.RU

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения




Министерство образования и науки Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и управления в химической

промышленности и природопользовании

Кафедра современного естествознания и экологии

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ


КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Методические указания
к изучению дисциплины и выполнению

контрольной работы для студентов

заочной формы обучения


Для всех специальностей СПбГИЭУ кроме 060800


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2004
Допущено
^ Редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве методических указаний


СОСТАВИТЕЛИ:


Балонишников А.М. канд. физ-мат. наук, доц.

^ Фокин В.В.канд. хим. наук, доц.

Харинов М.В.канд. тех. наук, доц.


РЕЦЕНЗЕНТ: Масленникова И.С. д-р техн. наук, проф.


Подготовлено на кафедре

современного естествознания и экологии


Одобрено научно-методическим советом

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителями


 СПбГИЭУ, 2004


^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выполнение контрольной работы является важной составной частью изучения дисциплин особенно для студентов-заочников, которые работают в основном самостоятельно. Отвечая на теоретические вопросы, студент должен показать, что он хорошо ориентируется в учебной литературе и умеет отделить важные стороны вопроса от второстепенных сторон. Решая задачи, студент показывает, что он владеет необходимым математическим аппаратом и может количественно описать то или иное явление. С точки зрения профессорско-преподавательского состава кафедры Современного естествознания и экологии, экономика это не только качественная описательная наука, а, прежде всего количественная наука, где основные переменные это денежные потоки. Однако прежде чем делать прогнозы в сложных экономических системах, студент- экономист должен знать, как количественно описываются более простые процессы в физических, химических и биологических системах, которые составляют ядро дисциплины Концепции современного естествознания. Вопросы и задачи в контрольных работах обычно соответствуют вопросам и задачам, которые предлагаются студентам на экзаменах.

^ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Основной формой обучения студентов-заочников является самостоятельная работа над учебным материалом. Процесс изучения дисциплины “Концепции современного естествознания” состоит из следующих этапов:

1. Проработка теоретического материала по рекомендованному учебнику /4/. В случае недоступности данного пособия необходимо обратиться к списку литературы, приведенного в рабочей программе дисциплины “Концепции современного естествознания”.

2. Выполнение контрольных работ.

3. Прохождение лабораторного практикума в лабораториях кафедры.

4. Сдачи экзамена в устной или письменной форме (по усмотрению преподавателя).


^ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

При выполнении контрольной работы необходимо:

1. Изучить курс систематически, не пропуская ни одного из разделов, поскольку тот или иной раздел содержит сведения необходимые для изучения других дисциплин в СПбГИЭУ.

2. Ответы на вопрос писать разборчиво, ограничиваясь двумя-тремя предложениями.

3. Выполненная контрольная работа заносится в тетрадь (12листов) и передается на кафедру Современного естествознания. Не забудьте указать вашу Фамилию Имя Отчество, номер специальности и зачетной книжки. Контрольная работа представляется в рукописном виде. Недопустимо печатание контрольной работы на компьютере.

4. Через некоторый период времени (две-четыре недели) следует выяснить по телефону кафедры (167-1890), зачтена ли контрольная работа. Если работа не зачтена, необходимо получить проверенную контрольную на руки и исправить не зачтенные задания. Крайний срок получения зачета по контрольной работе - 1 месяц до начала экзамена.


Контрольная работа состоит из двух частей (“а” и “б”). Каждая из частей содержит 10 вариантов. Выбор номера варианта производится в соответствии с последней цифрой номера студенческого билета студента-заочника.

Первая часть “a” содержит вопросы по основным положениям и физическим основам дисциплины “Концепции современного естествознания”, вторая часть ”б” содержит вопросы по химическим основам и биологическим основам дисциплины “Концепции современного естествознания”.
^ 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 4.1. Контрольная работа (часть “a”)
Номера вопросов части “a” контрольной работы соответствуют следующим темам рабочей программы

Вопрос №1 – тема 1. Естествознание и гуманитарная культура. Панорама современного естествознания.

Вопрос №2 – тема 2. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры.

Вопрос №3 – тема 3. Теория относительности.

Вопрос № 4 – тема 4. Фундаментальные взаимодействия.

Вопрос №5 – тема 5. Симметрия пространства-времени и законы сохранения.

Вопрос №6 – тема 6. Квантовая физика.

Вопрос №7 - тема 7. Динамические и статистические закономерности в сложных системах.

Вопрос №8 - тема 8. Законы термодинамики, тема 9. Порядок и хаос в природе, тема 12. Синергетика. Организация и самоорганизация.

Вопрос №9 – расчетное задание по теме 5. Симметрии пространства-времени и законы сохранения.

Вопрос №10 – расчетное задание по теме 4. Фундаментальные взаимодействия.

Вопрос №11 – расчетное задание по теме 3. Теория относительности.


Вариант 1.

1. Кратко охарактеризуйте основные этапы развития естествознания, взяв за основу следующие имена: Аристотель, Коперник, Планк, Пригожин.

2. Приведите шкалу размеров всего существующего во Вселенной и укажите место живых организмов на ней. Каким образом человек сумел проникнуть в чрезвычайно большие масштабы и оценить размеры, несравненно большие его самого?

3. Дайте определение колебательному процессу. Дайте определение основным характеристикам колебательного процесса.

4. Перечислите основные типы взаимодействия. Расположите их в порядке возрастания величины.

5. В каких системах справедливы законы сохранения? Сформулируйте законы сохранения энергии, импульса и момента импульса. Приведите примеры действия этих законов в окружающей жизни.

6. Дайте формулировку принципа неопределенности Гейзенберга. Поясните, какое отношение он имеет к предсказуемости событий.

7. В основе статистического метода исследования свойств макроскопических систем лежит молекулярно – кинетическая теория. Сформулируйте основные положения этой теории.

8. Какие системы называются открытыми? Какие системы называются неравновесными? Как ведет себя энтропия в открытых неравновесных системах?

9. Шар массой в 1 кг двигается со скоростью 1 м/с и сталкивается с неподвижным шаром массой 4 кг (удар центральный и абсолютно упругий). Какова кинетическая энергия первого шара после удара? Используйте законы сохранения импульса и механической энергии.

10. Найти силу электростатического притяжения между ядром атома водорода и электроном.

Радиус атома

11. При какой скорости движения релятивистское сокращение длины тела составит 1,4 часть длины тела.


Вариант 2.

1. В чем суть научного метода познания?

2. Какие малые расстояния человек сумел оценить и каким образом получил о них представление? Где становится существенными познания о малом? Каковы размеры живых организмов?

3. Какой процесс называется волновым? Дайте определение продольным и поперечным волнам. Сформулируйте принцип суперпозиции волн.

4. Какие типы взаимодействия относятся к дальнодействующим? Как меняется их величина с расстоянием? Приведите примеры.

5. В каких системах справедливы законы сохранения? Сформулируйте законы сохранения массы, электрического заряда. Приведите примеры действия этих законов в окружающей жизни.

6. На основании каких фактов и гипотез сформировалась квантовая механика?

7. Сформулируйте первое начало термодинамики. Дайте определение внутренней энергии системы.

8. Дайте определение детерминированному хаосу. Приведите примеры использования этого понятия в экономике и социологии.

9. Шар массой в 1 кг, движущийся со скоростью 10м/с, сталкивается с неподвижным шаром с массой в 5 кг. Удар центральный и абсолютно упругий. Найдите кинетические энергии шаров после удара.

10. Два точечных заряда находятся в воздухе на расстоянии 0,2м. На каком расстоянии надо поместить эти заряды в воде, чтобы получить ту же силу взаимодействия?

11. При какой скорости движения продольные размеры тела уменьшатся вдвое?


Вариант 3.

1. Приведите примеры открытий в области естественных наук, которые наиболее широко используются в самых разнообразных областях нашей жизни.

2. Что такое кварк? Удалось ли обнаружить кварки на опыте? Какое количество кварков составляет протон? Какие свойства приписываются кварку?

3. Дать определение собственным, затухающим и вынужденным колебаниям.

4. Какие типы взаимодействия являются короткодействующими? Привести примеры систем, в которых действуют эти силы.

5. Сформулируйте закон сохранения энергии. В качестве примера проанализируйте, как преобразуется энергия при колебании маятника.

6. В чем суть идеи корпускулярно-волнового дуализма?

7. Дайте несколько формулировок второго начала термодинамики.

8. Что такое диссипативная структура? В какой теории используется это понятие?

9. Шар массой в 1 кг, движущийся со скоростью 1м/с, сталкивается абсолютно неупруго с неподвижным шаром массой 2 кг. Используя закон сохранения импульса, найдите скорости слипшихся после удара шаров.

10. Во сколько раз сила гравитационного взаимодействия между двумя протонами меньше силы электростатического взаимодействия между ними?

11. Во сколько раз жизнь нестабильной частицы увеличится (по часам неподвижного наблюдателя), если частица начинает двигаться со скоростью равной 0,95 скорости света.


Вариант 4.

1. Приведите примеры наук, которые относятся к естественным, к гуманитарным. Приведите примеры связи между науками этих двух групп.

2. Что такое нейтрино? В каких типах взаимодействий участвуют нейтрино? Как они взаимодействуют с веществом?

3. В чем суть явления дифракции волн? Каковы условия наблюдения этого явления?

4. Какой тип взаимодействия обеспечивает устойчивость атомных ядер? Какие силы удерживают атомы в молекулах? Какие взаимодействия обеспечивают устойчивость атомов?

5. Сформулируйте закон сохранения импульса. В качестве примера рассмотрите вращение на одной ноге человека, держащего в руках гантели. При вращении человек вытягивает и прижимает руки к себе. К каким последствиям это приводит.

6. Что такое волна де Бройля? Какие эксперименты подтверждают гипотезу де Бройля?

7. Дайте определение энтропии. Какой физический смысл энтропии?

8. Что такое точка бифуркации? В какой теории используется это понятие?

9. Шары массой в 1кг и 2 кг двигаются навстречу друг другу со скоростями 2 м/с каждый. Найдите кинетическую энергию шаров после удара (удар центральный и абсолютно упругий).

10. Двум водяным каплям радиусом 0,3 мм сообщили одинаковые по величине и знаку электрические заряды. Определить величины зарядов, если сила электростатического взаимодействия уравновешивается силой гравитационного взаимодействия.

11. Мезон в космических лучах путешествует со скоростью равной 0,95 скорости света. Какой интервал времени на часах наблюдателя на Земле соответствует 1 секунде собственного времени мезона?


Вариант 5.

1. Что такое гипотеза? Какую роль играет гипотеза в формировании научных теорий?

2. Из каких частиц состоит простейший атом – атом водорода?

3. В чем суть явления интерференции волн? Какие волны могут интерферировать?

4. Какой тип взаимодействия характеризует сила Кулона? Напишите выражение для этой силы. Как зависит этот тип взаимодействия от расстояния?

5. Сформулируйте фундаментальные законы сохранения. Приведите примеры их использования в технических устройствах.

6. Какой физический смысл имеет волновая функция?

7. Дайте формулировку второго начала термодинамики, которая отражает принцип возрастания энтропии.

8. Что такое флуктуация? Какова роль флуктуации в процессе самоорганизации?

9. Шар массой 1 кг, двигающийся со скоростью 1 м/с, догоняет шар массой 5 кг, двигающийся со скоростью 0,5 м/с и происходит абсолютно упругое столкновение. Найдите скорости шаров после удара.

10. Во сколько раз сила электростатического взаимодействия двух электронов больше энергии их гравитационного взаимодействия?

11. Во сколько раз увеличивается масса альфа-частицы, когда она ускоряется с начальной скоростью от начальной скорости равной нулю до 0 до 0,95 скорости света.


Вариант 6.

1. Какие научные теории называют парадигмой? Приведите примеры фундаментальных парадигм естествознания.

2. Какие частицы называются элементарными? На какие классы принято делить элементарные частицы?

3. Приведите формулировку принципа относительности Галилея. К каким явлениям применим этот принцип? Какие системы называются инерциальными?

4. Какой тип взаимодействия описывается законом всемирного тяготения? Напишите выражение для этого закона. Как зависит этот тип взаимодействия от расстояния?

5. Приведите примеры проявления симметрии в природе.

6. Когда возникла квантовая механика? Какие явления она смогла объяснить?

7. Дайте определение следующим процессам: изобарическому, изохорическому, изотермическому, адиабатическому. Напишите основные соотношения, характеризующие эти процессы.

8. Как изменился взгляд на эволюцию неживой природы в связи с идеями И. Пригожина?

9. Шар массой в 10кг, двигающийся со скоростью 20 м/с, сталкивается с неподвижным шаром с массой в 20кг. Удар центральный и абсолютно упругий. Найдите импульсы каждого из шаров после удара.

10. Сила тяготения между двумя наэлектризованными шариками по 1 г уравновешена электростатической силой отталкивания. Считая заряды шариков одинаковыми, определить их величину. Почему при взаимодействии наэлектризованных тел, малых по массе, можно не учитывать гравитационных сил?

11. При какой скорости движения масса электрона превышает массу покоя в два раза.


Вариант 7.

1. Какие требования предъявляют к научной теории?

2. Какие объекты относятся к микротелам? К макротелам? Приведите размеры этих групп. К какой из этих групп относится человек?

3. Сформулируйте постулаты специальной теории относительности.

4. Какие виды взаимодействия существуют? К каким из них относятся: плавание, скатывание с горы, телевидение, движение спутника по орбите, высвобождение энергии при взрыве атомной бомбы?

5. Приведите примеры симметрии в неживой природе.

6. Для каких объектов характерен корпускулярно-волновой дуализм? В чем суть корпускулярно-волнового дуализма?

7. Сформулируйте основные положения молекулярно – кинетической теории, лежащей в основе статистического метода исследования свойств макроскопических систем.

8. Дать определение процессу самоорганизации. Как происходит процесс самоорганизации?

9. Шар массой 7 кг, движущейся со скоростью 1 м/с, сталкивается с неподвижным шаром массой в 3 кг. Удар центральный и абсолютно упругий. Найдите скорости шаров после удара.

10. Как изменится сила взаимодействия между точечными зарядами, если величина каждого заряда увеличится в четыре раза, а расстояние между ними уменьшится вдвое?

11. Какое время пройдет по часам в ракете, движущейся равномерно и прямолинейно со скоростью V , если на часах, покоящихся в инерциальной системе отсчета, относительно которой движется ракета, прошел один час? Скорость считать равной 3000 км/с.


Вариант 8.

1. В чем состоит связь теории и эксперимента?

2. Из каких элементарных частиц состоит атомное ядро? Что такое ядерные реакции? Каковы их причины?

3. В чем суть эффекта замедления времени в специальной теории относительности? Что такое лоренцево сокращение?

4. Какие типы взаимодействия существуют в природе? К каким из них относятся: вращение Земли вокруг Солнца, взаимодействие атомов в молекулах, снежная лавина в горах, электрический звонок, движение груза по наклонной плоскости, устойчивость атомного ядра.

5. Сформулируйте закон сохранения импульса. Приведите примеры технических устройств, в которых используется этот закон.

6. Каким образом задается состояние классической частицы? Каким образом задается состояние микрочастицы в квантовой механике?

7. Дайте определение внутренней энергии системы. Что понимается под внутренней энергией идеального газа?

8. Что означает в переводе термин синергетика? Какие вопросы изучает синергетика?

9. Шар массой 10 кг, двигающийся со скоростью 2 м/c, сталкивается с неподвижным шаром массой 10 кг. Удар абсолютно неупругий. Найдите скорость слипшихся шаров после удара.

10. Четыре одинаковых заряда в 1 Кл находятся в вершинах квадрата со стороной в два метра. Найдите силы, которые действуют на каждый из зарядов со стороны других зарядов.

11. При какой скорости движения релятивистское сокращение длины движущегося тела составляет 15%, 25%?


Вариант 9.

1. В чем суть научно-технических революций? Какие научные достижения привели к третьей промышленной революции, которая происходит в настоящее время?

2. Укажите диапазон возможных размеров молекул. Приведите примеры простейших молекул и важнейших макромолекул?

3. Укажите опыты, подтверждающие общую теорию относительности. Что показал отрицательный результат опыта Майкельсона – Морли?

4. Охарактеризуйте электромагнитное взаимодействие. В каком случае оно возникает? Приведите соотношения, которые позволяют оценить количественный характер этого взаимодействия.

5. Сформулируйте закон сохранения импульса. Приведите примеры технических устройств, в которых используется этот закон.

6. Какой факт отражает принцип неопределенности Гейзенберга? Приведите формулировку принципа неопределенности Гейзенберга.

7. Какой характер носит изменение энтропии замкнутой системы?

8. Почему синергетику называют наукой 21 века? Какие науки испытывают на себе влияние синергетики?

9. Шар массой в 7 кг двигается со скоростью 20 м/с и сталкивается с неподвижным шаром в 3кг. Удар абсолютно упругий. Найдите скорости шаров после удара.

10. Четыре одинаковых точечных заряда в 1 Кл каждый лежат на одной прямой. Расстояние между ближайшими зарядами 2 м. Найдите силы, действующий на крайние заряды.

11. Какое время пройдет на Земле, если в ракете, движущейся со скоростью 0,99 с относительно Земли, пройдет 10 лет?


Вариант 10.

1. Чем обусловлено сближение естественной и гуманитарной культур? Приведите примеры взаимного проникновения этих культур в наше время.

2. Что такое Метагалактика? Во сколько раз самое большое – Метагалактика больше самого малого – элементарной частицы?

3. Сформулируйте постулаты специальной теории относительности. Как изменяется масса тела, движущегося относительно наблюдателя? Чему равна полная энергия тела?

4. Охарактеризуйте гравитационное взаимодействие. Приведите соотношение, которое позволяет оценить количественный характер этого взаимодействия.

5. Сформулируйте законы сохранения. Прокоментируйте законы сохранения при взаимодействии тележек с равными и разными массами.

6. Что такое фотон? Для объяснения каких явлений было выдвинуто представление о фотоне?

7. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию системы? Какую информацию несет механический эквивалент теплоты?

8. Назовите фамилии ученых, которые заложили фундамент синергетики.

9. Шар массой 11 кг, двигающийся со скоростью 12 м/с, сталкивается с неподвижным шаром массой 1кг. Удар центральный и абсолютно упругий. Найдите скорости шаров после удара.

10. Определить диэлектрическую проницаемость трансформаторного масла, если два одинаковых заряда в вакууме на расстоянии 20 см взаимодействуют с такой же силой, что и в масле на расстоянии 0,14 м. Считая силу взаимодействия 90 Н, определить величины зарядов.

11. При какой скорости движения кинетическая энергия частицы равна ее энергии покоя?


^ 4.2. Контрольная работа (часть «б»)

В эту часть контрольной работы входят вопросы (№№1-4) из темы “Основы химических процессов” и вопросы (№№5-7) из темы “Биологический уровень организации материи”. Вопрос №8 является расчетной из темы “Основы химических процессов (Термохимия)”.


Вариант 1.

1. Что называется химической системой?

2. Дать определение адсорбции. Приведите примеры.

3. Дать определение скорости химической реакции.

4. Как формулируется закон Гесса?

5. Что такое жизнь с точки зрения естествознания?

6. Когда зародилась жизнь на Земле согласно современным представлениям?

7. Что называется альфа-ритмом?

8. Пользуясь Законом Гесса и следствием из него, вычислите тепловой эффект реакции горения метана СН4 по реакции СН4+2О2СО2+2Н2О, если величина теплот составляет

QCH4= -74,9 кДж/моль, QCO2= -393,5 кДж/моль

QH2O= -241,8 кДж/моль QO2= 0 кДж/моль



Вариант 2.

1. Какая система называется дисперсной?

2. Что такое хемосорбция?

3. Что такое молярная концентрация?

4. Какая реакция называется необратимой?

5. Сводится ли биологический уровень описания к химическому и физическому уровням? Поясните.

6. Какие 5 основных типов живых организмов вы знаете?

7. Когда на Земле возникли млекопитающиеся?

8. Вычислить теплотворную способность в кДж/кг угля, содержащего 10% негорючих примесей. Тепловой эффект реакции горения угля С+О2СО2 равен –395,5 кДж/моль.


Вариант 3.

1. Что такое процентная концентрация растворов?

2. Поясните, что такое константа скорости реакции, что она выражает и от чего зависит ее величина.

3. Что такое тепловой эффект реакции?

4. Какая реакция называется обратимой?

5. Что такое естественный отбор?

6. Что такое “Дарвинская триада”?

7.Когда на Земле появился первый человек?

8. Рассчитать %-ную концентрацию раствора для приготовления которого использовали 150 г соли и 1 л воды.


Вариант 4.

1. Что такое мицелла?

2. Что такое молярная концентрация?

3. От каких факторов зависит скорость химических реакций?

4. Какие вопросы и явления изучает химическая кинетика?

5. Что какое генная инженерия? Расскажите о последних достижениях в этой области.

6. Что такое РНК и какова ее роль?

7. Какую пространственную структуру имеет ДНК?

8. Рассчитать молярную концентрацию раствора, в 1 л которого содержится 88 г СО2.


Вариант 5.

1. Что называется истинным раствором?

2. Какое явление называется коагуляцией?

3. Дайте описание состояние химического равновесия?

4. Что такое тепловой эффект реакции?

5. Какова структура вирусов?

6. Что такое принципы естественного отбора?

7. Какова роль иммунной системы организма?

8. Рассчитать молярную концентрацию раствора, содержащего 80 г гидроксида натрия NaOH в 2 л воды.


Вариант 6.

1. Что такое сорбент?

2. Сформулируйте принцип Ле Шателье.

3. Как рассчитать тепловой эффект реакции СН4+2О2СО2+2Н2О, если известна теплота образования исходных веществ и продуктов реакции?

4. Какие растворы называют ненасыщенными?

5. Что такое фаза быстрого сна в психологии?

6. Сформулируйте определение редукционизма.

7. Что такое редупликация?

8. Рассчитать эквивалентную концентрацию раствора гидроксида натрия, если общий объем раствора составляет 4 л, а масса NaOH в нем 80г.

Вариант 7.
1. Какие коллоиды называют лиофильными?

2. Что такое стехиометрические коэффициенты? Приведите примеры.

3. Что такое теплота образования химического соединения?

4. Какие растворы называют насыщенными?

5. Что такое “демон Дарвина”?

6. Сколько хромосом у человека?

7. Что такое гиперцикл?

8. Рассчитать, какое количество соли и воды надо взять для приготовления 800 г 15%-го раствора .


Вариант 8.

1. Какие коллоиды называют лиофобными?

2. Опишите явление сольватации.

3. Что такое равновесные концентрации?

4. Какие растворы называют перенасыщенными?

5. Что такое биополе?

6. Какой вклад в теорию самоорганизации внес Манфред Эйген?

7. Опишите, что такое гены.

8. Какое количество газообразного хлора Сl2 (в граммах) надо взять для приготовления 5 л раствора с молярной концентрацией 0,2 моль/л.


Вариант 9.

1. Опишите дисперсную систему, которая является суспензией.

2. Какие химические соединения называют гидратами?

3. Что такое скорость химической реакции? От каких факторов зависит ее величина?

4. Какие реакции называют эндотермическими и какие экзотермическими?

5. Что такое инволюция в биологии?

6. В чем отличие живого от неживого?

7. Что такое “первичный бульон” в биологии?

8. В 2 л раствора карбоната натрия Na2CO3 содержится 200 г соли. Рассчитать массовую и молярную концентрацию раствора


Вариант 10.

1. Дайте описание дисперсных дисперсных систем.

2. Опишите явление хемосорбции.

3. Сформулируйте закон Гесса и следствия из него.

4. Что такое константа равновесия.

5. Дайте определение естественного отбора.

6. Опишите, что называется космическими ритмами.

7. Приведите примеры биомагнетизма?

8. Рассчитать, какое количество гидроксида натрия NaOH в граммах необходимо взять для приготовления 10 л раствора с концентрацией 2н (2 г – экв/л).


^ 5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Контрольная работа пишется от руки.

2. Необходимо переписать условие задачи или вопроса.

3. Ответ на вопрос необходимо дать в короткой форме: два – пять предложений.

4. Пример оформления первой страницы титульного листа контрольной работы приведен в Приложении Б.

5. Задача решается до получения числа.

6. Контрольная представляется либо в тетради либо на скрепленных листах стандартного формата.

7. Студент, не выполнивший контрольную работу или нарушивший пункты 1-6 не допускается преподавателем до экзамена по дисциплине Концепции современного естествознания.


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
^ Основная литература

  1. Глинка Н.Л. Общая химия. М.: Химия, 1988.

  2. Гольдбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. М.:Высшая школа., 1975.

  3. Волькенштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики. М.: Наука, 2003.

  4. Масленникова И.С., Шапошникова Т.А., Дыбов А.М. Концепции современного естествознания. СПб, СПбГИЭУ, 2003.

  5. Савельев И.В. Курс физики. В 5-х тт. М. Наука,2003.

  6. Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике для инженеров и студентов вузов. М. Наука, 1974.


Дополнительная литература.

  1. Бочкарев А.И. Концепции современного естествознания. Учебник. Тольятти: Фонд “Развитие через образование”, 1998. 304 с.

  2. Витолс З.А. Концепции современного естествознания. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный строительный университет. 1998. 60с.

  3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр,1997. 208 с.

  4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: ЮКЭА,1997. 832с.

  5. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. М.:ИМПЭ,1998.

  6. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания М: ЮНИТИ. 2004. 208с.

  7. Лавриненко В.Н. и др. Концепции современного естествознания. Учебник./ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 1997. 272с.

  8. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТИ,2003. 288с.



Приложение А.

Содержание дисциплины

(извлечение из рабочей программы дисциплины Концепции современного естествознания)


^ 4. Содержание разделов и тем дисциплины

Тема 1. Естественная и гуманитарная культура

Научный метод. Проблема двух культур: от конфронтации к взаимообогащению. История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Специфика естественнонаучного метода. Архимед и обобщающий закон. Евклид и аксиоматический подход к построению знания. Бритва Оккама. Гедель и ограниченность аксиоматического подхода. Понятие парадигмы в теории Куна. Кризис “нормальной науки” и научная революция.

^ Тема 2. Панорама современного естествознания

Дискретные и континуальные концепции описания природы. Понятия поля и физического вакуума. Взаимодействие: близкодействие и дальнодействие, виртуальные частицы как переносчики взаимодействий. От мифов античности к Стандартной модели элементарных частиц и дальше к теории суперобъединения фундаментальных взаимодействий. Струны, мембраны и суперсимметрия.


^ Тема 3. Порядок и хаос.

Регулярное движение. Детерминированный хаос в системе Лоренца и движении нелинейного маятника. Стохастический хаос и броуновское движение. Самоорганизованная критичность и куча песка. Сценарии перехода от регулярного движения к хаосу. Тэкенс и восстановление динамики из временных рядов. Предсказуемость в хаосе. Применение концепций хаоса в экономике. Структурные уровни организации материи по фон Берталанфи. Мезоскопические переменные Хакена. Фрактальное описание природы. Микро-, макро- и мегамиры.

^ Тема 4. Пространство, время и относительность.

Преобразования Галилея и законы динамики Ньютона. Понятие об аналитических, асимптотических и численных методах решения задач динамики. Опыт Майкельсона-Морли и основы специальной теории относительности.


^ Тема 5. Симметрия и законы сохранения.

Симметрия в классической и современной физике. Законы сохранения. Механическая энергия , импульс и момент импульса как меры движения. Однородность и изотропия пространства – времени. Симметрия в естественных науках и гуманитарной культуре. Нарушение симметрии.


^ Тема 6. Дискретность и непрерывность в описании природы.

Модель сплошной среды (континуума). Уравнение Навье- Стокса. Ламинарное и турбулентное течениея. Сплошная среда и упругие волны. Звук. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Интерференция, дифракция и поляризация.


^ Тема 7. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности и дополнительности.

Непрерывно – дискретный мир квантовой физики. Недостаточность классического описания природы. Квантование физических величин и суперпозиция состояний. Физические величины, состояния, средние значения. Квантовые переходы и излучение. Гипотеза Планка. Атом Бора и принцип дополнительности. Волна де Бройля. Принцип неопределенности Гейзенберга. Уравнение Шредингера и физический смысл пси-функции. Уравнение Шредингера, Неравенства Белла. Квантовая телепортация.


^ Тема 8. Динамические и статистические закономерности в природе.

Статистическая физика и термодинамика. От динамики к статистической физике. Понятие статистического ансамбля. Термодинамика и уравнения состояния.

^ Тема 9. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии.

Первое начало термодинамики. Второе начало термодинамики и необратимость процессов во времени. Исследование сложных систем с привлечением аппарата теории вероятностей.


^ Тема 10. Химические системы.

Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ. Химическая связь, реакции, химическая кинетика. Хаос и порядок в химии. Достижения и проблемы современной химии.


^ Тема 11. Особенности биологического и экологического уровней организации материи.

Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Экологические функции литосферы. Ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая и географическая оболочка Земли.

Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество и работоспособность. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы.


Тема 12. Самоорганизация в живой и неживой материи.

Нелинейная динамика вдали от равновесия и моделирование сложного. Выбор, неустойчивость движения и бифуркации (ветвления). Самоорганизация как принцип подчинения параметрам порядка. Синергетическая экономика.


metodika-diagnostiki-obshej-kommunikativnoj-tolerantnosti-metodicheskie-rekomendacii-sostavitel-nachalnik-socialno.html
metodika-diagnostiki-trevozhnosti-filipsa-37-analiz-rezultatov-issledovaniya-43-zaklyuchenie-58-stranica-6.html
metodika-distancionnogo-vipolneniya-raschetno-graficheskoj-raboti-po-razdelu-elektrotehniki-elektricheskie-mashini-peremennogo-toka.html
metodika-dzh-hollanda-1985-i-obshie-differencialno-psihologicheskie-aspekti-professionalnoj-deyatelnosti-10.html
metodika-ekologicheskogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-doshkolnikov-teoreticheskie-osnovi-pedagogicheskogo-metoda-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov.html
metodika-ekonomicheskoj-teorii-obshestvennoe-proizvodstvo-i-ego-faktori-obshestvennij-sposob-proizvodstva.html
  • student.bystrickaya.ru/4-individualnost-uchebnogo-processa-lebedko-osoznanie-masterstvo-psihoterapiya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vidi-uchebnoj-raboti-annotaciya-disciplini-mirovie-informacionnie-resursi-i-seti-obshaya-trudoemkost-izucheniya-disciplini.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-1-chelovek-50-grupp-stranica-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/indiya-i-filosofiya-dva-slova-iz-leksikona-evropejskoj-kulturi-ih-znacheniya-bili-i-ostayutsya-izmenchivimi-problematichnimi-ih-sochetanie-sozdaet-eshe-bolshe-problem.html
  • literature.bystrickaya.ru/dalenergosbit-novosti-oao-dek-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vesna-tekushego-goda-plavno-peretekaet-v-leto-aktualnost-ispolzovaniya-biokorrektorov-i-kak-sledstvie-ih-prodazhi-zakonomerno-snizhayutsya-no-znakovie-sobitiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/ocherednaya-pobeda-nauki-kniga-napisana-prostim-yazikom-ponyatnim-rukovoditelyu-skol-ugodno-visokogo-ranga-i-prednaznachena.html
  • notebook.bystrickaya.ru/himicheskie-reakcii-l-d-svincova-kandidat-himicheskih-nauk-docent-kafedri-obshej-i-neorganicheskoj-himii-tomskogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/kriminalisticheskaya-harakteristika-ubijstv-s-primeneniem-ognestrelnogo-oruzhiya-chast-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-i-orgmoment-ii-soobshenie-temi-iii-izuchenie-novogo-materiala-rasskaz-uchitelya-o-krasnoj-knige-kubani.html
  • turn.bystrickaya.ru/podgotovka-nauchnih-kadrov-visshej-kvalifikacii-nachalas-na-kafedre-v-1996-godu-s-otkritiem-aspiranturi-po-specialnosti-080010-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/srednevekove--glava-5-stanovlenie-evropejskoj-civilizacii-a-n-romanov-predsedatel-nauchno-metodicheskogo-soveta-prof.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/russkaya-literatura-xx-veka-prikaz-minobrazovaniya-rf-ot-5-marta-2004g-n1089.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-trebovaniya-predyavlyaemie-k-hraneniyu-i-transportirovke-ishodnih-materialov-zagotovok-polufabrikatov-gotovoj-produkcii-i-othodov-proizvodstva-dlya-obespecheniya-ohrani-truda-rabotnikov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbornik-statej-po-materialam-vserossijskoj-nauchnoj-konferencii-12-14-noyabrya-2009-g-nizhnij-novgorod-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/91rezhim-raboti-stroitelej-v-holodnoe-vremya-goda-kompleks-9957-2000-redakciya-0-proekt-organizacii-stroitelstva.html
  • books.bystrickaya.ru/emulyaciya-rezhimov-mrt-skanirovaniya-s-pomoshyu-algebraicheskih-operacij-s-mrt-izobrazheniyami.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-rannej-istorii-sobora-pokrova-na-rvu-i-obretenii-lishnego-prestola-chast-3.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vneshnyaya-pamyat-chast-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-obzor-literaturi-sovremennie-predstavleniya-o-stranica-8.html
  • studies.bystrickaya.ru/investicii-v-sisteme-rinochnih-otnoshenij.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-kniga-predlagaet-vashemu-vnimaniyu-ocherednoj-katalog-knizhnih-novinok-po-hudozhestvennoj-literature-filosofii-religii-istorii-politike-i-pravu-ek.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti-kand-psihol-nauk-s-a-isajchev-doktor-biol-nauk-i-i-poletaeva-ravich-sherbo-i-v-i-dr-r12-stranica-11.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrol-za-vipolneniem-programmi-vozlozhit-na-ministerstvo-finansov-respubliki-kareliya-glava-respubliki-kareliya-stranica-5.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-9-prikosnis-ko-tme-karen-chens.html
  • tasks.bystrickaya.ru/17-dekabrya-2008-ia-fk-novosti-russian-financial-control-monitor.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-andreevo-bazarskogo-selskogo-poseleniya-reshenie-stranica-17.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-12-administrirovanie-i-upravlenie-informacionnij-otchet-o-deyatelnosti-municipalnogo-byudzhetnogo-uchrezhdeniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sroki-predostavleniya-otdelnih-administrativnih-procedur-administrativnijreglamen-t-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-ohrani-zhizni-lyudej-na-vodnih-obektah-na-territorii-metodicheskie-rekomendacii-organam-mestnogo-samoupravleniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po-fizike-dlya-slushatelej-vtorogo-kursa-fzo-moskva-2004-stranica-16.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rodina-evropejskaya-chast-krim-kavkaz-i-obekti-dendrologii-ponyatie-o-zhiznennoj-forme.html
  • student.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-informacionnogo-fona-rossijskij-centr-obucheniya-izbiratelnim-tehnologiyam-pri-centralnoj.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pocherkovedenie-chast-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/derzhatel-vekselya-ne-obyazatelno-dolzhen-zhdat-nastupleniya-sroka-platezha-on-mozhet-zaranee-prodat-ego-banku-uchest-za-menshuyu-summu-no-poluchit-dengi-srazu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.