.RU

Методический комплекс по дисциплине «зоология беспозвоночных» Составитель: к б. н




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ


Кафедра общей биологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ»






Составитель: к.б.н.,

доцент

С.С. Петров

Зав. кафедрой биологии проф. Д.Н. Карпов


Стерлитамак 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Выписка из Государственного образовательного стандарта……………………..4

Учебная программа…………………………………………………………………….4

Введение………………………………………………………………………………….4

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………..5

Содержание дисциплины……………………………………………………………….5

– Разделы дисциплины и виды занятий………………………………………………..5

– Содержание разделов дисциплины…………………………………………………..8

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……………..12

– Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы………14

– вопросы к экзамену…………………………………………………………………...31

– тематика курсовых работ……………………………………………………………..34

Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………….35

– Средства обеспечения освоения дисциплины……………………………………...36

– Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………..36


Рабочая программа……………………………………………………………………37

Пояснительная записка…………………………………………………………………37

Содержание дисциплины (тематический план)………………………………………39

– Тематика лекций……………………………………………………………………...39

– Тематика лабораторных занятий…………………………………………………….44

– Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………...51

Методические рекомендации для преподавателя…………………………………….52

Методические указания для студентов………………………………………………..53

Материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………55

– Проверочные тесты…………………………………………………………………...55

– Вопросы к зачету……………………………………………………………………...97

– Вопросы к экзамену…………………………………………………………………..98

Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов………………...101

Словарь основных терминов……………………………………………………….106

Конспекты лекций…………………………………………………………………...123


Варианты контрольных работ для студентов заочников I курса……………..123

Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных……………………….131

– Пояснительная записка……………………………………………………………..131

– Оборудование полевой практики………………………………………………….131

– Отчет о полевой практике…………………………………………………………132

– Методика сбора беспозвоночных животных…………………………………….135

– Темы экскурсий…………………………………………………………………….140

– Задания для исследовательской работы…………………………………………..147

– Рекомендуемая литература………………………………………………………...155


^ ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ДПП.8.08 Зоология

Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории. Значение зоологии для теоретической биологии и развития прикладных отраслей хозяйства. Животные в составе органического мира. Отличительные особенности царства животных. Значение животных в биогенном круговороте веществ в биосфере. Разнообразие животного мира. Экологическая система животных. Уровни организации и планы строения животных, их функциональные особенности, развитие и экологическая приспособленность. Экологическая радиация таксонов. Значение в природе и жизни человека. Основы зоологической систематики. Одноклеточные и многоклеточные. Особенности организации. Обзор типов. Происхождение, эволюция, значение. Обзор типов низших и высших многоклеточных. Тип хордовых и его принципиальные отличия от беспозвоночных животных. Низшие хордовые животные. Высшие хордовые – позвоночные животные. Классы круглоротых, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Особенности строения. Пути приспособления к жизни на суши. Эволюция, разнообразие и значение позвоночных животных.

^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Введение

Актуальность. Программа по курсу «Зоология беспозвоночных » составлена на основе программы И.Х.Шаровой (2000), рекомендованной Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию. Основные задачи курса зоологии беспозвоночных определены с учетом Государственного образовательного стандарта подготовки учителя по специальности 032400 Биология. В нормативных до­кументах и учебных планах включена интегрированная дисцип­лина «Биология животных», которая состоит из курсов «Зооло­гия беспозвоночных» и «Зоология позвоночных». В них раскрыва­ются все основные аспекты биологии животных: морфо–функциональное, таксономическое и экологическое многообразие жи­вотных, эволюция животных, их значение в природе и жизни человека. Курс «Зоология беспозвоночных» является первой частью общего курса «Зоология» и рассчитан на первый год обучения студентов биолого-химического отделения СГПА.

Курс «Зоология беспозвоночных» представляет собой одно из звеньев биологической подготовки студентов биолого-химического отделения факультета ПиМНО. Изучение данного курса имеет целью дать необходимый объем теоретических знаний и практических умений и навыков, которые позволят молодому специалисту преподавать биологию в средней школе в соответствии с современными требованиями, а также подготовит его к осознанной природоохранной деятельности в деле воспитания экологической культуры учащихся. Курс «Зоология беспозвоночных» позволяет решать задачи воспитательного и развивающего характера, способствуя формированию естественнонаучного мышления студентов и овладение ими методами познания мира (наблюдение, эксперимент).

^ Межпредметные связи. Ряд обобщающих проблем, относящихся к биологии живот­ных, раскрывается в смежных общебиологических дисциплинах: биологии развития, цитологии, генетике, экологии, эволюци­онной теории, охране природы.

Курс «Зоология беспозвоночных» представляет собой базу для изучения наиболее высокоорганизованных животных в курсе «Зоо­логия позвоночных», а также и человека в курсах «Анатомия человека» и «Физиология человека к животных». Знания по зооло­гии беспозвоночных дают основу и для изучения общебиологи­ческих дисциплин на старших курсах.

Программа включает: введение, обзор основных типов бес­позвоночных животных (5 типов одноклеточных и 10 типов мно­гоклеточных), эволюция животного мира, животные и их значе­ние, темы лабораторных занятий, список рекомендуемой лите­ратуры.

По курсу зоологии беспозвоночных на аудиторные занятия выделено 114 часа (64 – лекции, 50 – лабораторные занятия). На самостоятельную работу отведено 52 часа. В самостоятельную работу входят:

– подготовка студентов к еженедельным лабораторным заня­тиям;

– подготовка к коллоквиумам и контрольным работам;

– подготовка к промежуточному экзамену (один, внутрисеместровый)

– изучение дополнительной литературы в библиотеке и на кафедре.


^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ» И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


(дневное отделение)

^ Вид занятий

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

228

1, 2

Аудиторные занятия

114

1, 2

Лекции

64

1, 2

Лабораторные занятия

50

1, 2

Самостоятельная работа

114

1, 2

Вид итогового контроля

Зачет, 1 семестр

Экзамен, 2 семестр


(заочное отделение)

^ Вид занятий

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

60

Установочная, 1

Аудиторные занятия

30

Установочная, 1

Лекции

20

Установочная, 1

Лабораторные занятия

10

Установочная, 1

Самостоятельная работа

30

Установочная, 1

Контрольная работа

х

1

Вид итогового контроля

Зачет, установочная сессия

Экзамен, 1 семестр



^ Содержание дисциплины «Зоология беспозвоночных»


Тематический план (1 курс, дневное отделение)

№ п/п



Тема

Количество часов

лекции

лабораторные занятия

СРС

1


Предмет и задачи зоологии. Краткие сведения по истории зоологии. Современная система животного мира

2



4

2

Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Тип Саркомастигофоры

4

4

8

3

Тип Апикомлексы

2

2

4

4

Тип Миксоспоридии. Тип Микроспоридии.

2



4

5

Тип Инфузории

2

4

4

6

Подцарство Многоклеточные. Тип Пластинчатые

2



4

7

Тип Губки

2

2

4

8

Тип Кишечнополостные

6

4

8

9

Тип Гребневики

2



4

10

Тип Плоские черви

6

6

10

11

Тип Первичнополостные, или Круглые черви

4

2

6

12

Тип Кольчатые черви

6

6

10

13

Тип Моллюски

8

4

10

14

Тип Членистоногие

14

14

30

15

Тип Иглокожие

2

2

4

Всего

64

50

114



^ Тематический план (1 курс, заочное отделение)








Темы лекций. Основные вопросы

ККол–во часов

Темы самостоятельной работы

Рекомендуемая литература

^ Установочная сессия

11.

2

Введение.

Предмет и задачи курса зоологии. Основные принципы классификации животных. Современная система животного мира.

^ Подцарство Одноклеточные.

Общая характеристика простейших и их классификация. Тип Саркомастигофоры.

2






Основная 1, 2, 3

Дополнительная 3, 4, 6

22

1. Тип Инфузории

Основная 1, 2, 3, 4

Дополнительная 10, 11, 12

32.

^ Подцарство Одноклеточные.

Особенности строения и развития апикомплексов в связи с паразитизмом. Важнейшие отряды. Филогенетические отношения в подцарстве Одноклеточные.

2


2

2. Тип Миксоспоридии.

3. Тип Микроспоридии.

Основная 1, 2, 3, 4

Дополнительная 10,11, 12

43.

Подцарство Многоклеточные.

Гипотезы происхождения многоклеточных животных. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Классификация. Сравнительно морфоанатомический обзор кишечнополостных.

2

2

4. Тип Губки.

5. Тип Гребневики.

Основная 1, 2, 3, 4

Дополнительная 2, 3, 6

44.

Тип Плоские черви.

Особенности строения плоских червей. Классификация. Анализ жизненных циклов главнейших представителей плоских червей.

2


2

6. Морфологическая и биологическая характеристика классов плоских червей.

Основная1, 2, 3, 4

Дополнительная 2, 3, 6

65.

^ Тип Круглые черви.

Прогрессивные черты организации первичнополостных червей по сравнению с плоскими. Основные представители, их биология и патогенное значение. Меры борьбы.

2


2

7. Классификация круглых червей. Особенности строения.

Основная 1, 2, 3, 4

Дополнительная 2, 3

^ Зимняя сессия

76.

Тип Кольчатые черви.

Повышение уровня организации кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями. Важнейшие представители и их практическое значение.

2


2

8. Тип Кольчатые черви. Класс малощетинковые.

Основная1, 2, 3, 4

Дополнительная 2, 3, 6, 7

87.

^ Тип Моллюски.

Особенности внешнего и внутреннего строения представителей различных классов. Классификация. Подтип боконервные. Подтип раковинные. Класс брюхоногие моллюски.


22

9. Тип Моллюски. Класс головоногие.

Основная 1, 2, 3, 4

Дополнительная 2, 3, 4, 8

98.

^ Тип Моллюски.

Особенности организации двустворчатых моллюсков, их практическое значение. Филогения моллюсков.

2


2




Основная 1, 2, 3, 4

Дополнительная 2, 3, 4, 8

19.

^ Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа. Класс ракообразные. Особенности ракообразных как первичноводных членистоногих. Важнейшие представители ракообразных, их практическое значение.

22

10. Подтип Хелицеровые. Класс паукообразные.

Основная1, 2, 3, 4

Дополнительная 2, 3, 4, 8

110.

^ Подтип Трахейные.

Надкласс насекомые. Особенности организации насекомых как членистоногих, приспособленных к жизни на суше, в воздушной среде. Особенности классификации насекомых.

2


2

11. Тип Членистоногие. Надкласс многоножки.

12. Классификация насекомых. Характеристика основных отрядов.

Основная 1, 2, 3, 4

Дополнительная 1, 3, 5, 9, 13



^ Распределение фонда учебного времени по семестрам и видам занятий

(дневное отделение)

№ семестра

Число учебных часов

Формы контроля

Общ. труд.

Аудиторные часы


СРС


Экз.


Зач.


КР

Всего

Лекц.

Семин.

Лабор.

КР

1

120

60

34



26



60




+



2

108

54

30



24



54

+








^ Распределение фонда учебного времени по семестрам и видам занятий

(заочное отделение)

№ семестра

Число учебных часов

Формы контроля

Общ. труд.

Аудиторные часы


СРС


Экз.


Зач.


КР

Всего

Лекц.

Семин.

Лабор.

КР

Уст.

36

18

12



6




18




+



1

55

43

8



4

31

12

+




+



^ Содержание разделов дисциплины

Лекционный курс

Тема 1. Предмет и задачи зоологии.

Зоология как комплексная наука, изучающая многообразие жи­вотного мира, его эволюционное развитие во взаимосвязи с ус­ловиями существования и значение в природе и жизни человека.

Основные дисциплины, изучающие животных: морфология, систематика, физиология, эмбриология, онтогенетика, эколо­гия, зоогеография, палеонтология, филогенетика. Важнейшие разделы зоо­логии. Эволюционные принципы, определяющие филогению животного мира.

Основные этапы развития зоологии. Системы животного мира Аристотеля, К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ж. Кювье. Значение работ Ч. Дарвина в развитии зоологии. Многообразие животного мира. Понятия о систематических категориях. Современная зоологическая классификация.

^ Тема 2. Подцарство одноклеточные.

Строение тела простейших как одноклеточных организмов. Многофункциональность клеток простейших и специализация клеток у многоклеточных животных. Цитоплазма и ядро как ос­новные части животной клетки. Дифференцировка тела про­стейших. Представления об органеллах. Среды обитания и распростра­нение простейших. Форма тела. Уровни организации простейших, Основные типы движения простейших. Типы питания простейших, строение органоидов пищеварения. Способы захвата пищи и удаления непереваренных остатков. Осморегуляция. Поведение простейших. Инцистирование.

Размножение простейших. Бесполое и его формы (простое деление, повторное деление, множественное деление, почкование). Половое размножение простейших. Копуляция: изо-, анизо-, оогамная. Коньюгация. Жизненный цикл, основные типы жизненных циклов простейших. Протозойные заболевания человека и животных.

Классификация простейших. Особенности строения саркомастигофор, апикомплексов, инфузорий, микроспоридий, миксоспоридий.

Филогения простейших.

Роль простеших в природе и жизни человека.

Тема 3. Подцарство многоклеточные.

Понятие о многоклеточных животных. Колониальные и полиэнергидные гипотезы происхождения многоклеточных. Классификация многоклеточных.

3.1. Тип Пластинчатые животные. Среда обитания. Форма тела, симметрия. Клеточные слои. Питание. Размножение. Черты примитивизма.

3.2. Тип Губки. Места обитания и видовое разнообразие. Форма тела, основные типы строения. Клеточные элементы тела и их функции. Скелетные образования. Приспособительные черты к сидячему образу жизни.

Размножение и развитие губок. Бесполое размножение: внешнее и внутреннее почкование. Половое размножение. Извращение зародышевых пластов. Филогения губок.

Классификация губок. Особенности строения известковых, стеклянных, обыкновенных губок.

Тема 4. Лучистые животные.

^ 4.1. Тип Кишечнополостные. Места обитания кишечнополостных и видовое разнообразие.

Радиально-симметричный план строения. Полип и медуза как две формы существования кишечнополостных. Двуслойность, клеточные элементы. Функции клеток. Пищеварительная система полипа и медузы. Строение нервной системы и органы чувств. Половая система и ее строение. Колониальные кишечнополостные.

Бесполое и половое размножение. Чередование поколений. Метагенез. Типы колоний. Коралловые образования. Теория Ч. Дарвина о происхождении коралловых образований. Филогения кишечнополостных. Классификация кишечнополостных животных, значение в жизни человека и природы.

^ 4.2. Тип Гребневики. Среда обитания, форма тела. Два типа симметрии в теле гребневиков. Передвижение. Строение пищеварительной системы. Нервная система и органы чувств. Размножение: строение половой системы, выведение половых продуктов. Развитие зародыша. Классификация гребневиков. Филогения.

^ Тема 5. Билатеральные животные.

Классификация билатеральных животных, принципы, положенные в основу классификации.

Тип Плоские черви. Общие черты строения, Классификация. Свободноживущие и паразитические. Видовое разнообразие.

^ 5.1. Класс Ресничные черви. Особенности организации турбеллярий. Мерцательный эпителий, его функции. Мускулатура, способы передвижения различных турбеллярий. Различные типы строения пищеварительной системы турбеллярий. Разнообразие строения нервной системы, Органы выделения. Органы чувств. Половая система. Бесполое и половое размножение. Развитие. Распространение и образ жизни.

^ 5.2. Класс Трематоды или дигенетические сосальщики. Отличие организации трематод от турбеллярий, связанные с приспособлением к эндопаразитическому образу жизни. Понятие о промежуточном, дополнительном и окончательном (дефинитивном) хозяине. Многообразие трематод.

^ 5.3. Класс Ленточные черви. Морфологические и биологические особенности ленточных червей, связанные с их паразитированием в кишечнике позвоночных животных. Размножение, развитие и рост ленточных червей. Личиночные стадии, их главнейшие формы. Важнейшие паразиты человека и животных из числа ленточных червей, их жизненные формы.

^ 6. Тип Первичнополостные, или Круглые черви.

Прогрессивные черты организации первичнополостных червей по сравнению с плоскими червями. Принципы классификации круглых червей.

^ 6.1. Класс Брюхоресничные черви. Особенности строения. Черты сходства с турбелляриями.

Класс Нематоды, или Собственно круглые черви (Nеmatoda). Размеры, форма тела, строение кожно–мускульного мешка (кутикула и ее свойства, гиподерма, мускульные клетки), по­лость тела и ее образование, строение пищеварительной систе­мы, выделительная система, нервная сис­тема и органы чувств, половая система самцов и самок. Движение, дыхание, питание и выделение у свободноживущих и паразитических нематод. Размножение и развитие, рост и линька. Типы жизненных циклов.

Распространение и образ жизни нематод.

^ 6.2. Класс Волосатики. Главные отличия волосатиков от нематод, их образ жизни и особенности жизненного цикла.

Класс Коловратки. Размеры, форма тела и расчленение тела коловраток. Двига­тельный аппарат и движение. Особенности строения покровов, мускулатуры, пищеварительной системы, выделительной и не­рвной систем. Половая система и размножение коловраток, чере­дование поколений, цикломорфоз. Распространение и образ жизни коловраток, их значение в питании рыб.

Филогенетические отношения первичнопо­лостных червей.

^ 7. Тип Кольчатые черви.

Уровень организации и активности кольчатых червей по срав­нению с плоскими и круглыми червями. Метамерия, формы ее проявления у различных аннелид и ее биологическое значение. Кожные покровы и мускулатура, двига­тельный аппарат. Дифференцировка отделов пищеварительной системы, питание и пищеварение. Строение целома и целомодуктов. Функции целома. Кровеносная система. Органы выделе­ния. Особенности строения нервной системы и органов чувств. Особенности развития.

^ 7.1. Класс Многощетинковые кольчецы. Размеры и форма тела. Обособление головы как первый этап возникновения гетерономности. Строение туловищных сегментов: параподии, усики, щетинки и их функции. Особенности строе­ния ползающих, плавающих, роющих и живущих в трубках полихет. Половая система и размножение, биологические явления, связанные с размножением. Осо­бенности дробления, эмбриональное и постэмбриональное раз­витие, личинки.

^ 7.2. Класс Малощетинковые кольчецы. Отличия в строении тела от полихет в связи с переходом к жизни в почве и фунте пресноводных водоемов. Особенности и способы движения в грунте. Пища и питание, особенности стро­ения пищеварительной системы дождевых червей. Условия дыха­ния в почве. Строение кровеносной системы, кровообращение. Гермафродитизм олигохет, особенности строения полового ап­парата. Спаривание, образование яйцевых коконов и их откладка. Оп­лодотворение. Особенности развития и роста. Регенерация. Распространение, места обитания и образ жизни олигохет

^ 7.3. Класс Пиявки. Особенности организации пиявок в связи с их хищническим и полупаразитическим образом жизни. Редукция целома и крове­носной системы, развитие лакунарной системы, паренхимы и присосок. Практическое значение пиявок.

^ 8. Тип Моллюски, или Мягкотелые.

Особенности организации, характеризующие тип моллюсков. Типы раковин и способы их образования, мантийная полость и ее функции. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Важнейшие черты в строении и развитии моллюсков, сближа­ющие их с кольчатыми червями. Классификация моллюсков.

^ 8.1. Класс Панцирные.

Форма тела, строение головы, ноги и туловища. Приспособительные черты к обитанию в прибрежной зоне. Растительноядные и хищники.

^ Класс Беспанцирные. Представление о бороздчатобрюхих моллюсках как об особом классе. Образ жизни. Черты сходства с кольчатыми червями.

Класс Моноплакофоры. Особенности внешнего и внутреннего строения. Примитивные черты организации. Проявление метамерии в строении. Значение класса для филогении моллюсков.

^ 8.2. Класс Брюхоногие моллюски. Основной план строения и расположения важнейших орга­нов: изменения, связанные с различной степенью развития асим­метрии, обусловленной спиральным закручиванием туловищно­го мешка и раковины, отражение этого процесса в строении не­рвной системы, кровеносной, выделительной, дыхательной сис­тем органов представителей разных подклассов. Морские, пресноводные, наземные и паразитические брюхоногие моллюски, особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития в связи с разными условиями обитания. Классификация брюхоногих. Особенности строения и важней­шие представители подклассов

^ 8.3. Класс Двустворчатые моллюски. Особенности организации двустворчатых, связанные с мало­подвижным донным образом жизни и пассивным питанием. Ман­тия, мантийная полость, раковина, ее строение и развитие. Мускулатура и движе­ние двустворчатых. Дыхание, питание, выделение и кровообра­щение у двустворчатых. Размножение и развитие. Принципы классификации. Роль двустворчатых моллюсков как биофильтраторов, их участие в биологической очистке воды. Значение для человека.

^ 8.4. Класс Головоногие. Характерные черты строения головоногих как подвижных мор­ских хищников. Размеры и форма тела, разделение его на отделы, преобразование ноги, число и строение щупалец. Мантийная по­лость и воронка. Раковина и ее редукция. Способы и скорость дви­жения головоногих, защитные приспособления. Размножение и развитие головоногих. Филогения моллюсков.

^ 9. Тип Членистоногие. Особенности организации, характеризующие тип членистоно­гих. Развитие гетерономности и обособление главных отделов тела. Строение и развитие наружного кутикулярного хитинизированного скелета членистоногих, особенности роста и линек, связан­ные с наличием и свойствами наружного скелета. Мускулатура, двигательный аппарат и движение членистоногих. Конечности и их функции. Важнейшие отличия миксоцеля членистоногих от целома аннелид. Кровеносная система и кровообращение. Органы дыхания водных и наземных членистоногих, их происхождение. Основные формы выделительного аппарата членистоногих. Зависимость ха­рактера конечных продуктов белкового обмена от образа жизни членистоногих. Пищеварительная система. Нервная система: усложнение и дифференцировка отделов головного мозга, прогрессивное разви­тие органов чувств и специфические черты их строения. Половой аппарат, размножение и развитие. Принципы деления на подтипы.

Подтип Жабродышащие.

^ 9.1. Класс Ракообразные. Особенности ракообразных как первичноводных членистоногих. Сегментация и деление тела на отделы. Конечности и их фун­кциональная специализация. Пищеварительная, выделительная, дыхательная и кровеносная системы. Нервная система и органы чувств у различных представителей ракообразных. Типы строе­ния, виды личиночных стадий. Типы развития. Классификация. Роль ракообразных в природе и значение для человека.

Подтип Хелицеровые.

^ 9.2. Класс Паукообразные. Особенности организации паукообразных как наземных, в большинстве своем хищных хелицеровых. Расчленение тела в разных отрядах: головогрудь, ее конечности и их функциональная специализация у разных представителей класса в связи с образом жизни и средой обитания. Пищеварительная система и особенно­сти пищеварения. Выделительная система. Нервная система и орга­ны чувств. Разделение класса на отряды. Роль паукообразных в природе и значение для человека.

Подтип Трахейные.

^ 9.3. Надкласс Многоножки. Особенности организации многоножек как связанных с поч­вой наземных членистоногих. Размеры и форма тела, покровы и мускулатура, конечности. Способ питания. Строение пищевари­тельной, выделительной, дыхательной и кровеносной систем. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Клас­сификация.

^ 9.4. Надкласс Насекомые. Характеристика насекомых. Особенности организации насеко­мых как членистоногих, в наибольшей степени приспособлен­ных к жизни на суше, в воздушной среде.Типы размножения насекомых: наружно–внутреннее и внут­реннее осеменение. Эмбриональное развитие, образование заро­дышевых оболочек и их значение. Постэмбриональное развитие насекомых, его особенности в разных группах насекомых. Разви­тие прямое, с неполным и полным превращением. Личинки и нимфы: особенности роста насекомых и их линьки. Стадии ку­колки. Биологическое значение стадий развития насекомых: яйца, личинки, куколки, имаго. Классификация насекомых. Разнообразие классификаций. Характеристика важнейших отрядов насекомых: ногохвостки, таракановые, прямокрылые, полужесткокрылые, жесткокрылые, перепончатокрылые, Понятие «жизненная форма». Значение насекомых в жизни природы и человека. Филогения членистоногих.

^ 10. Тип Иглокожие. Классы животных, объединяемые в тип иглокожих: морские лилии, морские звезды, офиуры, или змеехвостки, морские ежи и голотурии, или морские огурцы. Особенности организации, свойственные представителям всех этих классов и характеризую­щие тип иглокожих. Размножение и развитие иглокожих: дробление, гаструляция, главнейшие типы личинок и их метаморфоз. Филогения иглокожих. Значение иглокожих в жизни природы и человека.


^ Лабораторный практикум

  1. Особенности строения саркодовых.

  2. Особенности строения жгутиковых.

  3. Особенности строения споровиков.

  4. Особенности строения инфузорий.

  5. Особенности строения губок.

  6. Особенности строения гидроидных.

  7. Особенности строения гидроидных и сцифоидных медуз.

  8. Внешнее и внутреннее строение свободноживущих плоских червей.

  9. Особенности строения сосальщиков.

  10. Особенности строения ленточных червей.

  11. Особенности строения круглых червей.

  12. Особенности строения многощетинковых червей.

  13. Особенности строения малощетинковых кольчецов.

  14. Особенности строения пиявок.

  15. Особенности строения брюхоногих моллюсков.

  16. Особенности строения двустворчатых моллюсков.

  17. Внешнее строение ракообразных на примере речного рака.

  18. Внутреннее строение ракообразных.

  19. Особенности строения паукообразных

  20. Особенности строения многоножек.

  21. Внешнее строение насекомых.

  22. Внутреннее строение насекомых.

  23. Особенности постэмбрионального развития насекомых.

  24. Особенности внешнего и внутреннего строения иглокожих.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционный курс

Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса проводится систематическое изложение современных научных материалов, освещение зоологии беспозвоночных, таких как: основные особенности организации различных типов животных, связь особенностей организации животных с условиями их существования, филогения животного мира, значение животных в биогеоценозах.

^ Лабораторный практикум

Практические занятия по зоологии беспозвоночных имеют цель познакомить студентов со строением важнейших представителей беспозвоночных, привить навыки работы с микроскопом и первые навыки анатомирования животных. Прохождение всего цикла лабораторных занятий является обязательным условием допуска студента к экзамену. В случае пропуска занятий по уважительной причине пропущенное занятие подлежит отработке. NB! Однако в случае пропуска более 25% занятий (даже если пропуски имели место по уважительной причине) отработка их не производится.

^ Указания к самостоятельной работе по лекционному курсу

Студент в ходе лекции ведет активную познавательную работу. Наиболее целесообразно строить эту работу в форме конспектирования. Под конспектированием нельзя понимать дословную запись лекции, подобные попытки ведут только к механическому неосмысленному записыванию. Гораздо важнее выделить в лекции основную линию сообщения и важнейшие смысловые группировки. Записи должны быть избирательными, своими словами, полностью следует записывать только определения. Важно научиться по ходу лекции включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний. Необходимо также анализировать сообщаемый преподавателем материал для выделения общего в частном и, наоборот, частного в общем.

В тетради для конспектирования лекций необходимо иметь поля, где по ходу конспектирования студент делает необходимые пометки. В конспектах рекомендуется применять сокращения слов, что ускоряет запись. В ходе изучения зоологии особое значение имеет рисунок (см. также следующий раздел), поэтому в конспекте лекции рекомендуется делать все рисунки, сделанные преподавателем на доске. Вопросы, возникшие у Вас в ходе лекции, рекомендуется записывать на полях и после окончания лекции обратиться за разъяснением к преподавателю. Студенту необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при подготовке к экзамену, контрольным тестам, коллоквиумам, при выполнении самостоятельных заданий.

^ Указания к самостоятельной работе на лабораторном практикуме

В ходе практических занятий студент под руководством преподавателя работает над изучением организации беспозвоночных.

Результатом изучения организации животных является изображение изучаемого объекта с обозначениями его частей. Рисунки выполняются в специальном альбоме (рекомендуется формат А–4, желательный объем альбома 50–60 листов), карандашом. Для прохождения практического занятия студент должен иметь альбом, простой карандаш, резинку, ручку. Пользование цветными карандашами или фломастерами возможно, но не обязательно. Специальное руководство, облегчающее работу по изучению животных – «Практикум» (см. список литературы), выдается для пользования на каждом занятии. Целесообразно размещать не более двух рисунков на одной странице альбома. Это позволяет дать достаточно крупное, отчетливое изображение, свободно разместить заголовки и поясняющие надписи. Над рисунком обязательно размещается название животного и его систематическое положение, под рисунком – подпись. Работа над рисунком завершается обозначениями. Обозначения можно размещать на концах выносных линий, а если обозначений много – более 10, то около выносных линий лучше проставить числовые обозначения, а под рисунком или справа от него колонкой выписать соответствующие названия

^ Летняя учебная практика

Летняя учебная практика по зоологии беспозвоночных, завершая изучение этого курса, представляет собой относительно самостоятельную его часть. В ходе практики студенты получают навыки наблюдения и сбора зоологического материала в природе, а также навыки определения и коллекционирования животных. Одной из главнейших задач практики является приобретение начальных навыков научного исследования путем выполнения учебно–исследовательской работы.

nazvanie-knigi-sbornik-rasskazov-stranica-11.html
nazvanie-knigi-sbornik-rasskazov-stranica-16.html
nazvanie-knigi-sbornik-rasskazov-stranica-20.html
nazvanie-knigi-sbornik-rasskazov-stranica-25.html
nazvanie-knigi-sbornik-rasskazov-stranica-3.html
nazvanie-knigi-sbornik-rasskazov-stranica-8.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/viii-kratkij-obzor-neskolkih-proektov-obshestvennih-organizacij-rossii-i-stran-blizhnego-zarubezhya-po-zashite-interesov-biznesa.html
  • college.bystrickaya.ru/3-plani-zanyatij-v-ramkah-samostoyatelnoj-raboti-magistrantov-pod-rukovodstvom-prepodavatelya-srmp.html
  • urok.bystrickaya.ru/preobrazovanie-linzi-metodicheskoe-posobie-yavlyaetsya-razrabotkoj-elektivnogo-kursa-po-predmetu-informatika-graficheskij.html
  • report.bystrickaya.ru/gruziya-predlagaet-yuzhnoj-osetii-provesti-15-sentyabrya-vstrechu-ria-novosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/pbk-daily-moskva-n035-232009-lyudvig-anna-ot-investorov-zhdut-uvelicheniya-aktivnosti.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zonirovanie-mikrorajoni-i-kvartali-chast-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/goryachaya-desyatka-instrumentov-amerikanskogo-fandrajzera-centrom-podderzhki-npo-astana.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-napravleniyu-080200-62-napravlenie-podgotovki-menedzhment.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-specifika-yazika-audialnoj-vizualnoj-i-pechatnoj-reklami-ee-virazitelnie-i-hudozhestvenno-izobrazitelnie-sredstva.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-19-temperament-lekciya-19-temperament-kurs-lekcij-3-e-izdanie-stereotipnoe-minsk-2006-udk-159-9076-637-01.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-razvitiya-programma-prinyata-na-utverzhdayu-pedagogicheskom-sovete-direktor-gou-dod-cdyutt-ohta.html
  • student.bystrickaya.ru/33-poznanie-uchebnoe-posobie-k-kursu-filosofiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-metodika-prepodavaniya-matematiki-specialnost-05070-stranica-13.html
  • uchit.bystrickaya.ru/suhomlinskij-v-a-rozhdenie-grazhdanina-stranica-15.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predsedatel-putin-vremya-novostej-kseniya-veretennikova-16042008-065-str-1-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/133-emissionnaya-politika-obshestva-1-obrashenie-k-akcioneram-predsedatelya-soveta-direktorov-i-generalnogo-direktora-obshestva.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mehanizmi-mezhprocessnih-vzaimodejstvij-v-operacionnoj-sisteme-unix.html
  • klass.bystrickaya.ru/auditorskie-vedomosti2-23-41-svodnij-katalog-zhurnalov-izdanij-organov-nti-na-russkom-yazike-poluchaemih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nalogooblozhenie-nedvizhimosti-chast-5.html
  • college.bystrickaya.ru/1-tematicheskij-plan-1-lekciya.html
  • books.bystrickaya.ru/ebekke-uaitsha-zharamsizdia-saraptama-zhrgzu-ebekke-uaitsha-zharamsizdi-parain-zhne-anitamasin-beru-aidalarin-bektu-turali.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhatelnoe-napolnenie-termina-tehnologiya-programmi-vstupitelnih-ekzamenov-v-aspiranturu-orlovskogo-gosudarstvennogo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gran-pri-dlya-amur-pola-svetskie-novosti-36.html
  • knigi.bystrickaya.ru/respublikanskaya-programma-toonto-nyutag-tradiciya-zhiva-po-profilaktike-socialnogo-sirotstva-i-organizacii-semejnogo-ustrojstva-detej-sirot-i-detej.html
  • grade.bystrickaya.ru/mrak-tolko-chernie-skeleti-vetok-tolko-zhuhlaya-trava-pod-chutkimi-stupnyami-tolko-strannie-kamennie-glibi-uhodyashie-vertikalno-vverh-tolko-zhutkij-zheltij-s-stranica-6.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nanomateriali-i-stroitelstvo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-materialovedenie-obrazovatelnaya-programma-2402-01.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-tkzu-turali-habarlandiru-barli-konkurs-atisushilara-ojilatin-zhalpi-blktlk-talaptari.html
  • lesson.bystrickaya.ru/shpargalka-po-vsemu-kursu-fiziki-kak-ee-prepodayut-v-dnepropetrovskom-gosudarstvennom-tehnicheskom-universitete-zheleznodorozhnogo-transporta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-gosudarstvennaya-sistema-zanyatosti-struktura-osnovnie-napravleniya-razvitiya-na-sovremennom-etape.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossiya-v-nashem-serdce-stranica-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/novie-metodi-konkurentnoj-borbi-na-mirovom-rinke-chast-4.html
  • universitet.bystrickaya.ru/spravochnaya-i-proizvodstvenno-tehnicheskaya-literatura-filial-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-operacij-i-teoriya-sistem-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadanie-1-leonov-iv-leonov-di-kaganov-yu-t-leonov-d-i-chernishova-i-n-sbornik-zadanij-dlya-kursovogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.