.RU

Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 - страница 3





^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п
Наименование тем Количество часов

Лаб.

СРС

1

2

3

4

1

Введение




6

2

Система управления охраной труда (УОТ) на предприятиях вычислительной техники




6

3

Нормативно-правовые основы УОТ




6

4

Функция управления охраной труда




6

5

Задачи управления охраной труда




6

6

Психофизиологические основы системы УОТ




6

7

Производственная санитария




6

8

Защита от неблагоприятных метеорологических условий воздушной среды




5

9

Исследование микроклиматических условий в рабочей зоне производственных помещений

1




10

Защита от шума, вибрации, инфра- и ультразвука




5

11

Исследование эффективности средств защиты от шума

1




12

Защита от вредных излучений




5

13

Производственное освещение




5

14

Исследование естественного и совмещенного производственного освещения

1




15

Исследование производственной вибрации и эффективности виброзащиты

1




16

Основы техники безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие меры безопасности




5

17

Электробезопасность при эксплуатации электронно-вычислительной техники




5

18

Основы пожарной безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие вопросы




5

19

Система пожарной безопасности




5

20

Системы противопожарной защиты




5

21

Основные правила сердечно – легочной реанимации при поражении электрическим током

1




22

Исследование эффективности действия защитного заземления

1




23

Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Опасности среды обитания




5

24

Чрезвычайные ситуации




5

25

Защита населения




5

26

Устойчивость объектов хозяйствования




5

27

Устойчивость объектов хозяйствования




5

28

Устойчивость объектов хозяйствования




5




Итого: по дисциплине

6

117



^ Методические указания по изучению дисциплины «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»


Тема 1 Система управления охраной труда (УОТ) на предприятиях вычислительной техники. Принципы и цель системы УОТ.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основные положения системы управления охраной труда;

- принципы системы УОТ;

уметь:

-составлять планы мероприятий для включения в систему УОТ;

- решать задачи УОТ.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 2 Нормативно-правовые основы УОТ

Основные положения трудового кодекса Республики Казахстан. Законодательные акты по охране труда.

Нормативно-техническая документация. Стандарты, правила, нормы по охране труда.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Инструкции по технике безопасности.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основные положения трудового кодекса Республики Казахстан;

- нормативно-методическую документацию;

уметь:

-применять систему стандартов безопасности труда (ССБТ) на предприятии;

- составлять инструкции по технике безопасности.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [20], 3-21 стр.; [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 3 Функция управления охраной труда

Организация и координация работ по охране труда. Служба охраны труда на предприятиях и ее функции. Обязанность должностных лиц.

Планирование работ по охране труда. Номенклатурные мероприятия по охране труда.

Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Органы Госнадзора, их виды, структура к функции. Паспортизация санитарно-технического состояния объектов.

Условия труда на производстве. Производственный травматизм и профессиональные заболевания, их причины. Учет и отчетность. Методы анализа производственного травматизма.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-органы управления охраной труда;

- обязанности должностных лиц;

уметь:

-планировать работы по охране труда;

-рассчитывать показатели производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 4 Задачи управления охраной труда

Инструктаж, обучение и проверка знаний персонала. Пропаганда вопросов охраны труда. Обеспечение трудящихся средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- виды инструктажей;

- задачи пропаганды вопросов охраны труда;

уметь:

-проводить обучение персонала безопасности труда;

- применять средства индивидуальной защиты.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 5 Психофизиологические основы системы УОТ

Характеристики основных форм трудовой деятельности человека. Работоспособность, ее этапы. Антропометрические характеристики человека.

Психическая деятельность человека.

Эргономические основы труда. Профессиональный отбор. Эргономические требования к организации рабочих мест.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- характеристики основных форм трудовой деятельности;

- работоспособность, ее этапы;

уметь:

- обеспечивать надежность в системе СЧМ;

- выполнять эргономические требования к организации рабочих мест.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 6 Производственная санитария

Санитарная классификация предприятий и производств. Санитарная характеристика производственных процессов. Требования к устройству зданий и помещений электронно-вычислительной техники, санитарно-бытовых помещений, к водоснабжению и канализации.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- санитарные требования к устройству зданий и помещений электронно - вычислительной техники;

- требования к устройству санитарно- бытовых помещений;

уметь:

- выполнять расчеты санитарно- бытовых помещений;

- предъявлять требования к устройству систем водоснабжения и канализации.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 7 Защита от неблагоприятных метеорологических условий воздушной среды

Микроклимат рабочих мест его параметры. Влияние параметров микроклимата на организм и их гигиеническое нормирование. Методы создания комфортных метеоусловий на производственных местах. Отопление и кондиционирование воздуха. Принципы их расчета. Контроль условий производственной среды. Промышленная вентиляция, её виды и условия применения. Естественная вентиляция, ее виды и принципы их расчет. Искусственная вентиляция, её виды и принципы их расчета.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- параметры микроклимата;

- методы создания комфортных метеоусловий на рабочих местах;

уметь:

- выполнять расчеты естественной и искусственной вентиляции;

- выполнять расчеты по кондиционированию воздуха.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 8 Защита от шума, вибрации, инфра- и ультразвука

Общие сведения о производственных шумах, вибрации, инфра- и ультразвуках. Их действие на организм человека.

Методы защиты от шума. Акустические расчеты. Защита от инфра- и ультразвука. Измерение параметров шума, вибрации и инфра- и ультразвука.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- общие сведения о производственных шумах, вибрации, инфра- и ультразвуках;

- источники образования шума, вибрации, инфра – и ультразвука;

уметь:

- выполнять акустические расчеты;

- пользоваться приборами для измерения шума, вибрации, инфра – и ультразвука.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 9 Защита от вредных излучений

Электромагнитные излучения, их действие на организм человека и гигиеническое нормирование. Ионизирующие излучения, их воздействие на организм человека, их гигиеническое нормирование. Защита от вредных излучений при эксплуатации компьютерных устройств и электронной аппаратуры.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- воздействие на организм человека излучений и электромагнитных полей;

- методы защиты от излучений и электромагнитных полей;

уметь:

-производить измерения различных излучений на рабочих местах и в производственных помещениях;

- применять средства индивидуальной и коллективной защиты персонала от излучений и электромагнитных полей.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 10 Производственное освещение

Общие сведения о производственном освещении. Светотехнические величины. Основные требования к производственному освещению. Системы и виды производственного освещения производственных помещений.

Расчеты естественного и искусственного освещения. Осветительные приборы, их классификация.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основные требования к производственному освещению;

- системы и виды производственного освещения;

уметь:

- выполнять расчеты естественного и искусственного освещения;

- пользоваться приборами для измерения освещенности в производственных помещениях.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 11 Основы техники безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие меры безопасности

Безопасность погрузочно-разгрузочных работ и перемещение тяжестей. Общие требования безопасности к производственным процессам и оборудованию индустрии информатики.

Специальные меры безопасности при эксплуатации электронно - вычислительной техники.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- общие требования безопасности к производственным процессам и оборудованию индустрии информатики;

- опасные зоны, защитные устройства и знаки безопасности;

уметь:

- применять меры безопасности при эксплуатации оборудования;

- применять защитные устройства.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 255-274 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 12 Электробезопасность при эксплуатации электронно-вычислительной техники

Основы электробезопасности. Действие электрического тока на организм человека. Классификация производственных помещений по опасности поражения электрическим током. Технические и организационные методы защиты человека от поражения электрическим током. Безопасность эксплуатации переносного электрооборудования. Специальные меры электробезопасности при эксплуатации электронно-вычислительной техники.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основы электробезопасности;

- классификацию производственных помещений по опасности поражения эл. током;

уметь:

- выполнять расчеты защитного заземления и зануления;

- оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при поражении эл.током.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 13 Основы пожарной безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие вопросы

Организация пожарной охраны на предприятиях. Понятие о пожаро- и взрывоопасности. Системы предотвращения пожаров и взрывов.

Пожар, его причины и классификация.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- системы предотвращения пожаров и взрывов;

- причины пожаров;

уметь:

- пользоваться огнетушителями;

- рассчитывать параметры горения.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 14 Система пожарной безопасности

Герметизация и антикоррозийная защита оборудования и коммуникаций. Автоматический контроль за составом горючей взрывоопасной среды.

Безопасное производство огнеопасных работ. Правила устройства системы отопления и вентиляции, электротехнического оборудования.

Пожароопасность процесса хранения информации. Предупреждение разряда статического и атмосферного электричества, молниезащита.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- антикоррозийную защиту оборудования и коммуникаций;

- Правила устройства системы отопления и вентиляции;

уметь:

- применять средства индивидуальной защиты от статического электричества;

- выполнять расчет молниезащиты.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 15 Системы противопожарной защиты

Ограничение распространения пожаров. Горючесть строительных материалов и конструкций. Огнестойкость строительных конструкций и зданий. Противопожарные разрывы и преграды.

Способы тушения пожаров, их техника. Автоматические средства. Противопожарное водоснабжение и его расчет. Пожарная связь и сигнализация.

Эвакуация людей из зданий. Специальные меры пожарной безопасности.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-огнестойкость строительных конструкций и зданий;

- способы тушения пожаров;

уметь:

- выполнять расчет противопожарного водоснабжения;

- выполнять эвакуацию людей из зданий.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 16 Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Опасности среды обитания

Классификация опасностей в системе "человек- среда - обитания". Естественные системы защиты организма. Обучение по оказанию само- и доврачебной помощи.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- классификацию опасностей;

- естественные системы защиты организма;

уметь:

- оказывать само- и доврачебную помощь пострадавшим;

- классифицировать опасности среды обитания.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 96-365 стр.; [22], 224- 364 стр.; [16], 51-236 стр.; [18], 6- 76 стр.

Тема 17 Чрезвычайные ситуации

Законы Республики Казахстан «О Гражданской обороне» и «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

Основные понятия, причины возникновения и классификация ЧС. Оценка ЧС. Теория катастроф.

Основные задачи, организационные принципы построения и функционирования Гражданской обороны (ГО) республики. Формирования ГО, назначение и порядок их создания. Органы управления и службы ГО и ЧС.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- законы Республики Казахстана по ЧС;

- причины возникновения и классификацию ЧС;

уметь:

- выполнять оценку ЧС;

- применять организационные принципы построения и функционирования ГО.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 336- 391 стр.; [10], 8- 110стр.; [4], 391-395 стр.; [16], 20-26 стр.; [5], 7 - 15, 19-24, 29-105, 206-215, 266-280 стр.

Тема 18 Защита населения

Основные принципы защиты населения, окружающей среды и организаций при ЧС. Основные способы защиты населения.

Классификация защитных сооружений и их использование. Виды защитных сооружений: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Требования, предъявляемые к ним.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основные принципы защиты населения окружающей среды при ЧС;

- классификацию защитных сооружений;

уметь:

- осуществлять эвакуационные мероприятия;

- применять средства индивидуальной защиты при ЧС.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [1], 369- 446 стр.; [4], 301- 408 стр.; [18], 165-202 стр.; [5], 281 - 300 стр.;[22], 120- 140 стр.; [17], 392- 406 стр.; [21], 288- 301 стр.; [8], 62- 107 стр.

Тема 19 Устойчивость объектов хозяйствования

Сущность устойчивости функционирования объектов хозяйствования. Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов в ЧС.

Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий ГО. Цели и этапы исследования устойчивости организации.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- факторы, влияющие на устойчивость работы объектов в ЧС;

- сущность устойчивости функционирования объектов хозяйствования;

- нормы проектирования инженерно-технических мероприятий в ЧС

уметь:

- размещать объекты хозяйствования;

- применять нормы при проектировании и строительстве зданий, сооружений и систем электро- и газоснабжения.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [8], 147- 176 стр.; [10], 145- 187стр.; [17], 414-424 стр.; [5], 300 - 314 стр.

Тема 20 Ликвидация последствий ЧС

Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) на объектах хозяйствования. Группировка сил и средств для ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий.

Меры безопасности при выполнении СиДНР.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ на объектах хозяйствования;

- меры безопасности при выполнении СиДНР;

уметь:

- осуществлять группировку сил и средств для ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий;

- проводить работы при ликвидации последствий землетрясений.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 406- 409, 424-433 стр.; [10], 187- 204, 127-145 стр.; [8], 239-241 стр.; [16], 248-258 стр.; [4], 425- 430, стр.; [5], 3 - 18 стр.

Тема 21 Негативные факторы техносферы

Классификация негативных факторов производственной среды. Основы организации производственной деятельности в соответствии с требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- классификационно- негативных факторов производственной среды;

- основы организации производственной деятельности;

уметь:

- применять требования по экологии и безопасности в процессе эксплуатации оборудования.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [7], 13-28 стр.; [18], 143-164 стр.; [4], 115- 140 стр.



Методические указания




Форма

Ф СО ПГУ 7.18.2/05



Министерство образования и науки Республики Казахстан


Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова


Кафедра «Технология продовольственных продуктов и защита окружающей среды»


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


к самостоятельной работе студентов

по дисциплине «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»

для студентов специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение»


Павлодар

Лист утверждения

к методическим указаниям




Форма

Ф СО ПГУ 7.18.1/05




УТВЕРЖДАЮ

Декан АСФ

___________ М.К. Кудерин

«____»___________2009г.


Составитель: ст. преп. ___________ Дроздова Н.К.


Кафедра «Технология продовольственных продуктов и защита окружающей среды»


^ Методические указания

к самостоятельной работе студентов


по дисциплине «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»


для студентов специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение»


Рекомендовано на заседании кафедры

“____” _______2009 г., протокол № ____


Заведующий кафедрой _________Арынгазин Ш.К.


Одобрено УМС архитектурно -строительного факультета

“____” ___________ 2009г., протокол № _____


Председатель МС ________ Козионов В.А.


^ Методические указания к самостоятельной работе студентов


Тема 1 Система управления охраной труда (УОТ) на предприятиях вычислительной техники

Основные положения УОТ. Определение, принципы и цель системы УОТ. Нормативно-методическая основа системы УОТ.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основные положения системы управления охраной труда;

- нормативно-методическую документацию;

уметь:

-составлять планы мероприятий для включения в систему УОТ.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 2 Нормативно-правовые основы УОТ

Правовые основы УОТ. Конституция РК, Закон о труде РК, Закон об охране труда PК, Закон РК о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закон РК о промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Законодательные акты по охране труда.

Нормативно-техническая документация. Стандарты, правила, нормы по охране труда.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Санитарные правила и нормы (СПиПы) по гигиене труда в промышленности РК Строительные нормы и правила (СНиПы). Инструкции по технике безопасности. Руководящие документы ведомств по охране труда.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основные положения трудового кодекса Республики Казахстан;

- нормативно-методическую документацию;

уметь:

-применять Систему стандартов безопасности труда (ССБТ) на предприятии;

- составлять инструкции по технике безопасности.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [20], 3-21 стр.; [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 3 Функция управления охраной труда

Организация и координация работ по охране труда. Органы управления охраной труда, их структура и функции. Служба охраны труда на предприятиях и ее функции. Обязанность должностных лиц.

Планирование работ по охране труда. Перспективное, текущее (годовое) и оперативное (квартальное, месячное) планирование. Порядок их финансирования. Номенклатурные мероприятия по охране труда.

Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Органы Госнадзора, их виды, структура к функции. Паспортизация санитарно-технического состояния объектов.

Учет, анализ и оценка состояния охраны труда. Условия труда и факторы их формирования. Классификация работ по тяжести и вредности. Производственный травматизм и профессиональные заболевания, их причины. Учет и отчетность по ним. Методы анализа производственного травматизма. Комплексная оценка условий труда. Прогнозирование уровня безопасности труда.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-органы управления охраной труда;

- обязанности должностных лиц;

уметь:

-планировать работы по охране труда;

-рассчитывать показатели производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 4 Задачи управления охраной труда

Обучение трудящихся безопасности труда. Инструктаж, обучение и проверка знаний рабочих, служащих, инженерно-технических работников.

Пропаганда вопросов охраны труда. Лечебно - профилактическое обслуживание рабочих. Обеспечение трудящихся средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- виды инструктажей;

- задачи пропаганды вопросов охраны труда;

уметь:

-проводить обучение персонала безопасности труда;

- применять средства индивидуальной защиты.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 5 Психофизиологические основы системы УОТ

Характеристики основных форм трудовой деятельности человека. Тяжесть и напряженность труда, их оценка. Работоспособность, ее этапы и активизация. Утомление, пути борьбы с ним. Режим труда и отдыха.

Антропометрические характеристики человека. Виды анализаторов.

Психическая деятельность человека.

Эргономические основы труда. Профессиональный отбор. Эргономические требования к организации рабочих мест.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- характеристики основных форм трудовой деятельности;

- работоспособность, ее этапы;

уметь:

- обеспечивать надежность в системе СЧМ;

- выполнять эргономические требования к организации рабочих мест.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 6 Производственная санитария

Санитарная классификация предприятий и производств. Санитарная характеристика производственных процессов. Требования к устройству зданий и помещений электронно-вычислительной техники, санитарно-бытовых помещений, к водоснабжению и канализации.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- санитарные требования к устройству зданий и помещений электронно - вычислительной техники;

- требования к устройству санитарно- бытовых помещений;

уметь:

- выполнять расчеты санитарно- бытовых помещений;

- предъявлять требования к устройству систем водоснабжения и канализации.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 7 Защита от неблагоприятных метеорологических условий воздушной среды

Микроклимат рабочих мест его параметры. Влияние параметров микроклимата на организм и их гигиеническое нормирование. Методы создания комфортных метеоусловий на производственных местах. Отопление и кондиционирование воздуха. Принципы их расчета. Контроль условий производственной среды. Промышленная вентиляция, её виды и условия применения. Естественная вентиляция, ее виды и принципы их расчет. Искусственная вентиляция, её виды и принципы их расчета.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- параметры микроклимата;

- методы создания комфортных метеоусловий на рабочих местах;

уметь:

- выполнять расчеты естественной и искусственной вентиляции;

- выполнять расчеты по кондиционированию воздуха.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 8 Защита от шума, вибрации, инфра- и ультразвука

Общие сведения о производственных шумах, вибрации, инфра- и ультразвуках. Их действие на организм человека и гигиеническое нормирование. Источники их образования при использовании средств компьютерной технологии и информационной системы управления.

Методы защиты от шума. Акустические расчеты. Защита от инфра- и ультразвука. Измерение параметров шума, вибрации и инфра- и ультразвука.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- общие сведения о производственных шумах, вибрации, инфра- и ультразвуках;

- источники образования шума, вибрации, инфра – и ультразвука;

уметь:

- выполнять акустические расчеты;

- пользоваться приборами для измерения шума, вибрации, инфра – и ультразвука.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 9 Защита от вредных излучений

Электромагнитные излучения, их действие на организм человека и гигиеническое нормирование. Ионизирующие излучения, их воздействие на организм человека, их гигиеническое нормирование и защита от них. Лазерное излучение, его действие на организм человека и гигиеническое нормирование, защита от него. Защита от вредных излучений при эксплуатации компьютерных устройств и электронной аппаратуры.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- воздействие на организм человека излучений и электромагнитных полей;

- методы защиты от излучений и электромагнитных полей;

уметь:

-производить измерения различных излучений на рабочих местах и в производственных помещениях;

- применять средства индивидуальной и коллективной защиты персонала от излучений и электромагнитных полей.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 10 Производственное освещение

Общие сведения о производственном освещении. Светотехнические величины. Основные требования к производственному освещению. Системы и виды производственного освещения производственных помещений.

Естественное освещение, его нормирование и расчет. Искусственное освещение и его проектирование. Виды искусственного освещения и условия их применения. Осветительные приборы, их классификация и светотехнические показатели. Нормирование и методы расчета искусственного освещения. Контроль освещенности рабочих мест.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основные требования к производственному освещению;

- системы и виды производственного освещения;

уметь:

- выполнять расчеты естественного и искусственного освещения;

- пользоваться приборами для измерения освещенности в производственных помещениях.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 11 Основы техники безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие меры безопасности

Безопасность погрузочно-разгрузочных работ и перемещение тяжестей. Общие требования безопасности к производственным процессам и оборудованию индустрии информатики. Опасные зоны, защитные устройства и знаки безопасности.

Специальные меры безопасности при эксплуатации электронно - вычислительной техники.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- общие требования безопасности к производственным процессам и оборудованию индустрии информатики;

- опасные зоны, защитные устройства и знаки безопасности;

уметь:

- применять меры безопасности при эксплуатации оборудования;

- применять защитные устройства.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 255-274 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 12 Электробезопасность при эксплуатации электронно-вычислительной техники

Основы электробезопасности. Действие электрического тока на организм и факторы, предопределяющие исходы поражения человека. Классификация производственных помещений по опасности поражения электрическим током. Анализ условий поражений человека электрическим током. Напряжение шаговое и прикосновения. Технические и организационные методы защиты человека от поражения электрическим током. Принципы и расчеты защитного заземления и зануления.

Безопасность эксплуатации переносного электрооборудования. Специальные меры электробезопасности при эксплуатации электронно-вычислительной техники.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основы электробезопасности;

- классификацию производственных помещений по опасности поражения эл. током;

уметь:

- выполнять расчеты защитного заземления и зануления;

- оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при поражении эл.током.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 13 Основы пожарной безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие вопросы

Организация пожарной охраны на предприятиях. Понятие о пожаро- и взрывоопасности. Системы предотвращения пожаров и взрывов, противопо-жарной зашиты

Горение, его определение, фазы и условия возникновения. Виды горения и его параметров. Пожар, его причины и классификация. Температурный режим пожара.

Классификация производств, помещений и установок по их пожаро- и взрывоопасности.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- системы предотвращения пожаров и взрывов;

- причины пожаров;

уметь:

- пользоваться огнетушителями;

- рассчитывать параметры горения.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 14 Система пожарной безопасности

Исключение образования пожаро- и взрывоопасной среды. Герметизация и антикоррозийная защита оборудования и коммуникаций. Автоматический контроль за составом горючей взрывоопасной среды.

Предупреждение воспламенения пожаровзрывноопасной среды. Безопасное производство огнеопасных работ. Правила устройства системы отопления и вентиляции, электротехнического оборудования.

Пожароопасность процесса хранения информации. Предупреждение разряда статического и атмосферного электричества, молниезащита.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- антикоррозийную защиту оборудования и коммуникаций;

- Правила устройства системы отопления и вентиляции;

уметь:

- применять средства индивидуальной защиты от статического электричества;

- выполнять расчет молниезащиты.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 15 Системы противопожарной защиты

Ограничение распространения пожаров. Горючесть строительных материалов и конструкций. Огнестойкость строительных конструкций и зданий. Выбор групп горючести и требуемых переделов огнестойкости конструкций и сооружений. Зонирование пром. площадки и противопожарные разрывы между ними. Противопожарные преграды в зданиях. Огнепреградительные устройства в установках и коммуникациях.

Тушения пожаров. Способы тушения пожаров и огнегасительные вещества, принципы их выбора. Автоматические средства. Противопожарное водоснабжение и его расчет. Пожарная связь и сигнализация.

Эвакуация людей из зданий. Специальные меры пожарной безопасности.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-огнестойкость строительных конструкций и зданий;

- способы тушения пожаров;

уметь:

- выполнять расчет противопожарного водоснабжения;

- выполнять эвакуацию людей из зданий.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 16 Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Опасности среды обитания

Классификация опасностей в системе "человек- среда - обитания". Эволюция среды Питания, переход от биосферы к техносфере. Естественные системы защиты организма, учение по оказанию само- и доврачебной помощи.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- классификацию опасностей;

- естественные системы защиты организма;

уметь:

- оказывать само- и доврачебную помощь пострадавшим;

- классифицировать опасности среды обитания.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 96-365 стр.; [22], 224- 364 стр.; [16], 51-236 стр.; [18], 6- 76 стр.

Тема 17 Чрезвычайные ситуации

Законы Республики Казахстан «О Гражданской обороне» и «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

Основные понятия, причины возникновения и классификация ЧС. Оценка ЧС. Теория катастроф.

Основные задачи, организационные принципы построения и функционирования Гражданской обороны (ГО) республики. Формирования ГО, назначение и порядок их создания. Органы управления и службы ГО и ЧС.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- законы Республики Казахстана по ЧС;

- причины возникновения и классификацию ЧС;

уметь:

- выполнять оценку ЧС;

- применять организационные принципы построения и функционирования ГО.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 336- 391 стр.; [10], 8- 110стр.; [4], 391-395 стр.; [16], 20-26 стр.; [5], 7 - 15, 19-24, 29-105, 206-215, 266-280 стр.

Тема 18 Защита населения

Основные принципы защиты населения, окружающей среды и организаций при ЧС. Основные способы защиты населения.

Классификация защитных сооружений и их использование. Виды защитных сооружений: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Требования, предъявляемые к ним.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основные принципы защиты населения окружающей среды при ЧС;

- классификацию защитных сооружений;

уметь:

- осуществлять эвакуационные мероприятия;

- применять средства индивидуальной защиты при ЧС.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [1], 369- 446 стр.; [4], 301- 408 стр.; [18], 165-202 стр.; [5], 281 - 300 стр.;[22], 120- 140 стр.; [17], 392- 406 стр.; [21], 288- 301 стр.; [8], 62- 107 стр.

Тема 19 Устойчивость объектов хозяйствования

Сущность устойчивости функционирования объектов хозяйствования. Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов в ЧС.

Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий ГО. Основные назначения норм и порядок их осуществления. Требования норм к размещению объектов хозяйствования, проектированию и строительству зданий, сооружений и системам электро- и газоснабжения.

Цели и этапы исследования устойчивости организации.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- факторы, влияющие на устойчивость работы объектов в ЧС;

- сущность устойчивости функционирования объектов хозяйствования;

- нормы проектирования инженерно-технических мероприятий в ЧС

уметь:

- размещать объекты хозяйствования;

- применять нормы при проектировании и строительстве зданий, сооружений и систем электро- и газоснабжения.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [8], 147- 176 стр.; [10], 145- 187стр.; [17], 414-424 стр.; [5], 300 - 314 стр.

Тема 20 Ликвидация последствий ЧС

Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) на объектах хозяйствования Цель, содержание и особенности ведения СиДНР. Группировка сил и средств для ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий. Приемы и способы проведения работ при ликвидации последствий землетрясения.

Меры безопасности при выполнении СиДНР.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ на объектах хозяйствования;

- меры безопасности при выполнении СиДНР;

уметь:

- осуществлять группировку сил и средств для ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий;

- проводить работы при ликвидации последствий землетрясений.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 406- 409, 424-433 стр.; [10], 187- 204, 127-145 стр.; [8], 239-241 стр.; [16], 248-258 стр.; [4], 425- 430, стр.; [5], 3 - 18 стр.

Тема 21 Негативные факторы техносферы

Классификация негативных факторов производственной среды. Основы организации производственной деятельности в соответствии с требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- классификационно- негативных факторов производственной среды;

- основы организации производственной деятельности;

уметь:

- применять требования по экологии и безопасности в процессе эксплуатации оборудования.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [7], 13-28 стр.; [18], 143-164 стр.; [4], 115- 140 стр.


metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-discipline-organizaciya-i-tehnologiya-obsluzhivaniya-v-barah-dlya-studentov-specialnosti-100106-organizaciya-obsluzhivaniya-v-obshestvennom-pitanii.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-discipline-vvedenie-v-specialnost.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-kursu-buhgalterskij-uchet.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-predmetu-tehnologiya-remonta-ps-specialnost-190304-01-tehnicheskaya-ekspluataciya-elektropodvizhnogo-sostava.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-uchebnaya-rabochaya-programma-disciplini-vozrastnaya-psihologiya-sevastopol.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskoj-rabote-po-teme-metodika-provedeniya-zanyatij-po-balnomu-tancu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/shkola-i-pedagogicheskaya-misl-ssha-hih-v-do-90-h-godov-shkola-i-pedagogika-v-stranah-zapadnoj-evropi-i-v-severnoj-amerike-v-xvii.html
  • school.bystrickaya.ru/dengi-denezhnij-rinok-problemi-regulirovaniya-denezhnogo-rinka-chast-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/potencial-delovogo-turizma-v-rossii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/energetika.html
  • assessments.bystrickaya.ru/darina-kahramanova-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • lecture.bystrickaya.ru/9-finansovie-aktivi-imeyushiesya-v-nalichii-dlya-prodazhi-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2011-goda-4-otchyot.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obespechenie-ekologicheskoj-bezopasnosti-pri-rabotah-v-oblasti-obrasheniya-s-opasnimi-othodami.html
  • writing.bystrickaya.ru/artisticheskaya-etika-i-disciplina-uroki-vdohnoveniya-sistema-k-s-stanislavskogo-v-dejstvii.html
  • control.bystrickaya.ru/dni-vina-i-gorestej-annotaciya.html
  • report.bystrickaya.ru/i-razrabotka-mer-na-srednesrochnuyu-perspektivu-doklad-koordinacionnogo-soveta-po-delam-molodezhi-v-nauchnoj-i-obrazovatelnoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/31-baudolino-zhdet-otpravki-v-carstvo-presvitera-umberto-eko.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/avtoreferat-d-issertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-stranica-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/potrebnosti-v-zamene-emocionalnogo-fona-rassmotreni-nekotorie-voprosi-teorii-cennosti-v-chastnosti-dobra-i-zla.html
  • letter.bystrickaya.ru/mvd-rossii-sankt-peterburgskij-universitet-kafedra-operativno-rozisknoj-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-a-v-shahmatov-k-i-maslennikov-operativno-rozisknaya-deyatelnost-v-testah-uchebno-metodicheskoe-posobie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stradanie-svyatogo-muchenika-romila-zhitiya-svyatih-tom-9-sentyabr.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-5-teoriya-poznaniya-i-filosofiya-nauki-kurs-lekcij-v-4-ch-ch-iii-iv-n-s-shekin-i-dr-pod-f56.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-kultura-kak-cennost-tipologiya-kultur-uchebnoe-posobie-dlya-zaochnih-otdelenij-mnogoprofilnih-medicinskih-universitetov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-posvyashena-marshalu-sovetskogo-soyuza-s-m-budennomu-ona-soderzhit-mnogo-novih-faktov-iz-zhizni-polkovodca-ego-razdumya-o-voinskom-dolge-o-prirode-podviga-istokah-sovetskogo-patriotizma.html
  • control.bystrickaya.ru/bolezni-koronarnih-arterij-anevrizma-bryushnogo-otdela-aorti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovi-vneshneekonomicheskih-svyazej-chast-16.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-s-stanislavskij-rabota-aktera-nad-soboj-str-245-stranica-12.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vii-chrezvichajnie-situacii-nur-otan.html
  • bukva.bystrickaya.ru/starshij-doshkolnij-vozrast-6-7-let-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-grupp-kratkovremennogo-prebivaniya-detej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-moskvu-nochyu-obrushitsya-snegopad-i-silnij-veter-internet-resurs-mediafaxru-08112011.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-vidno-iz-shemi-chislo-dvoichnih-razryadov-ispolzuemih-v-processe-preobrazovaniya-opredelyaet-chislo-diskretnih-urovnej-s-pomoshyu-kotorih-mozhno-predstavlyat-a-stranica-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-13-organizaciya-stroitelstva-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-uchebnoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-uchebnogo-processa-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-moskva-2011.html
  • student.bystrickaya.ru/25-avarijno-spasatelnaya-sluzhba-materiali-iz-plana-podgotovlennosti-kazahstana-k-prirodnim-katastrofam.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-setevie-professionalnie-soobshestva-uchitelej-metodicheskie-rekomendacii-dlya-pedagogov-i-uchashihsya-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe-i-drugie-ego-sochineniya-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-vvedenie-v-literaturovedenie-specialnost.html
  • letter.bystrickaya.ru/moskovskaya-pravda-moskva-260-1122008-hronika-chp-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-260-12-2008.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mzhnarodna-naukovo-praktichna-konferencya-pershij-vseukranskij-zzd-ekologv-zbrnik-materalv.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-vi-osobennosti-organizacii-i-obespecheniya-o-prokurature-rossijskoj-federacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-dlya-referatov-opredelenie-ponyatiya-iskusstvennij-intellekt-osnovnie-napravleniya-issledovanij-osnovnie-ponyatiya-teorii-izmerenij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.