.RU

Методические указания, примеры выполнения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. Бербекова


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

ДИНАМИКА


РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ,

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ


Для студентов специальностей: Промышленное и гражданское строительство, Технология машиностроения, Машины и аппараты пищевых производств


Нальчик 2010

531.8

ББК 22.21


Культербаев Х.П. Теоретическая механика. Динамика. Расчётно-графические работы, варианты заданий, методические указания, примеры выполнения. –Нальчик: Каб.–Балк. ун-т, 2010. - 63 с.


Учебное пособие содержит 6 задач, из которых составляются домашние задания для студентов при выполнении расчётно-графических работ в третьем семестре. Для каждой задачи приведено её условие, 30 вариантов расчётных схем или уравнений и 5 вариантов исходных числовых данных. По всем задачам даны примеры их решений с подробными пояснениями.

Предназначено для студентов специальностей: ^ Промышленное и гражданское строительство, Технология машиностроения, Машины и аппараты пищевых производств.


531.8

ББК 22.21


© Культербаев Х.П.

© Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс теоретической механики играет важную роль в обеспечении фундаментальной базы профессиональной подготовки будущих специалистов в области строительства и техники, вследствие чего он включен в соответствующий Госстандарт высшего профессионального образования как один из федеральных компонентов со значительным объёмом преподавания.

Овладение практическими методами расчётов по статике, кинематике и динамике является одной из важнейших задач преподавания данной дисциплины. Поэтому в ходе изучения теоретической механики большой объём занимают не только аудиторные занятия, но и выполнение домашних заданий. В процессе работы над ними студент должен приобрести начальный опыт, а также навыки решения типовых задач, должен научиться прилагать полученные теоретические знания к решению соответствующих конкретных задач техники, самостоятельно строить и исследовать математические и механические модели технических систем.

При выполнении и оформлении расчётно-графических работ студент сталкивается с множеством вопросов, которые не излагаются или недостаточно поясняются в теоретической части дисциплины; у него возникают трудности изложения хода решения задачи, способов аргументирования принимаемых решений, структурирования и оформления записей и т. д.

Данное пособие предназначено, в том числе, для уменьшения и исключения трудностей и сложностей перечисленного характера. Оно содержит 7 задач, из которых составляются 3 расчётно-графические работы, по своей тематике охватывающие основные темы динамики. В каждую работу входят две задачи, которые указывает преподаватель.

Задача Д1. Дифференциальные уравнения движения материальной точки.

Задача Д2. Колебания материальной точки и относительное движение.

Задача Д3. Применение теоремы о движении центра масс.

Задача Д4. Применение теоремы об изменении кинетической энергии к движению материальной точки.

Задача Д5. Плоскопараллельное движение твёрдого тела.

Задача Д6. Удар движущегося груза о неподвижную стержневую систему.

По каждой из перечисленных задач в пособии приведены: условие, численные исходные данные (5 разных вариантов), уравнения или расчётные схемы (30 разных вариантов), конкретный пример решения с подробными объяснениями, советами и рекомендациями.

Учебное пособие составлено на основе опыта преподавания курса теоретической механики и организации самостоятельной работы студентов на кафедре теоретической и прикладной механики инженерно-технического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета. В нём учтены рекомендации «Примерной программы дисциплины Теоретическая механика, Москва, 2001 г.», рекомендованной Минобразованием России.

При написании пособия использованы материалы книг:

1.Яблонский А.А., Норейко С. С. и др. Сборник заданий для курсовых работ по теоретической механике. – М.: Высшая школа, 1985. – 367 с.

2.Теоретическая механика. Методические указания и контрольные задания. Для студентов-заочников машиностроительных, строительных, транспортных, приборостроительных специальностей высших учебных заведений. Издание четвёртое. Под редакцией проф. С.М. Тарга. М.: Высшая школа, 1989. –111 с.

3.Диевский В.А., Малышева И.А. Теоретическая механика. Сборник заданий: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Лань», –192 с.

Номера заданий и календарные сроки их выполнения следующие:

№ №

Наименование работ

Номера задач

Номера

недель семестра

1

Расчётно-графическая работа №1

Д1, Д2

2-5

2

Расчётно-графическая работа №2

Д3, Д4

6-10

3

Расчётно-графическая работа №3

Д5, Д6

11-16


^ ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ

Следующие методические указания являются общими для всех работ:

1.Каждый студент курса выполняет в течение семестра 3 расчётно-графические работы, соответствующие его индивидуальному шифру, выданному преподавателем в начале семестра.

2.Исходные данные для расчётно-графических работ берутся из данного пособия по индивидуальному шифру, состоящему из двух чисел и назначаемому преподавателем. Номера расчётных схем берутся по первому числу шифра, численные данные выбираются из таблиц по второму числу шифра.

3.Прежде чем приступить к задаче, следует обстоятельно изучить или повторить соответствующий теоретический материал курса.

4.Не следует проводить вычисления с излишне большим числом значащих цифр. Сохранение в записи числа (результатах вычислений) трёх значащих цифр обеспечивает необходимую точность.

5.Необходимо все чертежи выполнять карандашом невысокой твердости (ТМ, М), а записи вести ручкой или карандашом, соблюдая чертежные шрифты. Схемы, чертежи и другие рисунки должны быть выполнены с соблюдением масштабных соотношений, с помощью чертёжных инструментов, с применением соответствующих типов линий.

6.В начале каждой задачи должны быть приведены её номер, текст условия, расчётная схема и таблица исходных данных. Далее следует расположить текст решения и ответы на поставленные вопросы. Все выкладки должны представлять собой стройную логическую последовательность и сопровождаться лаконичным пояснительным текстом. Сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается.

7.Каждый пункт решения должен при необходимости содержать вспомогательные чертежи или эскизы, расчётную формулу в общем виде, числовое повторение (подстановку) этой формулы и ответ. В промежуточных и окончательных ответах необходимо проставлять единицы измерения получаемых величин.

8.Каждая работа оформляется отдельно со своим титульным листом. Задание должно быть оформлено в тетради в клетку или на стандартных листах писчей бумаги 210×297 мм, сброшюрованных в альбом с обложкой из плотной бумаги. Страницы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется по предлагаемому здесь образцу.

9
.Как правило, при проверке работы преподавателем обнаруживаются ошибки, неточности в расчётах и чертежах, которые студенту необходимо исправлять. При повторном представлении работы необходимо прилагать первоначальные записи и чертежи с замечаниями, что ускорит её повторную проверку.

10.Каждая работа принимается с защитой и выставлением оценки. При этом учитываются качество выполнения задания, теоретические знания студента по теме, его умения и навыки решения конкретных практических задач. При неудовлетворительной защите работа не засчитывается, студенту предлагается повторная защита или выдаётся другое задание для выполнения вновь.

11.Работа считается завершённой лишь в том случае, если она зачтена преподавателем и об этом объявлено студенту.

Задача Д1

Дифференциальные уравнения движения материальной точки

Тело с массой m движется из точки A по участку AB плоскости под действием собственного веса и силы F в течение tB секунд. При этом его начальная скорость равна vA, a коэффициент трения скольжения тела по плоскости - f. В точке B тело покидает плоскость со скоростью vB и попадает со скоростью vC в точку C другой плоскости через tC секунд. Часть из параметров движения задана таблицами, соответствующими номерам схем.

Требуется: определить параметры движения, недостающие в таблице; найти уравнение траектории движения тела на участке BC; показать на рисунке траекторию движения.



Второе число шифра

α,

град

β,

град

m, кг

f

F,

Н

l,

м

vА,

м/с

vB,

м/с

tB,

с

tC,

с

s,

м

h,

м

1

20

60

2,0

0,20

3

4

2
















2

10

40




0,18

7




3

7

1,2










3

25

55

1,5

0,15




4

2




1,0










4

10

40

1,8




4

5




6

1,5










5

15

45

1,7

0,25

5

6




8













____________________________________________________________________________________________________________________




Второе число шифра

α,

град

β,

град

m, кг

f

F,

Н

l,

м

vА,

м/с

vB,

м/с

tB,

с

tC,

с

s,

м

h,

м

1

10

60

1,0

0,12

2

3

7
















2

30

75

2,0

0,10




5

4

7













3

25

70




0,15

7




4

6

1,4










4

35

80

1,8




10

6




6

1,3










5

25

65

1,1

0,14




6

3




1,1












Второе число шифра

α,

град

m,

кг

f

F,

Н

l,

м

vА,

м/с

vB,

м/с

tB,

с

tC,

с

s,

м

b,

м

1

25




0,18

8

6

5




1,0




6




2

45

1,2

0,20

9







7

0,9







4

3

20

1,6

0,14




5

7

6




1







4

30

1,4




7

8




7

1,1







2

5

35




0,16

6




4

5

1,2

1,1







____________________________________________________________________________________________________________________



Второе число шифра

α,

град

m,

кг

f

F,

Н

l,

м

vА,

м/с

vB,

м/с

tB,

с

tC,

с

s,

м

h,

м

1

30

2,4

0,16







1

7

1,2




6




2

25

3,0




5

7

3




1,3

0,8







3

20

3,5

0,10

4

6







1,4




5




4

15




0,12

6

5

2

6










3

5

25

3,2

0,14




6

2




1,3







4



Второе число шифра

α,

град

m,

кг

f

F,

Н

l,

м

vА,

м/с

vB,

м/с

tB,

с

tC,

с

s,

м

b,

м

1

30

1,8

0,16







1

7

0,7







5

2

25




0,20

5

6




8

1

0,8







3

20

2,4

0,22

7

3

2










5




4

15

2,2




8

5

3

6










4

5

20

2,0

0,18




4




7

0,9




6




naturalnie-vinogradnie-vina-koncepciya-prodvizheniya-torgovoj-marki-na-rossijskom-rinke-fmcg-na-primere-ooo-vinzavod.html
naturfilosofiya-filodoksiya-filosofiya-uchebnoe-posobie-aspirantam-moskva-2003-a-g-vojtov-filosofiya-uchebnoe-posobie.html
natyurmort-ikonografiya-nazvanie-literaturnij-almanah.html
nauchenie-zabivanie-i-pereuchivanie-predislovie.html
nauchim-babu-yagu-matematicheskim-sposobnostyam.html
nauchit-studenta-uznavat-i-izobrazhat-na-chertezhe-prostejshie-geometricheskie-obekti-a-takzhe-stroit-proekcii-tochek-i-linij-prinadlezhashih-poverhnostyam-etih-tel.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tri-cheloveka-ugoreli-na-pozhare-dvoe-poluchili-ozhogi-internet-resurs-vsluhru-31012011.html
  • school.bystrickaya.ru/duhovnie-rejderi-prestupnaya-deyatelnost-teleprogrammi-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-specialnost-060600-mirovaya-ekonomika-specialnost-061000-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-socialnaya-sfera.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/usloviya-konkursa-brigadirov-1-oblastnoj-slet-uchenicheskih-proizvodstvennih-brigad-dalee-slet-provoditsya-s-celyu.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-diskursivnij-analiz-istoriko-kulturnih-tekstov-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-ij-podgotovki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/machine-1-vichislitelnaya-mashina-kompyuter-evm-2-mashinnij-kompyuternij-machine-address.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yu-v-belomu-22-fevralya-2012-g.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-kapillyaroteapiya-i-realnost-fizicheskoyu-omolozheniya-sushnost-boleznej-glava-illyuzii-i-realnosti-sovremennoj.html
  • writing.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-podderzhka-investicionnoj-deyatelnosti-chast-9.html
  • znanie.bystrickaya.ru/62spekulyativnoe-raspredelenie-svobodnih-resursov-kooperativnij-makroplanirovshik.html
  • znanie.bystrickaya.ru/415-sushnost-biznes-plana-i-ego-naznachenie-izderzhki-dohodi-i-pribil.html
  • turn.bystrickaya.ru/pk-41-43-federalnij-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-teoreticheskoj-mehanike.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mikrobnie-soobshestva-karstovih-pesher-srednej-sibiri-03-00-16-ekologiya-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-otkazom-v-udovletvorenii-trebovanij-polnostyu-ili-chastichno-39-chto-sostavlyaet-673-ot-kolichestva-del-rassmotrennih-s-vineseniem-resheniya-neispolnenie-resheniya-suda.html
  • spur.bystrickaya.ru/lyudmila1-posvyashenie-razvitie-i-stanovlenie-gosudarstvennosti-naroda-russkogo-i-narodov-sssr-v-globalnom-istoricheskom-processe.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-kalugina-t-a-novie-informacionnie-tehnologii-v-sfere-obrazovaniya-metodologicheskie-problemi-razrabotki-i-vnedreniya.html
  • exam.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-politika-rossii-chast-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iv-fedorov-valerij-mihajlovich.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/speckurs-kafedra-kmk-napravlenie-svyazi-s-obshestvennostyu-disciplina-istoriya-reklami-istoriya-russkoj-reklami.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reglamenta-po-predostavleniyu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-referatov-po-istoriografiidlya-aspirantov-specialnosti-070002-otechestvennaya-istoriya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/english-for-academic-purposes-teachers-tools-l-i-sokirkinoj-izdatelstvo-saratovskogo-universiteta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/44-konflikti-interesov-kontroliruyushego-akcionera-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-razrabotka-koncepcii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-v-deryagin-sovmestno-s-sotrud-nikami-issledoval-prirodu-formiro-vaniya-fundamen-talnih-magnitn.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-itogovij-informacionnij-byulleten-minsk-2011-spisok-komand-uchrezhdenij-obrazovaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-soderzhanie-obucheniya-po-professionalnomu-modulyu-pm-programma-professionalnogo-modulya-svarka-i-rezka-detalej.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-gou-nosh-shkola-zdorovya-1704-na-2011-2012-uchebnij-god-sentyabr-2011-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/evolyucionnaya-teoriya-poznaniya-stranica-9.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/za-vidayushijsya-lichnij-vklad-v-razvitie-sanatorno-kurortnoj-sferi-glava-administracii-krasnodarskogo-kraya-a-n-tkachev-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-esse-moya-professiya-moi-krilya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sto-velikih-zapovednikov-i-parkov-stranica-30.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu-shkoli-i-stupeni-stranica-15.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yu-a-chizmadzhev-yurij-aleksandrovich-chizmadzhev.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.