.RU

Нанайская сказка «Айога»


Тема: Нанайская сказка «Айога»

Цель: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста, сформировать умение правильно выражать свои мысли.

• Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.

Так сказал один английский философ Фрэнсис Бэкон. Сегодня на уроке литературного чтении я мы с вами будем читать, беседовать и может что-нибудь запишем. Посмотрите на экран. На экране вы видите литературных героев. Скажите из каких произведений эти герои и кто их автор?

1. Липунюшка. (Лев Толстой. Липунюшка. Сказка)

*Что ты можешь сказать об этом герое, Липунюшке?

(Это маленький мальчик, который появился на свет очень странно, веселый, находчивый, трудолюбивый, очень любит своих родителей)

2. Три сестры. ( Татарская сказка)

*Кто из них является положительным героем?

(Самая младшая сестра, которая сразу бросила все свои дела и отправилась на помощь маме.)

*Назови отрицательные черты характера двух других сестер.

(Неуважение к старшим, безразличие, эгоизм)

3. Старый дед и внучек. (Лев Толстой. Басня «Старый дед и внучек)

*Чему учит эта сказка?

(Нужно быть внимательными по отношению к старым людям, уважать старших, и к тебе потом будет такое же отношение)

*Перечислите черты характера, которые бы вы хотели видеть в людях?

(Доброжелательность, трудолюбие, заботливость, уважение, скромность, отзывчивость, смелость, ласковые, справедливые)

*А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества характера?

*В каждом живом существе: в тебе, во мне – живет много персонажей, и далеко не все из них симпатичные... Мы еще вернемся к этому высказыванию и продолжим его.

^ ПРИЕМ «Прогнозирование по иллюстрации»

* А сейчас посмотрите на эту героиню, это главная героиня сказки, которую мы сегодня будем читать. Попробуйте описать эту девочку, определить черты ее характера.

(Маленькая красивая девочка, в национальной одежде, которая смотрит в чашу на свое отражение, красуется, любуется собой, по все видимости она себе очень нравится)

*Откройте книги и прочитайте заголовок.

*Сказку какого народа мы сегодня будем читать?

*Дома вы должны были найти информацию об этом народе, где и как они живут? (Нанайцы (устаревшее название – гольды) – один из малочисленных народов Дальнего Востока., живший в 17 веке. по реке Уссури. Нанайцы почти не знали земледелия; скотоводство было слабо развито, но позднее они приручили некоторых домашних животных: свиней. Кур, лошадей, занимались ловлей рыбы и ей одной почти питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и собак. Нанайцы – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб они шили себе одежду. Собирали дикие ягоды, яблоки, виноград, из которого варили густой кисло-сладкий сок. Ездили на собачьих упряжках. Нанайцы - среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего косым разрезом; волосы черные, прямые и жесткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в 2.

Подготовка к чтению

^ Словарная работа

В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов?

Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.

Покоробятся – искривятся, станут неровными.

Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.

^ ПРИЕМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»

*Прочитайте первый абзац

*Что вы заметили? (…. Многоточие)

*Вспомните, что обозначает этот знак? (Мысль не закончена, или будет неожиданный поворот событий)

*Можно ли продолжить мысль? (Баловали ее, восторгались ею, восхваляли ее)

*Чтение второй части до слов…… Пойди принеси воды, Айога!

*Чтение третьей части начинается «АЙГА ЗАГОРДИЛАСЬ»

*Почему она загордилась? ( Ей уделяли много внимания, все ее любили, восхищались ее красотой. Она все чаще стала любоваться собой, заниматься только собой, никого не замечать)

*А это к чему привело? (Она стала ленивой)

*Найдите строки, в которых говорится о самовлюбленности девочки. ( 2 абзац)

*Как вы думаете, гордость – это хорошее качество характера? ( Нет, она загордилась и понравилась сама себе. Да, гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения)

*Действительно, гордость – это хорошее качество характера, но есть похожее на гордость слово -гордыня. Гордыня – это самовлюбленность и эгоизм.

*С чего началось превращение Айоги в самовлюбленную и эгоистичную девочку?

^ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ»

*Как вы думаете, принесет девочка воды? (ДА, потому что ее попросила мама, а мама – это самый дорогой, любимый человек для нас, для меня по крайней мере. НЕТ, потому что она стала горой и ленивой, стала заботится только о себе и не обращать внимание на других)

^ ПРОЧИТАЕМ, КАК ПОСТУПИЛА АЙОГА

(Пошла и принесла воды соседская девочка)

*Как же гордыня АЙОГИ отразилась на ее отношениях с близкими людьми?

(Она стала грубая, дерзкая, перестала помогать матери)

*Почему отказалась выполнить просьбу матери? (Слишком занята любование собой, она жалеет себя)

*Придумывая всякие отговорки, Айога считает себя правой или виноватой?

Прочитайте диалог матери и Айоги про себя, чтобы подготовиться к чтению по ролям.

^ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ПО РОЛЯМ

ЧИТАЕМ ПРОДОЛЖЕНИЕ до слов….. Дай мне лепешку, мать.

*Что произошло дальше? (Я думаю, что мама дала дочери, чтобы показать, что мама не обиделась, что дочь для нее дорога, она дала ей лепешку. А я думаю, что нет. Мама поступила так как Айога, придумывая какие-нибудь отговорки, и, чтобы проучить дочь, отдаст той соседской девочке.)

*Сейчас мы узнаем, совпали ли ваши предположения, прочитав до конца.

(Чтение диалога матери с Айогой.¬

*Что заметили? (Мать и дочь поменялись ролями, теперь просит дочь, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, теперь возвращаются к ней)

*Кто же виноват в том, что Айога стала такой? (В первую очередь она сама виновата, но и сами окружающие «помогли» ей в этом)

(Чтение пятой части)

*Прочитайте остальную часть текста самостоятельно и ответьте: Почему и как была наказана девочка? (Она превратилась в гуся, в ней шипело зло, шея у нее вытягивалась)

*Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? Найдите момент превращения и зачитайте.

*Где произошло превращение? (У реки, она пошла к реке, чтобы в очередной раз полюбоваться своим отражением в ней)

*И не только поэтому. Ведь в сказках вода – это волшебный мир, где происходят какие-то чудеса, хранится таинственность.

*Послужило ли это уроком ей? (Нет, она по-прежнему гордилась своей красотой

*А на самом деле какой она стала? (Некрасивой, неуклюжей)

*Так какое же испытание она не выдержала? (Испытание красотой)

*Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.

* На что обрекают себя самовлюбленные люди? (На одиночество и страдания)

^ ИТОГ УРОКА:

*Чему учит сказка?

*Что нужно ценить в людях?

*Вернемся к высказыванию, которое мы прочитали в начале урока и продолжим его. (В каждом живом существе: в тебе, во мне – живет много персонажей, и далеко не все из них симпатичные. Бывают эгоистичные и самовлюбленные люди, как наша героиня)

*А сейчас я предлагаю вам взять зеркало, посмотреться в него и вспомнить были ли в вашей жизни ситуации самовлюбленности и эгоизма, а если не было, то ситуации, в которых у вас проявлялась гордость, чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к старшим.

(Высказывания детей)

*Чтобы вырасти достойным гражданином своей Родины, хозяином своей жизни, успешным человеком, какие качества характера мы должны с вами вырабатывать с детства? (Трудолюбие, гордость, заботу, силу воли, терпение, уважение к старшим, настойчивость)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Прочитать выразительно сказку, нарисовать иллюстрацию к сказке, записать черты характера, которые вы бы хотели видеть в людях

o-realizacii-polozhenij-gl-24-1-bk-rf-i-prikaza-fk-ot-22-02-2006-g-zn.html
o-realizacii-programmi-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-v-2011-godu.html
o-realizacii-programmi-razvitiya-sozdanie-uslovij-dlya-formirovaniya-shkoli-tvorcheskoj-samorealizacii-razvitiya-uchebnih-i-pedagogicheskih-kompetencij-2011g.html
o-realizacii-respublikanskoj-programmi-razvitiya-legkoj-promishlennosti-chuvashskoj-respubliki-na-2005-2010-godi-za-2005-2009-godi.html
o-realnom-i-idealnom-ili-soprotivlenie-slepoj-vere-chelovek-vechno-zhivyot-v-tumane.html
o-regionalnih-i-municipalnih-programmah-podderzhki-predprinimatelstva-soprovozhdenie.html
  • desk.bystrickaya.ru/opredeleniya-oboznacheniya-i-sokrasheniya-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oblk-vekselnih-operacj.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yu-p-orlovskogo-kollektiv-stranica-47.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplin-forma-dlya-studentov-fso-pgu-18-206.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-muzika-uchebnoe-posobie-soderzhit-fenomenologiyu-snizheniya-tempa-deyatelnosti-medlitelnost-a-takzhe.html
  • universitet.bystrickaya.ru/t-a-kovaleva-vnesenie-v-gosudarstvennij-kadastr-nedvizhimosti-stranica-13.html
  • desk.bystrickaya.ru/oru-podryadchika-na-vipolnenie-rabot-po-remontu-krishi-mdou-detskij-sad-skazka-s-oranki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnik-anglijskogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/lyuboj-uvazhayushij-sebya-narod-obyazatelno-imeet-svoi-svyatini-dlya-narodov-strani-nosivshej-kogda-to-gordoe-imya-sssr-a-do-togo-nazivavshejsya-rossijskoj-imperiej-ta-stranica-22.html
  • credit.bystrickaya.ru/politicheskie-i-pravovie-ucheniya-klassikov-nemeckoj-filosofii-konca-xviii-nachala-xix-v.html
  • shpora.bystrickaya.ru/z-dopolneniya-dzhon-enrajt-zametki-o-geshtalt-terapii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nishamja-kausharavinopavarnitam-stranica-14.html
  • klass.bystrickaya.ru/85-padenie-hrusheva-hutorskoj-v-ya-istoriya-rossii-sovetskaya-epoha-1917-1993-2-e-izd.html
  • studies.bystrickaya.ru/grafchn-roboti-na-kompyuter.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-slovar-osnovnih-terminov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnostyam-050301-032900-russkij-yazik-i-literatura.html
  • desk.bystrickaya.ru/pokazateli-obuchennosti-po-inostrannomu-yaziku-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-3-gruppi-r-31-specialnost-210306.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-minzdrava-rf-ot-19-avgusta-1997-g-n-249-o-nomenklature-specialnostej-srednego-medicinskogo-i-farmacevticheskogo-personala-s-izmeneniyami-ot-19-yanvarya-1999-g-6-fevralya-2001-g-stranica-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/dve-strategii-adaptacii-tekuchesti-krovi-k-potrebnostyam-organizma-cheloveka-pri-mishechnoj-deyatelnosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-samostoyatelnaya-rabota-aspirantov-yavlyaetsya-neotemlemoj-sostavnoj-chastyu-uchebnogo-processa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sposobi-virazheniya-grammaticheskih-morfologicheskih-znachenij-kasevich-v-b-k28-semantika-sintaksis-morfologiya.html
  • composition.bystrickaya.ru/opredelenii-ot-21-maya-2004-g-po-delu-n-49-g04-48-diplomaticheskaya-akademiya-ministerstva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-sedmogo-otkritogo-zimnego-festivalya-kvn-snezhnij-kom-2011-otkritij-zimnij-festival-kvn-snezhnij-kom-provoditsya-v-ramkah-programmi-severnaya-liga-kvn.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prichini-vozniknoveniya-osnovnih-boleznej-sovremennogo-cheloveka-s-pozicij-zapadnoj-medicini.html
  • letter.bystrickaya.ru/obekti-zhivotnogo-mira-otnesennie-k-obektam-ohoti-dejstviya-po-presecheniyu-narushenij-obyazatelnih-trebovanij-zakonodatelstva.html
  • university.bystrickaya.ru/filologicheskij-fakultet-konferencii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-e-n-docent-zav-kafedroj-ekonomicheskoj-teorii-i-gosudarstvennogo-upravleniya-kei-gvuz-kneu-im-vadima-getmana-zam-predsedatelya-orgkomiteta.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-gruppa-disciplina-auditoriya-ponedelnik.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-zadachi-osoznanie-i-zakreplenie-osnovnih-ponyatij-energosberezheniya-vospitanie-berezhnogo-otnosheniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/togo-kakim-obrazom-skritie-poroki-mogut-proyavitsya-pri-kommunalnom-zhizneustroenii-i-kak-oni-samim-rokovim-obrazom-mogut-razrushit-slozhnuyu-konstrukciyu-sociuma.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/9-osnovnoe-soderzhanie-disciplini-metodicheskoe-posobie-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-v-ob-otnosheniyah-mezhdu-parlamentom-i-pravitelstvom-uchebnoe-posobie-sost-prof-v-v-maklakov-2-e-izd.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-pitaniya-uchebnij-plan-ou-rezhim-obucheniya-5-kadrovoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-17-finansovoe.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-5-1-chto-harakterizuet-ekonomiku-v-znachenii-nauka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.