.RU

Мурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области





Ответственный за выпуск:

Мурашова Н.А., первый заместитель министра образования Сахалинской области


Руководитель работ:

Сафонов Е.А., министр образования Сахалинской области


О состоянии и перспективах развития системы образования Сахалинской области: публичный доклад. – Южно-Сахалинск, 2011. 84 с.


В настоящем докладе представлены основные направления, показатели и результаты развития системы образования Сахалинской области за 2010/2011 учебный год, определены ключевые задачи деятельности на 2011/2012 учебный год.


Над докладом работали:

Мурашова Н.А., Иванов А.Н., Грицук А.А., Захарова Т.В., Власова Л.Е., Фещенко Н.Ф., Васильева С.Ю., Пивень Г.В., Бабина Е.Ф., Пархолуп Т.И.


©Министерство образования Сахалинской области

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Раздел 1. Цели и задачи региональной системы образования:

1.1. Роль системы образования в социально-экономическом развитии региона.

1.2. Цели и задачи региональной системы образования, их соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране.


Раздел 2. Доступность образования:

2.1. Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменений.

2.2. Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста образованием. Обеспечение равного доступа к качественному образованию: дошкольный уровень, школьный уровень, уровень профессионального образования.

Реализация переданных полномочий Российской Федерации в области образования.

2.3. Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.4. Дополнительное образование детей и подростков.


Раздел 3. Результаты деятельности системы образования.

3.1. Учебные результаты.

3.2. Внеучебные достижения обучающихся.

3.3. Социализация и профилактика асоциального поведения, социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.4. Востребованность выпускников учреждений профессионального образования

на рынке труда.


Раздел 4. Условия обучения и эффективность использования ресурсов.

4.1. Финансирование образования.

4.2. Условия обучения.

4.3. Условия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

4.4. Оснащенность современным оборудованием и использование современных информационных технологий.

4.5. Кадровый потенциал.


Раздел 5. Меры по развитию системы образования.

5.1. Принятые меры по развитию системы образования в рамках федеральных, региональных, муниципальных программ развития.


6. Расширение общественного участия в управлении образованием.

6.1. О развитии системы государственно-общественного управления образованием и решениях, принятых министерством образования Сахалинской области в течение отчетного периода по итогам общественной оценки его деятельности, и их реализации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Контактная информация


Приложения


ВВЕДЕНИЕ


Публичный доклад, подготовленный министерством образования Сахалинской области на основе рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации, отражает основные итоги развития системы образования Сахалинской области за 2010/2011 учебный год и перспективы развития в 2011/2012 учебном году.

^ Как субъект Российской Федерации Сахалинская область входит в состав Дальневосточного федерального округа.

Конкурентные преимущества Сахалинской области - это, прежде всего, экономико-географическое расположение в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее - АТР): контактная зона с Японией, близость к другим экономически развитым странам АТР (Южная Корея, Тайвань и др.). Выгодное географическое положение Сахалинской области в АТР создает благоприятные условия для внешнеэкономического сотрудничества. Развитие образования является одним из решающих факторов международного позиционирования Сахалина. Образованность общества, высокое качество человеческого капитала позволит Сахалину сохранить свое место в ряду стран АТР.

Ведущими отраслями промышленного производства в области являются нефтегазодобывающая  и угольная отрасли, рыбопромышленный комплекс и энергетика. Нефтегазовая отрасль в настоящее время играет ведущую роль и в экономике Сахалинской области, и ее развитие является одним из основных факторов, определяющих экономический рост на территории области. Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль в развитии сельских территорий и  продовольственном обеспечении населения свежими продуктами питания. Пищевая перерабатывающая промышленность области призвана обеспечивать население различными продуктами питания в объеме и ассортименте, достаточном для формирования правильного и сбалансированного рациона питания.

Широкое использование имеющихся в области земельных, водных, минеральных, биологических и рекреационных ресурсов позволяет обеспечивать основные потребности областной экономики и населения, поддерживать необходимый уровень экспорта в регионы России и государства Дальнего и Ближнего зарубежья.

Сахалинская область обладает значительным интеллектуальным и культурно-историческим потенциалом.

Социальная сфера рассчитана на предоставление всего комплекса социальных услуг по здравоохранению, социальному обеспечению и подготовке рабочей силы.

^ В соответствии с этими факторами формируется внешний запрос к региональной системе образования, предполагающий:

За последние одиннадцать лет численность населения Сахалинской области уменьшилась на 58,4 тыс. человек, или на 10,3%.

На 01 июля 2011 года численность населения составила 496,6 тыс. человек (2010 год - 501,2).

Таким образом, динамика демографических процессов в Сахалинской области, как и в ДФО и по России в целом, остается неблагоприятной.

Сахалинская область остается одним из регионов России с низким уровнем безработицы - 1,2% (в среднем по России в 2010 г. – 2,5%). Общая численность безработных официально зарегистрированных на 01 июля 2011 года 2,684,1 чел. (1,2% численности экономически активного населения) или 83,3% к уровню 2009 года. По данным обследования населения по проблемам занятости, в 2010 году в экономике области было занято 267,3 тыс. человек, что на 1,4 тыс. человек больше, чем в 2009 году.

Сахалинская область в настоящее время – всемирно известный регион, на территории которого реализуются крупнейшие инвестиционные проекты и внедряются передовые технические решения. Развитие шельфовых проектов значительно повлияло на темпы экономического роста в целом по области и способствовало модернизации островной инфраструктуры и экономики.

На протяжении ряда лет Сахалинская область является лидером в Дальневосточном федеральном округе по привлечению иностранных инвестиций в экономику региона. Основные страны-инвесторы – Нидерланды (58,3% общего объема поступлений), Япония (15,2%), Багамы (15%), Индия (10,1%). В сфере инвестиционного взаимодействия основным сектором, в который поступают инвестиции из-за рубежа, является топливно-энергетический комплекс Сахалинской области (99,2% общего объема поступлений). В другие сектора экономики иностранные вложения остаются незначительными. Дальнейшее развитие инвестиционного сотрудничества Сахалинской области с зарубежными странами напрямую связано с повышением инвестиционной активности и улучшением инвестиционного климата в регионе.

Стратегической целью развития Сахалинской области является реализация геополитической задачи закрепления населения на территории области за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

^ Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, первоочередными из которых являются:

- развитие кадрового потенциала Сахалинской области;

- оптимизация системы управления на региональном уровне;

- обеспечение достойных и комфортных условий жизни населения на территории Сахалинской области, улучшение демографической ситуации в регионе.

Сценарий развития области предусматривает:

- модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения;

- ускоренное развитие экономических институтов, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства;

- повышение конкурентоспособности профессионального образования благодаря росту спроса на качественную рабочую силу.


РАЗДЕЛ 1.

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


1.1. Роль системы образования в социально-экономическом развитии региона.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года одной из основных стратегических целей является создание условий для работы, образования, творческого развития жителей Сахалинской области, обеспечение высоких показателей качественного человеческого капитала, создание системы инновационного развития, построение конкурентоспособной экономики.

Образовательная политика в Сахалинской области является частью социальной политики, ориентированной на обеспечение широкого спектра социальных эффектов:

- инновационное развитие региона;

- доступность качественного образования;

- улучшение здоровья подрастающего поколения;

- снижение вероятности и масштабов проявления социальных рисков: безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних;

- повышение социального статуса учителей.

В современных условиях система образования становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества в Сахалинской области. Уровень образованности населения, развитость образовательной инфраструктуры в регионе является обязательным условием развития общества и экономики.

Главным стратегическим ресурсом устойчивого развития Сахалинской области становится интеллектуальный потенциал. В соответствии с этим развитие маркетинговой деятельности, включающей системные исследования рынка труда и тенденций его развития, изучение спроса на образовательные услуги и приоритетные направления подготовки специалистов для нужд региона, а также переход на инновационные методики обучения и подготовки специалистов является важным направлением работы системы образования.

Огромную роль в обеспечении заказа регионального рынка труда играет сеть профессионального образования, которая нуждается в реформировании в сторону расширения спектра предоставляемых образовательных услуг, разнообразия и вариативности образовательных программ, форм и моделей образования в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями региона и возможностями обучающихся.

В настоящее время идёт формирование принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития региона.

Приоритетом в работе становятся развитие системы непрерывного образования, создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся, профессиональная переподготовка высвобождающихся кадров.

Кадровые ресурсы, качество которых во многом определяется состоянием региональной системы образования, выступают гарантом обеспечения устойчивого экономического развития Сахалинской области в средне - и долгосрочной перспективе.

Цель политики модернизации региональной системы образования состоит в обеспечении текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы области.

Таким образом, роль образования в решении задач социально-экономического развития Сахалинской области заключается в:

- создании условий для повышения конкурентоспособности личности;

- обеспечении населения доступностью качественного образования, в том числе для особых категорий детей (талантливые дети, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья), выравнивании образовательных возможностей;

- формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал региона, его инновационное развитие;

- улучшении здоровья подрастающего поколения;

- обеспечении социальной и профессиональной мобильности;

- снижении вероятности и масштабов проявления социальных рисков: безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних;

- повышение социального статуса учителей, формировании кадровой элиты общества, основанной на свободном развитии человека.

Решение целого комплекса задач в сфере образования прямо влияет на формирование человеческого капитала, закладывает основы для перехода экономики области на инновационный путь развития, будет способствовать закреплению молодежи и специалистов на островах, решению актуальных для региона социально-экономических проблем.


^ 1.2. Цели и задачи региональной системы образования, их соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране

Основной стратегической целью развития образования является внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина Сахалинской области.

^ Приоритетные направления развития отрасли в 2010-2011 учебном определены в рамках приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ:

1. Формирование современной школьной инфраструктуры и развитие здоровьесберегающих технологий обучения;

2. Построение системы раннего выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

3. Активизация процессов обновления содержания образования;

4. Обеспечение условий для ранней социализации и развития ребенка через расширение форм предоставления дошкольного образования;

5. Развитие учительского потенциала.

6. Модернизация профессионального образования, ориентированного на подготовку квалифицированных рабочих кадров для инновационной экономики.

^ В этой связи основные усилия были сосредоточены на решении следующих ключевых задач:

- создание оптимальных условий для получения доступного и качественного образования гражданами Сахалинской области, стабильность функционирования образовательных учреждений;

- укрепление и модернизация материально-технической базы образовательных учреждений;

- организация введения Федерального государственного стандарта начального общего образования;

- совершенствование системы подготовки профессиональных кадров в соответствии с региональными потребностями экономики и социальной сферы области;

- обеспечение условий для введения Федеральных государственных стандартов нового поколения в системе профессионального образования области;

- формирование системы многоуровневого профессионального образования;

- внедрение новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий;

- развитие вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования;

- выявление, поддержка талантливых и одарённых детей;

- создание условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- развитие системы психолого-педагогической поддержки детей, реализация системы мер по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- развитие системы дополнительного образования детей, летнего отдыха;

- содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и толерантности;

- создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров;

- развитие общественной составляющей в управлении образованием, социального партнерства;

- реализация на территории области переданных полномочий Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства, контролю качества образования;

- развитие учительского корпуса в соответствии с требованиями современной системы образования;

- развитие самостоятельности школ, формирование эффективных финансово-экономических механизмов модернизации региональной системы образования.

Министерством образования Сахалинской области, муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями в 2010-2011 учебном году проведена определённая работа, позволяющая дать оценку степени достижения поставленных задач на статистическом и информационно-аналитическом материале, представленном в настоящем Публичном докладе.

РАЗДЕЛ 2

^ ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ


2.1. Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменений.

Система образования Сахалинской области обеспечивает и защищает конституционные права граждан Российской Федерации на образование в объемах, установленных действующим законодательством.

По состоянию на 1 сентября 2011 года в системе образования Сахалинской области действуют 413 образовательных учреждений, в которых обучается и воспитывается 100,8 тыс. человек.

^ Общее образование

В системе общего образования Сахалинской области 167 дневных общеобразовательных учреждений, в которых обучается 49 429 детей и 13 вечерних общеобразовательных учреждений (2 121 чел.).

Численность детей, обучающихся индивидуально на дому по специальным коррекционным программам – 222 чел., их них детей – инвалидов 132 чел. Численность детей – инвалидов обучающихся по общеобразовательным программам -582 чел.

В аварийном состоянии находятся 2 муниципальных школы – школа с.Пионеры Холмского района и школа с.Мгачи Александровск-Сахалинского района.

Система специального (коррекционного) образования Сахалинской области предоставляет образовательные, коррекционные и диагностические услуги обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья, исходя из потребности населения и демографической ситуации.

^ Дошкольное образование

В Сахалинской области функционирует 148 дошкольных образовательных учреждений, из них: 145 - муниципальных и 3 учреждения, находящихся в структуре предприятий, организаций, которые посещают 22 341 человек.

Частные детские сады в области отсутствуют.

^ Профессиональное образование

Система профессионального образования Сахалинской области представляет собой 5 уровней: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное и послевузовское профессиональное образование.

В области функционирует 37 образовательных учреждений профессионального образования. Подготовка кадров ведется по 150 профессиям и специальностям. Учебные заведения области готовят кадры, прежде всего, для энергетики, нефтегазодобывающей, рыбной и лесной отраслей, сельского хозяйства, а также для строительства, морского и автомобильного транспорта, сферы обслуживания, образования, здравоохранения, культуры и искусства, выпускают банковских работников, экономистов и ряд других специалистов.

Сеть учреждений начального профессионального образования (НПО) состоит из 10 государственных бюджетных учреждений начального профессионального образования и 1 филиала учреждения НПО. Из них 4 профессиональных лицея и 6 профессиональных училищ. Все учреждения НПО находятся в ведении Министерства образования Сахалинской области.

Сеть учреждений начального профессионального образования в 2011 году осталась без изменений. Структурная перестройка учреждений данного уровня планируется с 2012 года с целью создания многоуровневых учреждений среднего профессионального образования.

Сеть учреждений среднего профессионального образования (ссузы) области образуют 18 учреждений среднего профессионального образования, в том числе 9 ссузов и 9 филиалов ссузов. Государственные ссузы имеют различную ведомственную принадлежность: 3 федеральных образовательных учреждения среднего профессионального образования подведомственны Министерству образования и науки Российской Федерации, 1 ссуз находится в ведении Федерального агентства по рыболовству, 3 ссуза находятся в ведении Сахалинской области. 2 ссуза являются негосударственными.

Сеть учреждений среднего профессионального образования Сахалинской области в 2011 году оптимизируется в связи с вхождением в состав Сахалинского государственного университета двух федеральных ссузов – Сахалинского государственного колледжа бизнеса и информатики и Сахалинского топливно-энергетического техникума.

Сеть учреждений высшего профессионального образования (ВПО) состоит из 10 учреждений ВПО, в том числе 2-х вузов и 8 филиалов высших учебных заведений, расположенных на территории области. 2 учреждения ВПО являются негосударственными.

Сеть учреждений высшего профессионального образования Сахалинской области претерпевает в 2011 году изменения в связи с созданием в г.Владивостоке Дальневосточного федерального университета (ДФУ) и вхождением приморских вузов - Тихоокеанского государственного экономического университета и Дальневосточного государственного технического университета - в состав данного университета. Филиалы названных вузов, расположенные на территории Сахалинской области, реорганизованы в единый филиал ДФУ в г.Южно-Сахалинске.


2.2. Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста образованием. Обеспечение равного доступа к качественному образованию: дошкольный уровень, школьный уровень, уровень профессионального образования.

Дошкольный уровень

По сравнению с 2009 годом количество детей, охваченных услугами дошкольного образования, увеличилось на 2502 чел. (10,8 %) и насчитывает на 01.09.2011 года 23147 детей. Для увеличения охвата детей дошкольным образованием в Сахалинской области за 2006-2010 годы перепрофилированы из учреждений «Начальная школа - Детский сад» в детские сады 8 образовательных учреждений с контингентом детей 1363 человека. За счет собственных ресурсов дошкольных образовательных учреждений (реконструкция комнат сказок, студий ИЗО) дополнительно открыто 46 групп с контингентом детей 1056 человек.

Помимо этого, используются возможности общеобразовательных учреждений: так в 25 школах функционирует 55 групп для детей дошкольного возраста, которые посещают 976 человек.

В 4-х муниципальных образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста обучается 76 детей.

На базе 19 образовательных учреждений функционируют группы кратковременного пребывания, которые посещают 398 детей.

Очередность на устройство детей в дошкольные образовательные учреждения снижается (в 2009 г. - 11780 чел., на 01 января т.г. - 14128 чел., на 01 августа 2011 г. – 12 658).

Школьный уровень

Организация обучения в различных формах дает возможность освоить обучающимися образовательные программы независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других жизненных обстоятельств.

В области созданы условия для разноуровневого обучения: по специальным (коррекционным) программам обучается 2171человек.

В регионе 582 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. По медицинским показаниям всего обучается на дому 771 человек. По специальным (коррекционным) программам на дому обучается 224 человека, из них 133 ребенка-инвалида. Для 129 детей, находящихся на длительном лечении в больнице также организовано обучение. Для 65 детей-инвалидов организовано обучение в дистанционной форме.

Организованы различные формы обучения: в форме экстерната образование получают 87 человек, в очно-заочной, вечерней форме обучения - 2121 человек. Организовано обучение 349 человек в местах лишения свободы. В школах области обучается 359 детей иностранных граждан. Случаев отчисления несовершеннолетних, не достигших 15 лет из образовательных учреждений без получения основного образования, не выявлено. В 2010 году в школы области было зачислено 5494 первоклассника. В дневных школах 4657 выпускников 9 классов, 1951- одиннадцатиклассников.

Ежегодно в области проводится месячник по всеобучу. Во всех муниципальных образованиях организована работа по достоверному учету детей школьного возраста. Ведется активная работа совместно с органами социальной защиты населения, здравоохранения по выявлению детей, находящихся в сложной жизненной ситуации. В районах проводились акции «Помоги собраться в школу». За счет средств, выделяемых органами социальной защиты населения, внебюджетных средств образовательных учреждений оказана помощь более чем 6,5 тыс. детей. В ходе месячника в муниципальных образованиях органами, осуществляющими управление в сфере образования, совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекциями по делам несовершеннолетних, детскими больницами проводилась работа по выявлению детей, достигших школьного возраста и подлежащих обучению. По области 54 чел. таких детей, из них 43 не могут обучаться по медицинским показаниям, 11 направлены на обучение в дневные школы.

Во всех районах в школах организовано 340 групп продленного дня для 7177 обучающихся. Для 3308 человек организован подвоз к месту учебы школьными автобусами. Разработаны школьные маршруты, определены лица, ответственные за перевозку детей. Подвоз осуществляется из 154 населенных пунктов и отдаленных районов ряда поселков и городов. Во всех муниципальных образованиях в школах составлены социальные паспорта классов, школ, микрорайонов.

В области систематически проводятся мероприятия по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия. Ведется банк данных таких детей на муниципальном и областном уровнях.

В настоящее время состояние системы общего образования Сахалинской области характеризуется следующими показателями:

- доля школьников, обучающихся по Федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников - 0,48%;

- доля школ, оснащенных современным учебно-наглядным оборудованием, используемым в учебном процессе начальной ступени образования, - 28%;

- оснащенность пищеблоков общеобразовательных учреждений современным технологическим оборудованием - 77,6%;

- областной автобусный парк имеет 90 транспортных единиц, из них 82 оборудованы для перевозки обучающихся;

- подготовлена необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая переход на новые образовательные стандарты с 01 сентября 2011 года, в том числе финансирование внеурочной деятельности. За счет бюджетного и внебюджетного финансирования обеспечивается около 4 часов внеаудиторной занятости обучающихся.

Уровень профессионального образования

Численность обучающихся в учреждениях НПО на всех формах обучения в 2011 году составляет 23,5 тыс.человек.

Объем и структура приема лиц в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования для обучения за счет ассигнований областного бюджета устанавливается ежегодно.

Подготовка в учреждениях НПО ведется по 31-й профессии, из них 75% востребованных рынком труда области.

Численность обучавшихся по программам НПО в 2010-2011 учебном году составляла 3350 человек, из них 2850 человек осваивали программы НПО с получением среднего (полного) общего образования, что составило 79 % от общего количества обучающихся на бюджетной основе. Численность обучающихся из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях начального профессионального образования в 2010-2011 учебном году составила 434 человека. В 2010 году на обучение на обучение по программам НПО принято 1608 человек.

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования в 2010-2011 учебном году обучалось 7370 студентов по 53 специальностям. В 2010 году в ссузы области принято 4250 человека, сохранена численность бюджетных мест (2,5 тыс. мест при приеме).

В 2010-2011 учебном году в высших учебных заведениях области обучалось 12811 студента. Количество студентов по сравнению с 2010 годом сократилось на 3000 чел., что является следствием демографической ситуации в Сахалинской области. Прием в вузы области в 2010 году составил 4754 человека, а выпуск 3437 человек.

Во всех учреждениях профессионального образования обеспечиваются государственные гарантии на получение соответствующего уровня профессионального образования. В учреждения начального профессионального образования прием осуществляется на бюджетные места без вступительных испытаний, в учреждения высшего и среднего профессионального образования прием осуществляется на конкурсной основе по результатам ЕГЭ, а также вступительных испытаний для абитуриентов, завершивших обучение до 1 января 2009 года.

Реализация переданных полномочий Российской Федерации в области образования.

Реализуя переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, министерство образования Сахалинской области ориентируется на одну из основных целей – обеспечить доступное и качественное образование.

В Сахалинской области действуют определенные механизмы и процедуры контрольно-надзорной деятельности в сфере образования.

Всего за год выданы лицензии на право ведения образовательной деятельности 112 образовательным организациям, 37 образовательных учреждений получили свидетельство о государственной аккредитации.

Выстраивается региональная система оценки качества образования в Сахалинской области посредством проводимых плановых и внеплановых проверок соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.

Предметом и содержанием контроля качества образования является:

- анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность образовательной организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке;

- анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности;

- экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ;

- анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников образовательной организации.

Кроме независимой государственной (аттестации) выпускников основной и средней школы апробируются и другие контрольно-оценочные процедуры уровня общеобразовательной подготовки обучающихся.

Министерством образования Сахалинской области, Центром оценки качества образования ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» моделируется система рейтингования образовательных учреждений Сахалинской области.

Проведена рейтинговая оценка деятельности дошкольных образовательных учреждений за 2010/2011 учебный год по четырем укрупненным показателям и тестирование по математике и русскому языку в 4 классах школ области.

Всего за отчетный период плановыми и внеплановыми проверками были охвачены 204 образовательные организации, что составляет 39% от общего количества юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность в сфере образования, и подлежащих контролю министерством образования Сахалинской области.

По результатам проверок было выдано 202 обязательных для исполнения предписаний, составлено 16 протоколов об административных правонарушениях на юридических и должностных лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в области образования.

Среди нарушений, допущенных образовательными учреждениями, наибольшее количество нарушений связано с нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, несоответствием содержания уставов законодательству Российской Федерации в области образовании, нарушением порядка приема в образовательные учреждения, нарушениями при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, реализацией не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, неисполнением полномочий, отнесенных к компетенции образовательных учреждений.

Министерством проведена работа по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе аккредитация экспертов, имеющих необходимую квалификацию и желающих осуществлять экспертизу образовательной деятельности. Всего в региональный реестр экспертов включено 94 человека, прошедших аккредитацию и 1 экспертная организация.


^ 2.3. Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Сахалинской области существует дифференцированная сеть коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья как в общеобразовательных, так и в специализированных образовательных  учреждениях.

В систему специального (коррекционного) образования Сахалина входят: 3 ГОУ специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, 1 МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида, 4 МОУ специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и школа-интернат VIII вида, 4 МДОУ компенсирующего вида, 23 класса компенсирующего обучения (VII вида) в муниципальных общеобразовательных учреждениях, 100 классов компенсирующего обучения (VIII вида) в муниципальных общеобразовательных учреждениях, 71 компенсирующая (коррекционная) группа в муниципальных ДОУ, 4 МДОУ компенсирующего вида.

В целях реализации права на образование детей со сложными заболеваниями организовано обучение воспитанников ОГУ «Кировский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по программе специального (коррекционного) учреждения VIII вида в МОУ СОШ с.Кировское Тымовского района.

Сеть государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья с 2005 года остается неизменной. С учетом потребности региона и отрицательной демографии данное число учреждений оптимально.

С 2009 года в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в области создаются условия для организации дистанционного образования детей – инвалидов. В настоящее время дистанционное образование в 14 районах области по 10 рекомендованным дисциплинам учебного плана получают 65 детей-инвалидов. По наземному каналу подключены 73 базовых рабочих места детей-инвалидов и педагогических работников и Центр дистанционного образования. По спутниковому каналу подключено 32 базовых рабочих места.

Процесс дистанционного обучения осуществляется 183 педагогами и 38 координаторами в ОУ. Дети пользуются федеральным и региональным дистанционными ресурсами и обучаются на 534 дистанционных курсах по всем содержательным линиям учебного плана.

На базе ИРОСО создан центр дистанционного образования детей-инвалидов, приобретено 110 комплектов базовых рабочих мест для детей и педагогов (БРМ), подключено к сети Интернет 87 БРМ. Это позволило организовать обучение детей-инвалидов с применением дистанционных технологий: в 2009/2010 учебном году – 15 человек, в 2010/2011 учебном году – 65 человек, что составляет 65 % от потребности.

Комплектование специальных (коррекционных) школ и классов осуществляется с согласия родителей (законных представителей) на основании рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий.

Выпускники государственных специальных (коррекционных) школ-интернатов продолжают обучение в образовательных учреждения начального профессионального образования (Профессиональные училища № 13 и № 15). В 2010 году было выпущено 41 чел., из них продолжили обучение 32 чел., в 2011 году численность выпускников составила 44 чел., из них продолжили обучение 41 человек.

В 37-ми образовательных учреждениях профессионального образования, находящихся на территории Сахалинской области, в 2010-2011 учебном году обучалось 143 человека из числа лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе по уровням профессионального образования - в учреждениях начального профессионального образования – 30 чел., в учреждениях среднего профессионального образования – 45 чел.; в учреждениях высшего профессионального образования – 68 чел.

Обучающимся в образовательных учреждениях профессионального образования предоставлены льготы в соответствии с законодательством: внеконкурсное зачисление в образовательное учреждение при успешной сдаче вступительных экзаменов; обеспечение стипендией (в т.ч. социальной) и общежитием; предоставление социальной поддержки по вопросам содействия в трудоустройстве на практику и после выпуска; оказание единовременной материальной помощи; направление на санаторно-курортное лечение; привлечение к кружковой работе и внеклассным мероприятиям; предоставление возможности получения второй профессии (специальности); организация обучения по дистанционным технологиям на дому. Обучающейся молодежи из числа инвалидов I, II групп в обязательном порядке назначается социальная стипендия.

Структура психолого-педагогической службы Сахалинской области включает три уровня диагностико-консультативного направления:

1. Школьные консилиумы (ПМПк)

  1. Территориальные ПМПК

  2. Центральная ПМПК

Такая модель позволяет качественно осуществлять диагностику, профилактику и коррекцию недостатков в развитии детей.

Областной центр психолого-педагогической медико-социальной помощи (ППМС-центр) обеспечивает раннее выявление, диагностику, профилактику и психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, специалисты ППМС-центра проводят комплексные мероприятия по взаимодействию с семьями детей-инвалидов (психолого-педагогическое обследование, обучение методам реабилитации, коррекции, общения).

В 2009/10 учебном году было обследовано 1754 ребенка, их них заключение об умственной отсталости было подтверждено у 184 человек, расстройство учебных навыков у 196 человек.

^ Улучшение условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Во всех государственных казенных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) школах-интернатах функционируют медицинские блоки. Медицинское обслуживание воспитанников осуществляют медицинские работники, являющиеся штатными сотрудниками образовательных учреждений. Все учреждения имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Все специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья имеют пищеблоки для приготовления пищи и обеденные залы для ее приёма.

В среднем на питание 1 воспитанника специальной (коррекционной) школы-интерната в день предусмотрено в: 2010 году - 217,67 руб., в 2011 году – 247,29 рублей.

В специальных (коррекционных) школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы условия, приближенные к условиям семейного воспитания: в жилых комнатах дети проживают по 2-3 человека в соответствии с СанПин 2.4.990-00; наполняемость групп до 10 человек. Жилые комнаты оснащены всей необходимой мебелью и инвентарем (кровати, стулья, тумбочки, столы, шкафы для одежды, ковры, шторы, игрушки, книги). В умывальниках групп установлены стиральные машины-автоматы для стирки личных вещей детей; в гигиенических комнатах – водонагреватели для ежедневного принятия душа, либо подведено централизованное горячее водоснабжение.

В комнатах отдыха в каждой группе есть корпусная и мягкая мебель, установлены телевизоры, DVD, музыкальные центры, игровые приставки, компьютерные кабинеты. Обеспечен круглосуточный безлимитный доступ к сети Интернет за счет средств областного бюджета.

В каждую группу выданы электрические чайники, посуда для организации чаепития; утюги, пылесосы, с целью обучения детей с 1 класса навыками пользования бытовыми приборами. В целях успешной адаптации к самостоятельной жизни в каждом учреждении создается модель квартиры, в которой воспитанники полностью самостоятельны.

В последние годы министерством образования Сахалинской области большое внимание уделяется формированию установок толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями развития: проведение совместных мероприятий, взаимодействие с общественными организациями.

^ Удовлетворение потребности коррекционных образовательных учреждений в специальных кадрах

Профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров для системы коррекционного образования организует Институт развития образования Сахалинской области (далее – ИРОСО). В структуре ИРОСО действует кафедра специальной педагогики и психологии, которая осуществляет дополнительное профессиональное образование по направлениям: логопедия, олигофренопедагогика с 2-х годичным сроком обучения на договорной основе.

Курсы повышения квалификации в объеме 72 часа и 96 часов проводятся по темам:

- Организация педагогической помощи детям с нарушением речи в образовательных учреждениях;

- Основы обучения и воспитания детей с нарушением развития;

- Современные подходы к коррекционно-педагогической деятельности.

В декабре 2010 года в рамках регионального конкурса «Учитель года Сахалинской области» проведен конкурс «Открытых уроков учителей специальных (коррекционных) школ».


^ 2.4. Дополнительное образование детей и подростков

В системе образования области функционирует 38 образовательных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимаются 20752 человека, в том числе 464 человека из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 112 человек – с ограниченными возможностями здоровья. Охват дополнительным образованием в 2011 году в области составляет 41 %, что соответствует уровню прошлого года. В сельской местности работают 7 учреждений дополнительного образования, в которых обучается 2738 человек или 13 % от общего количества детей, получающих дополнительное образование. Всего в учреждениях дополнительного образования реализуется 645 образовательных программ по 10-ти различным направлениям деятельности и творчества детей: спортивно-техническое, физкультурно-спортивное, научно-техническое, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, культурологическое, естественнонаучное. В соответствии с направленностью реализуемых образовательных программ 22 учреждения работают по всем видам образовательной деятельности; 16 – одной направленности, среди них: 12 детско-юношеских спортивных школ, 2 станции юных натуралистов, 1 центр детско-юношеского туризма, 1 детская школа искусств. Из общего числа объединений (1805) платные составляют 35 или 1,9 %. Платные объедения работают на базе Автономного образовательного учреждения «Дворец детского (юношеского) творчества» г.Южно-Сахалинска, детско-юношеских спортивных школ, ГБОУ ДОД «Областной центр внешкольной воспитательной работы». Общее количество детей, занимающихся на платной основе, составляет 478 человек или 2,3 %. Среди занимающихся – 53,8 % составляют дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет, 47,2 % - мальчики.

На базе большинства учреждений дополнительного образования детей созданы условия для организации различных форм летнего отдыха, работы детских общественных объединений и организаций. В Областном центре внешкольной воспитательной работы работают областные очно-заочные школы «Зеленый остров», «Лидер», обеспечивается организационная и координирующая роль деятельности областной Ассоциации детских и молодежных организаций и объединений «Содружество».

Учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования обеспечивают 758 педагогических работников, из них 483 человека (63,7 %) имеют высшее образование, 526 человек (69,3 %) – высшую или I-ю квалификационные категории.

Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях обеспечивают 295 педагогов дополнительного образования. Общее число учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках, научных обществах, поисковых отрядах, музеях, творческих мастерских, клубах по интересам составляет 20900 человек.

По итогам проведения в 2011 году конкурса государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей, педагогических работников, реализующих дополнительные образовательные программы, для присуждения и вручения премий Сахалинской области победителями среди учреждений дополнительного образования с выплатой премии 400 тыс. рублей стали:

АНО «Дворец детского (юношеского) творчества» г.Южно-Сахалинск;

МОУДОД «Детско-юношеская спортивная школа» г.Оха;

МОУДОД «Дом детства и юношества» г.Оха.

Победителями среди педагогических работников, реализующих дополнительные образовательные программы, с выплатой премии в размере 75 тыс. рублей стали 6 педагогов дополнительного образования из Холмского – 1 премия, Невельского – 1 премия, Корсаковского – 1 премия, Макаровского – 1 муниципальных образований, г.Южно-Сахалинска – 2 премии.


metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-specialnosti-080502-65ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-sferi-servisa-po-specializacii-organizaciya-deyatelnosti-predpriyatiya-sankt-peterburg-2004-g.html
metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-specialnosti-171100-tver-2001.html
metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-i-preddiplomnoj-praktike-po-specialnosti-200401.html
metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-oformleniyu-raschetno-poyasnitelnoj-zapiski-i-graficheskoj-chasti-diplomnogo-proekta-specialnosti-230101-230102-230105-230401.html
metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-po-specialnosti-170500-mashini-i-apparati-himicheskih-proizvodstv-i-predpriyatij-stroitelnih-materialov.html
metodicheskie-ukazaniya-po-discipline-anglijskij-yazik.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-politicheskih-i-pravovih-uchenij-chast-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/agressiya-chast-10.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-upravlenie-marketingom-specialnost-080111-marketing.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grecheskoe-formalnoe-mishlenie-diapazon-grecheskogo-mishleniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/oporyadke-uplati-nds-zernopererabativayushimi-predpriyatiyami-priobretayushimi-zerno-u-organizacij-i-individualnih-predprinimatelej-primenyayushih-eshn.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nazarov-akkul-komandir-vzvoda-771-go-strelkovogo-polka-starshij-lejtenant.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-sostoyanie-i-sovershenstvovanie-formirovaniya-18-stranica-23.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spasti-soyuz-yu-d-korobkov-doktor-pedagogicheskih-nauk-professor.html
  • exam.bystrickaya.ru/vzveshennaya-plavka-nikelevogo-koncentrata-v-pechi-vzveshennoj-plavkipvp-chast-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-planiruetsya-v-vide-domashnej-raboti-po-temam-programmi-a-takzhe-v-vide-vipolneniya-referatov-po-razdelam.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ves-ostalnoj-drobiz-v-rubrike-vsyo-ne-tak-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/bratya-klodt-i-samara.html
  • education.bystrickaya.ru/2-kakaya-funkciya-prava-svoditsya-zakrepleniyu-fiksacii-sushestvuyushih-obshestvennih-otnoshenij.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkroveniya-materi-o-rodah-i-ne-tolko-o-nih-stranica-5.html
  • shpora.bystrickaya.ru/www-vipartconcert-ru-495-984-6068-stranica-9.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yavleniya-sili-i-slavi-bozhiej-v-russkom-narode-cerkvi-i-protivlenie-im-stranica-14.html
  • uchit.bystrickaya.ru/theatre-t-n-ballet-bl-n-metodicheskie-ukazaniya-po-anglijskomu-yaziku-k-uchebniku-english-for-businessmen.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rozdl1-osoblivost-nauki-naukovogo-znannya-stranica-8.html
  • control.bystrickaya.ru/biznes-plan-ooo-chast-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/daniya-chast-22.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-sozdanie-otnoshenij-planirovanie-prodvizheniya-7-byudzhet-prodvizheniya-8-pravovie-ogranicheniya-prodvizheniya-8-formirovanie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-kabinete-tomasa-ueli-kniga-pervaya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prodolzhenie-sleduet-sodom.html
  • report.bystrickaya.ru/klassnij-chas-dlya-uchashihsya-nachalnih-klassov.html
  • college.bystrickaya.ru/4-kachestvennie-reakcii-na-follikulin-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-i-voprosi-dlya-samostoyatelnoj.html
  • college.bystrickaya.ru/323-fiksaciya-individualnoj-dinamiki-dostizhenij-rebenka-na-materiale-chteniya79.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-obshaya-i-chastnaya-hirurgiya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-specialnosti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-osnovi-filosofii-razrabotana-na-osnove-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-po-specialnostyam-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-dlya-specialnostej.html
  • education.bystrickaya.ru/251-otraslevie-riski-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-magnitogorskij-metallurgicheskij-kombinat.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-pozharnoj-bezopasnosti-dlya-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-ppbo-07-91-stranica-7.html
  • report.bystrickaya.ru/himioterapiya-i-polovaya-zhizn-rekomendacii-i-soveti-predstavlennie-v-knige-virazhayut-lichnoe-mnenie-avtorov-imeyushih.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dejstvie-na-organizm-cheloveka-elektricheskogo-toka-i-pervaya-pomosh-postradavshim-ot-nego.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonodatelnoe-obespechenie-sozdaniya-sovremennoj-infrastrukturi-rossijskoj-ekonomiki-transportnij-aspekt-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/velikij-put-soedineniesochuvstviyai-mudrosti-lama-ole-nidal-kakim-vse-yavlyaetsya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-uroka-gruppi-16pkdp-data-12-02-09-g-prepodavatel-shutka-valentina-nikolaevna-tema-programmi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.