.RU

Международные условия инвестиционного обеспечения развития сферы услуг в российской федерации




На правах рукописи


СОЛОВЬЕВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА


МЕЖДУНАРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Специальность: 08.00.14 – мировая экономика


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Москва - 2009

Работа выполнена на кафедре экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»


^ Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Кушлин Валерий Иванович


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Уколов Владимир Федорович

кандидат экономических наук, доцент

^ Волков Евгений Анатольевич


Ведущая организация: Институт экономики РАН


Защита диссертации состоится 4 июня 2009г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.18 в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, пр. Вернадского, 84, 1 уч. корп., ауд. 3302.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».


Автореферат разослан 4 мая 2009 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор экономических наук,

профессор В.С.Буланов

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Одной из особенностей развития экономики динамичных стран мира является возрастание роли сектора услуг, что требует увеличения доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, направляемых в эту сферу, а также роста технической оснащенности труда в отраслях по производству услуг. Усложнение производства в различных секторах экономики, ускорение научно-технического прогресса особенно требуют сейчас расширения информационных, финансовых, транспортных, страховых услуг. Изучение показывает, что именно сфера услуг и ее ускоряющееся развитие во многом способствовало тенденциям глобализации мирового хозяйства. Одновременно международная торговля услугами стала сферой торгово-политических интересов отдельных национальных экономик и ужесточения конкуренции в мире. Этому способствовало развитие услуг в форме проектно-конструкторских разработок, подготовки технико-экономических обоснований, исследования рынков, разработки программного обеспечения, различного рода консалтинговых услуг и т.д. Производственные услуги стали самостоятельным сегментом мировых рынков, их реализация хозяйствующими субъектами осуществляется, как правило, на контрактной основе, и, следовательно, потребитель услуг производственного характера получил широкие возможности выбирать поставщика услуг, что способствует повышению эффективности международного разделения труда.

Глобализация мировой экономики, как мощный фактор, влияющий, практически на все мирохозяйственные процессы, выступила катализатором усиления международного взаимодействия в сфере услуг и одновременно породила новые противоречия в мирохозяйственных связях. Именно сфера услуг часто выступает своего рода амортизатором для сглаживания проблем безработицы, формируя альтернативные сегменты для создания рабочих мест. Для стран с переходной экономикой сфера услуг выступает также важнейшим элементом всей системы трансформирования, поскольку обеспечивает новые рабочие места, а во-вторых, формирует сегменты экономики, способствующие замещению товарной (сырьевой) доминанты в экспорте. Развитие телекоммуникационного сектора и общая информатизация обусловили постоянное расширение круга оказываемых услуг, в том числе виртуальной торговли, которая постепенно сравнивается по объемам с традиционной торговлей, а многие виды финансовых услуг в современных условиях практически полностью реализуются в режиме on line. На базе технического прогресса формируется конкурентная среда внутри национальных экономик и обеспечивается трансформация неконкурентных рынков (например, естественных монополий) в конкурентные. Это способствует привлечению зарубежных контрагентов на национальные рынки и активизирует процесс более глубокой интернационализации в сфере услуг. Установлено, что формирование глобальных рынков услуг есть результат усилий, прежде всего, крупнейших транснациональных компаний, которые заинтересованы в развитии сети услуг на корпоративном уровне с целью оптимизации транзакционных издержек, а также в ликвидации барьеров на пути движения своих товаров и услуг на новые рынки.

В связи с вышеобозначенными тенденциями услуги как область хозяйствования потребовали значительного инвестиционного обеспечения, что стало предметом научных исследований и разработок, как на национальном, так и международном уровнях.

^ Степень научной разработанности проблемы. Исследования международных условий и факторов инвестиционного обеспечения развития сферы услуг в Российской Федерации осуществлялись усилиями многих известных российских и зарубежных экономистов - Аброскина А., Д.Бейтсона, Ворачека Х., А.Грязновой, Э.Грязнова, К.Гренрооса, Е.Даниловой, И.Дюмулена, Ефремовой М.Ф., Котлера, К.Маркса, Ф.Энгельса, Н.Миронова, Т.Кларка, В.Платонова, Паттерсона П., Д.Раджаратнама, Р.Флетчера, Е.Поляковой, А.Посадского, А.Ракова, К.Рюля, А.Уткина, Р.Хасбулатова, М.Шугаева, и др. В научно-исследовательских работах подчеркивается возрастающая значимость сферы услуг для процесса динамичного реформирования национальных экономик, раскрывается её влияние как амортизатора цикличного развития мировой и национальной экономики путём создания достаточно значимой занятости высвобождающегося народонаселения. Вместе с тем, изучение научных трудов и разработок российских и зарубежных ученых, а так же результатов исследований Всемирного Банка, ЮНКТАД, Всемирной туристической организации, позволяет заключить, что до сих пор не были отражены в достаточной степени вопросы методологии развития сферы услуг в новых условиях, а также проблемы функционирования механизма международного участия в инвестиционном обеспечении данного важного сегмента национального хозяйства.

^ Объектом исследования настоящего диссертационного исследования является деятельность российских и зарубежных инвесторов по развитию сферы услуг.

Предметом исследования является система экономических отношений, складывающаяся в ходе деятельности отечественных и зарубежных инвесторов по развитию сферы услуг в России и в рамках соответствующих международных проектов.

^ Цель и задачи диссертационного исследования.

Главной целью диссертации является изучение теоретической базы и уточнение методологических подходов к решению проблемы более эффективного использования потенциала международного сотрудничества в инвестиционном обеспечении развития сферы услуг на современном этапе.

Постановка выше названной цели определила круг исследовательских задач:

^ Теоретической и методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных учёных-экономистов по проблемам: макроэкономики, государственного регулирования рыночного хозяйства, инвестиционного обеспечения развития национальной экономики, глобализации и интернационализации мирового хозяйства. Фактологической базой диссертационного исследования явились статистические издания Всемирного Банка, ЮНКТАД, Всемирной туристической организации, Роскомстата, а так же данные анализа ряда специальных интернет-сайтов. В ходе написания применены методы статистических группировок и сравнения, рядов данных, а также прогнозные разработки различных научно-исследовательских центров Российской Федерации и других стран.

В процессе исследования использовались следующие конкретные методы: системно-факторный, структурного и функционального анализа, прогнозных оценок и др.

^ Основной научный результат исследования заключается в комплексном изучении международных условий инвестиционного обеспечения развития сферы услуг на современном этапе и выработке предложений по оптимизации механизма инвестиционного обеспечения её развития в Российской Федерации с учётом международного опыта.

^ Научная новизна заключается в следующем:

  1. Конкретизированы положения, характеризующие особенности тенденции опережающего развития сферы услуг на современном этапе в рамках мирового хозяйства в целом и по основным динамично развивающимся странам, включая Российскую Федерацию.

  2. Раскрыто влияние информационных технологий на новые функции товаров в материализованном виде в качестве компонента производства услуг, показано предопределяющее во многом влияние данных изменений на интеграцию производителей услуг путём создания ими современных альянсов и консорциумов.

3. Выявлена специфика проявления экстернализации и интернационализации бизнеса в сфере услуг, в том числе показана рациональность вынесения экономическими агентами, действующими в сфере услуг, отдельных звеньев в цепочках своего расширенного воспроизводства за национальные рамки, а также транснационализации сферы услуг путём образования международных центров по обслуживанию субъектов бизнеса.

4. Доказано, что формирование инвестиционного климата в сфере услуг, определяется в большей мере социокультурной, технологической и финансовой готовностью общества потреблять те или иные услуги, чем макроэкономическими особенностями в национальной экономике.

5. Обоснованы направления совершенствования механизма инвестиционного обеспечения развития сферы услуг в секторе туризма в России, а также предложен комплекс мероприятий, включающий развитие форм частно-государственного партнерства, кооперацию крупного и малого бизнесов, укрупнение институциональных структур в целях повышения уровня их капитализации, создание туристско-рекреационных зон.

6. Раскрыт потенциал инвестиционного обеспечения развития сферы услуг на базе транснационализации сервиса и стратегий развития системы наукоёмкого аутсорсинга в готовых к этому странах, обладающих сравнительно дешевыми трудовыми ресурсами.

^ Практическая значимость работы заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного климата в России на базе разумной либерализации сферы услуг и чёткого выделения приоритетных направлений, учитывающих долгосрочные мировые тенденции, а также поддержки развития особых экономических зон туристко-рекреационного типа.

^ Апробация результатов диссертационного исследования произведена на различных научно-практических конференциях, в ходе теоретических и прикладных семинаров, организуемых министерствами и агентствами Российской Федерации, а также в ходе консалтинговой деятельности автора. Основные положения и выводы изложены в публикациях автора объемом около 2 п.л.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


В первой главе «Теоретико-методологические подходы к исследованию проблем формирования и развития сферы услуг» рассматриваются методологические вопросы формирования и развития сферы услуг в современной экономике. Проанализированы особенности подходов различных школ экономической науки к оценкам роли сферы услуг в современной экономике. Наиболее распространённой в науке является трактовка услуги как целесообразного вида деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и общества в целом, в процессе выполнения которой не создается материально-вещественный продукт. Довольно часто также можно встретить определение услуги как полезного действия или действий вообще, что следует считать слишком расширительным. В противовес этому развивается в литературе трактовка услуги как процесса, включающего серию неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимоотношениях между покупателями и персоналом поставщика услуг. Многие исследователи соотносят свойства услуги со свойствами материально-вещественного товара, что, однако, препровождается всевозможными допущениями.

Конкретизируя отсутствие концептуального единства взглядов на сферу услуг, диссертант видит главное объяснение этого в самом многообразии действий, которые можно назвать услугами, а также в разнообразии объектов, на которые направлены эти действия. На практике приобретение товаров сопровождается некими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами. Официальная же статистика объединяет эти действия в один класс услуг. Услуга, оставаясь способом выражения для особой потребительной стоимости труда, не создает потребительные стоимости в натурально-вещественной форме, а оказывает полезный эффект, который не существует как отличная от этого процесса вещь и может потребляться лишь в процессе деятельности. Очевидное свойство услуги - ее «несохраняемость», связанное с невозможностью ее накопления, создания запаса для компенсации неравномерности производства и потребления требует на современном этапе переосмысления. Относительность свойств услуги может расцениваться как признак потенциального и пока непознанного наличия каких-то других, не менее полноценных ее качеств, выявление и осмысление которых важны не только с теоретической, но и с практической точек зрения, поскольку они способны содействовать повышению эффективности как производства и потребления услуг, так и воспроизводственного процесса в целом. В работе показано, что сфера услуг имеет свойственные ей качественные характеристики, похожие на особенности воспроизводственного процесса и в то же время отличающиеся от них. Указанные характеристики могут рассматриваться и вместе и автономно.

Сфера услуг, очевидно, в динамичных странах, как показано в диссертации, развивается темпами более высокими, чем соответствующие экономические системы в целом. Одна из причин этой долговременной тенденции заключается в ускорении видовой диверсификации структуры услуг под влиянием закономерности возвышения потребностей, а также вследствие ускорения научно-технического прогресса в этом секторе. В основе высокого динамизма развития сферы услуг находится также углубляющаяся специализация, как по линии услуг, так и по линии их потребления.

В диссертации рассмотрены основные параметры развития сферы услуг в разрезе следующих их принципов:

- территориальные (мировой масштаб, в пределах континента, региональных интеграционных групп, отдельных государств, района, города и других населенных пунктов, отдельного предприятия, группы предприятий, в гористой местности и на равнинах, на побережье океанов и морей и т.п.);

- отраслевые, по отдельным видам товарной продукции (имеется в виду предназначение услуги создавать условия для производства и эксплуатации такой продукции);

- определяемые по функциональному назначению (например, сфера услуг по материально-техническому обеспечению, сфера средств массовой информации и др.);

- группируемые по периоду своей распространённости (например, сферы услуг, сложившиеся еще в период средневековья, в новейшее время и т.п.);

- определяемые по климатическим зонам и по социально-этническим признакам (например, по религиозным признакам, по возрастным группам населения и т.п.).

Анализ вышеуказанных особенностей производства и потребления услуг по названным направлениям позволил выявить связь специализации услуг с потребностями в них общества, определить формы их производителей, способствующие укреплению положения сектора услуг по отношению к товарному производству. Усиление значения сферы услуг в общем воспроизводственном процессе и в обеспечении жизнедеятельности человека сопровождается тенденциями интеграции капитала. Особенно это характерно для сферы услуг экономически развитых государств. Также с некоторых пор, сфера услуг оказалась в эпицентре глобализационных процессов в мировой экономике. Происходят одновременно интернационализация и экстернализация бизнеса в сфере услуг, и особое развитие здесь получила тенденция транснационализации. В диссертации обращено внимание на следующие признаки ускоренного развития сферы услуг относительно роста производства и капитала в целом:

1) транснационализация, реализующаяся посредством цепочки расширенного воспроизводства по оказанию услуг, проникновения иностранного финансового, промышленного и торгового капиталов;

2) усиление транснационализации банков и банковской системы, оказывающее в ряде случаев ключевое влияние на сферу услуг;

3) вынесение за пределы национальных границ многих форм услуг, сопутствующих банковским услугам;

4) транснационализация сферы услуг посредством образования центров сосредоточения бизнеса по обслуживанию субъектов международных экономических отношений.

Проведённый анализ подтверждает наличие следующих значимых тенденций в развитии мировой торговли услугами:

-более динамичные темпы роста мировой торговли услугами по сравнению с темпами роста мирового товарооборота (табл.1);

-преобладающая роль развитых государств в мировом экспорте и импорте услуг;

-высокая концентрация торговли услугами в нескольких странах мира. Так, половина мирового оборота услуг приходилась в последние годы на семь стран (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды), а 40 государств мира практически обеспечивали всю мировую торговлю услугами - 91,8% экспорта и 90,4% импорта;

-в региональном распределении мировой торговли преобладают западноевропейские государства, на долю которых приходится практически половина мирового товарооборота.


Таблица 1.

^ Динамика темпов роста мировой торговли товарами и услугами в

2000 – 2007 гг. (в %)

Торговля услугами

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005г.

2006 г.

2007 г.

Экспорт

6,2

0,2

7,6

14,8

20,8

11,9

12,3

18,5

Импорт

6,5

1,3

5,9

14,2

19,1

11,0

11,5

17,8

Торговля товарами

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005г.

2006 г.

2007 г.

Экспорт

11,3

- 0,5

2,7

6,0

10,4

6,7

7,9

5,7

Импорт

10,8

- 0,2

3,5

5,7

9,7

6,4

8,4

5,9



Осуществлению строгого анализа развитости сферы услуг в разных странах мешает несопоставимость классификаторов, используемых в статистике услуг на национальном и международном уровнях. Применяемые подходы к классификации услуг условно можно разделить на две группы. Первый подход сориентирован на развитие в соответствии с интересами высокоразвитых стран либерализации международных связей в области услуг, исходя из презумпции отсутствия существенных различий между услугой и товаром. Второй подход демонстрируется преимущественно представителями развивающихся государств, для которых предпочтительно классифицировать услуги, опираясь, главным образом, на трафареты и инструментарий, предложенные международными организациями.

В диссертации проанализированы три наиболее распространённые классификации услуг, используемые при международных сопоставлениях ООН (Комитет статистики, начало 1990 г.), Международным валютным фондом (первая половина 1980-х гг.); Всемирной торговой организацией (в рамках переговоров по соглашению ГАТС).

При этом специалистами в рамках ООН применяется система международной стандартизованной промышленной классификации. Подход специалистов МВФ основан на классификации с точки зрения движения факторов производства (factor services) в международном измерении, а также перемещением нефакторных услуг (non-factor services), имея в виду услуги в сфере транспорта, путешествий и иные нефинансовые услуги. В рамках ВТО услуги рассматриваются исключительно как объект международной торговли.

Можно констатировать, что со стороны международных организаций и при классификации услуг в основном уделяется внимание результативности и достоверности учета экзогенных факторов в национальных экономиках, в области международного обмена. Внутренние же факторы производства услуг при этом отодвигаются как бы на второй план.

В России классификация услуг осуществляется на основе упомянутых выше рекомендаций комитета статистики ООН. Исходя из рекомендаций другой международной организации – Международного валютного фонда – услуги подвергались классификации Минфином РФ и Центральным банком России, которые являются ответственными за составление Платежного баланса РФ. Отсутствие единой системы классификации услуг, адекватной современной экономической жизни, создает проблемы при определении перспективных долгосрочных направлений социально-экономического развития страны, для мониторинга развития секторов экономики, влияющих на сферу услуг. При уточнении национальной классификации услуг следует предусмотреть:

-выделение перечня национальных рынков услуг, нуждающихся в защите;

-меры защиты этих рынков, имея в виду рациональную степень их раскрытия;

-меры содействия российским экспортерам тех услуг, по которым Россия обладает определёнными преимуществами (туризм, транзитные операции железнодорожного, речного и морского транспорта, трансконтинентальные телекоммуникационные и информационные системы, банковские и страховые услуги в странах СНГ).

В целях более эффективного участия в международной торговле услугами, России и сегодня требуется более комплексно повышать свою конкурентоспособность на приоритетных направлениях сферы услуг, что требует расширения инвестиций (табл.2). Необходимо учесть многосложность процесса инвестирования в развитие сферы услуг. Особую трудность представляет согласование интересов огромного числа его участников - инвесторов, проектировщиков, реципиентов, поставщиков оборудования, строителей, банков, страховых компаний, научно-исследовательских организаций. Инвестиционная деятельность в сфере услуг особенно чутко призвана реагировать на циклическую динамику конъюнктуры рынков. В работе проанализирован опыт, сложившийся в ряде развитых стран, по увязке с учетом мировой конъюнктуры инвестирования производства товаров и наращивания необходимых банковских, страховых, консалтинговых и иных услуг.

Анализ в диссертации структуры валового накопления основного капитала по отраслям показал, что в развитых странах инвестиции в сферу услуг за последние годы осуществляются в приоритетном порядке. Например, на сферу услуг в объеме валового накопления основного капитала (в процентах к итогу) приходится 54,3 % в России, 67% в Италии, а в Великобритании, Германии и Франции - до 80% .


Таблица 2.

^ Инвестиции в основной капитал в отрасли, производящие товары и в отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги в Российской Федерации1





1992

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Инвестиции в основной капитал в отрасли, производящие товары:

млрд. руб. (до 2000 г. – трлн. руб.; в фактически действовавших ценах)

1,5

110,6

527,5

699,4

817,5

980,2

1008,3

1614,7

2101,0

в процентах от общего объема инвестиций в основной капитал

55,0

41,4

45,3

46,5

46,4

44,8

47,3

44,7

44,2

в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

55,8

83,0

116,8

114,2

102,0

109,8

106,6

105,5

119,5

Инвестиции в основной капитал в отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги:

млрд. руб. (до 2000 г. – трлн. руб.; в фактически действовавших ценах)

1,2

156,4

637,7

805,3

944,9

1206,2

1121,9

1996,3

2650,3

в процентах от общего объема инвестиций в основной капитал

45,0

58,6

54,7

53,5

53,6

55,2

52,7

55,3

55,8

в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

65,9

92,8

117,8

106,6

103,5

114,7

102,9

114,3

116,7

1 Без субъектов малого предпринимательства. Источник: Россия в цифрах – 2005 - 2008 г. Федеральная служба государственной статистики.


Анализ показывает, что инвестиции в сферу услуг в национальных экономиках реализуются за счет использования в основном внутренних источников. Вместе с тем, международная специализация производства услуг обуславливает активное замещение отечественных инвестиций иностранными. Расширение прямых иностранных инвестиций было в докризисное время очевидной тенденцией инвестиционного обеспечения сферы услуг в международном масштабе. И эта тенденция должна возобновиться.

Исследование показало, что переориентация прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на сектор услуг протекает под воздействием трех главных факторов. Во-первых, это общее возрастание роли услуг в национальной и мировой экономике. Во-вторых, влияет органическая обусловленность самого способа выхода с услугами на внешние рынки осуществлением посредством ПИИ. В-третьих, влияет тенденция либерализации режимов регулирования сектора услуг внутри большинства стран, в том числе по вопросам участия иностранного капитала. В итоге увеличение притока инвестиций в отрасли, которые ранее были закрыты для иностранных фирм, стало статистическим фактом.

В диссертации показана необходимость взвешенного государственного регулирования процессов развития сферы услуг. В то время как иностранных инвесторов во многих случаях привлекают активы, позволяющие получать монополистическую или олигополистическую ренту, интересы принимающих стран заключаются в сведении к минимуму этой ренты при одновременном увеличении ее в пользу отечественных субъектов рынка, в том числе, посредством, надлежащим образом разработанных режимов регулирования. Показано, что применяемый в России в отношении иностранных инвесторов и их инвестиций в сферу услуг государственный режим (как страны-реципиента) должен быть комплексным с точки зрения охвата направлений регулирования.

Исследование убеждает, что для получения ощутимого выигрыша в глобальных мирохозяйственных связях России необходимо активнее наращивать свой потенциал предложения конкурентоспособных услуг. В целях переориентации ПИИ на сектор услуг требуется предпринять комплекс мер, способствующих становлению более благоприятного инвестиционного климата.

^ Во второй главе «Формирование инвестиционного потенциала сферы услуг Российской Федерации» анализируются методология и механизм формирования и реализации инвестиционного потенциала сферы услуг Российской Федерации с учётом возможностей международного сотрудничества в этой сфере. Протекающие в мировой экономике процессы интернационализации и транснационализации глубоко затронули инвестиционную сферу мирового хозяйства, способствовали тенденции наращивания потоков инвестиционных ресурсов в сектор услуг. Иностранные инвестиции в целом повторяют общую конфигурацию вложений, произведенных в этот период российским бизнесом, в сферу услуг. Однако, они в большей степени сконцентрированы в торговле и общественном питании и менее значимы в других областях коммерческой деятельности по развитию услуг (табл.3).


Таблица 3.

^ Структура российских и иностранных инвестиций в отрасли сферы услуг Российской Федерации (2006 год)


Отрасли экономики (сфера услуг)

Российские инвестиции (в %)

Иностранные инвестиции (в %)

Строительство

0,6

1,3

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

9,7

23,7

гостиницы и рестораны

0,05

0,1

транспорт и связь

8,5

9,6

финансовая деятельность

0,4

8,5

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

3,0

10,9

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

0,2

0,5



Определенный сегмент зарубежных инвестиций в сферу услуг России связан с оффшоринговой деятельностью ряда крупных транснациональных корпораций на российском рынке. Развитие информационно-коммуникационных технологий и мобильность инвестиций за последние десять лет дали возможность в большей степени производить эти услуги в одном месте, а потреблять их в других местах. При этом производство продукции в секторе услуг можно размещать на территориях, расположенных вне стран базирования компаний, в зависимости от сравнительных преимуществ мест размещения и осуществляемых компаниями стратегий «стягивания» территорий, является неоспоримым преимуществом для сферы услуг России, размещенной на огромном пространстве.

При вложении средств в развитие оффшоринга услуг в России в зависимости от целей участвующих фирм должны решаться следующие задачи:


При размещении инвестиционных ресурсов в связи с осуществлением оффшоринговых услуг, и компания-инвестор, и принимающая сторона стоят перед выбором целесообразного типа оффшоринга. Внутрикорпоративный оффшоринг целесообразен в случае необходимости строгого контроля за той или иной деятельностью (например, НИОКР), наличия конфиденциального характера информации, внутрифирменного взаимодействия1. Виды деятельности, не связанные с крупными платежами остаются внутри компании, поскольку их передача внешнему подрядчику не может дать достаточной экономии. Для российской стороны выгодным является «местный оффшоринг подряда», а также зарубежный оффшорный подряд, когда российская фирма является «третьей стороной».

Анализ показывает, что прямые иностранные инвестиции, связанные с оффшорингом услуг косвенно воздействуют и на другие сектора экономики, особенно если услуги предоставляются с использованием возможностей внутреннего рынка. Позитивное воздействие на другие сектора проявляется в повышении конкурентоспособности сектора услуг, росте человеческого капитала, что выгодно для всей экономики, поскольку создает возможности распространения приобретенного опыта на другие сферы хозяйства.

В диссертации делается вывод о том, что среди многочисленных секторов сферы услуг (строительство, транспорт, финансы и страхование, общественное питание, торговля и другие) особое положение ныне и на перспективу занимают профессиональный консалтинг и международный туризм. Россия не является лидером в этих секторах услуг, однако располагает многими конкурентными преимуществами и предпосылками их успешного развития в ближайшем будущем (табл.4). Российский туристический бизнес все еще находится в стадии структурной перестройки и институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных связей и потребует вложения значительных инвестиционных ресурсов из трёх основных источников: национального бюджета, российского бизнеса и зарубежных инвесторов.
^ Таблица 4. Туристический потенциал промышленно-экономических районов России

Регион

Основные туристические объекты и виды отдыха

Потенциал региона,

(%)

Условный минимальный объем требуемых инвестиций,

(млн. долл. США)

Южный

Курорты Черноморского побережья и дома отдыха Северного Кавказа, горнолыжный и горный туризм

79,2

2580

Центральный

Москва, объекты Подмосковья, старинные города Золотого Кольца, пансионаты и дома отдыха на реках и озерах

73,5

2390

Северный

Озера Карелии, Валаам, Кижи, Соловецкие острова, поморские города, поселки Архангельской области

71,9

2340

Поволжский

Курортные зоны Жигулей 2, волжские санатории и дома отдыха Самарской и Саратовской областей, круизы по средней и верхней Волге и Каме

60,7

1975

Уральский

Санатории горного и полярного Урала Свердловской и Челябинской областей, лесные и речные пансионаты Республики Башкортостан

56,0

1825

Западно-Сибирский

Горный туризм на Алтае, Телецкое озеро, курорт Белокуриха, пансионаты и дома отдыха на берегах рек, озер и водохранилищ

50,6

1650

Центрально-Черноземный

Пансионаты и дома отдыха Воронежской и Белогородской областей

45,3

1475

Северо-Западный

Петербург, старинные города Новгород, Псков, Ладожское, Ильменское и Онежское озера

44,0

1435

Восточно-Сибирский

Горный и экстремальный туризм в Саянах, санатории, пансионаты и дома отдыха в Красноярских столбах, на Енисее и Ангаре

40,0

1310

Дальневосточ-

ный

Пансионаты и здравницы на берегу Тихого океана, горный и экзотический туризм на Камчатке, Сахалине, экстремальные маршруты по Уссурийской тайге

36,9

1200

Всего:




55,81

18180


Анализ консалтинговой отрасли с точки зрения конкурентных позиций российских фирм на мировом рынке говорит о вероятности медленного процесса выхода России на внешние рынки консалтинга. В известной мере состояние современного российского консалтингового рынка связано и с низкой капитализацией, и незрелостью, и недостаточной подготовленностью самих потребителей услуг. Существенным недостатком российского консалтингового рынка, оказывающим влияние на формирование инвестиционных потоков в сфере услуг, является высокая степень недоверия клиентов к внешним советникам, граничащая с попытками не раскрывать информацию даже в ущерб эффективности решения собственных проблем. Вместе с тем, обобщая результаты исследования консалтинговых услуг, можно констатировать, что в настоящее время рядом с «иностранным сектором» российской консалтинговой индустрии вырос достаточно динамичный сектор отечественных консультационных компаний, контролирующих уже примерно треть российского рынка и по некоторым направлениям весьма успешно конкурирующих с транснациональными корпорациями.

Диссертационное исследование позволило сделать вывод о том, что возможности развития сферы услуг в значительной степени зависят от состояния инвестиционного климата в стране, где ожидается вложение средств в эту сферу, в регионе, в отдельных отраслях, производящих и потребляющих услуги, в конкретных секторах самой сферы услуг. Такой подход вытекает из сущности инвестиционного климата как совокупности условий, определяющих качество деловой инфраструктуры.

Характеристика инвестиционного климата позволяет инвесторам учитывать степень возможных рисков как вероятности недостижения или неполного достижения целей вложения инвестиционных ресурсов, проводить корректировку фирменной стратегии (по данному направлению вложения), бизнес-планов и других важнейших документов перспективного значения.

В зависимости от сочетания и качества факторов, определяющих инвестиционный климат, регионы России можно разбить на три группы:

Корректировка курса экономических преобразований, особенно с учётом влияния мирового финансового кризиса, должна выражаться в переориентации главного вектора развития на обеспечение учета интересов регионов, создание стимулов экономического роста страны за счет наращивания экономического и инвестиционного потенциала регионов. Региональный срез формирования инвестиционного климата сохраняет и даже усиливает своё значение.

Степень влияния инвестиционного климата на развитие сферы услуг через механизм инвестирования в диссертации проанализирована на примере туризма. Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют о существовании четкой взаимосвязи между тенденциями развития туризма и общеэкономическим развитием государства. Туризм чувствителен к изменению экономических процессов. При росте потребления на 5% показатель роста затрат на туризм составляет 10%. В каждой стране такая реакция на экономические изменения проявляется по-своему, и отклонение от среднего показателя выступает в различных формах. Помимо воздействия на экономику многих стран через инвестиционный механизм международный туризм воздействует на возможности их социального развития. Мировая практика свидетельствует о том, что туристический бизнес в условиях усиления глобализационных тенденций проявляет высокую динамику развития.

При этом методы стимулирования инвестиционной активности в сфере туризма допускают возможность прямых государственных инвестиций с возмещением расходов из бюджета с помощью реализации государственной собственности на фондовом рынке. Эффективность туристической индустрии в России может возрасти также за счет франчайзинговых договоров и контрактов на управление, реализации разработанной программы формирования «гостиничных цепей», осуществления других мероприятий экономического и договорно-правового характера. Для туристического бизнеса важными конкурентными преимуществами при решении задач привлечения инвестиций являются его имиджевые позиции, репутация профессионального игрока на этом рынке, возможности вложения в развитие нового продукта и рекламу.

Итак, сфера услуг в России в своем развитии сталкивается с проблемами, характерными для «молодых» отраслей, развивающихся в условиях еще не окрепшей после рыночных трансформаций экономики. Основные трудности при этом связаны с недостаточностью бюджетного финансирования, низкой капитализацией и недостаточной конкурентоспособностью российских хозяйствующих субъектов в сфере услуг. В то же время в структуре российского рынка услуг происходит постоянное смещение вектора инвестиций в сторону более сложных видов работ – увеличения доли услуг в области информационных технологий, управления изменениями, управления цепочкой функций, связанных с усложнением туристических, консалтинговых, транспортных, финансовых и иных услуг. Финансирование сферы услуг за последнее время все глубже увязывается с масштабами и характером прямых иностранных инвестиций. При этом наблюдается снижение роли трансграничного экспортно-импортного движения продукта и усиление роли перемещения инвестиционных потоков, обеспечивающих продуценту инвестиций больший контроль над бизнесом или серьезные позиции в управлении.

В заключении диссертации изложены теоретические положения, практические выводы и рекомендации автора, вытекающие из результатов проведённого исследования.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:


1. ^ Соловьева О.В. Проблемы инвестиционного потенциала основных отраслей сферы услуг в Российской Федерации //Ученые записки Российской Академии предпринимательства. Выпуск XVIII – 2009. – М.: AП «Наука и образование» (0,6 п.л.).


2. Соловьева О.В. Инвестиционный климат и его влияние на сектор туристических услуг // Межотраслевой научно-практический журнал «Интеграл». – 2009. – №2. – М., ООО НПЦ «Энергоинвест» (0,5 п.л.).


3. Соловьева О.В. К вопросу о роли прямых иностранных инвестиций в инвестиционном обеспечении сферы услуг // Труды российских ученых, 2009 1. – М.: Издательский дом Науком, 2009 (0,5 п.л.).

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Соловьевой Ольги Владимировны


^ МЕЖДУНАРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Научный руководитель

Кушлин Валерий Иванович

д.э.н., профессор


Изготовление оригинал-макета

Соловьева Ольга Владимировна


Подписано в печать _______ 2009 г. Тираж ___ экз.


Усл. п.л. ___


Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ №_____

119606 г. Москва, пр-т Вернадского, д.84



1 ЮНКТАД. Доклад о мировых инвестициях 2004: Переориентация на сектор услуг. ООН, Нью-Йорк и Женева, 2004.

obshie-svedeniya-ob-yazike-programmirovaniya-dannie-i-operacii-nad-nimi-komandi-sistemi.html
obshie-svedeniya-polnoe-naimenovanie-v-sootvetstvii-s-ustavom.html
obshie-svedeniya-stranica-6.html
obshie-svedeniya.html
obshie-svojstva-metallov-okislitelno-vosstanovitelnie-reakcii-metodicheskie-rekomendacii-k-laboratornim-rabotam-po-kursu-himiya.html
obshie-tehnicheskie-trebovaniya-k-programmno-tehnicheskim-kompleksam-dlya-asu-tp-teplovih-elektrostancij-rd-153-34-1-35-127-2002.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-skazka-pribautka.html
  • bukva.bystrickaya.ru/starobinskij-ee-menedzhment-na-praktike-upravlenie-personalom-upravlenie-proizvodstvom-upravlenie-kachestvom-opit-kompanij-ssha-yaponii-zapadnoj-evropi-m-knizhnij-mir-2002-152-s.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tamozhennij-kodeks-respubliki-belarus-chast-12.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novoe-ikonoborchestvo-lev-v-armyanin-813820-gg-vselenskie-sobori-vselenskie-sobori.html
  • textbook.bystrickaya.ru/institucionalnie-ramki-gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-razvitiya-mikrofinansirovaniya-opit-stran-centralnoj.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-kontrolnih-voprosov-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkursi-2010-god-luchshij-uchebnij-kabinet.html
  • lesson.bystrickaya.ru/predsedatel-kandidat-fiz-mat-nauk-direktor-observatorii-bgu-obshaya-programma-xiv-respublikanskoj-konferencii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-posvyashaetsya-vsem-tovarisham-po-neschastyu-tem-kto-poveril-a-i-lebedyu-i-poshel-za-nim-stranica-12.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ponyatie-zaloga.html
  • writing.bystrickaya.ru/as-pushkin-i-estestvenno-nauchnaya-kartina-ego-vremeni-chast-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzuemie-sokrasheniya-i-sleng-gadanij-i-interpretacij-snovidennih-obrazov-isklyuchalas-shedrij-avans-dovolno.html
  • textbook.bystrickaya.ru/integralnie-pokazateli-metodicheskaya-razrabotka-v-pomosh-kuratoru-studencheskoj-gruppi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/40-orehovo-zuevskij-rajon-nazvanie-subekta-rossijskoj-federacii-moskovskaya-oblast.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/53-materialno-tehnicheskoe-obespechenie-uchebnogo-processa-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vcp-111-uchet-naseleniya-zadacha-obespechenie-dostojnogo-urovnya-vzaimodejstviya-s-zayavitelyami-21.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-teoriya-i-metodika-obucheniya-russkomu-yaziku-i-literature-razdel-prepodavanie-russkogo-yazika-specialnost.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-j-klass-chast-2-programma-okruzhayushij-mir.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/reestr-normativnih-pravovih-aktov-i-drugih-materialov-opublikovannih-v-gazete-dokument-region-v-2010-godu-stranica-20.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-prestupleniya-v-sfere-ekonomicheskoj-deyatelnosti-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kriminalisticheskoe-issledovanie-lichnosti-i-poterpevshego-po-delam-ob-umishlennih-ubijstvah-chast-8.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-obrazovatelnaya-programma-liceya-g-uvarovo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-gse-f-01-inostrannij-yazik-dlya-sotrudnikov-instituta-po-usovershenstvovaniyu-yazikovoj-kompetencii-kurs.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azhogina-nn-asp-skags-uchenie-zapiski-skags.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-sistema-sankcionirovannogo-dostupa-s-kompleksnim-ispolzovaniem-biometricheskih-pokazatelej-pri-identifikacii-lichnosti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7neozhidannost-rassvet-sumerki.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-n-leontev-izbrannie-psihologicheskie-proizvedeniya-stranica-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-molodoj-uchenij-2010-g-nominaciya-student-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/93-prirodnie-katastrofi-xxi-vek-bessmertie-ili-globalnaya-katastrofa.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervie-obshestva-trezvosti-v-rossii-poyavilis-v-1858-godu-v-kovenskoj-grodnenskoj-i-vilenskoj-guberniyah.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskaya-struktura-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompyuteri-nastolko-prochno-voshli-v-nashu-zhizn-chto-na-teh-kto-ne-umeet-bit-s-nim-na-ti-smotryat-iskosa-spori-otnositelno-polzi-i-vreda-ot-kompyuternih-i.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-viikonec-predpriyatiya-tekst-proveren-s-pomoshyu-programmi-lingvo-corrector-provedena-polnaya-vichitka-i-sverka.html
  • institute.bystrickaya.ru/garantiya-i-garantijnij-srok-usloviya-udovletvoreniya-otdelnih-trebovanij-potrebitelya-24-sudebnaya-zashita-prav-potrebitelej-26.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-psihologiya-konflikta-avtor-kandidat-psihologicheskih-nauk-programmi-kandidat-psihologicheskih-nauk-v-a-orlov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.