.RU

Методические указания и задания для домашней контрольной работы для учащихся заочного отделения специальность: 2-360531 «Машины и оборудование лесного хозяйства и лесной промышленности»


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

Гомельский государственный политехнический колледж


Основы автоматики и автоматизации производства


Методические указания и задания для домашней контрольной работы

для учащихся заочного отделения

специальность: 2-360531 «Машины и оборудование лесного хозяйства

и лесной промышленности»

специализация: 2-360531.03 «Сервисное обслуживание и ремонт машин,

оборудования и агрегатной техники»


Разработал преподаватель

В.А.Кончиц


ВВЕДЕНИЕ


Дисциплина «Основы автоматики и автоматизации производства» по учебному плану специальности 2-360531 «Машины и оборудование лесного хозяйства

и лесной промышленности» со специализации 2-360531.03 «Сервисное обслуживание и ремонт машин и оборудования лесной промышленности» относятся к дисциплинам специализации.

На современном этапе развития техники и технологии лесопромышленных предприятий автоматика приобретает особенно важное значение, так как только с помощью автоматизации можно обеспечить высокие темпы развития производства. Вот почему правительство уделяет особое внимание развитию автоматики – одной из важнейших наук XXI века.

Автоматические и автоматизированные устройства, станки, линии находят достаточно широкое применение в производственном процессе лесопромышленного предприятия.

Для предприятий лесной промышленности выпускаются серийно и успешно используются автоматизированные раскряжевочные агрегаты, автоматизированные сортировочные устройства, состоящие из специализированного транспортера с гравитационными сбрасывателями и управляющего устройства; разработаны и успешно прошли испытания автоматические станки и линии для раскряжевки хлыста и их дальнейшей переработки; находятся в стадии разработки автоматические устройства для учёта объемов и маркировки готовой продукции.

В настоящее время нет ни одного станка, машины, агрегата, используемого в лесопромышленном производстве, где бы не применялись средства и не использовались принципы автоматики. Поэтому для успешного решения задач, выдвигаемых производством, современный техник-механик должен наряду с глубокими знаниями технологии должен иметь определённый уровень знаний в области автоматики. Эти знания помогут специалисту рациональнее решать производственные задачи, совершенствовать технологический процесс, используя новейшие достижения науки и техники.

Целью настоящего предмета является получение знаний учащимся в области автоматизации производственного процесса лесопромышленного предприятия. Учащейся должен усвоить основные принципы и методы, используемые при автоматизации производства, изучить назначение, устройство и принцип действия средств автоматики, наиболее перспективных для данной отрасли, выполнять несложные технические и экономические расчёты, связанные с вопросами автоматизации производства.

Освоение курса складывается и самостоятельного изучения учебного материала, объем которого определяется программой, по учебникам, учебным пособиям, техническим журналам и другой специальной литературе, выполнения контрольных работ, выполнения лабораторно-практических работ во время лабораторно-экзаменационной сессии.

Изучение курса рекомендуется вести в следующей последовательности:

1 Ознакомиться по учебной программе с содержанием тем и подобрать рекомендованную литературу.

2 Ознакомиться с соответствующими методическими указаниями.

3 Изучать учебный материал в последовательности, рекомендованной тематическим планом.

4 После изучения каждой темы необходимо обязательно ответить на вопросы самопроверки.

5 Изучаемый материал, особенно вопросы, которые трудны для понимания, необходимо

конспектировать в отдельной тетради.

Курс «Основы автоматики и автоматизации производства» содержит 3 раздела:

I – Элементы автоматики.

II – Системы автоматики.

III – Автоматизации основных производственных процессов лесопромышленных предприятий.

Изучение первых двух разделов позволяет усвоить учащемуся некоторые основные вопросы автоматики. По этим разделам выполняется контрольная работа №1.

Изучение учебного материала по третьему разделу дает учащемуся знания в области автоматизации производственных процессов позволит усвоить основные принципы и подход к решению задач автоматизации и познакомит его с теми устройствами, машинами и агрегатами, которые в настоящее время успешно работают на предприятиях лесной промышленности. По этому разделу выполняется индивидуальная контрольная работа №1


Литература

  1. Петровский В.С., Автоматизация производственных процессов ЛПП: / В.С. Петровский, В.В. Харитонов. Учебник для вузов. М.: Лесная промышленность 1990. -471с.

  2. Харитонов В.В., Основы автоматизации лесозаготовительного производства. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: Лесная промышленность, 1987. -271с.

  3. Пижурин А.А., Электрооборудование и электроснабжение лесопромышленных и деревообрабатывающих предприятий. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: Лесная промышленность, 1987. -295с.

  4. Вильке Г.А., Основы автоматики и автоматизация производственных процессов лесопромышленных предприятий. Учебник для вузов. М.: Лесная промышленность, 1964. -388с.

  5. Маковский Н.В., Основы автоматизации деревообрабатывающего производства. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: Лесная промышленность, 1987. -333с.



^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Основы автоматики и автоматизации производства»

Специальность 2-36 05 31 Машины оборудование лесного хозяйства и лесной промышленности




Количество часов

Всего

В том числе

на

лабораторные работы

на практические работы













Ведение

Раздел 1. Элементы автоматических систем

    1. Общие сведения о системах автоматики и элементах

её составляющих

    1. Датчики и преобразователи

Лабораторная работа №1

Исследование трансформаторного датчика соленоидного типа

1.3. Промежуточные элементы автоматики

Лабораторная работа №2

Исследование электромагнитных реле постоянного тока

    1. Исполнительные элементы

Практическая работа № 1

Расчет и выбор мощности электродвигательного исполнительного механизма

    1. Запоминающие элементы и их устройства

    2. Логические элементы. Синтез и анализ релейных схем

Лабораторная работа № 3

Исследование кратковременного запоминающего элемента с выдачей информации через определенное время. Составление логического уравнения.

    1. Основные схемы включения элементов

Раздел 2. Системы автоматики

    1. Системы автоматического регулирования

    2. Системы автоматического контроля

    3. Следящие системы

Практическая работа № 2

Составление схемы автоматизированного управления электроприводе

Обязательная контрольная работа № 1

Раздел 3. Автоматизация основных производственных процессов лесопромышленных предприятий

    1. Автоматизация процесса выгрузки и разборки хлыстов

    2. Автоматизация процесса раскряжевки хлыстов

Практическая работа № 3

Изучение работы раскряжевочной установки ЛО-15А

    1. Автоматизация процесса сортировки круглых лесоматериалов

    2. Автоматизация процесса учета круглых лесоматериалов

^ Итоговая контрольная работа

Итого



12


4


4

4

4


1

1

1

1

28



2

2


2

6


2


2


4



Методические рекомендации по изучению дисциплины

Введение (1 час)


Задачи предмета, объем и план изучения. Рекомендуемые учебные пособия. Основные понятия в автоматизации производства. Значение автоматизации производства. Виды автоматизации. Краткая история развития автоматики лесной промышленности. Современные достижения науки и техники в области автоматизации. Применение микропроцессоров в лесной промышленности. Перспективы развития автоматизации в свете решений правительства.


Методические указания


При изучении этого учебного материала учащийся должен прежде всего усвоить:

  1. Основные понятия и определения автоматики;

  2. Понятие «автоматизация»;

  3. Значение и задачи автоматизации производственных процессов в лесной промышленности;

  4. Роль автоматизации в повышении производительности труда, повышении условий труда и культуры производства;

  5. Решения правительства о совершенствовании технологии, внедрении комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, автоматизации управления цехами, предприятиями, объединениями и отраслями в целом;

  6. Перспективы развития автоматизации в лесной промышленности;


В энциклопедическом словаре слову автоматика дается следующее определение: «Автоматика – техническая наука, разрабатывающая принципы построения автоматических систем и необходимых для них автоматических средств (элементов), методы анализа и синтеза этих систем».

За последние годы сфера влияния автоматики значительно расширилась и автоматика стала проникать даже в сферу социальной деятельности человека.

Автоматика стала фундаментом другой важной науки XX века – кибернетики, науки об управлении живой и не живой природы. Академик А.Н. Колмогоров так определяет

кибернетику: «Кибернетика занимается изучением систем любой природы, способных воспринимать, хранить и преобразовывать информацию и использовать её для управления и регулирования».

Многие учёные расчленяют кибернетику на три составных части: техническую, биологическую и социальную.

Началом развития автоматики как науки считается 1765 год, когда талантливый русский механик И.И. Ползунов создал первую в мире замкнутую автоматическую систему регулирования уровня воды в паровом котле.

Автоматика как любая наука, имеет свои понятия и термины, которые являются отражением накопленных в ней знаний.

Устройство, агрегат, машина называются автоматическими, если они выполняют свои основные функции без непосредственного вмешательства человека.

Внедрение автоматически действующих устройств в той или иной процесс (производственный процесс, процесс управления и др.) называется его автоматизацией.

Необходимым условием автоматизации является механизация. Сущность её заключается во внедрении машин в производственные операции, связанные с затратами физического труда.

При автоматизации машинам передаются функции управления и контроля. За человеком остаются лишь функции наладки, настройки и общего наблюдения за работой машин. В этом заключается одно из основных отличий автоматизированного производства от производства механизированного.

Методические указания разработаны в соответствии с программой, утвержденной Директором УО «ГГПК» 01.09.2207 г.


Литература

Л4, стр. 3-6.

Л1, стр. 3-6.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое автоматика и автоматизация?

2. Значение автоматизации в лесной промышленности.

3. Чем отличается механизированное производство от автоматизированного?


РАЗДЕЛ 1 ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМАТИКИ (33 часа)


Тема 1.1 Общие сведения о системах автоматики и элементах

её составляющих (3 часа)

Структура и назначение отдельных систем автоматики. Функциональные схемы систем автоматического контроля, управления и регулирования.

Деление элементов автоматики по назначению и принципу работы. Понятия о датчиках, усилителях, стабилизаторах, запоминающих и исполнительных элементах. Основные характеристики элементов и их параметры.


^ Методические указания


В современной технике, в том числе и в лесной промышленности, используются различные автоматические устройства. Они состоят из разнообразных элементов,

выполняют различные функции, отличаются принципом действия, схемными и конструктивными решениями.

Среди многочисленных автоматических систем, функционирующих в различных отраслях современного промышленного производства, можно выделить три следующие класса систем:


АСУ – автоматическая система управления;


АСР - автоматическая система регулирования;

АСК - автоматическая система контроля.


Уяснив этот материал, учащийся должен себе чётко представлять и другие понятия автоматики, а именно: управляемый объект, управление, воздействие, сигнал, обратная связь, управляемая (регулируемая) величина (параметр) и другие.

^ Управляемый объект (объект регулирования) – это технический агрегат (двигатель, сушильная камера, генератор и т.п.), в котором осуществляется автоматическое управление (регулирование).

Управлением в технических системах называется преднамеренное воздействие на управляемый объект, обеспечивающее достижение определённых целей. Управлять объектом- это значит вырабатывать управляющие воздействие.

Управление в простейших системах часто называют регулированием. Если управляющее воздействие вырабатывается с участием человека, то такое управление называется полуавтоматическим, а системы – автоматизированными системами управления.

^ Автоматическим управляющим устройством (АУУ) называется устройство, осуществляющее воздействие на управляемый объект в соответствии с заложенным в нём законом управления. Обычно управляющее устройство воздействует на управляемый объект через орган управления. В простых случаях автоматическое управляющее устройство называют автоматическим регулятором.

^ Автоматической системой (системой автоматического управления или системой автоматического регулирования) называют совокупность управляемого объекта и управляющего устройства, взаимодействующих между собой в соответствии с законом (алгоритмом) управления.

Управляемой (регулируемой) величиной называют ту физическую величину (скорость, температура и т.п.), которая подлежит управлению (регулированию).

В качестве объекта автоматического управления может быть как отдельный механизм или агрегат, так и линия по выпуску определённой продукции.

Структурная схема разомкнутой АСУ представлена на рис. 1.1




Хо μ Хвых


Рис. 1.1 Структурная схема системы автоматического управления объектом

ЗУ – задающее устройство; ОУ – объект управления; Хо – задающее воздействии;

М – управляющее воздействие; Хвых – управляемый параметр


Автоматические системы управления с разомкнутой цепью воздействия, т.е. когда выход системы не связан непосредственно с её выходом, предполагают участие человека, который должен наблюдать за результатам управления и изменять задающие воздействие при необходимости.

Автоматические системы управления с замкнутой цепью воздействия, предназначенные для поддержания требуемых значений параметров, называются автоматическими системами регулирования (АСР). В таких системах функции человека по приёму, переработке и выдаче информации выполняет регулятор. Характерным для АСР является наличием обратной связи, передающей сигнал с выхода системы обратно на вход. Обратная связь позволяет сравнивать текущее, действительное значение регулируемого параметра с заданным и на основании их

несоответствия вырабатывать управляющее воздействие (рис 1.2).




Рис 1.2 Структурная схема системы автоматического регулирования:

ИУ – измерительное устройство


По цели воздействия на объект различают стабилизирующие, программные, следящие и оптимизирующие АСУ.

Автоматические системы контроля (АСК) обеспечивают эффективный контроль хода производственных процессов. Их задачей является количественная оценка параметров процесса при помощи контрольно – измерительных приборов. В АСК входят обычно объект контроля и контрольно – измерительные приборы (рис 1.3).





Хвых


Рис. 1.3 Структурная схема автоматической системы контроля

Показания контрольно – измерительных приборов оцениваются человеком. Часто при контроле отдельных параметров процесса возможна автоматическая сигнализация светом или звуком их выхода за допустимые приделы или остановка процесса в случае опасности.

Таким образом, автоматические системы способны осуществлять управление технологическими процессами или оборудованием, регулирование и контроль их параметров, сигнализацию об определенных значениях этих параметров, защиту оборудования от поломок и т.д.

Кроме приведённых выше классификаций, все системы автоматического управления могут быть подразделены на системы непрерывного действия, системы дискретного (импульсного) действия и системы релейного действия.

Системой непрерывного действия называется такая система, в каждом из звеньев которой непрерывному изменению входной величины во времени соответствует непрерывное изменение выходной величины.

Системой дискретного действия называется такая система, в которой хотя бы в одном звене при непрерывном изменении входной величины выходная величина поменяется не прерывно, а имеет вид отдельных импульсов, появляющихся через некоторые промежутки времени.

Системой релейного действия называется такая система, которая хотя бы в одном звене при непрерывном изменении входной величины выходная величина изменяется скачком.

Автоматическая система состоит из отдельных элементов, выполняющих определённые функции. По своему значению элементы автоматики классифицируют на пять групп: воспринимающие, усилительные, исполнительные, запоминающие, логические.

По физическим принципам, лежащим в основе их действия, элементы различают на шесть классов: электромеханические, ферромагнитные, электротепловые, электронные и радиоактивные, механические, гидравлические и пневматические. По месту расположения элементов в автоматической системе их делят на три класса: первичные, промежуточные, конечные.

^ Воспринимающие элементы – это первичные элементы, реагирующие на изменение измеряемого параметра и определяющие порядок работы автоматической системы.

^ Исполнительные элементы располагаются в конце автоматической системы и служат для непосредственного воздействия на объект управления, исполняя команды вырабатываемые автоматической системой.

К промежуточным элементам относятся усилители, преобразователи и т.д. Они предназначены для преобразования сигналов, полученных от воспринимающих элементов, и передачи их исполнительным элементам.

В большинстве автоматических систем передаваемые сигналы усиливаются.

Основные характеристики элементов. Любой элемент автоматики можно представить в виде блок – схемы (рис 1.4).





Хвх Хвых


Рис. 1.4


где Хвх – входная величина (сигнал управления);

Хвых – выходная величина.

Величина и характер выходного сигнала определяются входной величиной, т.е. Хвых= f(Хвх). Эта зависимость является основной характеристикой элемента.

К важным характеристикам относятся также чувствительность, погрешность и инерционность элемента.

^ Порогом чувствительности называется наименьшее приращение входного параметра, способное вызвать изменение выходного параметра элемента.

Погрешности элемента характеризуются абсолютными величинами отклонения между полученными значениями переменной величины и её номинальном значении.

Инерционность характеризуются отставанием изменений выходной величины от изменений входной величины.

Изучив эти вопросы, учащийся может приступить к изучению конструкции и принципа действия датчиков, типы которых указаны в программы.


Литература

Л2, стр. 6 – 9.харитонов

Л1, стр. 6-12.петровский

Вопросы для самопроверки

  1. В чём заключается отличие структурной схемы системы автоматического регулирования от схемы системы автоматического контроля?

  2. Что такое обратная связь?




  1. Какая система называется разомкнутой, замкнутой?

  2. Роль датчиков в автоматической системе.

  3. Что называется статической характеристикой элемента?



Тема 1.2 Датчики и преобразователи (6 часов)


Назначение чувствительных элементов и их структура. Классификация датчиков. Требования к датчикам в соответствии с государственной системой приборов (ГСП). Воспринимающие элементы перемещений (конечные и путевые выключатели, реостатные и потенциометрические датчики, индуктивные и емкостные датчики, гидравлические и пневматические датчики, датчики измерения уровня жидкости и сыпучих материалов).

Датчики углов поворота. Датчики усилий и деформаций. Датчики скорости вращения и ускорений. Фотодатчики. Датчики температуры. Достоинства и недостатки воспринимающих элементов.

^ Лабораторная работа №1

Исследование трансформаторного датчика соленоидного типа.


Методические указания

Изучение учебного материала этой темы тоже целесообразно начать с изучения общих положений, понятий, определений и классификаций.

В данной теме рассматриваются вопросы устройства и принципа действия наиболее применяемых в лесной промышленности элементов.

Чувствительные элементы определяют собой своего рода «органы чувств», при помощи которых автоматическая система получает информацию о состоянии автоматизируемого объекта, агрегата или процесса. В связи с этим чувствительные элементы являются одними из важнейших элементов автоматики и в том или ином виде входят в состав любого автоматического устройства любой автоматической системы.

Чувствительные элементы можно рассматривать в качестве устройств, осуществляющих преобразования подлежащей измерению некоторые величины в другую величину, которая представляет собой результат измерения. При автоматизации приходится измерять как электрические (ток, напряжение, частоту и т.п.), так и неэлектрические (перемещение, скорость, ускорение, усилие, давление, уровень, температуру и т.п.) величины. Следовательно, входной величиной чувствительного элемента может быть как электрическая, так и неэлектрическая величина. Выходная величина также может иметь и электрическую и неэлектрическую природу.

В общем случае чувствительные элементы автоматики предназначены для преобразования измеряемой величины в величину, удобную для использования в последующих звеньях системы. Наибольшее возможности в смысле усиления, преобразования передачи на расстояние выходного сигнала чувствительного элемента существуют тогда, когда он имеет электрическую природу. В тоже время большинство измерительных систем преобразуют измеряемою величину в угловое или линейное механическое перемещение (например, поплавковый уровнемер, мембранный измеритель давления, шторочный измеритель диаметров брёвен и т.п.).

Устройство, преобразующее измеряемую величину в механическое перемещение называют первичной чувствительным элементам. Для получения электрического сигнала, пропорционального измеряемой величине, первичный чувствительный элемент сопрягают с

датчиком (рис. 1.5).





__

Х Х У


Рис. 1.5 Структурная схема чувствительного элемента с электрическим выходом:

Х – входная измеряемая величина; Х – механическое перемещение;

У – выходная электрическая величина


Итак, датчиком называется устройство, преобразующее измеряемую величину в сигнал, удобный для дальнейшего преобразования и передачи на расстояние.


Литература

Л2, стр. 10-34 харитонов

Л1, стр. 12 -34 петровский


Вопросы для самопроверки


  1. Что такое элемент автоматики?

  2. Как классифицируются элементы автоматики?

  3. Что такое датчик?

  4. Как работает индуктивный датчик?

  5. Каков принцип действия фоторезисторов?

  6. Какова конструкция тензометрического датчика?

  7. Достоинство и недостатки потенциометрического датчика?


Вопрос для самопроверки:

  1. Какие основные логические функции вы знаете?

  2. Начертите схемы логических элементов на контактных реле и запишите в терминах алгебры логики их структурные формулы.

  3. Какие основные законы используются в алгебре контактных схем?

  4. Пользуясь основными законами алгебры логики, преобразуйте следующие структурные формулы и начертите их контактные аналоги:


а) Fx = [(a + ca)b] · (b + ba)c = 0;

б) Fx = (a + a)b + ca + bd = d + b + ca;

в) Fx = (a + b)c + (c + cd)a + dc = c(a + d).



metodicheskie-ukazaniya.html
metodicheskie-voprosi-distancionnogo-obucheniya-andryuhina-t-n-proektirovanie-i-realizaciya-kompetentnostnoj-modeli.html
metodicheskie-voprosi-opredeleniya-ekonomicheskoj-effektivnosti-zashiti-atmosferi-ot-zagryazneniya-na-predpriyatiyah-chernoj-metallurgii-broshyura.html
metodicheskie-zadachi-uroka-1-pomoch-uchashimsya-raskrit-svoi-tvorcheskie-vozmozhnosti-v-sozdanii-otzivov-o-proizvedenii-2-nauchit-uchashihsya-emocionalno-virazhat-svoi-chuvstva.html
metodicheskie-zamechaniya-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-kursa-po-viboru.html
metodicheskierekomendacii-po-praktikedlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti032401-reklama-stranica-19.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovremennie-tsv.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sergej-yurskij-kto-derzhit-pauzu-stranica-6.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-17-formirovanie-kommunisticheskoj-i-professionalnoj-napravlennosti-u-lichnogo-sostava-vmf.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-sfere-socialno-kulturnogo-servisa-i-turizma.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-trebovaniya-k-napisaniyu-vstupitelnogo-referata.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-deyatelnosti-gorodskoj-sistemi-obrazovaniya-za-2011-2012-uchebnij-god-i-ob-osnovnih-napravleniyah-razvitiya-na-2012-2013-uchebnij-god-2012g-vvedenie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prirodnie-i-klimaticheskie-usloviya-otchet-ob-ocenke-2-152-00-opredelenie-rinochnoj-stoimosti-oao-szhizhennij-gaz-adres-obekta.html
  • literature.bystrickaya.ru/dejstvie-ugolovnogo-zakona-vo-vremeni-i-prostranstve-chast-4.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-drevnego-mira.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grupp-ekspertov-po-obrazovatelnim-oblastyam-stranica-30.html
  • education.bystrickaya.ru/13-proekt-dogovora-k-lotu-1-komitet-po-obrazovaniyu-dokumentaciya-dlya-provedeniya-podbora-organizacij-otdiha-i-ozdorovleniya.html
  • student.bystrickaya.ru/4-2-deyatelnost-ufimskogo-professionalnogo-torgovo-kulinarnogo-uchilisha-v-1966-1967-uchebnom-godu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prioritetnij-nacionalnij-proekt-v-sfere-zdravoohraneniya-realizaciya-meropriyatij-prioritetnogo-nacionalnogo-proekta-v-sfere-zdravoohraneniya-v-chuvashskoj-respublike-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vnutrennij-chelovek-v-russkoj-yazikovoj-kartine-mira-chast-25.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xi-prilozhenie-slovar-literatura-i-portret-stranica-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ukazi-1557g-1737g-i-ustav-o-bankrotah-1800-g-osnovi-reform-dorevolyucionnogo-rossijskogo-zakonodatelstva-o-zaloge.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ekonomika-predpriyatiya-industrii-gostepriimstva-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-100400-turizm.html
  • education.bystrickaya.ru/1-v-shvejcarii-prizemlivshis-na-mise-kanaveral-ya-otdal-korabl-v-remont-i-nachal-dumat-o-dache-posle-stol-dolgogo-puteshestviya-mne-polagalsya-otdih-zemlya-kazhe-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razdel-2-celostnie-kulturno-antropologicheskie-koncepcii-seredini-xx-veka.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-letopisnij-svod-letopis-letopisec-redakciya-letopisi-predislovie-ko-vtoromu-izdaniyu.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-tradicii-hotim-poznakomit-vas-s-novostyami-padi-i-rasskazat-o-sobitiyah-kotorie-proizoshli-za-poslednij-mesyac.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-rouz-s-r79-ustrojstvo-pamyati-ot-molekul-k-soznaniyu-per-s-angl.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-tzhbaev-tolaaj-ertegs-tl-damitu.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-yu-a-nisnevich-zakon-i-politika.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osobie-proizvodstva-v-rossijskom-ugolovnom-processe-uchebnoe-posobie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-postmodernistskaya-skazka-moskva-2003.html
  • writing.bystrickaya.ru/est-li-postmodernistskaya-publicistika.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-seksologii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/translate-from-russian-into-english-using-verbs-in-active-voice-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/virusko-esk-vztahy-voblasti-umn-vstava-ruskch-umlc-vpraze-vistavka-russkih-hudozhnikov-v-prage-v-1900-godu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-tomskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet-tgpu-fiziko-matematicheskij-fakultet.html
  • studies.bystrickaya.ru/1-razvitie-rebenka-v-period-mladenchestva.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-obshestvennij-koordinacionnij-sovet-po-vzaimodejstviyu-organov-kontroliruyushih-kachestvo-i-bezopasnost-produkcii-i-uslug-okazivaemih-naseleniyu-kraya-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-i-diagnostika-situacii-prinyatiya-upravlencheskih-reshenij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bashkatova-ekaterina-vladimirovna-istomina-karina-evgenevna-vserossijskij-konkurs-uchenicheskih-referatov-krugozor.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.