.RU

Мимо души, илиЧего не делает Психолог в школе - Николай Козлов


^ Мимо души, или
Чего не делает Психолог в школе
Чтобы было понятно: пояснения от Автора


Позвонили, пригласили: состоится рабочий семинар практических психологов, ведущих группы и работающих главным образом в школе. Замысел? Собраться лучшим силам и в своем узком кругу пройтись по болевым точкам каждого.



Соответственно была уверенность, что говорить все будут как есть, без масок, и это привлекало еще более. Поэтому — собрались.



Итак, узкий круг специалистов. Посмотрели друг на друга, поделали Доклады, показали Работу. И тогда я понял, что не могу молчать, столько из меня посыпалось чувств. Разных. От людей я остался в восторге, а от их работы — в возмущении.



Если коротко и мягко, то итоговые впечатления следующие: “Психологи — это классные люди, только делают они что-то не то”.



Итак, зарисовки.

Очень осторожный Психолог


Очень осторожный Психолог рассказывал о своей работе. Это был действительно хороший и честный Психолог, но чем больше он говорил, тем тяжелее становилось у меня на душе.



Психолог был Усталым Гуманистом и много раз подчеркивал, что чужие души трогать опасно. Он говорил долго и проникновенно о том, насколько опасны психологические группы, задевающие и обнажающие душу, тем более в ситуации школьного класса. Он говорил, что опасны тесты и опасно знание человеческой психологии, поскольку все это дает возможность психологического манипулирования.



 Я видел: у Психолога есть его Психологический Арсенал. Он очень походил на некий дремучий оружейный склад, в котором хранится очень опасное оружие. А во­круг него ходит Психолог и рассказывает, что тут оружия очень много и оружия опасного, но он его только покажет и ничего трогать не даст.



Ну очень опасно!



При этом Психолог интересовался у коллег, что, на их взгляд, нужно для того, чтобы ученики учились с желанием, какие методики для этого нужно использовать.



Я слушал и вспоминал свою жизнь. Когда я был преподавателем в институте, я тоже сочинял милые лекции под лозунгом “А вот еще интересно”, рассказывал психологические байки, и все было в общем-то хорошо, но изредка ко мне подходили умные и живые люди и спрашивали: “Ну и что?” Это означало: “Что мне с этим делать? Как это может изменить мою жизнь?”



Как я понял, этот славный Психолог тоже нашел свое, очень умное решение.

Очень умное решение


Исходная посылка: Психолог знает, что его задача — вооружать людей психологическими знаниями. Трудное обстоятельство: он гуманист, и поэтому вооружать дикарей опасным оружием не хочет. Итого — творческая проблема: что бы такое ученикам дать, чтобы одновременно им ничего не дать? Как бы так поработать Психологом, чтобы при этом душу не трогать?



Подсказка к решению: вокруг — нормальные учителя, ходят с тетрадками, усталые, но без этих высокогуманных душевных мук. А может быть, это и есть решение?



 Да, но его надо реализовать. И вот Психолог окунается в методическое творчество: он разрабатывает учебный курс. Это учебный школьный курс, но только в увлекательной форме, то есть нечто Строгое по сути и Легкое по форме. И вот теперь на уроках он начинает давать умные Теоретические Знания, а чтобы это проглатывалось, для смазки рассказывает Интересные Психологические Байки.



Итоги: все становится хорошо. Психолог выполнил святую заповедь “Не навреди” и поэтому чист, а ученики с ним время провели.

Психология как Учебный Предмет


Богомерзостен пред Богом всякий, кто учит геометрию, а се грехи душевные — любить астрономию и эллинские книги.


^ Поучения XVII века


В   школе в рамках учебных предметов детям рассказывают множество любопытных и одновременно совершенно ненужных вещей, подкрепленных только авторитетом Программы и хлыстом Оценки и Экзамена. Ну как же без Физики? Ну пусть и не ясно, зачем изучать третий закон Ньютона, явление электромагнитной индукции Фарадея и кривую Бойля—Мариотта, но ведь это Основы! Физику должны знать все!



У лучших учителей Физика становится еще и прикладным предметом, то есть учителя  показывают, как это иногда может помочь ученикам по жизни. Объем полезного оказывается невеликим, но появляется смысл хоть какой-то.



И вот — торжество и апофеоз: теперь Учебным Предметом становится Психология. Ее начинают преподавать как ту же самую Физику, только с другими заморочками. Ее как бы переодели, создали ей видимость чего-то Солидного и Настоящего. Все в порядке: пройдет время, создастся традиция, и глупые вопросы “Зачем нам это изучать?” исчезнут. Ну как же без Психологии?



А вот есть еще закон Вебера—Фехнера, эффект Зейгарник и кривая забывания Эббингауза. Выучите это, потому что это Основы науки психологии, а Основы Наук должны знать все!



Естественно, хороший предмет должен иметь и прикладной аспект. Психолог его ищет и находит. Теперь он развивает память, внимание и другие психические функции, учит языку общения и психологии сдачи экзаменов. А мог бы с не меньшей пользой развивать функции, например, физические, учить языку, например, английскому и психологии, например, забивания гвоздей.



 Почему это грустно? Вот картинка, прочувствуйте ее: полуразрушенная, страдающая страна, в ней живет Волшебник, который мог бы остановить войны и эпидемии, который мог бы спасти страну, но он откладывает свою Волшебную Палочку. Никто не упрекнет его, он не бездельничает: Волшебник занялся выращиванием картошки... Хорошая вещь — картошка, но в груди не щемит?

Пошто приходила тетка к детям, или Совращение малолеток


Если вам не надоело, я хочу еще немного подержать вас в школе и познакомить еще с одним Психологом.



Итак, в школу пришла тетя. Да не просто тетя, а настоящая тетя Психолог. Тетка грамотная, способна писать даже методические пособия, поэтому ставит задачу: детишек в психологию заманить, а когда те вляпаются, назвать это сформированным интересом и зафиксировать.



Чего хотят детишки? Они хотят много чего разного, но есть одно, чего хотят они всем своим нутром. Хотя многие из них и не подозревают об этом, хотя многие и откажутся признать это — все они хотят тепла и близости. Но этого у них нет. И когда тетя Психолог говорит: “Давайте овладеем Наукой Психологией!”, они слышат: “Вас будут любить. Вы получите тепло. Вы будете счастливы!” У них рождаются надежды. Они идут к ней — к Психологу! — и садятся за парты.



Начинаются уроки: звучат тексты и ставятся вопросы. Чтобы совсем не затекали ноги и хоть как-то двигалась душа, Психолог даже ставит с ними некоторые сценки. Тогда становится интересно, почти как во дворе. Да нет, детишкам правда бывает интересно, потому что иногда тетя Психолог рассказывает что-то и про них. Она, например, дает тесты, и они, ответив на несколько сотен странных вопросов, потом при желании могут прочитать свою характеристику.



Курс длинен, но детишки не ропщут. Ведь они в школе, то есть в месте строгого заключения для их души и ума. А тут есть возможность занять себя хоть чем-то интересным, иногда даже полезным. В классе тепло, привычно, можно разговаривать, и училка не ругается...



Дети живут по-прежнему в Джунглях и смертельно боятся, что кто-то с ними рядом, такой же озлобленный звереныш, как и они сами, увидит их рану и вопьется в нее. Поэтому на вопрос анкеты, которую заботливо предложит тетя Психолог, они судорожно ответят: “Нет, мы не хотим, чтобы здесь трогали наши душевные проблемы...” Тетя Психолог в связи с этим проконстатирует некоторую тревожность учеников и продолжит давать материал в русле их актуальной познавательной активности.



А у тети Психолога есть еще свои, неизвестные детям заботы. Ее, например, очень волнует, а научна ли преподаваемая ею Психология? Она беспокоится, соответствует ли научным ритуалам вводимая ею понятийная сетка и в рамках какой академической школы она нагружает детишкам мозги.



Она беспокоится о том, как сделать Науку. Жалко, что нет рядом с нею никого, чьей заботой стало бы как сделать человека.

Что я хочу


Что я хочу, когда работаю с людьми? Все, чего я хочу, —освободить внутреннего человека и осветить его внутренний мир. Залечить раны, открыть в нем самом источники энергии и любви, сделать человека сильным и добрым. Чтобы он не шатался от ветров настроений, не мотался от ожиданий окружающих, не склонялся под гнетом обстоятельств, а крепко стоял сам, твердо шел сам, по своему пути. Чтобы он открыл глаза и увидел мир, а не только картинки о мире. Чтобы сбросил тяжелый панцирь и стал открыт миру, воспринимая его в полноте, чутко и тонко, но при этом стал неуязвимым и не ранился — ничем.



В этом смысле конечная цель моей работы с людьми всегда одна, общая. Но исходная недоделанность и боль у каждого своя, соответственно помощь каждому нужна разная.



Одного нужно только поддержать, чтобы он не падал на острые камни. У другого — выбить костыли, чтобы учился стоять на собственных ногах. Третьему — разбить скорлупу, чтобы он вылупился в мир: вначале будет дрожь, но на свежем ветру пух быстро подсохнет. Того, замерзшего, надо отогреть. А вот этого, такого запыленного, очень хочется протереть мокрой тряпочкой.



Но только, пожалуйста, не называйте меня психотерапевтом.

Я — не психотерапевт


Наблюдая за работой моих коллег, я убедился, что совершенно не хочу быть психотерапевтом.



 Наблюдая за тем, как мои коллеги деловито чистят эти набитые грязью души, я понял, что не хочу быть таким же ассенизатором. Не желаю. Возможно, эта работа очень благородна, но я не любитель человеческих помоек.



Да, я понимаю, что эта работа очень нужна. Действительно, если человеческие души раз за разом изначально уродовать обычным семейным воспитанием, а потом оттачивать злой и переживательный идиотизм сериалами типа "Просто Мария...", то такой человек не только постоянно наполняется дерьмом — от жизни, он сам же это дерьмо в жизнь и несет. И тогда ему и армии подобных ему нормальных, то есть душевно искалеченных, людей требуется армия внимательных психотерапевтов.



Я не психотерапевт. Я строитель и настройщик души. Я люблю это. Люблю настраивать душу — свою или чужую — так, чтобы она все больше и больше была открыта свету... Чтобы все больше вбирала в себя тепла... Чтобы, работая без отходов, она не только хранила в чистоте себя, но и делала мир вокруг красивее и чище.



Конечно, меня трудно назвать добрым человеком. Я не люблю слабых, которые считают своим правом быть слабыми. Не люблю калек, которые нашли в этом свое призвание, и не хочу заниматься душевным протезированием. Я не люблю больных, которые не умеют быть здоровыми, и не увлечен перспективой помогать им благополучно переползать от одной болезни к другой. Они болеют потому, что их душевное или физическое тело болеть всегда готово. Эти всегда больные не болеют только тогда, когда еще не успели заболеть в очередной раз. И вылечив текущую болезнь, они с открытыми болезням дверями просто ждут следующую.





Я не врач.
Я - мастер душевного здоровья.

mineralnie-gidravlicheskie-vyazhushie-veshestva.html
mineralnie-veshestva-koksharova-svetlana-starost-rodom-iz-detstva-ili-chelovek-est-to-chto-on-est-sistema-pitaniya-alfej.html
mineralnij-obmen-metodichka-47-farmaciya-fiziologiya-zhkt.html
mineralno-sirevie-resursi-reshenie-problem-ustojchivogo-razvitiya-perenasishennoj-promishlennostyu-i-visokourbanizirovannoj.html
mineralogicheskij-muzej-im-av-sidorova-pri-irgtu-pamyatka-studentu-1-go-kursa.html
mineralogiya-tipomorfizm-mineralov-stranica-23.html
  • university.bystrickaya.ru/g-v-nosovskij-a-t-fomenko-stranica-9.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossiya-moskva-torgovo-promishlennaya-palata-rf.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otlivka.html
  • institut.bystrickaya.ru/testi-po-dermatovenerologii-moskva-stranica-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/majnove-strahuvannya.html
  • school.bystrickaya.ru/kafedra-elektrosnabzhenie-plana-izdaniya-uchebno-metodicheskoj-literaturi.html
  • grade.bystrickaya.ru/neskolko-obshih-principov-hasaj-magomedovich-aliev-vidayushijsya-dagestanskij-uchenij-vrach-psiholog-i-filosof-otkrivshij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/komitet-po-gosudarstvennomu-stroitelstvu-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-strani-do-2020-goda-v-odnom.html
  • college.bystrickaya.ru/3-administrativnie-proceduri-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-13-714-18-aprelya-2011-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-abdesh-zhmadlov-ozikre-zhalpi-masati.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhegodnie-viezdnie-seminari-dlya-volonterov-hesedov.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnom-forume-bio-2009.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-ramkah-oblastnogo-ekologicheskogo-marafona-davaj-dokazhem-chto-ne-zrya-na-nas-nadeetsya-zemlya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-diplomnij-proekt-posvyashen-resheniyu-nekotorih-voprosov-ekspluatacii-i-analizu-raboti-kompressornogo-ceha-6-mozhginskogo-lpumg.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kabinet-kamikadze-medicinskie-osmotri-lipeckie-regionalnie-novosti-25-09-2007.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-praktik-po-specialnosti-250403-260200-tehnologiya-derevoobrabotki-stranica-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/otnosheniya-soveta-evropi-i-azerbajdzhana-v-ramkah-mezhdunarodnogo-prava.html
  • holiday.bystrickaya.ru/muha-shvedskaya-obosnovanie-vibora-sredstv-i-metodov-zashiti-selskohozyajstvennih-kultur-ot-vreditelej-boleznej.html
  • education.bystrickaya.ru/32-novie-tehnologii-v-bankovskom-dele-referat-bankovskaya-sistema-finansi-eto-sterzhen-ekonomiki-eto-krovenosnaya.html
  • writing.bystrickaya.ru/dzherela-zhivlennya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-primenenie-msexcel-dlya-ekonomicheskih-raschetov-dlya-uchashihsya-11-klassa.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-konsula-o-vidache-ili-otkaze-v-vidache-vizi-yavlyaetsya-okonchatelnim-i-peresmotru-ne-podlezhit.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonomerno-narastanie-interesa-k-osobennostyam-stroeniya-socialnomu-stranica-15.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vo-vtoroj-glave-vnutrennee-ili-sobstvennoe-osnovanie-teorii-kognitivnogo-konstruirovaniya-yazika-kak-nauchnogo-predmeta.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-soderzhanie-uchebnoj-praktiki-31-obshaya-harakteristika-zavodov-programma-uchebnoj-praktiki-i-metodicheskoe-rukovodstvo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-referatov-programma-prakticheskih-i-seminarskih-zanyatij-plani-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatij-s-metodicheskimi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-matematicheskie-metodi-modelirovaniya-upravleniya-i-optimizacii.html
  • institut.bystrickaya.ru/stoimost-na-odnogo-cheloveka-v-sutki-v-rublyah-lenoblast-g-sestroreck-opisanie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/batis-azastan-oblisini-zherd-pajdalanilui-men-oraluin-bailau-basarmasi-mm-090000-oral-alasi-moldalova-kshes-22j-1-abat-101-blme-anitama-shn-telefon-8711-2-547239-faks-8711-2-269616-elektrondi-mekenzhaji.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroka-po-literature-na-temu-vstrecha-s-gogolem.html
  • school.bystrickaya.ru/bajron-dzhordzh-gordon.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-ispolnitelnaya-vlast-avtonomnogo-okruga-osnovnie-polozheniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-dlya-vipolneniya-kursovogo-proekta-po-discipline-proektirovanie-informacionnih-sistem-dlya-specialnosti-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-zaochnoe-otdelenie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-discipline-inostrannij-yazik-anglijskij-k-razvitiyu-rechevih-navikov-po-teme.html
  • essay.bystrickaya.ru/er-zhgtt-ek-sjlegen-lgen-em-enn-ilgen-sinani.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.