.RU

на более высоком уровне - «Развитие системы повышения квалификации, ориентированной на вне­дрение современной научно-образовательной...


на более высоком уровне, осно­вываясь на знаниях, полученных при обучении по программе первого цикла.




  1. Объем ЕНМ блока должен составлять не менее 24 кредитов ECTS и содержать углубленные курсы.

  2. Математическая подготовка должна обеспечивать глубокие знания, умение применять математические методы для решения сложных (нестан­дартных) инженерных задач.

2.5.3. Естественнонаучная подготовка должна обеспечивать глубокие зна­ния и понимание процессов, явлений, законов природы и их последующего применения в инженерной практике.

2.6. Блок общепрофессиональных и специальных дисциплин (ОПСД) дол­
жен обеспечивать глубокую подготовку специалиста, необходимую для ус­
пешной профессиональной деятельности и способствовать развитию организа­
торских и управленческих навыков.

  1. Объем ОПСД блока должен составлять не менее 30 кредитов ECTS и должен содержать углубленные курсы, определяющие специализацию.

  2. Изучение инженерных дисциплин должно соответствовать уровню естественнонаучных и математических знаний и обеспечивать умение приме­нять их в инженерной практике.

  3. Обучение инженерному проектированию должно способствовать раз­витию у студентов творческого мышления и навыков, позволяющих решать инженерные задачи, требующие применения углубленных инженерных зна­ний, абстрактного мышления и оригинального анализа, выходящие за рамки вопросов, охватываемых стандартами и практикой. Обязательными элементами проектирования должны быть определение целей и критериев, анализ, син­тез, построение, испытание и оценка.




  1. Обязательным элементом программы является выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских проектов в объеме не ме­нее 20 кредитов ECTS.

  2. Обучение по программе должно завершаться выполнением выпускной квалификационной работы ( диссертации ) общим объемом не менее 24 кре­дитов ECTS.

Критерий 3. Студенты и учебный процесс.

  1. Студенты, принимаемые на магистерскую программу, должны успешно освоить программу первого цикла соответствующего направления.

  2. Студенты должны иметь глубокую фундаментальную подготовку, необходимую для освоения магистерской программы.

  3. Учебный процесс должен обеспечивать достижение результатов обу­чения всеми студентами. Программа должна иметь механизм, обеспечиваю­щий непрерывный контроль выполнения учебного плана и обратную связь для его совершенствования.

  4. Важным фактором является академическая мобильность, предусмат­ривающая изучение студентами ряда дисциплин учебного плана, прохождение практик и стажировок в других вузах страны и/или за рубежом.

Критерий 4. Профессорско-преподавательский состав.

4.1. Профессорско-преподавательский состав (ППС) должен быть пред­
ставлен специалистами во всех областях знаний, охватываемых образова­
тельной программой.

4.2. Преподаватели должны иметь достаточный уровень квалификации.

  1. ППС должен иметь соответствующее базовое образование и систе­матически повышать свою квалификацию путем получения дополнительно­го образования, стажировок и т.п.

  2. Важным фактором является наличие у ППС опыта работы в соответ­ствующей отрасли промышленности и выполнение исследовательских проектов.

  3. ППС должен быть вовлечен в совершенствование программы в це­лом и ее отдельных дисциплин.

  4. Важным фактором является участие преподавателей в профессио­нальных обществах, получение ими стипендий и грантов.

  5. Важным фактором является наличие среди преподавателей членов академий и лауреатов премий.




  1. Число преподавателей, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, должно составлять не менее 60% от общего числа ППС, участвующего в реализации программы, при этом число преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук должно быть не менее 20%.

  2. Преподаватели должны активно участвовать в выполнении научно-исследовательских, конструкторских и научно-методических работ, что должно быть подтверждено отчетами, участием в научных конференциях, а также наличием не менее двух научных публикаций в год.

  3. Каждый преподаватель должен знать и уметь обосновать место своей дисциплины в учебном плане, ее взаимосвязь с предшествующими и после­дующими дисциплинами и понимать роль дисциплины в формировании спе­циалиста.

  4. Текучесть преподавательских кадров не должна превышать 40 % за аккредитационный период.

Критерий 5. Подготовка к профессиональной деятельности.

  1. Подготовка к инженерной деятельности должна осуществляться в тече­ние всего периода обучения. ^ Опыт проектной деятельности должен форми­роваться в процессе выполнения курсовых работ и проектов, включающих эко­номические, этические, социально-политические и экологические аспекты, вопросы устойчивого развития и безопасности труда.

  2. Образовательная программа должна обеспечивать достижение всеми студентами результатов обучения, необходимых для профессиональной дея­тельности. По окончании программы студенты должны:

  1. Демонстрировать глубокие естественнонаучные, математические и инженерные знания и детальное понимание научных принципов профес­сиональной деятельности.

  2. Иметь критическую осведомленность о передовых знаниях в про­фессиональной сфере.

  3. Применять полученные знания для решения нечетко определенных инженерных задач, а также задач в новых областях своей специализации.

  4. Использовать творческий подход для разработки новых ориги­нальных идей и методов проектирования для решения инженерных задач.

  5. Определять, систематизировать и получать необходимые данные.

  6. Уметь планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования.

  7. Уметь критически оценивать данные и делать выводы.

  8. Уметь применять новейшие технологии в сфере специализации.

  9. Уметь интегрировать знания различных областей и решать задачи, требующие абстрактного мышления и анализа.




  1. Иметь всестороннее понимание используемых методов и области их применения.

  2. Уметь эффективно работать индивидуально, в качестве члена коман­ды по междисциплинарной тематике, а также руководить командой.

  3. Иметь широкую эрудицию, в том числе знание и понимание совре­менных общественных и политических проблем.

  4. Владеть иностранным языком на уровне, позволяющем работать в интернациональной среде.

5.2.14. Демонстрировать понимание вопросов безопасности и здраво­
охранения, юридических аспектов, ответственности за инженерную деятель­
ность, влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую
среду.

  1. Следовать кодексу профессиональной этики и ответственности.

  2. Уметь самостоятельно учиться и повышать квалификацию в те­чение всего периода профессиональной деятельности.

5.3. В вузе/подразделении должен существовать механизм оценивания ре­зультатов обучения по программе, в целом, и отдельным дисциплинам и до­кументы, подтверждающие их достижение. Данные, получаемые при помощи этого механизма должны использоваться для совершенствования программы и учебного процесса.

Критерий 6. Материально-техническая база.

  1. Материальное обеспечение программы должно быть не ниже лицензи­онных показателей.

  2. Аудитории, лаборатории и их оснащение должны быть современны и адекватны программным целям.

  3. Студенты должны иметь достаточные возможности для самостоятель­ной учебной и исследовательской работы.

  4. Вуз/подразделение должно постоянно обновлять, совершенствовать и расширять материально-техническую базу.

Критерий 7. Информационное обеспечение.

  1. Информационное обеспечение должно быть адекватным целям про­граммы.

  2. Вуз/подразделение должно иметь библиотеку, содержащую необходи­мые для обучения материалы: учебную, техническую и справочную литературу, периодические издания.

  3. В пользовании студентов и преподавателей должны находиться ком­пьютерные классы и терминалы с доступом к информационным ресурсам. Вуз/подразделение должно контролировать доступность и использование этих ресурсов.

  4. Важным фактором является свободный доступ студентов и преподава­телей к информационным ресурсам.

  5. Вуз/подразделение должно постоянно обновлять, совершенствовать и расширять информационную базу.

Критерий 8. Финансы и управление.

  1. Финансовое обеспечение программы должно быть не ниже лицензи­онных показателей.

  2. Финансовая и административная политика вуза/подразделения должна быть нацелена на повышение качества образовательной программы.

  3. Ресурсная политика вуза/подразделения должна быть направлена на поддержание и обеспечение постоянного профессионального роста ППС.

  4. Учебно-вспомогательный персонал и административно-хозяйственная деятельность вуза/подразделения должны соответствовать потребностям об­разовательной программы.

  5. Управление вузом/подразделением должно быть эффективным и обес­печивать совершенствование образовательной программы.

  6. Важным фактором является наличие в вузе системы менеджмента ка­чества.

Критерий 9. Выпускники.

  1. Необходимым условием для аккредитации программы является наличие выпуска специалистов по программе.

  2. В вузе/подразделении должна существовать система изучения востре­бованности, трудоустройства, сопровождения карьеры и непрерывного профессионального совершенствования выпускников вуза.

  3. Данные, полученные при помощи этой системы, должны использовать­ся для оценки достижения целей и дальнейшего совершенствования про­граммы.

Как видно, приведенные критерии общественно-профессиональной аккре­дитации магистерских программ, используемые Ассоциацией инженерного об­разования России при оценке их качества, являются удобным ориентиром для проектирования магистерских программ на основе «компетентостного подхода». Особый интерес для разработчиков образовательных программ пред­ставляют Критерии 1, 2 и 5.

Критерий 1 (Цели образовательной программы) и Критерий 5 (Подготовка к профессиональной деятельности) непосредственно касаются планирования результатов обучения - компетенций выпускников.

Критерий 2 (Содержание образовательной программы) используется для формирования структуры и содержания магистерской программы, которые обеспечивают достижение планируемых результатов обучения.

Критерии 3, 4, 6 - 9 непосредственно не касаются результатов обучения и содержания образовательных программ. Однако, эти критерии необходимо учитывать разработчикам программ при планировании, уже на стадии разра­ботки, их материального, информационного и финансового обеспечения согласно Критерию 6 (Материально-техническая база), Критерию 7 (Информа­ционное обеспечение) и Критерию 8 (Финансы и управление), соответственно, а также для формирования кадрового потенциала программ согласно Крите­рию 4 (Профессорско-преподавательский состав ), планирования организа­ции обучения студентов по Критерию 3 (Студенты и учебный процесс) и ра­боты с выпускниками программы по Критерию 9 (Выпускники).

^ 4. ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Проектирование магистерской программы в рамках реализации Инноваци­онной образовательной программы ТПУ для опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня следует осуществ­лять в два этапа.

^ 4.1. Подготовительный этап проектирования магистерской программы

На подготовительном этапе необходимо определить концепцию, исход­ные данные для проектирования программы и спланировать ее качество.

При этом под качеством образовательной программы понимается ее сбаланси­рованное соответствие запросам студентов, как основных потребителей, и ожиданиям заинтересованных сторон - государства, потенциальных работо­дателей (потребителей специалистов) и профессионального (в том числе меж­дународного) сообщества, а также интересам вуза.

^ В концепции магистерской программы должна быть представлена основ­ная идея программы, обоснована необходимость ее создания, отражены осо­бенности подготовки специалистов, уникальность их компетенций.

Исходными данными для проектирования магистерской программы, в осо­бенности Double Degree — программы, с одной стороны, являются общие тре­бования FEANI к компетенциям специалистов в области техники и техноло­гий на уровне EurEng, общие требования к компетенциям выпускников программ второго цикла согласно стандартам EUR-ACE (SC) и общие требова­ния к подготовке специалистов к профессиональной деятельности по Крите­рию 5 АИОР. Общие требования FEANI важны для формирования целей маги­стерской программы, а общие требования стандартов EUR-ACE (SC) и Критерия 5 АИОР необходимы для определения результатов обучения по ма­гистерской программе. Соответствие магистерской программы указанным об­щим требованиям по целям и результатам, как уже отмечалось, обеспечит ми­ровой уровень подготовки специалистов и, таким образом, удовлетворит запросы студента, интересы вуза, а также отечественного и международного профессионального сообщества.

С другой стороны, исходными данными для проектирования магистерской программы являются специальные требования потенциальных работодателей, которые ожидают трудоустройства выпускников и рассчитывают на их особые компетенции, связанные с уникальностью задач, объектов и видов профессио­нальной (научно-исследовательской, производственно-технологической, орга­низационно-управленческой, проектной и др.) деятельности на различных предприятиях. Соответствие магистерской программы указанным специальным требованиям удовлетворит работодателей, и они будут готовы инвестировать

средства в разработку программы, обеспечение ее необходимыми ресурсами, а также оплачивать целевую подготовку специалистов, что весьма важно.

Важно, также, среди всех потенциальных работодателей выделить страте­гических партнеров, которые будут наиболее активно участвовать в разработ­ке и реализации магистерской программы, в том числе предоставляя свою базу для организации практик и командной работы студентов над реальными проектами. Требования предприятий - стратегических партнеров следует учи­тывать в первую очередь при формировании исходных данных для проектиро­вания магистерской программы, поскольку большинство выпускников про­граммы, очевидно, будет трудоустраиваться на этих предприятиях.

Безусловно, исходными данными для проектирования магистерской про­граммы являются также требования Федерального государственного образова­тельного стандарта высшего профессионального образования, согласно кото­рым для каждой программы должны быть определены цели в области обучения и воспитания специалиста с углубленным профессиональным обра­зованием, обладающего универсальными и предметно-специализирован­ными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и ус­тойчивости на рынке труда.

Соответствие магистерской программы требованиям ФГОС ВПО необхо­димо для соблюдения государственных интересов страны, оправдания ожи­даний вуза, связанных с лицензированием, государственной аккредитацией программы и финансированием из федерального бюджета, а также студентов, заинтересованных в получении диплома государственного образца по оконча­нии программы.

Все указанные выше исходные данные для проектирования магистерской программы интегрируются в виде перечня профессиональных и личност­ных компетенций, которые в последующем дифференцируются для формиро­вания целей образовательной программы и результатов обучения. Следует напомнить их основные отличия: результаты обучения по программе должны достигаться всеми выпускниками в момент окончания программы, а цели образовательной программы реализуются через некоторое время после окон­чания программы и приобретения опыта работы специалистов и могут дос­тигаться не всеми выпускниками.

Таким образом, подготовительный этап проектирования магистерской про­граммы заканчивается, по сути, определением ее концепции и формировани­ем исходных данных для определения целей программы и результатов обучения. При проектировании Double Degree - магистерской программы на подготовительном этапе осуществляется выбор зарубежного университета-партнера, который будет участвовать в разработке и реализации программы.

* * *

Пример.

Совместная с Faculty V Mechanical Engineering and Transport System of the Technische University of Berlin магистерская программа Double Degree Master Program in Engineering Science (DDMPES) спроектирована на кафедре ФВТМ МСФ ТПУ на основе разработанной в 2005 г. магистерской программы « Физи­ка высоких технологий в машиностроении ». Важно отметить, что соглашение между TUB и ТПУ о разработке совместной Double Degree — магистерской про­граммы стало логическим продолжением сотрудничества кафедры ФВТМ МСФ и Faculty V Mechanical Engineering and Transport System в научно-технологической сфере с распространением его на область образования.

Коллектив сотрудников кафедры ФВТМ МСФ давно сотрудничает с Техни­ческим университетом Берлина в области научных исследований. Предложение Томского политехнического университета расширить сферу взаимодействия, • включив в нее образовательную компоненту, нашло живой отклик у руково­дства Technische University of Berlin. Естественно, что профиль проектируемой совместной программы должен был отвечать интересам обоих университетов, как минимум, и ориентирован на мировую конкурентную среду, как максимум.

Основателем научной школы, на базе которой разработана магистерская программа DDMPES, является Псахье Сергей Григорьевич, профессор, д.ф.-м.н., заведующий кафедрой ФВТМ МСФ, директор Института физики прочно­сти и материаловедения СО РАН. Научная школа С.Г. Псахье является естест­венным продолжением Научной школы академика В.Е. Панина и связана с раз­витием дискретных методов моделирования для решения фундаментальных и прикладных задач разработки новых технологий и материалов, которые полу­чили мировое признание и используются как в России, так и за рубежом.

Институт физики прочности и материаловедения СО РАН и Институт силь­ноточной электроники СО РАН, как стратегические партнеры Томского поли­технического университета, осуществляют кадровую и материально-техническую поддержку магистерской программы. Они служат базой для науч­но-исследовательских и производственных практик студентов и предоставляют новейшее лабораторное оборудование для организации учебно-научного про­цесса. Привлечение Technische University of Berlin в качестве зарубежного стра­тегического партнера для разработки и реализации Double Degree - магистер­ской программы позволило существенно повысить качество и конкурентоспособность программы за счет привлечения кадрового потенциала, уникальных компетенций и научно-образовательных ресурсов ведущего евро­пейского технического университета.

Совместная ТПУ - TUB магистерская программа ориентирована на удовле­творение потребностей российских научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, а также промышленных предприятий в высоко­квалифицированных кадрах для разработки современных наукоемких техноло-

гий и внедрения их в производство. Особенно актуальна подготовка таких спе­циалистов для предприятий - резидентов Томской технико-внедренческой зо­ны, работающих в области нанотехнологий.

Потребность в выпускниках совместной ТПУ - TUB магистерской програм­мы испытывает ряд отечественных и транснациональных компаний, в том чис­ле ОАО «Российские железные дороги», ООО «ТПСВ - Томь», ООО «Аква-зон», «Сатурн», Argonait Ltd, Simens, Daimler и др. Основным стратегическим партнером - заказчиком и потребителем специалистов - выпускников Double Degree Master Program in Engineering Science планируется крупнейшая россий­ская транспортная компания - ОАО «Российские железные дороги».

На предварительном этапе проектирования Double Degree Master Program была определена концепция совместной программы. Она была изложена в Study Regulations of the Double Degree Master Program in Engineering Sci-ence/Physikalische Ingenieurwissenschqft (основные правила обучения по DDMPES). В частности, было определено, что совместная магистерская про­грамма должна- быть ориентирована на фундаментальную физико-математическую подготовку, позволяющую выпускникам успешно работать в различных областях машиностроения и быть готовыми к различным видам дея­тельности: научно-исследовательской и проектно-конструкторской в крупных международных корпорациях машиностроительного профиля.

В концепции программы DDMPES были обозначены требуемые базовые знания выпускников в области: numerics and simulation! чзлслеттые расчеты и моделирование, fluid й^йаямсу/гидродинамика, тес/га^гошся/мехатроника, solid state mechanics/механика твердого тела, thermodynamics/термодинамика, techni­cal acoustics/техняческая акустика, а также специальные знания и умения спе­циалистов, которые наряду с общероссийскими требованиями ФГОС ВПО, ме­ждународными требованиями FEANI, Framework for Qualification of the EHEA, EUR-ACE Framework Standards и Критериями АИОР составили набор исход­ных данных для проектирования совместной ТПУ - TUB Double Degree - маги­стерской программы.


monitoring-smi-za-period-yanvar-fevral-2010g.html
monitoring-sobitij-goda-duhovnogo-prosvesheniya-osveshenie-temi-na-sajtah-administracij-rajonov-i-gorodov-chuvashii-maj-2006-g.html
monitoring-sobitij-tretya-dekada-aprelya-pervaya-dekada-maya-2005-g.html
monitoring-socialno-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-semi.html
monitoring-soobshenij-smi-ob-obshestvennoj-palate-rf-s-1-dekabrya-po-31-dekabrya-2010-goda.html
monitoring-soobshenij-smi-ob-obshestvennoj-palate-rf-za-fevral-2012-goda-stranica-11.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-rf-ob-avtorskom-prave-i-smezhnih-pravahv-red-2004-g-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-pervaya-pravdivaya-istoriya-pro-lyubov.html
  • esse.bystrickaya.ru/pzs-po-sposobu-organizacii-perenosa-i-schitivaniya-zaryadovih-paketov-eti-pribori-podrazdelyayutsya-na-pzs.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionnoe-povedenie-chast-7.html
  • testyi.bystrickaya.ru/93mediaobrazovanie-budushih-professionalov-ot-evropi-do-ameriki-mediaobrazovani-e-v-vedushih-stranah-zapada.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-proektirovaniyu-i-montazhu-sistem-otopleniya-zdanij-iz-metalloplastikovih-trub-vsn-123-90-stranica-21.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-shkole-napravlen-na-dostizhenie-sleduyushih-celej-osvoenie-znanij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-metodika-prepodavaniya-truda-s-praktikumom-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-visshego-pedagogicheskogo-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-031200-00.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-anglijskomu-yaziku-v-5-m-klasse-po-teme-tradicii-britanii.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-ix-istochniki-91-normativnie-pravovie-akti-uchebno-metodicheskij-kompleks-buhgalterskij-finansovij-uchet.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-s-tolstoj-doktor-yuridicheskih-nauk-professor-zaveduyushij-kafedroj-grazhdansko-pravovih-disciplin-yuridicheskogo-fakulteta-moskovskogo-gosudarstvennogo-socialnogo-universiteta-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-i-budushee-m-n-kedrov-glavnij-redaktor-o-l-knipper-chehova-a-d-popov-e-e-severin-n-m-gorchakov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/41-naimenovanie-razdelov-i-tem-poyasnitelnaya-zapiska-itogovaya-gosudarstvennaya-attestaciya-po-specialnosti-030505.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-soderzhanie-uchebnoj-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xvii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sost-a-g-chernyavskaya-psihologiya-gospodstva-i-podchineniya-hrestomatiya-stranica-9.html
  • essay.bystrickaya.ru/business-at-work-chast-9.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-vzyata-s-sajta-stranica-38.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-dlya-enciklopedii-nauchnih-koncepcij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-garin-proroki-i-poeti-shekspir-stranica-18.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-soderzhit-informaciyu-o-sost.html
  • znanie.bystrickaya.ru/64otladochnij-rezhim-rukovodstvo-po-ekspluatacii-kubf-421445-009-re.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-v-oblasti-tamozhennogo-dela-i-ih-rassmotrenie-chast-12.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/ya-posramlen-vladimir-sanin-beloe-proklyatie-povest.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-russkoj-muziki-razrabotana-daleko-ne-polno-otsutstvie-sistematicheskoj-i-vsestoronnej-publikacii-materialov-ohvativayushih-vazhnejshie-oblasti-muzikalno-stranica-6.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-sistemi-obrazovaniya-municipalnogo-rajona-belebeevskogo-rajona-i-g-belebeya-na-2006-2010-godi-utv.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-vtoraya-zatmenie-perevod.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-logisticheskoj-sistemi-v-territorialno-raspredelennih-promishlennih-kompleksah.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kosmologicheskij-vklad-ejnshtejna-kniga-rasskazivaet-o-krupnejshih-problemah-astronomii-fiziki-himii-biologii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prognoz-dinamiki-chislennosti-respublikanskaya-celevaya-programma-razvitie-agropromishlennogo-kompleksa-kabardino-balkarskoj.html
  • school.bystrickaya.ru/hai-stevan-l-evti-mo-zhivotni-put-puteshestvi-a-stranica-9.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-smirennoe-hozhdenie-dzhon-f-makartur.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2-o-svyatosti-v-pravoslavii-predislovie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-i-ejhvald-1795-1876-rodilsya-v-g-mitave-nine-g-elgava-kuplyandskoj-gubernii-latviya-gde-i-poluchil-pervonachalnoe-obrazovanie-v-1814g-on-otpravilsya-v-berlinskij-universitet-dlya-izucheniya-estestvennih-n.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-k-provedeniyu-prakticheskih-zanyatij-i-samostoyatelnoj-raboti-po-epidemiologii-studentami-v-vi-kursov-lechebnogo-fakulteta-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.