.RU

Методика обучения будущих учителей информатики сетевым технологиям с использованием виртуальных машин


На правах рукописи

Ляш Олег Иванович

Методика обучения будущих учителей информатики сетевым технологиям с использованием
виртуальных машин

Специальность: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (информатика)

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

Москва
2008

Работа выполнена в Мурманском государственном педагогическом университете

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Наталья Ивановна Рыжова

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Елена Александровна Ракитина

кандидат педагогических наук, доцент
^ Сергей Александрович Жданов

Ведущая организация: Барнаульский государственный педагогический университет


Защита состоится «     »               2008 г. в           часов на заседании Диссертационного Совета Д 008.008.06 при Институте содержания и методов обучения Российской академии образования по адресу: 119435, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

Автореферат опубликован на сайте http:// www.ismo.ioso.ru


Автореферат разослан «____» ____________ 2008 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук

Е.А. Седова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время информационно-образовательная среда учебного заведения рассматривается как составляющая единого российского информационно-образовательного пространства, формирование и развитие которого осуществляется в рамках региональных и федеральных программ информатизации образования в России. Кроме того, сегодня важным компонентом развития теории и практики организации учебного процесса в образовательном учреждении любого уровня в условиях информатизации и модернизации образования являются информационно-образовательные системы, использующие сетевые технологии и представляющие собой составную часть информационно-образовательной среды учебного заведения. В связи с этим, одним из условий нормального функционирования информационно-образовательной среды образовательного учреждениям становится не только наличие квалифицированных педагогов, использующих эту среду для организации учебного процесса с элементами инноваций, но и наличие квалифицированных специалистов, обеспечивающих ее программно-техническое сопровождение (создание, развитие и применение).

В общеобразовательных учебных заведениях эта задача (программно-техническое сопровождение информационно-образовательной среды), как правило, возлагается на учителя информатики, который, таким образом, должен иметь соответствующую подготовку по данному направлению, т.е. обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Решение этой задачи может достигаться как путем подготовки в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), так и в рамках дополнительного образования.

Отметим, что проблемы подготовки IT-специалистов по направлению «Сетевые технологии» исследовались в работах А.Н.Тихонова, И.Д.Иванникова, В.А.Сухомлина, В.В.Сухомлина, В.Г.Олифер, Н.А.Олифер, А.В.Гиглавого, Б.Я.Советова, Д.В.Пузанкова и др., а вопросы подготовки и переподготовки учителя информатики в этом направлении нашли свое отражение (в большей или меньшей степени) в работах И.В.Роберт, В.В.Лаптева, М.П.Лапчика, М.В.Швецкого, С.А.Жданова, А.Ю.Уварова, С.Д.Каракозова, Р.В.Колбина, О.Г.Клюкина, Н.И.Рыжовой, А.В.Могилева и др.

Существующая тенденция ориентации результатов обучения на умение решать личностно-значимые и практико-ориентированные, важные в профессиональной деятельности задачи, а также ориентация нового поколения образовательных стандартов ГОС ВПО на компетентностный подход приводят к актуальности его использования и в нашем исследовании. Кроме этого, в рамках нашего исследования мы исходили из того, что компетентностный подход к обучению в настоящее время стал не только средством обеспечения будущего специалиста конкретными узкоспециализированными компетентностями, но и средством фундаментализации образования – на современном уровне понимания фундаментальных знаний (Ж.-Ф.Лиотар, К.К.Колин, Б.С.Гершунский, А.С.Лесневский, А.М.Новиков, Г.А.Бордовский, А.С.Кондратьев, А.Д.Суханов и др.). А именно – средством, позволяющим формировать общие виды деятельности у будущего специалиста, направленные на «объяснения мира» в контексте изучаемого учебного предмета или дисциплины.

Отметим, что большой вклад в развитие идей и практики использования компетентностного подхода в образовании внесли своими исследованиями М.В.Рыжаков, А.В.Баранников, В.А.Козырев, Н.Ф.Радионова, В.И.Байденко, Ю.Г.Татур, И.А.Зимняя, С.Е.Шишов, В.А.Кальней, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколова, А.Н.Тубельский, В.В.Шаповал и др. Укажем также, что проблемы совершенствования подготовки будущего учителя информатики в предметной области на основе компетентностного подхода исследовались в работах С.Д.Каракозова, О.Г.Смоляниновой, Д.Ш.Матроса, М.Б.Лебедевой, Е.В.Данильчук, Г.А.Кручининой, Т.К.Смыковской и др.

Согласно компетентностному подходу1, компетентность «имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях» и проявляется в «умении осуществить выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации». При этом под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. В процессе формирования профессиональной компетентности2 будущего специалиста выделяются: (а) ключевые компетентности, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности; (б) базовые компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, проявляющиеся в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации (в т.ч. на иностранном языке), социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе; (в) специальные компетентности (специализированные и узкоспециализированные), отражающие специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности.

Остановимся еще на одном положении, которое является более частным и, в то же время, определяющим в рамках нашего исследования при выборе средства обучения будущих учителей информатики сетевым технологиям. Реализуемая в компьютерной сети учебных заведений политика информационной безопасности, как правило, предоставляет обучающимся минимально необходимые права для работы с оборудованием и программным обеспечением. Поэтому будущий специалист (учитель информатики) практически не имеет возможности научиться профессионально решать задачи, связанные с использованием оборудования, сетевых технологий, требующих значительных прав доступа (установка программного обеспечения, настройка сетевой операционной системы, администрирование компьютерной сети, обеспечение безопасности ее функционирования и т.д.).

Таким образом, при организации обучения будущих учителей информатики решению профессиональных задач в области сетевых технологий, возникает «конфликт интересов». С одной стороны, у студентов имеется потребность в знаниях и умениях в области сетевых технологий, а у преподавателя – готовность предоставить им необходимую подготовку. В то же время, с другой стороны, общепринятая политика информационной безопасности, поддерживаемая в компьютерной сети учебного заведения и направленная на обеспечение ее устойчивого функционирования в условиях реального учебного процесса, серьезно затрудняет решение этой задачи.

Из необходимости разрешения указанного противоречия вытекает основная проблема данного исследования, обуславливающая его актуальность – обеспечение возможности полноценной и качественной подготовки будущих учителей информатики в области сетевых технологий, позволяющей им решать профессиональные задачи по проектированию, обслуживанию, настройке и администрированию компьютерных сетей образовательных учреждений, составляющих его специализированную компетентность в этой предметной области.

Объект исследования – подготовка будущих учителей информатики в области сетевых технологий.

Предмет исследования – методика обучения будущих учителей информатики, направленная на формирование специальной (специализированной) компетентности в области сетевых технологий.

Цель исследования – разработка методики обучения3 сетевым технологиям будущего учителя информатики посредством использования специального программного обеспечения – приложений виртуальных машин и сред в логике компетентностного подхода.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

Методика обучения будущих учителей информатики, направленная на формирование специальной (специализированной) компетентности в области сетевых технологий, может быть построена, если при проектировании методической системы обучения

- содержание специализированного обучения будет выстраиваться с учетом модели деятельности специалиста в области администрирования телекоммуникационных (компьютерных) сетей и включать набор его типовых профессиональных задач;

- формы организации обучения будут отбираться на основе деятельностного подхода и основываться на модульной технологии;

- в качестве основного средства обучения будет использоваться специальное программное обеспечение – приложения виртуальных машин и сред.

Для достижения поставленной цели и подтверждения сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

- первая группа (задачи теоретического характера, необходимые для обоснования отбора содержания обучения сетевым технологиям) – на основе анализа научной и методической литературы с опорой на онтологическое определение информатики как науки выбрать и уточнить определения базовых понятий предметной области, а именно: информационные и сетевые технологии, компьютерная сеть, информационно-образовательная среда, учебная компьютерная сеть и др.;

- вторая группа (задачи технологического характера, необходимые для осуществления отбора элементов методической системы обучения сетевым технологиям):

а) на основе анализа деятельности администратора компьютерной сети выделить и сформулировать основные (типовые) задачи сетевого администрирования;

б) осуществить отбор содержания, методов и форм обучения сетевым технологиям, соответствующих типовым задачам и видам деятельности в области сетевого администрирования;

в) рассмотреть возможность использования в качестве средства обучения сетевым технологиям специального программного обеспечения – приложений виртуальных машин и сред.

- третья группа (задачи экспериментального характера, подтверждающие апробацию предложенного подхода к обучению и методики):

а) обосновать средствами педагогического эксперимента подход к обучению будущего учителя информатики основам сетевого администрирования;

б) провести экспериментальную проверку построенной методики обучения сетевым технологиям посредством виртуальных машин в виде конкретной реализации методической системы обучения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ зарубежной и отечественной научно-технической, методической и специализированной литературы по информационным и сетевым технологиям, построению информационно-образовательных систем и информационных сред учебных заведений, компьютерным сетям, приложениям виртуальных машин; изучение и обобщение педагогического опыта: анализ образовательных программ, учебников и учебных пособий для подготовки специалистов; анкетирование и метод экспертных оценок; методы математической статистики для обработки результатов исследования; топологическая сортировка на графах для структуризации содержания обучения; проведение педагогического эксперимента.

Теоретико-методологическая основа исследования: работы в области методологии информатизации образования (А.П.Ершов, К.К.Колин, И.В.Роберт, В.А.Извозчиков и др.); развитие идей фундаментализации образования (В.В.Лаптев, М.В.Швецкий, Н.И.Рыжова, К.К.Колин, В.Г.Кинелев, Б.Е.Саморуков, С.А.Тихомиров и др.); разработки методических систем обучения конкретному предмету и совершенствования подготовки учителя информатики (В.В.Лаптев, М.В.Швецкий, Н.И.Рыжова, Т.А.Бороненко, Е.В.Данильчук, С.Д.Каракозов, Е.А.Ракитина, О.Г.Смолянинова, Т.К.Смыковская и др.); развитие идей и практика внедрения компетентностного подхода в образовании (М.В.Рыжаков, В.А.Козырев, Н.Ф.Радионова, В.И.Байденко, Ю.Г.Татур; И.А.Зимняя, С.Е.Шишов, В.К.Загвоздкин, Д.А. Иванов, К.Г.Митрофанов и др.); работы в области теории и практики технологии модульного подхода в обучении (П.А.Юцевичене М.А.Чошанов, Д.В.Чернилевский, О.Б.Даутова, О.Н.Крылова, М.Б.Лебедева и др.); технологии администрирования компьютерных сетей (Э.Таненбаум, Столингс, М.Спортак, В.Г.Олифер, Н.А.Олифер и др.); использование сетевых технологий в практике образовательных заведений и обучения (А.Ю.Уваров, С.Д.Каракозов, А.А.Ахаян, Т.Г.Везиров, В.В.Ильин, В.В.Гриншкун, С.А.Щенников, В.В.Шаравин и др.); развитие средств виртуализации и их использование в учебном процессе (Я.Метлис, Дж.Смит, Р.Наир, А.Гультяев, С.Орлов, М.Розенблюм, Т.Гарфинкель, В.Стеркин, В.Семёнов, Ю. Меркулов, А.Самойленко, Ш.Н.Усманов, R.P.Goldberg, Robert M. Metcalfe, R.David Bog, M.Walter и др.)

Содержание применяемых методов исследования, конкретные проблемы, решаемые с помощью каждого из них, а так же экспериментальные материалы описаны в соответствующих разделах диссертации.

Логика и основные этапы исследования

На первом этапе исследования (2003–2004 гг.) проводился теоретический анализ специальной научной и технической литературы в области информационных, в том числе – сетевых технологий, с целью определения уровня развития обучения в этих областях. Анализировалась методическая и психолого-педагогическая литература по проблемам информатизации образования, проводился анализ использования приложений виртуальных машин при обучении информатике в учебном процессе образовательных учреждений высшего профессионального образования. Анализировались проблемы в вопросах подготовки будущих учителей информатики в области сетевых технологий. В результате этого изучения выявлена необходимость проведения исследования по данной тематике, определена его методологическая база.

^ На втором этапе (2004–2005 гг.) был выполнен контент-анализ существующих учебных программ, монографий и учебных пособий, а также действующих Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в области подготовки будущих учителей информатики; на основе проведенного анализа и материалов анкетирования преподавателей и специалистов в области сетевых технологий, а также с учетом требований, предъявляемых к учителям информатики на современном этапе информатизации, был произведен отбор материала для построения теоретической модели обучения сетевым технологиям (методической системы обучения) будущих учителей информатики. Были сформулированы гипотеза и концепция диссертационного исследования. Основной целью на этом этапе было проведение отбора содержания обучения сетевым технологиям, в частности – анализ существующих и актуальных на современном этапе информатизации методов и технологий данной предметной области, используемых для обеспечения функционирования компьютерных сетей. Кроме того, согласно сформулированным концептуальным линиям содержания обучения, с помощью математических методов и моделей была проведена структуризация содержания обучения сетевым технологиям, способствующая формированию специальной (специализированной) компетентности будущих учителей информатики в области сетевых технологий на ключевом, базовом и специальном уровнях в условиях предметной и специализированной подготовки будущего учителя информатики.

^ На третьем этапе (2005–2006 гг.) была проведена апробация разработанной методической системы обучения сетевым технологиям будущих учителей информатики в рамках педагогического эксперимента (в том числе экспериментальная проверка гипотезы, выдвинутой в диссертационном исследовании) и определены дальнейшие перспективы ее развития.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена следующими факторами: теоретическим обоснованием положений исследования и практической реализацией элементов построенной в рамках диссертации методической системы обучения сетевым технологиям посредством виртуальных машин; количественным и качественным анализом полученных результатов; использованием методов математической статистики для обработки результатов проведенного опытно-экспериментального исследования.

Научная новизна исследования определяется следующим:

– предложен новый подход к обучению сетевым технологиям будущих учителей информатики, базирующийся на совокупности учебных профессиональных задач в области сетевого администрирования компьютерных сетей, отражающих структуру деятельности специалиста в этой области;

– выделены и сформулированы профессиональные задачи в области сетевого администрирования, совокупность которых определяет специальную (специализированную) компетентность учителя информатики на ключевом, базовом и специальном уровнях;

– построена методическая система обучения сетевым технологиям, в рамках которой учебные цели сформулированы на основе компетентностного подхода к обучению специалистов; структура содержания обучения базируется на предложенной автором структуре основных профессиональных задач специалиста в области сетевого администрирования учебных компьютерных сетей; в качестве основного метода обучения выбран метод целесообразно подобранных задач; базовым средством обучения являются виртуальные машины (среды).

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании предложенной методики обучения сетевым технологиям будущих учителей информатики и построенной в ее рамках методической системы обучения, а именно:

– в разработке концепции формирования профессиональной компетентности в области сетевого администрирования с использованием технологии виртуальных машин на основе компетентностного подхода и метода целесообразно подобранных задач, соответствующих структуре основных профессиональных задач специалиста в области сетевого администрирования компьютерных сетей;

– в обосновании классификации учебных профессиональных задач сетевого администрирования, определяющих ключевой, базовый и специальный уровни специализированной компетентности учителя информатики в области обеспечения функционирования учебной компьютерной сети образовательного учреждения.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в рамках предложенной методики обучения сетевым технологиям будущих учителей информатики разработанная методическая система обучения с использованием виртуальных машин доведена до практической реализации в виде конкретного учебного предмета для базовой предметной и специализированной подготовки учителя информатики, который, в свою очередь, обеспечен необходимыми средствами обучения в виде лабораторного практикума и цифрового образовательного ресурса4.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В основу методики обучения сетевым технологиям на основе компетентностного подхода целесообразно положить модель методической системы обучения, в которой:

  1. Обучение сетевым технологиям будущих учителей информатики по предложенной методике позволит сформировать у них специализированную компетентность в области сетевого администрирования учебных компьютерных сетей на ключевом, базовом и специальном уровнях за счет использования виртуальных машин как базового средства обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения диссертационного исследования обсуждались на научно-практических конференциях в Мурманском государственном педагогическом университете (Мурманск, 2006, 2007 гг.), в том числе на международной научно-практической конференции «Информационно-образовательная среда современного вуза как фактор качества образования» (Мурманск, 2007 г.). а так же на Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» в Институте информатизации образования РАО (Москва, 2007 г.),

Основные положения диссертационного исследования отражены в 9 публикациях автора, в числе которых 1 учебно-методическое пособие.

Результаты исследования прошли апробацию в рамках педагогического эксперимента и внедрены в практику профессиональной подготовки будущих учителей информатики Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ) в рамках курса «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии» (с 2003 по 2007 г.), в рамках факультативных курсов «Основы работы в операционной системе Linux» и «Основы сетевых технологий» (2006, 2007 гг.).

Последовательность решения основных задач исследования определила структуру построения диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Основной текст занимает 208 стр., в том числе 18 рис., 18 табл.; 22 стр. – библиография (284 наименования, из них на иностранном языке – 10); 40 стр. – приложения.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы объект, предмет, цель и задачи, гипотеза исследования. Кратко описаны методология и методы исследования, раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, рассмотрены этапы исследования, а также приведены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы методики обучения будущих учителей информатики сетевым технологиям с использованием виртуальных машин на основе компетентностного подхода» охарактеризованы теоретические основы методики обучения будущих учителей информатики сетевым технологиям и рассмотрено средство обучения, применяемое для этих целей – специальное программное обеспечение – приложения виртуальных машин.

На основании анализа работ ^ А.Ю.Уварова, Р.Ю.Кондратова и П.Ф.Кондратовой, С.Д.Каракозова в нашем исследовании под учебной компьютерной сетью (УКС) понимается специфический программно-технический учебно-методический комплекс, обеспечивающий организационно-технологическую поддержку учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. С учетом классификаций современных компьютерных сетей определено место УКС в общей типологии компьютерных сетей. При этом основным классифицирующим фактором, на наш взгляд, является назначение учебных компьютерных сетей – обеспечение организационно-технологической поддержки учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, что позволяет сделать вывод об инвариантности системы подготовки в области сетевых технологий на ключевом и базовом уровне профессиональной компетентности в этой области будущего учителя информатики.

В диссертации охарактеризовано использование учебной компьютерной сети как основы, на которой строится информационно-образовательная среда любого учебного заведения и приводится обобщенная структура УКС образовательного заведения, включающая два сегмента: управленческий и учебный. Формально в УКС образовательного заведения мы выделяем два уровня ее использования: (1) уровень пользователя, к которому мы отнесли всех участников учебно-воспитательного процесса (обучение и учение) и (2) уровень IT-специалиста, под которым нами понимается системный администратор учебной компьютерной сети, обладающий профессиональной компетентностью в области ее администрирования.

Отмечается, что в образовательном учреждении в силу причин организационного и финансового характера роль сетевого администратора, как правило, выполняет учитель информатики, что определяет наш вывод о необходимости включения в его подготовку вопросов, связанных с формированием профессиональной компетентности в области администрирования учебных компьютерных сетей.

Далее в работе описываются процессы проектирования и построения сети, типовые профессиональные задачи (задачи сетевого администрирования и управления), решаемые администратором компьютерной сети. Эти задачи выделены в соответствие с рекомендациями Международной организации по стандартизации (ISO) и включают в себя пять основных областей: (a) управление устранением неисправностей, (б) управление конфигурацией, (в) управление использованием ресурсов, (г) управление производительностью, (д) управление безопасностью.

В качестве одного из приоритетных направлений развития программного обеспечения и информационных технологий рассматривается использование в технологической практике решения прикладных задач приложений виртуальных машин (приложений ВМ). В работе анализируется терминологический аппарат предметной области.

На основании проведенного анализа в работе предлагается считать, что: (1) Приложение ВМ – специальное программное обеспечение, позволяющее на одном физическом компьютере создавать несколько абстрактно-моделируемых сред, предназначенных для решения определенных задач; (2) Виртуальная машина – конкретный экземпляр некой виртуальной вычислительной среды, созданный с помощью специального программного инструмента (приложения ВМ); (3) Виртуальный компьютер – компьютер, существующий в среде виртуальной машины и имеющий характеристики некоторого типового физического компьютера.

Проанализированы и кратко описаны основные характеристики и современные классификации виртуальных машин на уровне описаний их архитектуры и принципов функционирования. Рассмотрены различные профессиональные задачи, технология решения которых предполагает использование ВМ. Среди них особым образом выделяются учебные задачи, возникающие при подготовке учителей информатики. Констатируется, что формирование профессиональной компетентности будущего учителя информатики обеспечивается при реализации деятельностного подхода, т.е. при отборе содержания обучения, основанного на выработке практических умений и навыков работы с современным программным обеспечением. Кроме того, рассмотрены примеры возможного использования приложений ВМ при решении учебных задач в области информатики: (1) при обучении программированию; (2) при обучении работе в среде операционной системы; (3) в области администрирования компьютерных сетей.

Важное место в разработанной методике занял компетентностный подход к подготовке будущего специалиста в педагогическом вузе. Рассмотрены составляющие специальной (специализированной) компетентности учителя информатики в области сетевых технологий с разбиением по уровням (ключевой, базовый, специальный). На основе выделенных С.Д.Каракозовым (2005) составляющих профессиональной компетентности учителя информатики в области системного администрирования учебных компьютерных сетей к его профессиональным задачам в области учебных компьютерных сетей отнесены: (1) работа в среде операционной системы; (2) работа с сетевыми операционными системами; (3) организация компьютерной сети; (4) использование основных телекоммуникационных протоколов; (5) применение беспроводных технологий передачи данных; (6) работа в локальных вычислительных сетях; (7) настройка и администрирование компьютерных сетей; (8) обеспечение защиты информации на уровне компьютера; (9) обеспечению информационной безопасности на уровне компьютерной сети; (10) основы организации работы в мультисервисных сетях.

Для обеспечения необходимого фундаментального уровня подготовки, выделены необходимые математические основания сетевых технологий, а также связи математических оснований и алгоритмов с сетевыми технологиями, приведены технологии реализации некоторых алгоритмов в указанной области.

В основе концепции обучения и отбора содержания обучения сетевым технологиям будущих учителей информатики лежит понимание сетевого администрирования как деятельности, в процессе которой: (а) в широком смысле осуществляется управление информационно-образовательной средой учебного заведения, направленное на развитие образовательного учреждения в целом; (б) в узком смысле происходит управление учебной компьютерной сетью (в контексте ее использования, проектирования, настройки, обслуживания и администрирования), в целом направленное на развитие информационно-образовательной системы учебного заведения (например, использование цифровых образовательных ресурсов, информационного обеспечения и взаимодействия субъектов образовательного процесса).

Мы выделили два направления практического приложения теории информационных (сетевых) технологий в области образования, на которых базируется концепция обучения будущих учителей информатики в области сетевых технологий: первое – сетевые технологии организации информационно-образовательной среды учебного заведения (учебная компьютерная сеть); второе – сетевые технологии организации дистанционного обучения распределенной образовательной среды.

^ Базовыми составляющими концепции обучения специалиста (будущего учителя информатики) в области сетевых технологий и их использования в администрировании УКС образовательных систем разного уровня являются: (а) знания в области учебных компьютерных сетей; (б) умения в области администрирования УКС, включающие их проектирование, настройку и обслуживание; (в) приложения виртуальных машин как средство обучения сетевым технологиям; (г) управление развитием информационно-образовательной среды учебного заведения.

Основными подходами в обучении выбраны: (1) компетентностный подход как система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развития универсальных способностей студентов, изменяющих целеполагание обучения и оценивания и направляющих их на достижение результатов, в качестве которых рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность специалиста действовать в различных проблемных ситуациях; при этом организация обучения строится на сближении учебной деятельности и деятельности по решению конкретных профессиональных задач; (2) модульный подход (традиционный – зачетно-модульный), позволяющий студенту с большей степенью самостоятельности подойти к освоению содержания обучения, а преподавателю предоставляющий вариативность к организации учебного процесса.

Основным методом обучения выбран метод целесообразно подобранных задач, соответствующих структурным компонентам профессиональной деятельности специалиста в области сетевых технологий (системного администратора учебной компьютерной сети).

Таким образом, предлагаемая концепция обучения заключается в том, что обучение сетевым технологиям будущих учителей информатики осуществляется посредством решения профессиональных задач по проектированию, использованию, настройке, обслуживанию и администрированию УКС с использованием специального программного обеспечения – приложений виртуальных машин.

Во второй главе «Методическая система обучения сетевым технологиям на базе использования виртуальных машин» реализована концепция подготовки специалиста (будущих учителей информатики) на уровне построения и конкретной реализации методической системы обучения. На основе выполненного анализа подходов к обучению сетевым технологиям в педагогических вузах и обзор существующих учебно-методических ресурсов, в том числе и электронных, сделан вывод о необходимости доминирования деятельностной составляющей в подготовке специалистов (будущих учителей информатики) в области сетевых технологий в педагогических вузах, поскольку в действующих программах не предполагается, в достаточной степени, изучение технологических аспектов использования, проектирования, создания, настройки, обслуживания и администрирования компьютерных сетей. Выявлены связи существующих дисциплин предметной подготовки будущего учителя информатики с модулями предлагаемого курса «Основы сетевых технологий» (рис. 1).




Сформулированы внешние и внутренние цели обучения сетевым технологиям на основе компетентностного подхода и описаны принципы отбора содержания обучения сетевым технологиям для формирования у учителя информатики специальной (специализированной) компетентности в области администрирования учебных компьютерных сетей. Заметим, что основной целью обучения сетевым технологиям будущих учителей информатики (внешней целью МСО) является обучение решению профессиональных задач в области сетевых технологий, связанных с проектированием, настройкой, обслуживанием и администрированием учебных компьютерных сетей, составляющих специализированную компетентность учителя информатики в области сетевых технологий. Кроме того, нами определены блоки внутренних целей обучения, представляющих собой совокупность предметных знаний и умений в области сетевых технологий, составляющих специализированную компетентность, а так же приведена их классификация по уровню их достижения (ключевой, базовый, специальный).

Так, например, о сформированности специализированной компетентности учителя информатики можно судить, основываясь на его готовности решать профессиональные задачи в области сетевых технологий, применяя следующие предметные знания и умения:

Согласно сформулированной концепции структура содержания обучения будет базироваться на двух составляющих:

(1) теоретических знаниях, которые определяются совокупностью базовых понятий, правил, законов, принципов, суждений из теории, технологии и практики сетевых технологий и отражаются в теоретическом блоке содержания обучения;

(2) технологических умениях, которые определяются совокупностью практических умений и навыков на основе приобретенных теоретических знаний из области сетевых технологий, соответствующих этапам деятельности системного администратора компьютерных сетей, и составляют практико-технологический блок содержания обучения, включая упражнения по технологиям – задачный материал.

^ Основной блок теоретического материала состоит из двух частей:

(1) Предметная часть включает в себя теоретические основы, технологические и практические аспекты сетевых технологий, среди которых выделено 6 групп учебных элементов – базовых разделов: (1) Теоретические основы компьютерных сетей; (2) Вопросы теории и практики использования сетевых ОС; (3) Основы построения компьютерных сетей; (4) Беспроводные технологии передачи данных; (5) Технологии использования, проектирования, настройки и администрирования компьютерных сетей; (6) Теория и практика безопасного использования сетевых технологий.

(2) Деятельностная часть включает алгоритмы и технологии реализации прикладных задач в области сетевых технологий.

^ Вспомогательный блок содержит: (а) вопросы истории сетевых технологий; (б) вопросы разделов научных отраслей, не вошедших в основной блок; (в) вопросы пропедевтического плана, на которые приходится опираться в основном блоке.

Для построения логической структуры обучения сетевым технологиям в рамках идей модульного подхода использовался метод топологической сортировки и метод модифицированной топологической сортировки (рис. 2). Вершины представленного на рисунке графа – это учебные элементы (модули учебного курса), представленные числом в рамке определенного вида. Модуль, направленный на освоение первоначальных навыков работы с виртуальными машинами и носящий вспомогательный характер, изображается окружностью; модули, относящиеся к теоретическим основам – правильным пятиугольником; модули, относящиеся к технологическим аспектам – квадратом; модули, относящиеся к практике использования сетевых технологий в профессиональной деятельности – в виде куба. Пунктирная линия в обрамлении используется для обозначения разделов изучения вопросов использования, проектирования, обслуживания и администрирования компьютерной сети. Кроме этого, заштрихованные квадраты обозначают разделы, изучающие технологические аспекты обеспечения информационной безопасности компьютерной сети. Ребра графа определяют возможные пути изучения учебного предмета. Сплошные ребра задают линейный порядок на вершинах графа, т.е. связи между разделами и последовательность их изучения в рамках учебного предмета при наличии необходимого времени для изучения (оптимальный порядок изучения тем). Пунктирные ребра определяют лишь зависимость (частичный порядок) учебных элементов.

Предлагаемое содержание обучения сетевым технологиям и примерный объем учебных часов представлено в таблице (см. Табл. 1), а классификация задачного материала приведена на рис. 3.

Для реализации обучения в основном используется метод целесообразно подобранных задач в качестве базового для поэтапного формирования умений, составляющих компетентность в области администрирования учебных компьютерных сетей.

В качестве основного средства обучения деятельности в области администрирования компьютерных сетей специальное программное обеспечение – приложения ВМ. В работе приводится обоснование возможности их использования при подготовке учителя информатики. Отбор приложений ВМ производился в два этапа. На первом этапе приводился анализ функциональности приложений ВМ и общих характеристик, в частности: (а) поддерживаемых процессоров (хостового и гостевого компьютеров), (б) поддерживаемые операционные системы (хостовая и гостевая); (в) тип приложения ВМ; (г) скорость работы гостевого компьютера относительно хостового; (д) наличие сетевых возможностей; (е) области использования; (ж) наличие графического интерфейса; (з) эмулируемое аппаратное обеспечение гостевого компьютера. На втором этапе был произведен отбор приложений ВМ.

Для организации учебного процесса были рекомендованы следующие программные средства: (1) VMWare Workstation; (2) QEMU с графическим интерфейсом; (3) Virtual Box.

Понятие «организационная форма обучения» рассматривается как способ осуществления взаимодействия преподавателя и студентов, в пределах которого реализуются содержание, дидактические задачи и методы обучения. Описаны различные традиционные организационные формы, которые могут быть применимы при обучении сетевым технологиям. Обозначена необходимость использования различных видов контроля (предваряющий (входной), промежуточный, итоговый (выходной)), дана краткая характеристика видов самостоятельной работы студентов (работа по образцу, вариативные, творческие) с учетом применения модульной технологии обучения и метода целесообразно подобранных задач.

Таблица 1.

Содержание обучения сетевым технологиям в виде модулей и предполагаемое количество часов, отводимое на их изучение



Название модуля

Лабораторные работы, составляющие модуль

Кол-во часов, отводимое на изучение:

лаб.
раб.

модуля

Д.

Основы работы с виртуальными машинами

Знакомство с готовыми виртуальными машинами

2

4

Создание и конфигурирование ВМ

2

1.

Работа с сетевыми операционными системами

Установка и настройка ОС семейства Windows в среде ВМ

2

6

Установка и настройка ОС семейства Linux в среде ВМ

2

Совместная работа различных ОС в средах ВМ

2

2.

Основы построения компьютерных сетей

Сетевые адаптеры

2

6

Передача данных по телефонным линиям

2

Прямое соединение компьютеров

2

3.

Беспроводные технологии передачи данных

Настройка беспроводной сети (WI-FI)

2

6

Организация соединений при помощи инфракрасной связи

2

Организация беспроводной связи по стандарту bluetooth

2

4.

Стек телекоммуни-кационных протоколов TCP/IP

Настройка стека протоколов TCP/IP

2

6

Настройка клиента службы DNS

2

Маршрутизация пакетов

2

5.

Локальные вычислительные сети

Создание общих ресурсов и управление ими

2

6

Оперативный обмен информацией в ЛВС

2

Удаленный рабочий стол

2

6.

Проектирование и администрирование компьютерных сетей

Основы проектирования ЛВС

2

8

Установка серверной операционной системы

2

Установка и настройка сервера DNS

2

Работа с Active Directory

2

7.

Настройка домена и его безопасность

Настройка параметров безопасности домена

2

4

Работа с серверами http и ftp

2

8.

Обеспечение информационной безопасности в компьютерных сетях

Мониторинг состояния элементов сети

2

6

Исследование удаленной системы на выявление уязвимости

2

Сетевая антивирусная защита

2

9.

Защита информации в компьютере

Настройка параметров безопасности Интернет браузера

2

6

Технология защиты сетевых компьютеров. Брандмауэр

2

Создание резервных копий

2

10.

Возможности мультисервисных сетей

Потоковое вещание

2

6

IP-телефония

2

Видеоконференция

2





В диссертации рассматриваются возможные варианты реализации методической системы обучения сетевым технологиям в педагогическом вузе. Определено три возможных варианта ее конкретной реализации, которые фактически являются ее интерпретациями в существующих условиях учебного процесса: (1) в рамках предметной подготовки согласно ГОС ВПО 050202 «Информатика» и 050202.00 «Информатика с дополнительной специальностью» (квалификация – учитель информатики); (2) в рамках специализированной подготовки: (а) дисциплины специализации «Системный администратор учебных компьютерных сетей» (предложенной в докторском исследовании С.Д.Каракозовым (2005) и внедренной в практику Мурманского государственного педагогического университета), (б) курс по выбору «Основы сетевых технологий»; (3) в виде цифрового образовательного ресурса для самостоятельного освоения или поддержки указанных выше реализаций.

В третьей главе «Апробация методики обучения сетевым технологиям посредством виртуальных машин в рамках педагогического эксперимента» описан педагогический эксперимент по теме исследования. В главе приведена общая характеристика опытно-экспериментального исследования. Выделены задачи, направленные на достижение поставленной цели. Описаны констатирующий, поисковый и формирующий этапы и сроки проведения эксперимента, курсы, в рамках которых проводилась апробация.

Здесь же описано использование факторного анализа для структуризации содержания обучения в рамках педагогического эксперимента. В рамках поискового эксперимента выделены основные содержательные линии обучения сетевым технологиям, что можно считать подтверждением правильности выбранной концепции отбора и структуризации содержания обучения сетевым технологиям будущих учителей информатики в системе высшего профессионального образования.

Для проверки сформированности у студентов теоретических и технологических (прикладных) знаний и умений в области сетевых технологий, способствующих формированию специальной (специализированной) компетентности будущих учителей информатики использовано: (а) анкетирование студентов и метод самооценки (в ходе формирующего этапа эксперимента); (б) комбинированный метод – метод самооценки и оценки знаний и умений независимыми экспертами (специалистом по проблеме) и преподавателем (проводившим занятия в рамках учебного курса) – в ходе контролирующего этапа эксперимента. Результаты анкетирования обработаны с помощью t-критерия Вилкоксона.

На основе результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента, можно утверждать, что выбранный подход к отбору и структуризации содержания обучения в рамках учебного курса, а также к выбору средства обучения (приложений виртуальных машин), позволяет обеспечить будущих учителей информатики необходимыми теоретическими и технологическими знаниями и умениями в области сетевых технологий, составляющих специальную компетентность в данной области.

В заключении диссертации подведены общие итоги исследования, указаны перспективные направления его развития и сформулированы следующие основные результаты диссертационного исследования:

  1. Обоснована необходимость обучения вопросам сетевых технологий с использованием специального программного обеспечения – приложений ВМ.

  2. Построена методическая система обучения сетевым технологиям, учитывающая сформулированные цели обучения как для традиционного («знаниевого») подхода к организации образовательного процесса, так и с учетом компетентностного подхода.

  3. Выделены основные типы учебных задач для обучения сетевым технологиям, учитывающих уровни профессиональной компетентности специалиста по администрированию компьютерных сетей;

  4. Сформулированы задачи в области сетевого администрирования для учителей информатики, определяющие его специальную компетентность.

  5. Описаны составляющие каждого класса задач в соответствии с содержанием ключевой, базовой и специальной компетентности специалиста (определенных на основе проведенного анализа и синтеза знаний и умений в области администрирования компьютерных сетей);

  6. Обоснована целесообразность использования деятельностного подхода к обучению проектной деятельности («обучение через задачи» и посредством метода целесообразно подобранных задач) – поэтапное формирование понятий сетевых технологий через решение учебных профессиональных задач специалиста в области администрирования компьютерных сетей (соответствующих уровню ключевой, базовой и специальной компетентности);

  7. Обоснована целесообразность использования специального программного обеспечения – приложений ВМ как основного средства обучения понятиям сетевых технологий и как средства поэтапного формирования умений в области администрирования компьютерных сетей;

  8. Экспериментально подтверждено, что предложенная методика обучения способствует формированию специальной (специализированной) компетентности в области администрирования учебных компьютерных сетей.

Приложения содержат дополнительные материалы к диссертационному исследованию, в том числе содержание курса «Основы сетевых технологий», материалы, использованные при анкетировании в рамках педагогического эксперимента, и др.

Выводы. В рамках поставленных задач выполненное диссертационное исследование можно считать законченным. Выдвинутые в нем положения и практический опыт их реализации позволяют утверждать, что решение вопросов обучения сетевым технологиям будущих учителей информатики в рамках предметной и специализированной подготовок позволяет сформировать у них специальную компетентность в данной предметной области и будет способствовать развитию информационно-образовательных сред учебных заведений, базирующихся на учебных компьютерных сетях.

В качестве возможных перспективных направлений развития идей и положений данного исследования можно указать следующие:

– мониторинг отдаленных результатов обучения сетевым технологиям в рамках предложенной модели;

– адаптация построенной методической системы и ее интерпретаций для различных уровней учебного процесса, прежде всего – в рамках программ дополнительного образования;

– построение системы задач по каждому из выделенных в содержании обучения сетевым технологиям типов задач, позволяющих на базе компетентностного подхода развивать специальную (специализированную) компетентность будущего учителя информатики на базовом и специальном уровнях;

– разработка содержания обучения в области методической поддержки и сопровождения информационно-образовательной среды учебного заведения.

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

  1. Рыжова Н.И., Королева Н.Ю., Ляш О.И. Виртуальные машины как средство обучения будущих учителей информатики сетевым технологиям // Информатика и образование, 10, 2007. - С.97-100. (0,25 п.л. в соавторстве, авторских – 0,08 п.л.)

  2. Ляш О.И., Королева Н.Ю. Использование виртуальных машин при обучении учителей информатики сетевым технологиям // Ученые записки. Вып.24. Сб. научн. тр. ИИО РАО, 2007. с.217-222. (0,31 п.л. в соавторстве, авторских – 0,15 п.л.).

  3. Ляш О.И., Королева Н.Ю., Виртуальные машины как средство обучения // Теоретические и методические проблемы обучения в школе и вузе (математика, информатика). Межвузовский сборник научных трудов. С-Петербург-Мурманск, 2007. - 99с., с.78-83.(0,32 п.л. в соавторстве, авторских – 0,16п.л.).

  4. Ляш О.И. Технология применения виртуальных машин при обучении будущих учителей информатики в вузе // Проблемы преподавания информатики в вузе и школе: Сборник научных трудов преподавателей кафедры информатики и общетехнических дисциплин МГПУ. - 2007. - Т.4. - 76 с., с.12-16. (0,25 п.л.).

  5. Ляш О.И., Королева Н.Ю. Компьютерные сети: основы теории и практики: Учебно-методическое пособие. - Мурманск МГПУ, 2006. – 114с. (7,13 п.л. в соавторстве, авторских – 3.6 п.л.)

  6. Ляш О.И., Королева Н.Ю. Практическая подготовка будущих учителей информатики в области компьютерных сетей // Образовательные технологии: Научно-технический журнал / Под ред. В.В.Кравец. – Воронеж: ВГПУ, 2006. - №1. – 274 с., стр. 25-27 (0.3 п.л. в соавторстве, авторских – 0.15 п.л.)

  7. Ляш О.И., Королева Н.Ю. Формирование профессиональной компетентности студентов в области компьютерных сетей. // Проблемы преподавания информатики в вузе и школе: Сборник научных трудов преподавателей кафедры информатики и общетехнических дисциплин МГПУ. - 2006. - Т.3. - 86 с., с.51-54. (0.3 п.л. в соавторстве, авторских – 0.15 п.л.)

  8. Ляш О.И. Проблемы использования ОС Linux в образовании. // Проблемы преподавания информатики в вузе и школе: Сборник научных трудов преподавателей кафедры информатики и общетехнических дисциплин МГПУ. - 2006. - Т.3. - 86 с., с.55-57 (0,2 п.л).

  9. Ляш О.И. Опыт и перспективы использования виртуальных машин в профессиональной подготовке будущих учителей информатики. // Информационно-образовательная среда современного вуза как фактор качества образования: Материалы международной научно-практической конференции. Ноябрь 2007 г./ Отв. Ред. Р.И. Трипольский. – Мурманск: МГПУ, 2007. – 172 с., с.100-102 (0,21 п.л.).



Подписано в печать 30.06.2008. Тираж 100 экз.


Отпечатано в редакционно-издательском отделе (РИО) МГПУ.

Мурманский государственный педагогический университет

183720, г.Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15. Тираж 100 экз



1 В своем исследовании мы опираемся на трактовку базовых понятий и положений компетентностного подхода, предлагаемых учеными и исследователями психолого–педагогической школы РГПУ им. А.И.Герцена (В.А.Козырев, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына, И.С.Батракова и др.).

2 Кроме того, в рамках выбранного подхода при формировании профессиональной компетентности будущего специалиста принято говорить об уровне сформированности профессиональной компетентности - ключевом, базовом и специальном.

3 При этом методика обучения понимается нами не только как совокупность методов и средств обучения, направленных на достижение определенной образовательной цели, но и как построение в ее рамках методической системы обучения и ее реализация в рамках существующего образовательного процесса в педагогическом вузе.

4Курс “Основы сетевых технологий»: обучение на базе использования виртуальных машин http://znetwork.narod.ru/

o-poryadke-otrazheniya-v-buhgalterskom-uchete-i-buhgalterskoj-otchet.html
o-poryadke-primeneniya-byudzhetnoj-klassifikacii-rossijskoj-federacii.html
o-poryadke-privedeniya-v-ispolnenie-vziskanij-disciplinarnih-i-polozheniya-obshie-st-1-7.html
o-poryadke-raspredeleniya-stimuliruyushej-chasti-fonda-oplati-truda-sbornik-normativno-pravovih-aktov-primernih-kriteriev.html
o-poryadke-razrabotki-i-utverzhdeniya-administrativnih-reglamentov-ispolneniya-gosudarstvennih-funkcij-i-administrativnih-reglamentov-predostavleniya-gosudarstvennih-uslug-stranica-7.html
o-poryadke-ucheta-avtomobilnih-dorog-obshego-polzovaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-dve-partii-odna-ideologiya-viktor-fridman.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bal-ne-sovsem-chistoj-sili-ili-hellouin-igrovaya-programma.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-soderzhanie-i-metodika-raboti-biblioteki-s-mladshimi-shkolnikami-po-formirovaniyu-informacionnoj-kulturi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-i-prakticheskie-zadaniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-4-klassi-vvedenie-v-etiku-analiz-mou-mordovsko-paevskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-insarskogo-municipalnogo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-resursi-metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-uchebnoj-disciplini-finansi-predpriyatij.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-reshenie-kotorih-pozvolilo-dostich-postavlennoj-celi-chto-proishodilo-v-proekte-spravochnaya-informaciya-po-kategorii-rinku-kompanii-konkurentnoj-srede-produktu-usluge.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-somnologicheskogo-statusa-beremennih-zhenshin-v-zavisimosti-ot-stereofunkcionalnoj-organizacii-sistemi-mat-placenta-plod-03-03-01-fiziologiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-anketa-otnoshenie-rossijskih-uchitelej-k-mediaobrazovaniyu-shkolnikov-i-studentov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/podmoskovnaya-usadba-vishnie-gorki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/harakternie-narusheniya-zakonodatelstva-v-oblasti-sanitarno-epidemiologicheskogo-blagopoluchiya-naseleniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-lingvostranovedenie-i-stranovedenie.html
  • student.bystrickaya.ru/15-rinok-elektroenergetiki-doklad-o-realizacii-programmi-v-ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-rossijskoj-federacii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urologiya-preimushestva-kvantovoj-medicini.html
  • occupation.bystrickaya.ru/minobrnauki-rossii-tomskij-gosudarstvennij-universitet-tgu.html
  • essay.bystrickaya.ru/dvizheniya-delfina-amora-guan-in-nasledie-pleyad-probuzhdenie-energii-ka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-shirokie-krugi-specyaist-razlichnih-nepraerenij-nauki-i-tehniki-stranica-11.html
  • books.bystrickaya.ru/covershenstvovanie-organizacii-perevozok-kontejnerov-chast-15.html
  • books.bystrickaya.ru/deputati-uderzhali-sebya-v-gosudarstvennih-granicah-pervij-kanal-novosti-20-06-2005-15-00-00-11.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mezhdousobnie-vojni-vtoroj-chetverti-xv-v.html
  • reading.bystrickaya.ru/les-routes-posobie-dlya-studentov-fbo-specialnosti-za-2401-avtomobilnie-perevozki-mezhdunarodnie-gomel-2005.html
  • shpora.bystrickaya.ru/xxxii-dve-raznovidnosti-demonov-aleksandr-dyuma-tri-mushketera-s-illyustraciyami.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-tehnologii-vozdelivaniya-yarovoj-pshenici-v-hozyajstve.html
  • grade.bystrickaya.ru/novgorodskie-vedomosti-47data-05102004-monitoring-rossijskoj-pressi-17-01-2005.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-g-petrov-07-iyulya-2008-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/eto-bilo-v-stranica-9.html
  • testyi.bystrickaya.ru/985-g-salehard-o-sozdanii-glavnoj-konfliktnoj-komissii-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga.html
  • turn.bystrickaya.ru/opdf05-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3prakticheskie-zanyatiya-31plani-seminarskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-praktika-zaklyucheniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-strukturi-dohodov-i-rashodov-sbalansirovannogo-byudzheta-goroda.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-podgotovke-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ozdorovitelnij-beg.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechenmedicinskih-organizacij-respubliki-mordoviya-uchastvuyushih-v-realizacii-programmi-obyazatelnogo-medicinskogo-strahovaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomicheskoe-razvitie-dorozhnoe-hozyajstvo-i-transport-doklad-glavi-administracii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbornik-duhovnih-gimnov-i-pesen-evangelskih-cerkvej-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.