.RU

Межличностные отношения в медицинском коллективе

Оглавление

Введение

Глава I. Проблемы изучения межличностных отношений трудового коллектива в социальной психологии

1.1. Понятие межличностных отношений как психологической категории

1.2. Межличностная совместимость и межличностные отношения

1.3. Специфика трудовой деятельности и межличностных отношений в медицинских учреждениях

Глава II. Экспериментальное исследование межличностных отношений в медицинском коллективе

2.1. Цели, задачи методы и базы

2.2. Результаты исследований отношений в коллективе

2.3. Психокорекция межличностных отношений в трудовом коллективе с помощью социально-психологического тренинга

2.4. Контрольное исследование результатов коррекционной работы

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10


Введение

Актуальность темы . Факт изменений в организации, а также степень их эффективности зависят от ряда социально-психологических явлений, характерных для организации в целом и ее сотрудников в частности, а значит, эти явления могут рассматриваться как факторы организационных изменений. К одному из важнейших факторов относятся межличностные отношения сотрудников в организации.

Гуманизация как глобальное общественное явление, присущее концу ХХ – началу ХХI века, повлияла и на трудовые отношения, в частности, их социально-психологическую сторону. Человек в организации перестал рассматриваться лишь с точки зрения трудового ресурса. Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним, в том числе психологическим, потенциалом.

Данная проблема изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. В частности, среди отечественных авторов, разрабатывающих проблему межличностных отношений, можно назвать Б.Д. Парыгина «Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения» А.Н. Обозова «Три подхода к исследованию психологической совместимости» Р.Л. Кричевского, Е.М. Дубовскую «Социальная психология малой группы» Среди зарубежных авторов интересны работы Я.Л. Морено, «Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе» Л. Фестингера, Ф. Фидлера и др.

В пользу актуальности проблемы психологической коррекции межличностных отношений в трудовом коллективе говорит то, что данное проблемное поле остается на сегодняшний момент мало изученным современными авторами.

Практическая актуальность вопроса заключается в том, что проблемы в межличностных отношениях в трудовом коллективе снижают показатели результатов труда.

ЦЕЛЬ исследования – изучить межличностные отношения в медицинском коллективе.

ОБЪЕКТ исследования – характеристика трудового коллектива.

ПРЕДМЕТ исследования – межличностные отношения сотрудников медицинского коллектива.

В соответствии с целью были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

Проведение теоретического анализа межличностных отношений в социальной психологии.

Проанализировать методы диагностики и коррекции межличностных отношений в организации.

Изучить межличностные отношения в трудовом коллективе медицинского учреждения.

Выделить проблемы межличностных отношений в коллективе.

Сделать выводы о результатах проведенного исследования.

Разработать рекомендации.

Гипотеза использования социально-психологического тренинга может служить эффективным средством оптимизации межличностных отношений в трудовом коллективе.

В ходе эксперимента использовались следующие МЕТОДЫ исследования:

Теоретический: изучение и анализ научной литературы в сфере социальной и организационной психологии, социологии, психологии менеджмента и управления персоналом по исследуемой проблеме.

Эмпирический: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; социометрия; тестирование.

Статистический: количественный и качественный анализ итоговых данных экспериментальной работы.

В практической части дипломной работы были использованы следующие МЕТОДИКИ исследования:

Социометрия Дж. Морено выступала основным средством диагностики.

Методика Ф. Фидлера использовалась для оценки психологической атмосферы в коллективе.

Личностный опросник Кеттелла являлся средством получения дополнительных сведений об испытуемых. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности.

Шкала самооценки мотивации одобрения позволила изучить особенности формирования мотивационно-потребностной сферы, потребности в достижениях.

В базе исследования принимали участия сотрудники медицинского учреждения примерно одинакового возраста (32-40 лет) из них 18 мужчин и 22 женщины.


Глава I. Проблемы изучения межличностных отношений трудового коллектива в социальной психологии

1.1 Понятие межличностных отношений как психологической категории

Проблематика межличностных отношений в малой группе – одна из наиболее разработанных в социальной психологии. Существуют определенные концепции, характеризующие этот вопрос.

А.В. Петровский [31. стр. 52] предлагает концепцию межличностных отношений, в которой данные отношения моделируются в форме трехслойной сферы: эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива; ценности и нормы, принятые членами группы как второй слой; и глубинные образования малой группы, характеризующиеся совместной деятельностью и общими целями.

Н.Н. Обозов [25. стр. 26] считает, что межличностные отношения – это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия.

Расширенное понимание системы межличностных отношений мы находим у В.Б. Ольшанского [27. стр.196], который включает в эту системы социально-перцептивные процессы и аттракцию, и процессы взаимовлияния людей и ролевые отношения. В.Б. Ольшанский различает в межличностных отношениях инструментальные, функциональные отношения и экспрессивные, эмоциональные.

Я.Л. Коломинский [11. стр. 26] включает в систему межличностных отношений в малой группе как личные, так и деловые, Т.Е. Конникова добавляет к этим двум компонентам еще и третий – выделяя подсистему гуманистических отношений. При этом личностные отношения понимаются здесь как складывающиеся в группе стихийно, а гуманистические отражают результат взаимодействия первых двух компонентов системы.

Таким образом, межличностные отношения – важный компонент психологии групп, характеризующий их и оказывающий многогранное влияние на их деятельность и на входящих в них людей. На основе рассмотренных выше точек зрения дадим обобщенное определение понятию межличностных отношений.

Межличностные отношения людей – это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.

Межличностные отношения возникают и складываются прежде всего на основе чувств, эмоционально-личностных отношений друг к другу. Различают две группы таких чувств:

конъюнктивные, к которым относятся чувства, сближающие людей, объединяющие их; испытывающие их люди демонстрируют готовность к сотрудничеству и совместным действиям;

дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, вызывающие нежелание сотрудничать.

Поэтому межличностные отношения представляют собой систему избирательных связей, устанавливающихся между людьми в форме чувств, суждения и обращения друг к другу.

В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Когнитивный компонент межличностных отношений включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация.

Адекватность взаимопонимания представляет собой точность психического отражения одной личностью другой. Идентификация во взаимопонимании представляет собой отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. Здесь проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждого из них.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д. Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается симпатией – эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает невербальные средства общения и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.

Широкий диапазон явлений, охватываемых межличностными отношениями, представлен Н.Н. Обозовым [24. стр. 34] в трех основных группах:

восприятие и понимание людьми друг друга;

межличностная привлекательность;

взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое).

Основным критерием оценки межличностных отношений является состояние удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов. Важнейшую роль в этом играют симпатии – антипатии, привлекательность – непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые включают момент притяжения – отталкивания.


metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-teme-izuchenie-ravnovesiya-gomogennoj-himicheskoj-reakcii-v-rastvore-dlya-studentov-dnevnogo-i-vechernego-otdelenij-himicheskogo-fakulteta-rgu.html
metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-samostoyatelnoj-rabote-i-kursovomu-proektirovaniyu-po-kursu-osnovi-proektirovaniya-i-oborudovanie-zavodov-tnsm-napravleniya-podgotovki-bakalavra-240100.html
metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-spektralnij-analiz.html
metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-zanyatiyam-dlya-studentov.html
metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-zanyatiyam.html
metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-10-praktikuma-po-radioelektronike.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-14-pravila.html
  • writing.bystrickaya.ru/logika-kontrolnaya-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sozdanie-inventarnogo-spiska-istochnik-materialov-sajt-voronezhskogo-centra-nlp-tehnologij.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-integriruyushij-kompleks-iik-rgu-kak-instrument-dlya-informacionnogo-obespecheniya-sistemi-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya-v-rgu-a-v-belokon-l-a-krukier-s-a-lazareva.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-opublikovana-na-sajte-tyumgu-urboekologiya-i-monitoring-elektronnij-resurs-rezhim-dostupa.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tridcat-vtoraya-kniga-pervaya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aa-kantorova-m-v-avdeenko-3-d-t-aribzhanov-7-o-n-asadchikova-11-e-v-belyaeva-16-o-a-beher-17.html
  • reading.bystrickaya.ru/matematika-itogovij-test-m1-v-01-126-100-voprosov-90-rublej.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vsemirnaya-istoriya-edinoe-nauchno-obrazovatelnoe-prostranstvo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-predmetu-municipalnogo-kontrakta-stranica-20.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-strategiya-socialnih-i-marketingovih-issledovanij-dlya-napravleniya-080100-68-ekonomika-podgotovki-magistra-avtor-hajkin-s-r.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-uchastiyu-v-otkritom-zaprose-predlozhenij-6-obshij-poryadok-provedeniya-zaprosa-predlozhenij-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/diploma-osimsha-ob-utverzhdenii-vidov-i-form-dokumentov-ob-obrazovanii-gosudarstvennogo-obrazca-i-pravil-ih-vidachi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sedmoj-doklad-kassel-30-iyunya-1909-g-rudolf-shtajner.html
  • school.bystrickaya.ru/bankovskij-veksel-chast-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/obyazatelnij-kurs-po-napravleniyu-ekologiya-i-prirodopolzovanie-vklyuchaet-prakticheskie-zanyatiya-innovacionnost-kursa-po.html
  • desk.bystrickaya.ru/ochno-zaochnaya-forma-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informatika-i-programmirovanie-kod-i-nazvanie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-detsko-roditelskih-kommunikativnih-vzaimootnoshenij-v-podrostkovij-period-v-sovremennoj-buryatskoj-seme-na-materialah-aginskogo-buryatskogo-avtonomnogo-okruga.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-priklyuchencheskij-roman-lezvie-britvi-podnimaet-problemi-izucheniya-vozmozhnostej-cheloveka-stranica-54.html
  • control.bystrickaya.ru/cimmerman-ioann-georg-ritter-fon.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sostoyanie-i-budushee-programmnoj-inzhenerii-mificheskij-cheloveko-mesyac-ili-kak-sozdayutsya-programmnie-sistemi.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-na-vserossijskom-soveshanii-glavnih-vrachej.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-trebovaniya-k-kabinetu-uchitelya-defektologa-kand-ped-nauk.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-po-discipline-operacionnie-sistemi-i-sredi.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-krasnoyarskij-rechnoj-port-po-okpo.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-dlya-ou-rabotayushego-po-umk-shkola-rossii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobranie-zakonodatelstva-sverdlovskoj-oblasti-oficialnoe-izdanie-sedmoj-razdel-k-07-za-2010-god-razmeshenie-zakazov-na-postavki-produkcii-dlya-gosudarstvennih-nuzhd-sverdlovskoj-oblasti-informacionnij-byulleten.html
  • college.bystrickaya.ru/2-kurs-4-semestr-82-chasa-20ch-surs-uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-24-01-01-mezhdunarodnoe-pravo-fakultet.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/marketingovaya-deyatelnost-na-predpriyatii-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/kultura-i-obshestvennaya-misl-v-moskve-vtoroj-polovini-xix-veka.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teoriya-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/44-chuvstvitelnost-vv-k-razryadam-staticheskogo-elektrichestva-himicheskie-tehnologii-energonasishennih-materialov-i-izdelij.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-na-funkcii-uchitel-informatiki-batrakova-l-v.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-m-mahov-2009-g-stranica-6.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-meropriyatij-dopolnitelnih-obrazovatelnih-uslug-na-2010-11uch-g-dopolnitelnie-obrazovatelnie-uslugi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.