очень важным значением, как обобщение имеющихся в то время знаний, а также большой предсказательной силой, что с самого начала было доказано открытием новых элементов» (Дж. У. Липнет, Англия).

«Периодическая система позволила Д.И.Менделееву предсказать новые элементы и их свойства, исправить атомные веса и формулы химических соединений» (Я.К.Сыркин).

«Периодический закон, вскрывший глубочайшие принципы строения вещества, позволяет систематизировать все многообразие физико-химических свойств отдельных элементов и их соединений» (Г.Н.Флеров).

Таким образом, с открытием периодического закона появилась возможность предсказывать и описывать новые элементы и их соеди­нения. На основе этого закона Д.И.Менделеевым были исправлены атомные массы многих элементов, заполнены все «пустые клетки» до 92-го элемента, а также открыты трансурановые элементы. Периоди­ческий закон оказал влияние на развитие различных отделов химии. Периодический закон имеет огромное философское значение - под­тверждает общие законы развития природы.

^ 4.1 Электронные конфигурации атомов элементов от водорода до криптона

Приведена энергетическая диаграмма заполнения атомных орбиталей электронами для элементов с порядковыми номерами 1 (Н) — 36 (Кг) в соответствии с принципами минимума энергии, запрета (принцип Паули) и максимальной мультиплетности (правило Хунда). Номера электронов отвечают последовательности заполнения электронами энергетических подуровней и равны порядковым номерам элементов в периодической системе.

Исключения:


24Cr=ls22s22p63sa3p63d54sI=[18Ar]3d54s1, (а не 3d44s2 !),

29Cu = ls22s22p63s23p63d104s1 = [18Ar]3d104s1, (а не 3d94s2 !).


Эти конфигурации подтверждены экспериментально.

Таблица 2

Электронные конфигурации атомов элементов от водорода до криптона




Примеры выполнения заданий

Задание 1. Что общего и в чем различия в свойствах соединений иода и марганца?

Выполнение. Расположенный в одной группе с иодом марганец на последнем энергетическом уровне имеет два электрона, что указывает на то, что это - металл (все элементы побочных подгрупп являются металлами). В низ­шей валентности (два) он образует с кислородом соединения МnО - основной оксид и Мn(ОН)2 - основание. Водородное соединение для металлов не ха­рактерно. Семивалентный марганец, подобно хлору, образует кислотный ок­сид Мn2О7 и кислоту НМnО4. Кислородные соединения марганца с валентно­стью IV будут обладать амфотерными свойствами.


^ Вопросы для самоконтроля

  1. Чем отличается современная формулировка периодического закона от формулировки, данной Д. И. Менделеевым? В чем состоит значение открытия Мозли?

  2. Что называется периодом? Что общего у элементов, находящихся в одном периоде?

  3. Что называется группой периодической системы? Что говорят буквы А и В после номера группы?

  4. Как изменяются свойства элементов с увеличением порядкового номера?

  5. Что общего у элементов, стоящих в одной подгруппе? В чем состоит сходство и различие у элементов, рас­положенных в разных подгруппах одной группы?

  6. Почему стронций и кадмий, имеющие одинаковое строение внешней электронной оболочки, находятся в разных подгруппах?


Завершив изучение темы «Периодическая система Д.И. Менделеева»,вы должны знать:

    • формулировки периодического закона;

    • физический смысл порядкового номера;

    • структуру периодической таблицы;

    • периодически и непериодически изменяющиеся свойства, причины периодичности;

    • уметь:



Тема 2. Строение атома. Электронные формулы s-, p-, d- элементов первого – четвертого периодов периодической системы Д.И. Менделеева


1. Состав атомных ядер

2. Квантовые числа электронов в атоме. Принцип Паули

3. Электронные формулы. Правило Гунда (Хунда)


  1. Состав атомных ядер


Для объяснения химических свойств веществ и их структуры важнейшее значение имеют электроны, протоны и нейтроны.

Заряд протона по величине равен заряду электрона, но противоположен ему по знаку. Массы протона и нейтрона примерно одинаковы и в 1840 раз превышают массу покоя электрона.

Согласно нейтронно-протонной теории число протонов в ядре равно заряду ядра, т. е. поряд­ковому номеру элемента в периодической системе. Число нейтронов может быть найдено как разность между массо­вым числом А (массой атома, выраженной в а.е.м.) и чис­лом протонов. Например, уран в таблице Д. И. Менделеева имеет порядковый номер 92 и массовое число 238. Это записывается так: . Следовательно, ядро урана содер­жит 92 протона и 238 - 92 = 146 нейтронов. В результате появления кварковой гипотезы неитронно-протонная мо­дель несколько модифицировалась. Стали считать, что ядро состоит из протонов и нейтронов, а те в свою очередь – из кварков.

Однако, совсем недавно физиками установлено, что ядро представляет собой сложное образование из кварков, которые то «расползаются» за границы протонов и нейтронов, то опять в них «собираются». Отметим, что теория, которая позволила бы количественно объяснить все известные свойства атомного ядра не создана. В данном курсе мы будем пользоваться нейтронно-протонной теорией, которая вполне удовлетворительно объясняет строение атома и его химические свойства.

^ 1.1 Понятие об электронной орбитали

Вероятность местонахождения электрона зависит от его энергетического состояния. В принципе, электрон может находиться в любом месте пространства атома. Однако, в области, где значения волновой функции выше, он бывает чаще и области соответствуют минимальной энергии электрона. Совокуп­ность мест пространства, где волновая функция имеет максимальное значе­ние, называется электронной орбиталью, или электронным облаком атома. Иными словами, орбиталью называется область в пространстве, в кото­рой вероятность пребывания электрона максимальна.

Если различную электронную плотность в отдельных участках, например, невозбужденного атома водорода передать различной интенсивностью точечной штрихов­ки, получится схема электронной орбитали (рис. 1 а).

Поверхность, охватывающая ядро атома, за пределами которой вероятность пребывания электрона исчезающе мала, называют граничной поверхностью орбитали (рис.1б). Эта поверхность передает форму орбитали.

Таким образом, понятие об орбитали — понятие статистическое. Оно описывает усредненное состояние электрона и распределение электронного заряда.


^ 2. Квантовые числа электронов в атоме


Изучение атомных спектров и химических свойств элементов показало, что электроны в атоме распределяются по отдельным энергетическим уровням (их также часто называют электронными слоями или оболочками).

Чтобы решить сколько электронов может находиться на уровне (оболочке), надо рассмотреть квантовые числа, которые полностью определяют состояние электрона в атоме.

Главное квантовое число п характеризует энергетический уровень или общий запас энергии электрона, а также размеры электронного облака. Оно может принимать значения целых чисел от 1 до (практически от 1 до 7 соответственно номеру периода, в ко­тором находится элемент). Энергетические уровни (или оболочки) обозначаются цифрами, в соответствии со значениями п или буквами:

Главное квантовое число n 1 2 3 4 5 6 7

Обозначение уровня K L M N O P Q

Так, например, если п = 3, то электрон находится на третьем уровне от ядра или на уровне М. Наименьшей энергией он обладает при п = 1. С увеличением п энергия электрона и размер электронного облака (орбитали) возрастают.

Электроны с одинаковой величиной п образуют в атоме электронную оболочку, соответствующую определенному значению главного квантового числа.

Орбитальное или побочное квантовое число l характеризует энергетическое состояние электрона в подуровне и форму электронного облака. Электроны уровня группируются в подуровни. Как и п, I квантуется, т. е. изменяется только целочисленно, принимая значения на единицу меньше, чем у п, — от 0 до и— 1. Так, например, при п = 3 / = 0, 1, 2. Каждому значению I при одном и том же п соответствует определенный подуровень (под-оболочка). Подуровни обычно обозначаются буквами. Электроны с орбитальным числом / = 0 называются s-электронами, с / = 1 /^-электронами, с / = 2 d-электронами и с / = 3 /-электронами. Очевидно, при п = 4 наименьшей энергией обладают s-электроны, затем следуют р-, d- и /-электроны. Запись 4s означает, что у электрона п = 4 и I = 0, а у 4/-электрона п = 4 и / = 3.

Магнитное квантовое число m характеризует ориентацию орбитали (электронного облака) в пространстве.

Электрон может находиться в любой точке пространства вокруг ядра. Поэтому квантовая механика вводит понятие электронного об­лака. Заряд электрона как бы размазывается, расплывается по всему объему этого облака. Электронное облако может иметь разную геометрическую форму. У атома водорода, обладающего одним электроном, орбиталь сферически симметрична и называется 1S орбиталъю (1 -квантовое число, s - тип орбитали). В атоме гелия два электрона образуют общее, двухэлектронное облако сферической формы. Такое же двухэлектронное облако содержится во внутренней орбитали в атомах всех следующих за гелием элементов - это так называемые орбитали первого типа - s-орбитали. В каждом атоме существует не более двух электронов, облака которых одинаковы.





Рис. 2


Орбитали второго типа – р-орбитали являются вытянутыми. Область нахождения электрона – то по одну, то по другую сторону от ядра. Эти смежные облака образуют вместе нечто вроде гантели. Для удобства такую гантель изображают в виде двух шаров или же вось­мерки.

Орбитали третьего типа – d-орбитали имеют более сложную форму – они представляют собой как бы две скрещенные гантели, a f-орбитали образуют еще более сложные облака (орбитали четвертого типа).

Спиновое квантовое число s характеризует собственное вращение электронов вокруг своей оси. Спин может принимать только два значения: +1/2 – и -1/2.

И так, сложное движение электронов в атоме полностью описывается четырьмя квантовыми числами – n, e, m, s. При переходе атома из одного состояния в другое меняется значение квантовых чисел, происходит перестройка электронного облака и атом получает или поглощает квант энергии – фотон.


^ 3. Порядок заполнения электронных орбиталей

    1. Принцип наименьшей энергии

Этот принцип заключается в том, что последовательность размещения электронов по уровням и подуровням атома должна соответствовать наименьшей энергии электрона и атома в целом. В этом случае устойчивость электронной системы будет максимальной и связь электронов с ядром – наиболее прочной.

    1. ^ Принцип Паули

Сформулирован Вольфгангом Паули (Германия) в 1924 году. Принцип играет важную роль при описании поведения многоэлектронных систем. Согласно этому принципу, в атоме не может быть двух электронов, для которых одинаковы значения всех четырех квантовых чисел. Следовательно, на одной атомной орбитали, описываемой квантовыми числами п, I, т1 может находиться не более двух электронов, причем эти электроны должны отличаться ориентацией спина.

На данном уровне s–орбиталь одна,

p–орбиталей три,

d–орбиталей пять,

–орбиталей семь.

Максимальное число электронов на s–подуровне – 2,

p–подуровне – 6,

d–подуровне – 10,

–подуровне – 14.

Принцип Паули относится к фундаментальным законам природы и выражает одно из важнейших свойств не только электронов, но и других микрочастиц, имеющих полуцелые значения спинового числа (протоны, некоторые ядра атомов). Этот принцип не только ограничивает число электро­нов на атомной орбитали, но и определяет строение атома и важнейшие свойства всех химических систем.

Таблица 3

Распределение электронов по уровням, подуровням и орбиталям



n


l

Обозна

чение


m1

число

орбита

лей


m1

максимальное число

электронов

на под-

уровне

на уровне

1

2


3

4


0

0

1

0

1


0

1

2

3

1s

2s

2p

3s

3p

3d

4s

4p

4d

4f

0

0

-1, 0, 1

0

-1, 0, 1

-2, -1, 0, 1,2

0

-1, 0, 1

-2, -1, 0, 1, 2

-3, -2, -1, 0, 1, 2, 3

1

1

3

1

3

5

1

3

5

7

±1/2

±1/2

±1/2

±1/2

±1/2

±1/2

±1/2

±1/2

±1/2

±1/2

2

2

6

2

6

10

2

6

10

14

2

8


18

32


^ 3.3 Правило Хунда (Гунда)

Предложено в 1927 году ученым Фридрихом Хундом (Германия). В соответствии с этим правилом электроны при данных значениях главного и орбитального квантовых чисел стремятся расположиться в атоме так, чтобы, суммарный спин был максимальным. Это означает, что в пределах данного подуровня атома электроны заполняют максимальное количество орбиталей.

^ 3.4 Правило Клечковского

Сформулировано в 1951 году советским ученым Всеволодом Клечковским. Оно детализирует принцип наименьшей энергии и согласно этому принципу, заполнение подуровней происходит в последовательности увеличения суммы главного и побочного квантовых чисел (n + I), причем при одинаковом значении суммы (n + I) заполнение подуровней идет в направлении увеличения п или уменьшения I. Последовательность заполнения подуровней, найденная исходя из правила Клечковского, имеет вид:

1s—> 2s —> 2р —>3s —> Зр —> 4s —> 3d —> 4р —> 5s —> 4d —> 5р —> 6s—> 4 —> 5d —> 6p —> 7s —> 5 —> 6d.

Пользуясь этим правилом, можно предсказать электронные конфигурации для атомов еще не изученных элементов.


^ 4. Электронные формулы


Рассмотренные выше закономерности позволяют выяснить электронную структуру большинства сложных атомов. Исключение составляют атомы палладия, меди, серебра, золота и некоторые другие. По-видимому, это связано с взаимодействием электронов между собой, не учтенном в принятом одноэлектронном приближении.

Для описания атомных электронных структур обычно используют так называемые электронные формулы. Этими формулами обозначают состояние электронов в атоме. Составить электронную формулу — это зна­чит распределить все имеющиеся в атоме электроны по уровням, подуровням и орбиталям. Для этого необходимо знать: число электронов в атоме (оно равно порядковому номеру элемента в периодической таблице), какие в атоме есть орбитали, какова их емкость и порядок заполнения орбиталей (правило Клечковского). Построим электронные формулы трех элементов: лития, хлора и марганца.

3Li Число электронов в атоме — 3.

Электронная формула — 1s22s1 (цифра справа вверху указывает, сколько электронов находится на данных орбиталях).

17С1 Число электронов — 17.

Электронная формула — 1s22s22p63s23ps

25 Mn Число электронов — 25.

Располагая их в соответствии

с правилом Клечковского,

получим — Is22s22/>63s23p64s23d5

Электронная формула — Is22s22jp63s23p63d54s2,

т. е. указываются все электроны с п = 3,

а затем электроны четвертого уровня.

Иногда оказывается удобным использование электронно-графических формул. При этом электроны с положительными (+1/2) или отрицательными (-V2) спинами изображают стрелками, направленными соответственно вверх или вниз и помещенными в квадрат (ячейку), условно обозначающий орбиталь. Например, электронно-графические формулы атомов лития, хлора и марганца.





Рис. 3


Особо подчеркнем, что распределение электронов на
3d-орбиталях атома марганца обусловлено правилом
Хунда. %Л*

Для элементов, у которых заполняются s, р-орбитали при построении электронно-графических формул достаточно показать только электроны внешнего уровня. В случае марганца, имеющего кроме s- и р-электронов, находящихся на последнем уровне, d-электроны на предпоследнем уровне, необходимо указать размещение s-, р- и d-электронов на последнем и предпоследнем энергетических уровнях.

Пример 1. Дайте общую характеристику элемента с порядковым номером 33. Укажите его основные химические свойства.

Выполнение. Элемент мышьяк (порядковый номер 33) находится в четвертом периоде, в главной подгруппе V группы, его относительная атомная масса - 75. Ядро атома состоит из 33 протонов и 42 нейтронов. Электроны (их 33) расположены вокруг ядра на четырех энергетических уровнях. Мышьяк -р-элемент, его электронная формула:


1s22s22p63s23p63diO4s24pi.


Наличие пяти электронов на внешнем квантовом слое (энергетическом уровне) атома мышьяка указывает на то, что мышьяк - неметалл. Однако он обладает слабо выраженными металлическими свойствами, поскольку в группе сверху вниз происходит ослабление неметаллических свойств. Высшая степень окисления мышьяка +5. Формула высшего оксида - As2O5, а газообразного соединения с водородом - AsH3.


Вопросы для самоконтроля


  1. Из каких элементарных частиц состоит атомное ядро?

  2. Укажите состав следующих ядер: 31P, 39К, 80Br.

  3. Составьте электронные и электроно-графические формулы элементов со следующими порядковыми номерами: 7, 10, 28, 33, 42.

Сколько неспаренных электронов содержится в каждом из указанных атомов?

  1. Укажите значение квантовых чисел n,l,ml для электронов, находящихся на внешнем энергетическом уровне в атомах следующих элементом: 11Na, 14Si, 17Cl, 25Mn, 82Pb.

^ Завершив изучение темы «Строение атома электронной формулы», вы должны знать:

– виды элементарных частиц и строение ядра;

– физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе;

– квантовые числа, их физический смысл;

– виды орбиталей, их геометрическую форму и ориентацию в пространстве;

– принципы наименьшей энергии и Паули;

– правила Клечковского и Хунда;

уметь:

– определять состав ядра;

– с помощью квантовых чисел рассчитывать количество подуровней, орбиталей и электронов на данном уровне;

– строить электронные и электроно-графические формулы элементов, зная их порядковые номера в таблице Д.И. Менделеева.


^ Тема 3. Растворы электролитов



  1. metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-4-izuchenie-aspiracionnogo-psihrometra-dlya-studentov-specialnosti-210100-upravlenie-i-informatika-v-tehnicheskih-sistemah.html
    metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-8-modelirovanie.html
    metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-dlya-studentov-dnevnoj-formi-obucheniya.html
    metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-meri-bezopasnosti-pri-vipolnenii-raboti.html
    metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-po-discipline-teplotehnika.html
    metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-po-kursu-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-laboratornaya-rabota-5.html
  2. exchangerate.bystrickaya.ru/akt-proverki-vozmozhnosti-vipolneniya-literatura-k-glave-1.html
  3. nauka.bystrickaya.ru/v-m-ermakov-zamestiteli-glavnogo-redaktora-stranica-3.html
  4. tests.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-prednaznachen-dlya-studentov-zaochnoj-ochno-zaochnoj-zaochnoj-vihodnogo-dnya-i-sokrashennoj-form-obucheniya.html
  5. tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-innovacionnoj-deyatelnostyu-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-faktor-povisheniya-konkurentosposobnosti-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  6. knigi.bystrickaya.ru/servisnie-uslugi-uchebnoe-posobie-rekomendovano-uchebno-metodicheskim-obedineniem-po-medicinskomu-i-farmacevticheskomu.html
  7. shkola.bystrickaya.ru/podvizhnaya-igra-vorobishki-metodicheskie-razrabotki-dlya-vospitatelej-dou-vvedenie.html
  8. knowledge.bystrickaya.ru/neizbiratelnoe-primenenie-sili-federalnimi-vojskami-v-hode-vooruzhennogo-konflikta-v-chechne-v-sentyabre-oktyabre-1999-g-predvaritelnij-doklad.html
  9. school.bystrickaya.ru/anglo-egipetskij-sudan.html
  10. institut.bystrickaya.ru/tema-1-vvedenie-v-kurs-istoriya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-upravleniya-na-yuzhnom-urale-s-drevnejshih-vremen-do-1917-goda.html
  11. grade.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-sistemi-obrazovaniya-v-kargatskom-rajone.html
  12. pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskie-dannie-radiatorov-marki-m3-metodicheskie-ukazaniya-normirovanie-rashodov-toplivno-energeticheskih.html
  13. turn.bystrickaya.ru/otec-arsenij-stranica-12.html
  14. write.bystrickaya.ru/glava-22-a-p-chehov-zapisnie-knizhki-gde-ona-teper-bolshaya-doroga-i-ee-veselie-priklyucheniya.html
  15. tests.bystrickaya.ru/lizhnaya-podgotovka-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  16. crib.bystrickaya.ru/ia-bunin-2-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  17. zanyatie.bystrickaya.ru/materialnie-sledi-chast-9.html
  18. portfolio.bystrickaya.ru/oprovedenii-mezhregionalnogo-ekspertno-analiticheskogo-seminara-po-organizacionnoj-deyatelnosti-fip-i-elektronnoj-srede-fip.html
  19. grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-tarifno-kvalifikacionnih-harakteristik-po-obsheotraslevim-professiyam-rabochih-stranica-5.html
  20. laboratornaya.bystrickaya.ru/rangovaya-struktura-gospitalizirovannoj-zabolevaemosti-detej-0-14-let.html
  21. institut.bystrickaya.ru/tehnologiya-proizvodstva-myasa-gusej-chast-5.html
  22. lecture.bystrickaya.ru/93-peregovori-konfliktologiya.html
  23. spur.bystrickaya.ru/konspekt-sostavlen-na-osnove-kursa-lekcij-chitaemogo-avtorom-v-techenie-ryada-let-dlya-studentov-nefizicheskih-specialnostej-ispolzovani-kompyuternie-programmi-tekstovij-redaktor-word-2000.html
  24. assessments.bystrickaya.ru/ed-izmereniya.html
  25. abstract.bystrickaya.ru/1810-segodnya-v-kanun-dnya-rossijskoj-nauki-agtu-pobeditel-konkursa-sistemi-menedzhmenta-kachestva-4.html
  26. zanyatie.bystrickaya.ru/obshaya-simptomatika-ginekologicheskih-zabolevanij-metodi-obsledovaniya-ginekologicheskih-bolnih-chast-2.html
  27. znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-po-viboru-dlya-specialnosti-050703-doshkolnaya-pedagogika-i-psihologiya.html
  28. uchit.bystrickaya.ru/tablica-2-puassonovskaya-sluchajnaya-velichina-po-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-uchebnim-disciplinam-teoriya.html
  29. composition.bystrickaya.ru/pismo-dvadcat-pervoe-fridrih-shiller-pisma-ob-esteticheskom-vospitanii-cheloveka-pismo-pervoe.html
  30. occupation.bystrickaya.ru/o-teatre-panteone-stati-rechi-otkliki-zametki-vospominaniya.html
  31. institute.bystrickaya.ru/formi-buhgalterskogo-ucheta-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
  32. lesson.bystrickaya.ru/po-teme-estestvennij-i-iskusstvennij.html
  33. ekzamen.bystrickaya.ru/rol-obrazovatelnoj-sredi-tehnikuma-tehnologij-i-dizajna-pri-podgotovke-specialistov-dizajna-odezhdi.html
  34. zadachi.bystrickaya.ru/ukazatel-normativnih-dokumentov-po-stroitelstvu-stranica-22.html
  35. tetrad.bystrickaya.ru/v-smdkterd-shk-sirti-rilimi-zagerlktern-zerttejtn-ilim.html
  36. uchebnik.bystrickaya.ru/vnutrennij-videoskop-vladimir-lvovich-levi.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.