.RU

Мониторинг образовательных стратегий абитуриентов как метод диагностики конкурентоспособности вузов


Малинский И.Г.

Саратовский государственный

университет им. Н.Г.Чернышевского


МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ

АБИТУРИЕНТОВ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ


Реформирование системы образования в целом и высшего профессионального образования, в частности, предполагает постоянный мониторинг обратной связи, учет мнения не только работодателей будущих специалистов, студентов, но и образовательных стратегий абитуриентов. Этот мониторинг представляется особенно важным с ведением новых правил приема в высшие учебные заведения, так как позволяет не только диагностировать особенности контингента будущих студентов, востребованность вуза на рынке образовательных услуг, Нои оценить уровень конкурентоспособности вуза на региональном и общероссийском рынке.

Исходя из этого, в рамках мониторинга Центром региональных социологических исследований Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского в июле-августе 2009 года было проведено социологическое исследование «Образовательные стратегии абитуриентов» методом анкетирования. Было опрошено 547 абитуриентов всех факультетов.

Анализ результатов показал, что Саратовский государственный классический университет возглавляет рейтинг престижности вузов. Выбор ВУЗа (СГУ) абитуриентами был обусловлен тем, что это – один из лучших вузов (31,1%), здесь можно получить качественное образование (30,5%), самое престижное учебное заведение в Саратове (19,4%), есть интересующая специальность (13,2%).

Однако 74,4% опрошенных абитуриентов поступают сразу в несколько ВУЗов и 25,6% - только в СГУ. Это объясняет завышенный повсеместный конкурс для поступающих практически на все факультеты всех ВУЗов. Однако выявились некоторые различия в рейтингах под влиянием гендерных характеристик. Так, среди опрошенных юношей на втором месте по популярности (48,6%) занимает Саратовский государственный технический университет, несколько меньшей популярностью пользуется Саратовский государственный медицинский университет (40,7%). У девушек на втором месте оказался Саратовский государственный социально-экономический университет (52,6%) и Саратовский государственный медицинский университет (51%). Таким образом, зафиксирована гендерная традиционность в вузовских предпочтениях абитуриентов, когда мужчины предпочитают классическое и техническое образование, а женщины – классическое и экономическое. Поэтому каждый третий абитуриент ориентирован на то, что в случае неудачи при поступлении в СГЙ будет поступать в другой ВУЗ. Только 27, 4 % ориентированы на подачу документов на коммерческое отделение СГУ, 13,3% - на другую специальность, 9% - на заочное отделение. Лишь около 5% в этом случае откажутся от поступления в этом году, повторив попытку в следующем.

Структура абитуриентов СГУ может быть представлена по различным основаниям. Так, по гендерным характеристикам выявлено, что 64,4% - девушки, 35,6% - юноши. Это демонстрирует стабильность тенденции – среди женщин доля лиц с высшим образованием выше, чем среди мужчин. Более того, тот факт, что среди абитуриентов девушек почти в 2 раза больше свидетельствует, что этот разрыв в уровне образования будет резко увеличиваться. Подавляющее большинство абитуриентов поступает сразу после окончания школы, лицея, по результатам школьного ЕГЭ, и потому они достаточно гомогенны по возрастным характеристикам: 64,4% - в возрасте 17 лет, 24,9% - лица в возрасте 16 лет. Намного меньше доля 18-летниз – 6,4%. Представители иных возрастных категорий представлены незначительно. Поступающие в основном являются местными жителями (г.Саратова и г.Энгельса) – 63,1%, приехали из другого города Саратовской области – 18.8%, из сельской местности Саратовской области – 13,3%, из других областей – 4,8% абитуриентов. Уровень материального положения семьи абитуриентов оценивался по субъективному критерию и показал, что 48,1% опрошенных денег в основном хватает, но покупка дорогих вещей затруднительна; 17,6% покупают только самое необходимое; у 13,3% покупка дорогих вещей не вызывает затруднений; 4,8% в настоящее время почти ни в чем себе не отказывают. Чем выше материальный уровень, тем чаще абитуриенты готовы обучаться на коммерческой основе, иными словами, им доступнее получение высшего образования.

Самостоятельность в выборе специальности проявили 48,9% респондентов. На долю внешних факторов, влияющих на выбор специальности, приходится 51,1%. Влияние родителей и близких родственников, со слов абитуриентов, значимо в 32,2% случаев. На долю учителей, представителей ВУЗов, специалистов по профессиональной ориентации в сумме приходится 18,9%. Востребованность специальности на рынке труда является ведущим критерием в выборе технического образования, что демонстрирует прагматичный (в случае выбора специальности по востребованности, престижности) либо конформистский подход (следуя советам родителей, друзей, польстившись на щадящий конкурс).

50,6% абитуриентов считают, что имеют представление о двухуровневом высшем профессиональном образовании из таких источников, как: СМИ (17,9%), от учителей (16,1%), от родителей (9,7%), от специалиста по профессиональной ориентации (9,5%), от друзей (3,7%). 48,8% ничего об этом не знают. Однако сопоставительный с контрольными вопросами анализ показал, что даже среди тех, кто считает себя осведомленным о двухуровневом образовании, около 10% нечетко понимают различия между специалитетом и бакалавриатом и магистратурой. Возможно поэтому большинство абитуриентов независимо от степени знаний о двухуровневом образовании ориентированы на специалитет как на наиболее привычную форму высшего образования. В тоже время, среди отдающих предпочтение специалитету, значительно больше оказалось тех, кто упоминал о возможности получения документа о высшем образовании. О возможности научиться общению и сотрудничеству, отдалить время выхода на рынок труда чаще упоминали абитуриенты, отдающие предпочтение магистратуре.

Вместе с тем, выяснилось, что у многих абитуриентов не совсем адекватные представления о своих возможностях поступления. 40% абитуриентов подавали документы, имея не более 150 баллов ЕГЭ. Каждый третий – затруднился с ответом, видимо опасаясь за последствия своего ответа. Выявлены некоторые различия во мнениях абитуриентов о необходимости высшего образования в зависимости от количества баллов ЕГЭ. Так абитуриенты с «высоким» уровнем баллов ЕГЭ (от 190 баллов и выше) чаще говорили о расширении кругозора и возможности стать хорошим специалистом. О необходимости высшего образования как условия для возможности занимать занимать руководящую должность чаще высказывались абитуриенты с «низким» уровнем баллов (до 100). Абитуриенты со «средним» результатом ЕГЭ чаще упоминали о возможности получения документа о высшем образовании, возможности хорошо трудоустроиться и лучше узнать свои способности (от 100 до 190). Чем выше результат ЕГЭ, тем чаще ожидания связаны с возможностью научиться работать и думать самостоятельно, а также приобрести друзей.

Большинство абитуриентов СГУ декларировали ориентированность на классическое разностороннее образование. При этом именно родители чаще ориентируют своих детей (абитуриентов) (58,5%) на классическое образование. Кроме того, значимыми критериями выбора именно этого образования являются востребованность специальности на рынке труда и призвание, интерес к специальности (47,9% и 47,7%). Такой критерий как престижность специальности в выборе классического образования находится на последнем месте. Однако корреляционный анализ показал, что абитуриенты гуманитарных специальностей традиционно отдают предпочтение гуманитарным направлениям, знаниям иностранных языков, а технических – точным наукам и информационным технологиям.

Современные абитуриенты ориентируясь на получение высшего образования (очное, специалитет), руководствуются в первую очередь традициями, неподдельным интересом к выбираемой ими деятельности (72,4%), интересом к специальности (42,7%), подкрепленным престижностью (39,5%) и востребованностью данной профессии на рынке труда (43,5%). Несмотря на то, что большинство абитуриентов считают, что высшее образование необходимо для того чтобы стать хорошим специалистом, получить высокооплачиваемую работу, расширить кругозор, выявлены ряд особенностей во мнениях в зависимости от места получения основного общего образования абитуриента. Так, необходимость расширить кругозор, желание стать хорошим специалистом выпускники лицеев и гимназий упоминали чаще других. Желание занимать руководящую должность чаще высказывали выпускники школ. Мнения абитуриентов, обучавшихся в обычном и специализированном классах практически не имеют различий.

Аргументация необходимости высшего образования детерминирована также местом проживания абитуриента. Так, необходимость расширения кругозора, возможность отодвинуть необходимость зарабатывать деньги, желание стать хорошим специалистом и получить высокооплачиваемую работу чаще других упоминали абитуриенты из городов, находящихся вне Саратовской области. Получением отсрочки от службы в армии аргументированы чаще местные жители. Желание занимать руководящую должность чаще высказывали жители Саратова и Саратовской области. Ожидания от учебы в ВУЗе выпускников школ, гимназий и лицеев имеют схожие рейтинговые позиции, однако, лицеисты чаще других упоминали об ожидании научиться общению и сотрудничеству с людьми, а также работать и думать самостоятельно, лицеисты чаще связывают учебу в ВУЗе с возможностью саморазвития и самореализации. Подавляющее большинство (83,2 %) абитуриентов считают необходимым для самореализации во взрослой жизни очное образование. Только 13,3% абитуриентов понимают, что для самореализации во взрослой жизни возможно совмещение учебы и работы, что можно сделать, выбрав заочную, дистанционную или вечернюю форму обучения.

Среди мотивов поступления в ВУЗ доминируют – желание стать специалистом, получить диплом о высшем образовании. Но присутствуют и такие ориентиры, как стремление в будущем получить высокооплачиваемую работу, сейчас – получить «отсрочку» от службы в армии, отодвинуть трудовую деятельность на несколько лет. Наиболее распространенными ошибками молодых людей при выборе ВУЗа, вида и ступени образования оказываются: использование неадекватных источников информации о характере обучения и, как следствие, формирование неточных представлений о будущей специальности; переоценка степени своей информированности о двухуровневом образовании.

Образовательные стратегии современных абитуриентов отличает практицизм, утилитаризм в силу ориентированности на узкий профессионализм, карьеру, высокий заработок, престижную и востребованную на рынке труда работу, конформизм и двойные стандарты, ориентированные на внешнее социальное окружение, завышенные самооценки, стереотипность (особенно – гендерная) в предпочтениях вида, форм, графиков обучения, выбора специальностей и факультетов. Эти субъектные характеристики свидетельствуют о недостаточной сформированности профессиональных образовательных стратегий абитуриентов и демонстрируют потенциальные ресурсы повышения уровня востребованности и конкурентоспособности ВУЗа на рынке образовательных услуг в ходе маркетинговых, рекламных технологий в школах и организации учебного процесса на первом курсе ВУЗа.

novatorskij-opit--regionalnie-smi-novosti-yaroslavlya-i-oblasti-informacionnij-portal.html
novaya-detskaya-kniga.html
novaya-era-v-setevom-marketinge.html
novaya-gazeta-60-06-iyunya-2011-c-monitoring-smi-6-8-iyunya-2011-g.html
novaya-gazeta-moskva-n008-2812009-titov-evgenij-lesnoj-passiv-anonsi-sobitij-na-sredu-28-yanvarya-2009-g-3.html
novaya-gazeta.html
  • writing.bystrickaya.ru/adam-smith-chast-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-po-predmetu-negosudarstvennoe-strukturovedenie-na-temu-akcionernoe-obshestvo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-filosofiya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-100700-torgovoe-delo.html
  • doklad.bystrickaya.ru/viigeoekologiya-primernaya-programma-po-geografii-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/znachenie-podushnoj-podati-kurs-russkoj-istorii-1-lekciya-lxii-7-znachenie-voennoj-reformi-7-polozhenie-dvoryanstva.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-professionalnogo-modulya-prigotovlenie-blyud-iz-ovoshej-i-gribov.html
  • student.bystrickaya.ru/-6-prichini-i-usloviya-pravonarushenij-predislovie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poskolku-istinnoe-znachenie-xi-neizvestno-pogreshnost-nahodyat-po-priblizhennoj-formule.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-perechnya-uchebnih-izdanij-razreshennih-k-ispolzovaniyu-v-organizaciyah-obrazovaniya-v-2006-2007-uchebnom-godu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-prepodavatelej-i-studentov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-stranica-6.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnik-po-prakticheskim-tehnikam-dlya-sodejstviya-lichnostnim-izmeneniyam-vknige-prostim-i-dostupnim-yazikom-vsestoronne-raskrivayutsya-principi-tehniki-i-praktika-psihologicheskogo-konsultirovaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/testi-po-specialnosti-operacionnoe-delo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/standart-medicinskoj-pomoshi-bolnim.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/redakcionnaya-kollegiya-toma-stranica-54.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-tip-program-mi-srok-realizacii-programmi-kolichest-vo-chasov-v-nedelyu-stranica-6.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-disciplina-organizaciya-i-planirovanie-okazaniya-uslug-v-regione-specialnost-080103-nacionalnaya-ekonomika.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-4-kak-eto-bilo-chernobil-kak-eto-bilo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sistema-avtomatizacii-chast-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtorskaya-programma-elektivnogo-kursa-po-geometrii-dlya-9-klassa-istoriya-idej-i-otkritij.html
  • report.bystrickaya.ru/kameliya-ivanova-terzijska.html
  • thescience.bystrickaya.ru/horeografiya-zhne-mdeni-tiniu-zhmisi-kafedrasi-tlektern-zhmisa-ornalasani-zhnnde-mlmet-2013-2014-ou-zhili-bojinsha.html
  • doklad.bystrickaya.ru/videoteka-obshij-arhiv--propovedi-lekcii-besedi-s-batyushkoj--dushevnaya-vecherya-ryazan-.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-knyazevoj-m-g-uchitelya-geografii-visshej-kvalifikacionnoj-kategorii-po-geografii-9-klass-rassmotreno-na-zasedanii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-po-napravleniyu-podgotovki-ekonomika-profil-podgotovki-mirovaya-ekonomika.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-laboratornogo-praktikuma-prepodavatel-gennadij-ivanovich-kuzin.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-deyatelnosti-genpodryadnoj-organizacii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-zhenshina-mozhet-sozdat-strukturu-v-setevom-marketinge-vash-pervij-god-v-setevom-marketinge.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-delat-dalshe-bez-boga-dusha-pohozha-na-pustinyu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grand-tur-po-vengrii-vena-obnovlennij.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-b-v-zhalejko-domashnyaya-rabota-po-anglijskomu-yaziku.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-12-713-11-aprelya-2011-g-stranica-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pozaklasna-ta-pozashklna-vihovna-robota-z-narodoznavstva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kosmonavtov-120-novie-proverki-informacionnij-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-18-sredstvo-6-kontrol-nad-sovetnikami-robert-t-kiosaki-i-sharon-l-lechter.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-na-2010-2011-uchebnij-god-publichnij-otchet-o-rabote-v-2009-2010-uchebnom-godu-informacionnaya-spravka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.