Нанайская сказка «Айога»
.RU

Нанайская сказка «Айога»


Тема: Нанайская сказка «Айога»

Цель: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста, сформировать умение правильно выражать свои мысли.

• Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.

Так сказал один английский философ Фрэнсис Бэкон. Сегодня на уроке литературного чтении я мы с вами будем читать, беседовать и может что-нибудь запишем. Посмотрите на экран. На экране вы видите литературных героев. Скажите из каких произведений эти герои и кто их автор?

1. Липунюшка. (Лев Толстой. Липунюшка. Сказка)

*Что ты можешь сказать об этом герое, Липунюшке?

(Это маленький мальчик, который появился на свет очень странно, веселый, находчивый, трудолюбивый, очень любит своих родителей)

2. Три сестры. ( Татарская сказка)

*Кто из них является положительным героем?

(Самая младшая сестра, которая сразу бросила все свои дела и отправилась на помощь маме.)

*Назови отрицательные черты характера двух других сестер.

(Неуважение к старшим, безразличие, эгоизм)

3. Старый дед и внучек. (Лев Толстой. Басня «Старый дед и внучек)

*Чему учит эта сказка?

(Нужно быть внимательными по отношению к старым людям, уважать старших, и к тебе потом будет такое же отношение)

*Перечислите черты характера, которые бы вы хотели видеть в людях?

(Доброжелательность, трудолюбие, заботливость, уважение, скромность, отзывчивость, смелость, ласковые, справедливые)

*А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества характера?

*В каждом живом существе: в тебе, во мне – живет много персонажей, и далеко не все из них симпатичные... Мы еще вернемся к этому высказыванию и продолжим его.

^ ПРИЕМ «Прогнозирование по иллюстрации»

* А сейчас посмотрите на эту героиню, это главная героиня сказки, которую мы сегодня будем читать. Попробуйте описать эту девочку, определить черты ее характера.

(Маленькая красивая девочка, в национальной одежде, которая смотрит в чашу на свое отражение, красуется, любуется собой, по все видимости она себе очень нравится)

*Откройте книги и прочитайте заголовок.

*Сказку какого народа мы сегодня будем читать?

*Дома вы должны были найти информацию об этом народе, где и как они живут? (Нанайцы (устаревшее название – гольды) – один из малочисленных народов Дальнего Востока., живший в 17 веке. по реке Уссури. Нанайцы почти не знали земледелия; скотоводство было слабо развито, но позднее они приручили некоторых домашних животных: свиней. Кур, лошадей, занимались ловлей рыбы и ей одной почти питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и собак. Нанайцы – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб они шили себе одежду. Собирали дикие ягоды, яблоки, виноград, из которого варили густой кисло-сладкий сок. Ездили на собачьих упряжках. Нанайцы - среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего косым разрезом; волосы черные, прямые и жесткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в 2.

Подготовка к чтению

^ Словарная работа

В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов?

Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.

Покоробятся – искривятся, станут неровными.

Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.

^ ПРИЕМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»

*Прочитайте первый абзац

*Что вы заметили? (…. Многоточие)

*Вспомните, что обозначает этот знак? (Мысль не закончена, или будет неожиданный поворот событий)

*Можно ли продолжить мысль? (Баловали ее, восторгались ею, восхваляли ее)

*Чтение второй части до слов…… Пойди принеси воды, Айога!

*Чтение третьей части начинается «АЙГА ЗАГОРДИЛАСЬ»

*Почему она загордилась? ( Ей уделяли много внимания, все ее любили, восхищались ее красотой. Она все чаще стала любоваться собой, заниматься только собой, никого не замечать)

*А это к чему привело? (Она стала ленивой)

*Найдите строки, в которых говорится о самовлюбленности девочки. ( 2 абзац)

*Как вы думаете, гордость – это хорошее качество характера? ( Нет, она загордилась и понравилась сама себе. Да, гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения)

*Действительно, гордость – это хорошее качество характера, но есть похожее на гордость слово -гордыня. Гордыня – это самовлюбленность и эгоизм.

*С чего началось превращение Айоги в самовлюбленную и эгоистичную девочку?

^ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ»

*Как вы думаете, принесет девочка воды? (ДА, потому что ее попросила мама, а мама – это самый дорогой, любимый человек для нас, для меня по крайней мере. НЕТ, потому что она стала горой и ленивой, стала заботится только о себе и не обращать внимание на других)

^ ПРОЧИТАЕМ, КАК ПОСТУПИЛА АЙОГА

(Пошла и принесла воды соседская девочка)

*Как же гордыня АЙОГИ отразилась на ее отношениях с близкими людьми?

(Она стала грубая, дерзкая, перестала помогать матери)

*Почему отказалась выполнить просьбу матери? (Слишком занята любование собой, она жалеет себя)

*Придумывая всякие отговорки, Айога считает себя правой или виноватой?

Прочитайте диалог матери и Айоги про себя, чтобы подготовиться к чтению по ролям.

^ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ПО РОЛЯМ

ЧИТАЕМ ПРОДОЛЖЕНИЕ до слов….. Дай мне лепешку, мать.

*Что произошло дальше? (Я думаю, что мама дала дочери, чтобы показать, что мама не обиделась, что дочь для нее дорога, она дала ей лепешку. А я думаю, что нет. Мама поступила так как Айога, придумывая какие-нибудь отговорки, и, чтобы проучить дочь, отдаст той соседской девочке.)

*Сейчас мы узнаем, совпали ли ваши предположения, прочитав до конца.

(Чтение диалога матери с Айогой.¬

*Что заметили? (Мать и дочь поменялись ролями, теперь просит дочь, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, теперь возвращаются к ней)

*Кто же виноват в том, что Айога стала такой? (В первую очередь она сама виновата, но и сами окружающие «помогли» ей в этом)

(Чтение пятой части)

*Прочитайте остальную часть текста самостоятельно и ответьте: Почему и как была наказана девочка? (Она превратилась в гуся, в ней шипело зло, шея у нее вытягивалась)

*Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? Найдите момент превращения и зачитайте.

*Где произошло превращение? (У реки, она пошла к реке, чтобы в очередной раз полюбоваться своим отражением в ней)

*И не только поэтому. Ведь в сказках вода – это волшебный мир, где происходят какие-то чудеса, хранится таинственность.

*Послужило ли это уроком ей? (Нет, она по-прежнему гордилась своей красотой

*А на самом деле какой она стала? (Некрасивой, неуклюжей)

*Так какое же испытание она не выдержала? (Испытание красотой)

*Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.

* На что обрекают себя самовлюбленные люди? (На одиночество и страдания)

^ ИТОГ УРОКА:

*Чему учит сказка?

*Что нужно ценить в людях?

*Вернемся к высказыванию, которое мы прочитали в начале урока и продолжим его. (В каждом живом существе: в тебе, во мне – живет много персонажей, и далеко не все из них симпатичные. Бывают эгоистичные и самовлюбленные люди, как наша героиня)

*А сейчас я предлагаю вам взять зеркало, посмотреться в него и вспомнить были ли в вашей жизни ситуации самовлюбленности и эгоизма, а если не было, то ситуации, в которых у вас проявлялась гордость, чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к старшим.

(Высказывания детей)

*Чтобы вырасти достойным гражданином своей Родины, хозяином своей жизни, успешным человеком, какие качества характера мы должны с вами вырабатывать с детства? (Трудолюбие, гордость, заботу, силу воли, терпение, уважение к старшим, настойчивость)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Прочитать выразительно сказку, нарисовать иллюстрацию к сказке, записать черты характера, которые вы бы хотели видеть в людях

o-realizacii-polozhenij-gl-24-1-bk-rf-i-prikaza-fk-ot-22-02-2006-g-zn.html
o-realizacii-programmi-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-v-2011-godu.html
o-realizacii-programmi-razvitiya-sozdanie-uslovij-dlya-formirovaniya-shkoli-tvorcheskoj-samorealizacii-razvitiya-uchebnih-i-pedagogicheskih-kompetencij-2011g.html
o-realizacii-respublikanskoj-programmi-razvitiya-legkoj-promishlennosti-chuvashskoj-respubliki-na-2005-2010-godi-za-2005-2009-godi.html
o-realnom-i-idealnom-ili-soprotivlenie-slepoj-vere-chelovek-vechno-zhivyot-v-tumane.html
o-regionalnih-i-municipalnih-programmah-podderzhki-predprinimatelstva-soprovozhdenie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-2-k-temam-4-6-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2008-g.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-teologicheskij-analiz-germenevtika.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-razrabotka-geoinformacionnoj-sistemi-obespecheniya-ekologicheskoj-bezopasnosti-pri-likvidacii-avarijnih-razlivov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-predmet-muzika-kak-i-drugie-predmeti-nachalnoj-shkoli-razvivaya-umenie-uchitsya-prizvan-formirovat-u-rebenka-sovremennuyu-kartinu-mira-cel-massovogo-muzikalnogo-obrazovaniya-i-vospitaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/azdaan-tarihi-derekter-men-statistikali-mlmetter.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-osnovi-menedzhmenta-dlya-studentov-tehnicheskih-specialnostej-moskva-2007.html
  • studies.bystrickaya.ru/gasparov-m-l-zanimatelnaya-greciya-novoe-literaturnoe-obozrenie-m-2004-stranica-6.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriko-publicisticheskoe-izdanie-ok-kultnie-sili-sssr-stranica-4.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/slovo-predostavlyaetsya-pyatiklassnikam.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yu-s-zharikov-zaveduyushij-kafedroj-ugolovnogo-prava-i-processa-sga-kandidat-yuridicheskih-nauk-docent.html
  • student.bystrickaya.ru/126-effektivnih-uprazhnenij-po-razvitiyu-vashej-pamyati.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nestor-stranica-31.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mchs-v-chrezvichajnoj-situacii-gazeta-kommersant-internet-versiya-22032012-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-22-marta-2012-g.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zdorovesberegayushie-tehnologii-i-principi-zdorovesberezheniya-na-urokah-trudovogo-obucheniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-neprerivnom-obrazovanii-moskovskij-oblastnoj-obshestvennij-fond-novih-tehnologij-v.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-obekti-izobrazheniya-v-romane-4-problematika-romana.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/plavanie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mestnoe-samoupravlenie-kak-forma-mestnoj-publichnoj-vlasti-chast-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/opisanie-tehnologij-ochistki-vozduha-ot-vrednih-gazov.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleks-energosfera-programmnoe-obespechenie-server-oprosa-rukovodstvo-polzovatelya-versiya-59-0.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-6-k-dokladu-fts-rossii-o-rezultatah-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-prakticheskoj-realizacii-obrazovatelnoj-programmi-2008-2009-uchebnogo-goda-harakteristika-gimnazii-i-principi-eyo-obrazovatelnoj-politiki-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-kompetentnost-i-kompetencii-nauchnij-psihologo-pedagogicheskij-zhurnal-metodologiya-teoriya-praktika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-chitatelyu-ken-uilber-blagodat-i-stojkost-duhovnost-i-iscelenie-v-istorii-zhizni-i-smerti-treji-killam-uilber.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplom-s-otlichiem-po-specialnosti-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-okruzhnogo-konkursa-po-zhanru-ekologiya-i.html
  • studies.bystrickaya.ru/koncepciya-determinizma-v-klassicheskom-estestvoznanii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-brodyazhih-vospominanij-dalnevostochnogo-geologa-poiskovika.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-specialnost-030501-65-021100.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-vozdejstvie-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-svyatie-knyazya-fedotov-g-p-f34-svyatie-drevnej-rusipredisl-d-s-lihacheva-i-a-v-menya-komment-s-s-bichkova.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekonstrukciya-i-modernizaciya-molochnotovarnih-ferm-v-selskohozyajstvennih-i-inih-organizaciyah-ih-filialah-v-20102015-godah.html
  • institute.bystrickaya.ru/foliant-zhelanij-ili-utrennyaya-skazka-dedushki-vampira.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-rinok-myasa-i-myasoproduktov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vladeniya-barona-deki-osobennosti-mezhplanetnogo-shpionazha.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.