.RU

Междометия в языке, Втексте и Вкоммуникации - страница 3


Глава 4 «Классификация вокальных жестов» посвящена распределению вокальных жестов на три отдельные группы и их описанию с учетом типового стимула. Распределение единиц по группам проводится на основе когнитивной теории (А. Ортони, Дж. Клоур и А. Колллинз), в которой эмоции рассматриваются как валентные реакции на внешние воздействия.

Типовые стимулы, приводящие к субъективным эмоциональным реакциям, относятся к трем аспектам внешнего мира, событийному, объектному и агентивному.

События включают субъекта в деятельность. К стимулам событийных вокальных жестов относятся небольшие ошибки, сбои в деятельности, удача или неудача, достижение поставленной цели, неожиданная агрессия и т.д. События вызывают такие реакции, как удовольствие, восторг, удовлетворение, недовольство, досаду, огорчение, ужас и т.д.

Объекты вычленяются сознанием из потока восприятия. К стимулам объектных вокальных жестов относятся неожиданность при восприятии объекта, необычность, странность объекта, необычно высокая, или наоборот, недостаточная степень его признака. Восприятие объекта вызывает набор эмоций, связанных с удивлением и тимиологической оценкой.

Агентивный аспект мира фокусируется на поведении человека. Отношение к поведению агентов действия вызывает социализованные эмоции, чаще всего вторичные по отношению к событийным и объектным эмоциям.

Деление вокальных эмоциональных реакций на три класса – событийных, объектных и агентивных – проводилось на основе вопросов, которые можно задать, услышав эмоциональный возглас.

Событийные вокальные жесты диагностируются вопросами:

^ Что случилось?; Что (тут / там) происходит? Например:

Ай, ай! Караул! – Что случилось?

Объектные вокальные жесты диагностируются вопросами:

^ О чем речь?; О чем вы тут говорите? О чем это ты (он, она)?

Ого! Вот это да! – О чем речь?

Агентивные вокальные жесты диагностируются вопросами:

^ Что он(а) сказал(а) / сделал(а)?; О ком это ты (он, она)?

Ай-яй-яй, как не стыдно! – А что он такого сделал?


Дальнейшие разделы главы посвящены методике выявления и описания вокальных жестов событийной и объектной групп. Описание вокального жеста включает схему эмоциональной ситуации, а также фонетическую характеристику вокального жеста.

Фонетические характеристики даются на основе анализа просодических характеристик вокальных жестов из собранного корпуса видео- и аудиоматериалов, а также визуализации интонационных контуров вокальных жестов при помощи программы Speech Analyzer 3.0.1.

В ряде случаев одно эмоциональное состояние субъекта может быть выражено разными вокальными жестами, которые выступают в таких случаях как синонимы. Например, сбившись или допустив ошибку, человек может вскрикнуть (Ой, Ай, Ах) или фыркнуть (Фу, Фу ты, Тьфу). Таким образом, при описании определенного эмоционального состояния, например досады при сбое или ошибке, эмоциональные междометия могут выступать по отношению друг к другу либо как варианты, иконически передающие один вокальный жест (вскрик досады Ой, Ай, Ах), либо как письменные фиксации разных вокальных жестов (Ой вскрика досады и Фу фырканья досады). В словаре междометия, передающие один вокальный жест, должны трактоваться как варианты, а междометия, передающие разные вокальные жесты одного эмоционального состояния, должны трактоваться как синонимы.

Рассмотренный в главе список событийных вокальных жестов включает вскрик испуга, фырканье от досады, торжествующий выкрик, вздох огорчения и огорченное причмокивание. Приведем описание вскрика испуга.

Иллюстративные примеры:

Последовал первый удар – небывалый. Выключилось освещение, но лодка осветилась аварийным. Второй удар! «Ах!» (Ср.: Ай!; Ой!; Ух!) – вскрикнули все невольно, обожженные холодом

(В. Пикуль. Реквием каравану PQ-17).

Волк вынул из кармана черный, смазанный машинным маслом браунинг и направил его на Василису. Ванда тихонько вскрикнула: «Ай»

(М. Булгаков. Белая гвардия).

Она смотрит на Верочку пытливо, и Верочка избегает ее взгляда, и вдруг... Погас свет. «Ой!» – ойкает вся палата

(Р. Зернова. Ведьмы).

Фонетические характеристики: резкий и шумный вдох и последующая за ним непроизвольная задержка дыхания, связанная с общим телесным оцепенением.

На письме вокальный жест передается вариативно через междометия Ах, Ай, Ой, Ух.

Схема эмоциональной ситуации включает характеристику внешнего стимула и набор признаков симптоматического представления эмоционального состояния субъекта.

Внешний стимул: описание внезапно возникшей опасности для субъекта эмоции – физической, психологической или социальной.

Диагностические характеристики вокального жеста в тексте:

- глагол вскрикнуть (ахнуть, охнуть) при междометии;

- указание на негромкость звучания (звук, производимый на вдохе, не может быть громким);

- указание на паузу после вскрика (у субъекта перехватило дух, "сперло" дыханье);

- возможность «хорового» вскрика при внезапной опасности для нескольких людей;

- описание поведения как кратковременной бездвижности субъекта (эффект ватных ног), либо как резкого "шараханья" в сторону.


Описанию объектных вокальных жестов предшествует в работе анализ эмоции удивления. Рассматриваются различные взгляды на эту эмоцию в философии, психологии и лингвистике, толкования глагола удивиться и его дериватов. В результате анализа становится очевидным, что под «шапкой» удивления в языке представлено несколько эмоциональных состояний с признаками объектных эмоций. Воспринимаемый объект выделяется из потока восприятия и характеризуется:

а) как безопасный для субъекта эмоции;

б) как умозрительный, имеющий до некоторой степени отстраненный характер по отношению к актуальной ситуации.

Объект может быть воспринимаем человеком либо как неожиданно появившийся в конкретной ситуации, либо как необычный, либо как странный. Данные оценки объекта являются стимулами для вокальных реакций – возгласам изумления от неожиданности; интереса к необычному и недоумения ввиду странности объекта. Каждая из вокальных реакций описывается в работе. Дадим краткое описание такого объектного вокального жеста, как возглас изумления от неожиданности. Иллюстративные примеры:

«Ох!» – вскрикнул Абарчук. – Неужели Магар?»

(В. Гроссман. Жизнь и судьба).

«Какой-то знаменитый актер играл». – «Пол Скофилд». – «^ Ой, правильно! Вы все знаете!» (М. Чулаки. Прощай, Зеленая пряжка!).

Я с трудом отрываю зернышко и кладу на зуб. Ба! “Неужели? Черный перец”, – догадываюсь я

(Н. Красильников. Этот перец черный).

«А вы знаете, я однажды зимней ночью, идя с ним из гостей, услышал от него вот такой рассказ...». И пересказал ему эту историю. «Ха, – сказал Яков Иванович, – так я могу вам назвать эту даму!»

(В. М. Глинка. Из неопубликованного).

Фонетические характеристики: короткий звук высокого или очень высокого тона с возможным придыханием на начальной стадии.

На письме передается междометиями ^ Ой (О, Ох); Ба; Оп-па; Ха.

Внешний стимул: неожиданность появления объекта при его безопасности для воспринимающего, неготовность субъекта к тому, что он может встретить, обнаружить объект в конкретной ситуации.

Диагностические характеристики вокального жеста в тексте:

- глагол вскрикнуть (и его синонимы) при междометии;

- авторские интерпретации передаваемой эмоции: растерянность, изумление и т. п.;

- описание сопровождающей вокальный жест мимики или жестикуляции: вытаращить глаза, всплеснуть руками и т. п.;

- описание последующей деятельности субъекта эмоции, отражающее его недоверие к воспринятому, либо его гиперактивность, возбужденность.


Другую группу объектных эмоциональных реакций составляют вокальные жесты тимиологической оценки, то есть оценки важности, значительности / неважности, незначительности воспринятого объекта. Продемонстрируем такие вокальные жесты в их контрасте на примере диалога двух пользователей Интернета.

– Затем я вышел со стадиона и увидел болельщиков Спартака. Их было где-то 25-28.

– У-у-у-у-у…

– Тысяч.

– О-О-О-О-О!!! )

Вокальный жест, выражаемый междометием У-у-у-у-у – это ровное долгое звучание высокого тона, часто с носовым призвуком. Такое звучание передает более низкую, чем ожидалось, оценку признака объекта, или эмоцию разочарования. Вокальный жест, выражаемый междометием О-О-О-О-О!!! – это ровное долгое звучание низкого тона. Такое звучание передает высокую оценку признака объекта, или эмоцию сильного (большого) впечатления. Вокальные жесты противопоставлены не качеством звука, а уровнем тона. Возглас сильного впечатления передается на письме не только междометием О (Ого), но и междометием У (Ну); а также Ой, Ой-ля-ля и Ба.

Возглас сильного впечатления имеет в целом положительную аксиологическую оценку, чем отличается от близкого ему негативно оцениваемого стона утомления О-о (О-о, ну сколько можно…). Фонетические различия между этими вокальными жестами связаны со смещением языка в момент артикуляции. В первом случае она выдвинута вперед, а во втором – оттянута назад.

Описанию вокальных жестов с противоположной тимиологической оценкой предшествует анализ роли незначимости в системе оценок. Утверждение о незначимости объекта обсуждения способно нивелировать аксиологическую и даже истинностную оценку этого объекта. Суждения это плохо и это хорошо, это правда и это неправда нейтрализуются, если за ними следует низводящее их "до нуля" суждение: А, ерунда (плевать, неважно, не имеет значения, не обращай внимания).

Тимиологическую оценку незначимости выражает, например, вокальный жест "кряканье" безразличия.

Иллюстративные примеры:

«Эта спичка может служить уликой...» – «Ах... Замолчите, пожалуйста!» – махнул рукой следователь (А. Чехов. Шведская спичка).

Измученный, забылся на рассвете. Веду себя, как ребенок. ^ А, плевать!

(Р. Солнцев. Полураспад).

Идти на репетицию с опозданием, да к тому же и с запашком вроде неловко. "Ай, не пойду-ка я сегодня" (М. Козаков. Актерская книга).

Фонетические характеристики: короткий горловой вскрик высокого или очень высокого тона с заметным придыханием.

Внешний стимул: мнение собеседника об объекте речи, а также осознание неудачи, ущерба или потенциальной опасности. Чаще всего кряканье безразличия сопровождается легкой отмашкой руки, которая символически уменьшает, отдаляет, «выталкивает» объект из области внимания субъекта.

Диагностирующие контекстные показатели вокального жеста:

1) междометия А; Ай; Ах.

2) характеристика вокального жеста через эпитет беспечно, небрежно;

3) вторичные междометия так, чушь, глупость, ерунда, вздор и т.п.;


В главе 5 «Когнитивные вокальные жесты» рассматривается группа вокальных жестов, выражающих переживание мыслительного процесса, эмоциональную реакцию на понимание или припоминание. Для выявления специфики этих вокальных жестов в работе анализируется соотношение восприятия и понимания, выявляются различия между пониманием и эмоциональным пониманием. Отмечается, что не всякая вокальная реакция в ситуации осознания может относиться к когнитивным. Так, выкрики Ой, Эх, Ба при озарении, неожиданном припоминании вряд ли стоит относить к когнитивным.

Связь с ментальным актом осознания, стимулирующим эмоциональную реакцию, не позволяет когнитивным вокальным жестам проходить через «фильтр непонимания», то есть вводить контексты с указанием на непонимание воспринятого. В результате тестирования эмоциональных единиц, проведения их через «фильтр непонимания» был выявлен список когнитивных вокальных жестов, куда вошли возгласы А; Ага (Угу); О; Так; Э и Эге.

Ментальный акт понимания представлен в двух своих разновидностях – понимании-знании и понимании-мнении. Понимание-знание имеет событийный характер, это акт преодоления незнания или непонимания, получения требуемой информации. Понимание-мнение имеет объектный характер, оно представляет логический вывод или оценку как объект интерпретации. Обе разновидности понимания могут получить агентивную интерпретацию.

При анализе когнитивных вокальных жестов учитывались просодические характеристики вокальных жестов. Единицы, связанные с актом понимания, выражают разные эмоциональные состояния и оказываются во многом аналогичны или близки эмоциональным реакциям событийного и объектного характера.

Вокальные жесты понимания-знания относятся к событийным и к агентивным. Это событийные возглас удовлетворения достигнутым результатом (А / Ага, понятно), крик торжества от удачи в процессе интеллектуального поиска (О, я вспомнил!), а также агентивные вокальные жесты: крик торжества «охотника» (Ага, попался!) и возглас злорадства при обнаружении слабости у противника (А-а, не знаешь, то-то же!).

Вокальные жесты понимания-мнения относятся к объектным и к агентивным. Они проявляются как реакции на логический вывод или оценку и выражают объектные возгласы воодушевления (Ага, вот оно как!), настороженности (Эге, он не так-то прост), заинтересованности (А-а, значит, так?), а также агентивное «рычание» от ненависти (А-а, теперь я все с тобой поняла…) при интерпретации агента действия как обманщика или предателя.

В конце главы представлено несколько экспериментальных словарных статей когнитивных междометий.


В главе 6 «Проблемы социализации вокальных жестов» рассматриваются способы адаптации эмоциональных реакций – вокальных и невокальных – к требованиям и нормам социума, а также их роль в социальном и коммуникативном взаимодействии.

На свободу эмоциональных проявлений в обществе накладываются различные фильтры: социальные, возрастные, национальные, религиозные. Независимо от национальных особенностей можно говорить о двух наиболее общих стратегиях культурной обработки эмоциональной симптоматики: а) подавление или ослабление неуместных эмоций; б) подчеркивание или усиление выражения социально ожидаемых эмоций.

Социализованные эмоции принято описывать в науке через понятие эмотивность. Эмотивная коммуникация связана с понятиями ритуального, театрализованного, ролевого действия, а также с риторическими приемами воздействия на аудиторию. В традиционной крестьянской культуре намеренная демонстрация эмоциональных состояний представлена обрядовым смехом и плачем. Искренность и непосредственность переживаемого состояния во время ритуального действа отходит на второй план: например, известен обычай приглашения наемных плакальщиц при проведении похоронного обряда.

В современном индустриальном обществе эмотивность находит выражение преимущественно в правилах этикетного взаимодействия. Правила вежливости предписывают при общении соблюдать симпатию, проявлять интерес и сочувствие собеседнику.

Проявление социализованных эмоциональных реакций активно влияет на ход речевого взаимодействия, что позволяет исследователям диалога ставить непроизвольные выкрики на один уровень с адресованными и намеренными репликами. Ср. интерпретацию тяжелого вздоха как реакцию на упреки и запреты.

«Вот что, Саул. Вы мне не нравитесь. Сидите спокойно в машине и не смейте ничего предпринимать». – «О господи», – вздохнул Саул и замолчал (А. и Б. Стругацкие. Попытка к бегству).

В неофициальной обстановке тяжелый вздох собеседника и его пассивность трактуется автором требования и читателями как неготовность к протесту, примирение с положением дел. Такой вздох функционально заменяет реплику согласия, готовности выполнить действие: Хорошо; Ладно и т.п.

Конверсационный анализ исследует механизмы ведения диалога как формы социальной деятельности и то, какие функции выполняют в нем вокальные жесты. Функции вокальных жестов привязаны к роли участника разговора – слушателя или говорящего.

^ Вокальные жесты слушающего определяются в диалоге как знак обратной связи. Такие знаки определяются К. Элихом как конвергентные (маркирующие согласие и приводящее к гармоничному продолжению диалога) или как дивергентные (маркирующие непонимание, сомнение, несогласие, грозящие дисгармонией). В зависимости от реакции слушающего автор продолжает свою речь или возвращается к ее предшествующему этапу, чтобы уточнить, переформулировать, убедить в чем-либо, снять сомнения и т. п. Таким образом, слушающий с помощью вокальных жестов способен экономно и эффективно, не прерывая говорящего, координировать его речь, управлять ею для сохранения взаимопонимания в диалоге и успешности его проведения.

В русском языке сигналы обратной связи передаются на письме междометиями Угу, Так и Гм (Хм). Рассмотрим конвергентные вокальные жесты Угу и Так.

«Ты помнишь Николаеву Таню», – говорит мама. – «Угу», – говорит папа. – «У заведующей ее встретила. Так растолстела»

(С. Бохан. Кукла. Рассказ маленькой девочки).


Г е н р и х. Ты послушай меня. Есть важные новости. Старик дракоша нервничает.

Б у р г о м и с т р. Так, так.

Г е н р и х. И мне удалось установить следующее…

(Е. Шварц. Дракон).

В приведенных примерах легко заметить внешнюю необязательность реакций слушателей. Они как будто не влияют на речь говорящего. Тем не менее, роль этой реакции для построения устного диалога значительна. Получив такую реакцию, говорящий осознает, что слушающий находится в речевом контакте, воспринял информацию и готов к новой ее «порции». Другими словами, говорящий получает возможность продолжать речь.

Дивергентный вокальный жест хмыканья недоумения или сомнения передается междометием Гм (Хм). Говорящий, если он желает убедить в чем-либо собеседника или аудиторию, не может оставить такой вокальный жест без внимания. Он должен возвратиться к предшествующему этапу своей речи, чтобы привести дополнительные разъяснения, снять сомнения в истинности сказанного и т.д. Ср.:

Шатен внезапно преобразился: «Ну, а... лик... всевидящего?»

– Гм.

– То есть как это – гм? А звезды?! Разве ничего вам не напоминают?..

(В. Ерофеев. Записки психопата).

Кроме хмыканья недоумения, дивергентность может косвенно проявляться и в возгласах изумления и интереса. Автор сообщения часто воспринимает удивленную реакцию собеседника как скрытое недоверие к услышанному и начинает приводить дополнительные аргументы, чтобы убедить собеседника в истинности своего утверждения. Ср.:

– Вы атеисты?!

– «Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз» . «^ Ох, какая прелесть!» – вскричал удивительный иностранец и завертел головой, глядя то на одного, то на другого литератора. «В нашей стране атеизм никого не удивляет, – дипломатически вежливо сказал Берлиоз, – большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита).


^ Вокальные жесты говорящего способны привлекать внимание, устанавливать контакт, а также удерживать слушателей от перехвата речи при возникновении у говорящего затруднений с выбором номинации или оформлением мысли. Рассмотрим обе возможности.

а) Привлечение внимания и установление контакта

Вскрики при сбое в деятельности, стон, возглас интереса и т.д. обычно не остаются без внимания окружающих. Ср.

Г о р б у ш и н (читает). Ух ты... М-да... Вот так да...

Ж е н а. Мне буквально дурно становится от твоего мычания. Ну?

Г о р б у ш и н. Вот и ну – высшая мера наказания за расхищение народного имущества. (М. Зощенко. Преступление и наказание).


Вокальный жест может брать на себя функцию зачина речи. Человек обнаруживает что-либо, вспоминает о чем-то значительном, необычном, интересном и непроизвольно (или как будто непроизвольно) реагирует на этот внешний или внутренний стимул эмоциональным выкриком, который привлекает внимание окружающих. Сразу после выкрика следует объясняющее эмоциональную реакцию сообщение или рассказ. Ср.:

Ой, так было весело, я про тебя все время рассказывала, все тебя ждали, ты чего не приехал? (А. Найман. Любовный интерес).


б) Преодоления проблем в зачине или в процессе построения речи

Неподготовленная речь часто сопровождается небольшими паузами, во время которых говорящий ищет подходящую номинацию, выбирает форму передачи мысли. Паузы в речи заполняются хезитационными хмыканьем, «меканьем» и покашливанием. На письме хмыканье и «меканье» передается междометиями Гм (Хм); Ммм и Э. Пауза при обсуждении щекотливой темы, связанная с поиском подходящего эвфемизма, часто заполняется особым покашливанием, которое передается междометиями кхе-кхе / кхм, кхм / хм-хм. Покашливание сопровождается обычно игривым выражением лица, а последующий речевой фрагмент произносится с измененным тембром голоса. В письменной речи междометие и вводимое им предложение часто заключается в скобки. Ср.:

Гавриш – чистоплотный, не желает производить журнальчики? (Хм-хм, весьма занимательные журнальчики, в сравнении с которыми скандальное «Еще» – целомудренное "Ни-ни") (А. Измайлов. Трюкач).


Глава завершается анализом функционирования в русской языковой культуре заимствованных вокальных жестов, в звучании которых проявляется национальный колорит языка-источника. Такие вокальные жесты используются в качестве экзотизмов; на некоторые из них в определенные исторические периоды возникает мода, и тогда "чужие" вокальные жесты могут становиться маркерами того или иного жаргона. Фиксированный фонемный состав таких вокальных жестов часто отражает фонетические особенности конкретного языка и в силу специфичности произнесения ассоциируется с этим языком. Несмотря на необычность звукового оформления, такие вокальные жесты легко опознаются представителями других культур благодаря интонации, мимике и жестам, сопровождающим звучание.

В современной русской речи встречаются вокальные жесты, заимствованные из Центральной Азии и Кавказа: ^ Вай, Вах, Ай-вай-вай, из французской культуры: Ой-ля-ля, из англосаксонской культуры: Оу, Вау, Упс и некоторые другие. Экзотические вокальные жесты указывают на этно-культурную принадлежность чужеземца, либо на пребывание русского человека вне своего языкового и культурного ареала, попытку его ассимиляции в чужеродной среде.

Опора на звуковой состав заимствованного вокального жеста может приводить к изменениям в его интонировании и, соответственно, к выражению им других эмоциональных реакций. Известно, что в Британии еще в 50-х годах прошлого столетия вокальный жест Wow! передавал стон от физической боли. Получив распространение в США, этот вокальный жест стал произноситься с интонацией радостного удивления и уже в этом значении «покорил мир».

Вокальный жест ^ Упс – вскрик при легком сбое в деятельности, неловкости, промахе. В русской языковой культуре он выступает аналогично Ой (Ай), Тьфу, Фу ты.

Упс...не туда, немного выше написала ответ...

(Наши дети: Малыши до года// Интернет-форум на Eva.ru. 2005).

Популярность вокального жеста Упс и опора при его употребление на звуковой состав привели к расширению его интонационного оформления и, соответственно, к возможности передачи им других эмоциональных состояний: изумлению от неожиданности восприятия, вздоху облегчения, возгласу заинтересованности и некоторым другим вокальным жестам.


В Заключении представлены основные выводы исследования, даются характеристики вокального жеста как симптоматической эмоциональной реакции, указывается роль междометий, выражающих вокальный жест на письме, способы идентификации и классификации вокальных жестов, а также перечисляются основные направления дальнейших исследований.

Указывается, что новый подход к трактовке междометий, учитывающий устную форму произнесения и преобразующий традиционную диаду: междометие – эмоция в триаду: междометие – вокальный жест – эмоция, позволяет решать застарелую проблему адекватного лексикографического описания междометий. Высвечивается роль современных видео- и аудиотехнологий, которые открывают новые возможности для исследования вокальных жестов в социальном взаимодействии. Результаты таких исследований будут интересны для лингвистики, психологии и смежных наук.

В качестве отдельных самостоятельных вопросов в работе рассматривается группа когнитивных вокальных жестов, а также влияние социальных и коммуникативных факторов на производство и интерпретацию вокальных жестов.

Предложенное в работе описание класса междометий дает относительно полное и целостное видение исследуемого феномена, что позволяет подойти к решению новых задач, таких как:

1. составление словаря русских междометий;

2. изучение эмоциональных вокальных жестов на материале звуко- и видеозаписи русской речи, а в дальнейшем – проведение исследований сопоставительного характера на материале разных языков;

3. Описание смежных с группой эмоциональных междометий аморфных коммуникативных единиц– побудительных междометий и комуникативов, часто объединяемых с эмоциональными междометиями в один класс и имеющих с ними общие признаки.


Диссертация включает три Приложения.

Приложение 1 содержит акустические характеристики вокальных жестов, релевантные для их идентификации.

Приложение 2 содержит интонограммы ряда вокальных жестов.

Приложение 3 содержит список вокальных жестов с иллюстративными примерами.

^ Основные положения диссертации отражены в 37 публикациях


obrazovanie-sev-oglavlenie.html
obrazovanie-srednespecialnoe-gornij-tehnik-razvedchik-irkutskij-geologorazvedochnij-tehnikum-1963-1970-g-g-vperiod-s-1965-po-1968g-g-sluzhba-v-s-a.html
obrazovanie-stranica-3.html
obrazovanie-v-chelyabinske-edu74ru-27022010-monitoring-smi-god-uchitelya-27-fevralya-05-marta-2010-.html
obrazovanie-v-rossii-i-za-rubezhom-katalog-ssilok-na-obrazovatelnie-internet-resursi.html
obrazovanie-v-sibiri.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sbornik-statej-pod-redakciej-professora-m-i-braginskogo-statut-mockbr2000-stranica-6.html
  • school.bystrickaya.ru/abaj-esse-mi-kochuem-navstrechu-sebe-uznavayas-v-drugom.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-kontent-dlya-konsultirovaniya-upravlyayushih-sovetov-shkol-po-voprosam-ocenki-kachestva-obrazovaniya-v-usloviyah-realizacii-fgos.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-administracii-k-n-shmelev-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-17-768-ot-14-maya-2012-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klyuchevskij-v-boyarskaya-duma-drevnej-rusi-po-izdaniya-1902-g-allpravo-ru-2004-stranica-6.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-yu-zurabov-prikaz-ot-2007-g.html
  • university.bystrickaya.ru/filosofiyadai-erkndk-pen-zhauapkershlk.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ugolovnaya-otvetstvennost-gosudarstvennogo-sluzhashego.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rabochej-uchebnoj-programmi-po-discipline.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-v-trubnikova-tomsk-izd-vo-tpu-2004-105-s-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/gennadij-zyuganov-uroki-zhizni-stranica-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-v-2-h-chastyah.html
  • grade.bystrickaya.ru/obespechennost-rossii-razvedannimi-zapasami-nekotorih-vidov-kniga-napisana-prostim-yazikom-ponyatnim-rukovoditelyu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-mehanizm-realizacii-programmi-oblastnaya-celevaya-programma-razvitie-doshkolnogo-obrazovaniya-voronezhskoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-centralizaciya-i-decentralizaciya-uchebnik-2-e-izd-pererab-idop.html
  • lecture.bystrickaya.ru/72-vagoni-instrukciya-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-ekspluatacii-sooruzhenij-ustrojstv-podvizhnogo-sostava-i.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istoriya-pervih-processorov-i-krupnejshie-marketingovie-oshibki.html
  • klass.bystrickaya.ru/53-razdeli-disciplin-i-vidi-zanyatij-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akciya-konkurs-provoditsya-v-period-s-26-marta-po-15-maya-2012-goda-poryadok-provedeniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-izbrannie-glavi-po-himii-elementov.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-administrativnaya-reforma.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchitel-urumova-f-v-konsultacii-uchebnik.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipovaya-programma-kandidatskogo-ekzamena-po-obshemu-kursu-po-specialnosti-05-26-00-bezopasnost-deyatelnosti-cheloveka.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/maneri-obsheniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodi-terapii-s-pomoshyu-transportirovki-ci-kommentarii.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-otkritogo-turnira-po-pravilam-mezhdunarodnoj-konfederacii-prakticheskoj-strelbi-iz-pistoleta-sredi-predstavitelej-biznesa-chlenov-leningradskoj-torgovo-promishlennoj-palati.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-zarechnev-vladimir-viktorovich.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-struktura-proekta-k-oformleniyu-kursovih-i-diplom.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyubov-protiv-privyazannostej-filosofskie-skazki-dlya-obdumivayushih-zhite-ili-veselaya-kniga-o-svobode-i-nravstvennosti.html
  • spur.bystrickaya.ru/lev-tolstoj-stranica-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-vnutrigimnazicheskij-kontrol-i-upravlenie-analiz-raboti-pedagogicheskogo-kollektiva-gimnazii-2-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-14-shtrafnie-bataloni-pihalov-i-p-95-velikaya-obolgannaya-vojna.html
  • student.bystrickaya.ru/1-predmet-kontrakta-literatura-dlya-bibliotek-kungurskogo-municipalnogo-rajona.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/press-konferenciya-po-itogam-zasedanij-visshego-organa-tamozhennogo-soyuza-i-mezhgosudarstvennogo-soveta-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soobshestva-moskva-9-dekabrya-2010-goda.html
  • books.bystrickaya.ru/celi-gitlera-i-nacistskogo-rukovodstva-v-vojne-protiv-sssr-celi-germanii-v-vojne-protiv-sssr.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.