.RU

Нанайская сказка «Айога»


Тема: Нанайская сказка «Айога»

Цель: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста, сформировать умение правильно выражать свои мысли.

• Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.

Так сказал один английский философ Фрэнсис Бэкон. Сегодня на уроке литературного чтении я мы с вами будем читать, беседовать и может что-нибудь запишем. Посмотрите на экран. На экране вы видите литературных героев. Скажите из каких произведений эти герои и кто их автор?

1. Липунюшка. (Лев Толстой. Липунюшка. Сказка)

*Что ты можешь сказать об этом герое, Липунюшке?

(Это маленький мальчик, который появился на свет очень странно, веселый, находчивый, трудолюбивый, очень любит своих родителей)

2. Три сестры. ( Татарская сказка)

*Кто из них является положительным героем?

(Самая младшая сестра, которая сразу бросила все свои дела и отправилась на помощь маме.)

*Назови отрицательные черты характера двух других сестер.

(Неуважение к старшим, безразличие, эгоизм)

3. Старый дед и внучек. (Лев Толстой. Басня «Старый дед и внучек)

*Чему учит эта сказка?

(Нужно быть внимательными по отношению к старым людям, уважать старших, и к тебе потом будет такое же отношение)

*Перечислите черты характера, которые бы вы хотели видеть в людях?

(Доброжелательность, трудолюбие, заботливость, уважение, скромность, отзывчивость, смелость, ласковые, справедливые)

*А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества характера?

*В каждом живом существе: в тебе, во мне – живет много персонажей, и далеко не все из них симпатичные... Мы еще вернемся к этому высказыванию и продолжим его.

^ ПРИЕМ «Прогнозирование по иллюстрации»

* А сейчас посмотрите на эту героиню, это главная героиня сказки, которую мы сегодня будем читать. Попробуйте описать эту девочку, определить черты ее характера.

(Маленькая красивая девочка, в национальной одежде, которая смотрит в чашу на свое отражение, красуется, любуется собой, по все видимости она себе очень нравится)

*Откройте книги и прочитайте заголовок.

*Сказку какого народа мы сегодня будем читать?

*Дома вы должны были найти информацию об этом народе, где и как они живут? (Нанайцы (устаревшее название – гольды) – один из малочисленных народов Дальнего Востока., живший в 17 веке. по реке Уссури. Нанайцы почти не знали земледелия; скотоводство было слабо развито, но позднее они приручили некоторых домашних животных: свиней. Кур, лошадей, занимались ловлей рыбы и ей одной почти питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и собак. Нанайцы – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб они шили себе одежду. Собирали дикие ягоды, яблоки, виноград, из которого варили густой кисло-сладкий сок. Ездили на собачьих упряжках. Нанайцы - среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего косым разрезом; волосы черные, прямые и жесткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в 2.

Подготовка к чтению

^ Словарная работа

В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов?

Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.

Покоробятся – искривятся, станут неровными.

Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.

^ ПРИЕМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»

*Прочитайте первый абзац

*Что вы заметили? (…. Многоточие)

*Вспомните, что обозначает этот знак? (Мысль не закончена, или будет неожиданный поворот событий)

*Можно ли продолжить мысль? (Баловали ее, восторгались ею, восхваляли ее)

*Чтение второй части до слов…… Пойди принеси воды, Айога!

*Чтение третьей части начинается «АЙГА ЗАГОРДИЛАСЬ»

*Почему она загордилась? ( Ей уделяли много внимания, все ее любили, восхищались ее красотой. Она все чаще стала любоваться собой, заниматься только собой, никого не замечать)

*А это к чему привело? (Она стала ленивой)

*Найдите строки, в которых говорится о самовлюбленности девочки. ( 2 абзац)

*Как вы думаете, гордость – это хорошее качество характера? ( Нет, она загордилась и понравилась сама себе. Да, гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения)

*Действительно, гордость – это хорошее качество характера, но есть похожее на гордость слово -гордыня. Гордыня – это самовлюбленность и эгоизм.

*С чего началось превращение Айоги в самовлюбленную и эгоистичную девочку?

^ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ»

*Как вы думаете, принесет девочка воды? (ДА, потому что ее попросила мама, а мама – это самый дорогой, любимый человек для нас, для меня по крайней мере. НЕТ, потому что она стала горой и ленивой, стала заботится только о себе и не обращать внимание на других)

^ ПРОЧИТАЕМ, КАК ПОСТУПИЛА АЙОГА

(Пошла и принесла воды соседская девочка)

*Как же гордыня АЙОГИ отразилась на ее отношениях с близкими людьми?

(Она стала грубая, дерзкая, перестала помогать матери)

*Почему отказалась выполнить просьбу матери? (Слишком занята любование собой, она жалеет себя)

*Придумывая всякие отговорки, Айога считает себя правой или виноватой?

Прочитайте диалог матери и Айоги про себя, чтобы подготовиться к чтению по ролям.

^ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ПО РОЛЯМ

ЧИТАЕМ ПРОДОЛЖЕНИЕ до слов….. Дай мне лепешку, мать.

*Что произошло дальше? (Я думаю, что мама дала дочери, чтобы показать, что мама не обиделась, что дочь для нее дорога, она дала ей лепешку. А я думаю, что нет. Мама поступила так как Айога, придумывая какие-нибудь отговорки, и, чтобы проучить дочь, отдаст той соседской девочке.)

*Сейчас мы узнаем, совпали ли ваши предположения, прочитав до конца.

(Чтение диалога матери с Айогой.¬

*Что заметили? (Мать и дочь поменялись ролями, теперь просит дочь, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, теперь возвращаются к ней)

*Кто же виноват в том, что Айога стала такой? (В первую очередь она сама виновата, но и сами окружающие «помогли» ей в этом)

(Чтение пятой части)

*Прочитайте остальную часть текста самостоятельно и ответьте: Почему и как была наказана девочка? (Она превратилась в гуся, в ней шипело зло, шея у нее вытягивалась)

*Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? Найдите момент превращения и зачитайте.

*Где произошло превращение? (У реки, она пошла к реке, чтобы в очередной раз полюбоваться своим отражением в ней)

*И не только поэтому. Ведь в сказках вода – это волшебный мир, где происходят какие-то чудеса, хранится таинственность.

*Послужило ли это уроком ей? (Нет, она по-прежнему гордилась своей красотой

*А на самом деле какой она стала? (Некрасивой, неуклюжей)

*Так какое же испытание она не выдержала? (Испытание красотой)

*Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.

* На что обрекают себя самовлюбленные люди? (На одиночество и страдания)

^ ИТОГ УРОКА:

*Чему учит сказка?

*Что нужно ценить в людях?

*Вернемся к высказыванию, которое мы прочитали в начале урока и продолжим его. (В каждом живом существе: в тебе, во мне – живет много персонажей, и далеко не все из них симпатичные. Бывают эгоистичные и самовлюбленные люди, как наша героиня)

*А сейчас я предлагаю вам взять зеркало, посмотреться в него и вспомнить были ли в вашей жизни ситуации самовлюбленности и эгоизма, а если не было, то ситуации, в которых у вас проявлялась гордость, чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к старшим.

(Высказывания детей)

*Чтобы вырасти достойным гражданином своей Родины, хозяином своей жизни, успешным человеком, какие качества характера мы должны с вами вырабатывать с детства? (Трудолюбие, гордость, заботу, силу воли, терпение, уважение к старшим, настойчивость)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Прочитать выразительно сказку, нарисовать иллюстрацию к сказке, записать черты характера, которые вы бы хотели видеть в людях

o-realizacii-polozhenij-gl-24-1-bk-rf-i-prikaza-fk-ot-22-02-2006-g-zn.html
o-realizacii-programmi-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-v-2011-godu.html
o-realizacii-programmi-razvitiya-sozdanie-uslovij-dlya-formirovaniya-shkoli-tvorcheskoj-samorealizacii-razvitiya-uchebnih-i-pedagogicheskih-kompetencij-2011g.html
o-realizacii-respublikanskoj-programmi-razvitiya-legkoj-promishlennosti-chuvashskoj-respubliki-na-2005-2010-godi-za-2005-2009-godi.html
o-realnom-i-idealnom-ili-soprotivlenie-slepoj-vere-chelovek-vechno-zhivyot-v-tumane.html
o-regionalnih-i-municipalnih-programmah-podderzhki-predprinimatelstva-soprovozhdenie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vii-vserossijskaya-konferenciya-revmatologiya-v-realnoj-klinicheskoj-praktike.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/delegatov-dlya-uchastiya-na-vserossijskom-bale-vipusknik-2008g-moskva.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-fakulteta-ekonomiki-stranica-7.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-sekciya-instituta-metodika-sovremennogo-proektirovaniya-pravoslavnih-hramov-i-vossozdaniya-utrachennih-postroek-8.html
  • institute.bystrickaya.ru/frejd-z-psihopatologiya-obidennoj-zhizni.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-kraj-rekomenduet-rukovodstvu-rajonov-i-poselenij-perehodit-na-pyatiletnij-srok-polnomochij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabotka-strukturi-lokalnoj-vichislitelnoj-seti-mnogoprofilnogo-predpriyatiya-chast-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/majkov-valerian-nikolaevich-tolstoj-aleksej-nikolaevich-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomnij-proekt-rabota.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-diplomnaya-rabota-tema-klientoorientirovannaya-poziciya-i-povedenie-prodavca-v-torgovoj-kompanii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/n-g-hajrullina-doktor-istoricheskih-nauk-professor.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-kulturi-bezopasnogo-obraza-zhizni-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-sosh-80.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uglublennoe-izuchenie-anglijskogo-yazika-po-napravleniyu-podgotovki-080507-65-menedzhment-organizacii.html
  • control.bystrickaya.ru/deyatelnost-municipalnoj-sistemi-obrazovaniya-v-2010-godu-bila-orientirovana-na-postroenie-sovremennoj-modeli-obrazovaniya-soglasno-trebovaniyam-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya-shkola.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/diagnoz-i-lechenie-pri-bolyah-v-spine.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/utverzhdaemaya-chast-pravovoj-akt-goroda-nizhnego-novgoroda-utverzhdeno-postanovleniem-pravitelstva-nizhegorodskoj-oblasti-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vladimir-azhazha-evgenij-krushelnickij-stranica-9.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b-a-raev-novocherkasskij-muzej-istorii-donskogo-kazachestva-stranica-8.html
  • literature.bystrickaya.ru/darindi-balalarmen-zhrgzletn-zhmis-zhospari-2013-2014-zhil-masati.html
  • tasks.bystrickaya.ru/19-razvedenie-indyukov-programma-ndp-nur-otan-erte-shn-ayanba-100-vidov-semejnogo-biznesa-itom.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-vladimira-slipchenko.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zadachi-nauchit-ponimat-krasotu-okruzhayushego-mira-cherez-neposredstvennoe-soprikosnovenie-s-prirodoj-vospitat-tvorcheskuyu-lichnost-umeyushuyu-nastojchivo-truditsya-dumat.html
  • gramota.bystrickaya.ru/znat-vozrastnuyu-periodizaciyu-molodezhi-znachenie-pokolenij-i-mezhpokolennih-otnoshenij-osnovnie-cennostnie-predstavleniya-i-potrebnosti-molodogo-pokoleniya-osnovnie-socialnie-problemi-molodogo-pokoleniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/kadrovaya-politika-ee-rol-i-znachenie-v-strategii-firmi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/promishlennij-perevorot-v-rossii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25literaturnij-obzor-putej-resheniya-sushestvuyushih-problem-5-tehnologiya-i-organizaciya-stroitelnogo-proizvodstva.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublikanskij-proekt-65.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-i-gosudarstvennie-uslugi-biblioteki-v-perechne-uslug-nomer-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-1-diagnostika-tipov-negarmonichnogo-semejnogo-vospitaniya-otchyot-po-preddiplomnoj-praktike-v-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomchna-ta-torgovo-poltichna-rol-mitnogo-zboru.html
  • education.bystrickaya.ru/272-kolichestvennaya-i-kachestvennaya-ocenka-izmenenij-sostoyaniya-2-lesnie-resursi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-ramkah-programmi-pushkin-pri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del-francii-i-posolstva-francii-v-rossii-ouvrage-ralis-dans-le-cadre-du-programme-stranica-10.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-7-svadba-po-amerikanski-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-po-izucheniyu-inostrannogo-yazika-anglijskij.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-22-kniga-pervaya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/unit-6-blok-chteniya-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-2005-udk-802-0-075-80-bbk-81-2-angl.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.