.RU

Научно-теоретические основы становления и развития народных художественных промыслов и ремесел


Педагогические науки


Научно-теоретические основы становления и развития
народных художественных промыслов и ремесел

Анна Александровна Попова

аспирант, кафедра социально-культурной деятельности
ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

392000, Тамбов, ул. Советская, 6.

arinararadionova@mail.ru

Аннотация. Автором рассмотрены основные научно-теоретические подходы становления и развития народных художественных промыслов и ремесел. В статье обоснована необходимость и важность изучения и сохранения народных промыслов, как основы материальной и духовной культуры русского народа и достояния страны.

^ Ключевые слова: декоративно- прикладное искусство, народные художественные промыслы и ремесла, кустарничество, традиция.

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей.

Россия является одной из самобытных цивилизованных стран, сохранивших народные художественные промыслы, как неотъемлемую часть национальной экономики и культуры.

На протяжении многих лет вопросы изучения и сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел вызывают споры, которые порой переходят в организованные дискуссии, сопровождаемые различными точками зрения. Однако и сегодня эту тему нельзя считать до конца изученной, скорее наоборот, чем прогрессивнее развивается народное искусство, тем большую актуальность и интерес она приобретает. При этом актуальность не столько теоретического, сколько практического характера, связанного с повседневной жизнью современных народных художественных промыслов и ремесел.

Традиции декоративно-прикладного искусства являются основой для развития современных народных художественных промыслов. Поэтому, для того чтобы понять сущность и происхождение такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо, для начала определить, что такое народное искусство.

Народным называют искусство, главной определяющей чертой которого является коллективный характер творчества, проявляющийся в преемственности многовековых традиций. Преемственны, прежде всего, технологические приемы ручного труда, передающиеся от поколения к поколению народных мастеров. Произведения традиционного ручного труда доносят до нас многие художественные образы, связывающие наше время с культурой древности. Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу национальной культуры [1, С. 27].

История возникновения народного художественного искусства подтверждает то, что уже в период архаической культуры зарождались не только различного рода виды изобразительного искусства, но и появлялись первые ремесла. Благодаря огромному количеству материалов, собранных в ходе длительных археологических раскопок, ценнейшим коллекциям произведений изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества этнографических, краеведческих, художественных музеев можно исследовать эволюцию народного художественного творчества. Историю ремесел невозможно отделить от истории русского декоративно-прикладного искусства. Справедливо утверждение: «Всякий мастер декоративного искусства, прежде всего ремесленник» [6, С. 144]. То богатое собрание художественных средств, которое накапливало человечество, начиная с самых ранних стадий своего развития, указывает на неразрывную связь между духовным и материальным производством, между искусством и ремеслом.

Русское декоративно-прикладное и народное изобразительное искусство прошло несколько этапов развития и на каждом из них видна неразрывная связь ремесла и искусства. Первый этап связан с языческой культурой славян, обладающей богатым и сильным духовным и творческим потенциалом, как результат ассимиляции и аккультурации разных этнокультурных общностей, народов с восточнославянским этносом. Источниками сведений о начальной поре развития русского декоративно – прикладного искусства являются, прежде всего, археологические раскопки. Археологические находки позволяют выделить зарождение художественных ремесел в праславянскую (1 тыс. до н.э.) и раннеславянскую дохристианскую эпоху (II в. до н.э. – X в. н.э.). Археологические источники дополняются свидетельствами иностранных путешественников о культуре дохристианской Руси [6, С.145]. На протяжении всего I тыс. до н. э. происходили постоянные смешивания различных этнических групп. Академик Б.А.Рыбаков считает, что процесс миграции славянского этноса, длившийся почти две тысячи лет, завершился появлением первых славянских государств в VI-VII веках. «Приобретение технических навыков и обособление ремесла от общехозяйственных задач происходили на обширной русской территории крайне неравномерно и эта неравномерность была обусловлена совокупностью разнообразных исторических фактов, различно влиявших на темп развития», - пишет он. Хотя происхождение русских ремесел Б.А.Рыбаков относит к IV-VIII векам, историю ремесел на территории русских земель он рассматривает с Трипольской культуры. Процесс развития ремесел в различных этнических группах и в различных регионах зависел от образа жизни (скотоводческий, земледельческий, смешанный) и природных условий [6, С.149].

В.М.Василенко считает создателями произведений декоративно-прикладного искусства городских ремесленников [1, С.32], хотя Б.А.Рыбаков еще ранее доказал параллельное развитие ремесел и в деревнях, и в городах, хотя и отмечал, что «большую трудность представляет разграничение городских и сельских поселений. В каждую историческую эпоху между настоящим городом и деревней существует ряд промежуточных звеньев, которые затруднительно отнести в ту или иную группу, но для древней Руси, где многие сельские поселения имели свой «град» с земельными валами, это разграничение особенно трудно». К IX веку у славянских племен уже сложились в ремесла кузнечное дело, литейно-ювелирное, гончарное производство, косторезное дело и ремесла, связанные с ткачеством, деревообработкой [6, С.150-151].

На втором этапе развития декоративно-прикладного искусства и ремесел (80-е годы Х века – 30-40 годы XIII века), который ученые – этнографы связывают с историей Древнерусского государства, получают свое развитие городское и крестьянское декоративно-прикладное искусство, городские и деревенские ремесла. В этот период в самостоятельные виды ремесла выделяются кузнечное, литейное и гончарное дело. Следует отметить, что в деревне процесс выделения в отдельные виды ремесел, шел гораздо медленнее, чем в городе. Как пишет в своей работе Б.А.Рыбаков, - «Вплоть до XIX века почти каждая крестьянская семья своими силами рубила избу, ладила соху, борону, ставила ткацкий стан, дубила овчины, пряла и ткала лен, изготавливала деревянную мебель и утварь». Конечно, не все изделия деревенских ремесленников представляли художественную ценность, но на каждом из них лежит печать неповторимости настоящего мастера [6, С. 156-157].

Постепенно во многих древнерусских деревнях в ремесленные производства выделились сапожники, гончары, кузнецы, бондари, литейщики-ювелиры и т.д. Именно в этот период появляются изделия, впоследствии ставшие предметом торговли, так называемые кустарные промыслы, среди которых одно из первых мест занимает промысел по производству шиферных пряслиц.

В то время как деревенские, так и городские ремесленники работали на заказ. Бояре и дружинники, как правило, являлись основными заказчиками. Большую часть изделий городские ремесленники продавали не только на городском и деревенском рынках, но и за пределами Киевского княжества. Своего расцвета народные художественные ремесла достигают к XIII веку. Именно в это время начинает осуществляться их экспорт за границу. Созданный русскими мастерами мир художественных образов отличается высокой эстетической силой и красотой, в нем воплощаются в причудливой форме языческие и христианские мотивы в сочетании с местными русскими мотивами и сюжетами.

Как и большинство искусствоведов и этнографов, С.В.Рождественская считает, что с XI до конца XVIII века развивалась единая художественная культура у народных масс и господствующих классов, а в конце XVII-XVIII веков произошло разделение на народную культуру и культуру правящих классов. Однако изучение декоративно-прикладного искусства, художественных ремесел и промыслов показывает, что этот процесс произошел значительно раньше, уже в период XI-XIII веков, когда сформировалось профессиональное декоративно-прикладное и изобразительное искусство [5, С.773].

Формирование народных художественных промыслов происходило одновременно с процессом развития народных ремесел и декоративно-прикладного искусства. Только в конце XIX - начале XX века, в исследованиях дореволюционных лет, появляется понятие «художественные промыслы», до этого времени используется термин «кустарные промыслы» или «народные промыслы».

В своем словаре В.И.Даль дает следующее определение ремесла: «Ремесло, рукомесло, рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб // самое занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда» [3, С. 268-269]. «Промысел» или «промышление» у В.И. Даля означают «ручной труд, то есть ремесленное производство изделий как способ добычи, уменье и средство для жизни, заработков». Недаром эти два понятия в народе использовались вместе в пословицах и поговорках, таких как По ремеслу и промысел, У ремесла не без промысла [3, С. 252-253]. И вновь, обращаясь к В.И.Далю, узнаем, что «кустарь» или «кустарник» - это промышленник, работающий дома. «Кустарником» назывался и барышник, раздающий рабочим на дому «припас для работы». Изделия кустарей представляли собой «самый плохой и дешевый товар, с виду похожий на фабричный, и потому сбивающий цену» [3, С. 122-123].

Зарождение промыслов можно отнести к X-XI веку на территории северо-восточной Руси. В эпоху Киевской Руси появились промыслы овручских камнерезов по изготовлению шиферных пряслиц. Изделия, созданные в деревенской вотчинной и городской среде ремесленников, изготовлялись не только для себя, но и на продажу. У исследователей народной культуры и искусствоведов они получают статус произведений декоративно-прикладного искусства, однако когда эти изделия становятся массовыми предметами, предназначенными для рынка, то используется понятие «народный промысел». Мастера народных промыслов противопоставляются профессиональным художникам и профессиональным мастерам декоративно-прикладного искусства. По меткому выражению М.А.Ильина, «промыслы являлись в феодальную эпоху своего рода профессиональными объединениями одаренных лиц, работавших на широкий круг потребителей» [4, С. 138].

Художественно-образный строй произведений древнерусского декоративно-прикладного искусства почти за десять веков развития отличался определенным единством взглядов на форму, природу и сущность предметов, независимо от того, в какой ремесленной среде они создавались. Поэтому появление художественных промыслов необходимо рассматривать с того периода, когда Россия вступила на общеевропейский путь развития, а крестьянское и городское художественное ремесло в силу сложившихся условий жизни и классовой структуры осталось верным традициям народного изобразительного искусства. С XVII до начала XX века шел процесс трансформации крестьянского народного искусства, фольклора, обычаев и обрядов в городской среде и одновременно на творчество деревенских ремесленников оказывали влияние городские ремесла, фабрично-заводская промышленность [2, С. 146].

Конечно, трудно провести грань между предметом быта и произведением прикладного искусства, работой ремесленника и памятником художественного ремесла. Декоративно-прикладное искусство включает в свою структуру и произведения с повышенной декоративно-эстетической функцией, и бытовые предметы, сделанные безвестным кустарем, но обладающие блестящим мастерством, чувством владения материалом и ярко выраженной функциональностью. Одновременно с этим происходила специализация промыслов, выделяющихся из кустарной промышленности: одни ориентировались на изготовление предметов крестьянского быта с использованием наиболее доступных природных материалов или продуктов, производимых в собственном хозяйстве, другие промыслы выполняли заказы аристократии, и при изготовлении изделий использовались золото, серебро, жемчуг, финифть, дорогие ткани, другие материалы. Но, несмотря на различия эти два направления народных промыслов имеют одну черту - это тесная связь с кустарничеством.

Дискуссии, связанные с исследованием кустарничества велись еще в конце XIX века, но особенно актуальны они стали в начале XX века, когда художественные изделия кустарей получили широкое признание не только в России, но и за ее пределами. Большинство исследований рассматривало кустарничество как социально-экономическое явление, так как кустарные промыслы считались государством, прежде всего, как одна из отраслей народного хозяйства. Для определения места и роли кустарных промыслов в истории русской культуры необходимо рассмотреть их состояние накануне революции 1917 года и найти корни многих сложных явлений, повлиявших на развитие кустарничества в советский период [1, С. 46-47].

Во второй половине XIX века происходит быстрое развитие кустарных промыслов не только в городах, но и в деревне. Крестьянство оказалось вовлеченным в сферу промышленного развития.

Крестьянские промыслы были тесно связаны с бытом русской деревни, но в отличие от традиционного народного искусства, создаваемого для собственных нужд, изделия кустаря предназначались для рынка. Постепенно кустарничество приобрело характер профессии, ремесла. По своему характеру художественное кустарничество близко соприкасалось с народным искусством, идеями, образами и выразительными средствами, но отличалось от него по целям и задачам. Утратив самостоятельность в выборе сюжетов, и пренебрегая традициями крестьянского бытового искусства, кустарь целиком зависел от потребностей рынка и вкусов моды определенной эпохи. Постепенно кустарничество принимало характер промыслов, бытовавших в определенной местности и пользовавшихся наибольшим спросом на внутреннем, а впоследствии и внешнем рынке. К началу XX века кустарничество заняло значительное место в экономике страны, но все больше отрывалось от народных истоков творчества. Перед первой мировой войной даже рост промышленности не мог вытеснить крестьянские промыслы, ручное производство. Изделия кустарей были не только дешевле, но и красивее фабричных. Способствовал распространению промыслов, в первую очередь художественных, и повышенный интерес к народному крестьянскому искусству. Стимулировала кустарное производство и мода на изделия народных мастеров в конце XIX - начале XX века, что было связано с пропагандой художественных промыслов на выставках различного уровня в России и за рубежом [1, С. 54-55]. Примечательно, что в это время начинается всестороннее изучение народных художественных промыслов историками, этнографами, искусствоведами и экономистами. Также не остается без внимания исследователей и деятельность кустарей, не связанных с созданием произведений декоративно-прикладного искусства, а представляющих кустарную промышленность (печники, сапожники, валяльщики, портные и т.д.).

Только ко второй половине XIX-началу XX века появляется много новых художественных промыслов, среди которых вятский кружевной промысел, заонежский вышивальный промысел и т.д. Большинство из них начинает работать на город, и только в бытовавших близ села центрах еще сохраняются промыслы, отвечающие традиционным местным особенностям. Но при всех обстоятельствах творческий ручной труд и мастерское исполнительское искусство являлись основой художественного кустарного производства [1, С.77-78].

Многие талантливые мастера и художники на протяжении веков вкладывали свою душу в развитие искусства художественных промыслов. Каждый из них осуществлял свой вклад в общую сокровищницу искусства страны. Сегодня, старые, мудрые мастера продолжают обучать ремеслу молодое поколение, тем самым сохраняя и передавая из поколения в поколение традиции художественного промысла и опыт многих поколений людей.

В нашей стране сохранены разнообразные традиционные народные художественные промыслы и ремесла. В них находит отражение образ жизни народа, его материальная и духовная культура. И наша цель - сохранить богатейшее национальное достояние для потомков.


Литература:

  1. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М.: Советский художник, 1974. – 294 с.

  2. Василенко В.М. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII - XIX веков. - В кн.: Русское искусство XVIII - первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1971. - С.144-159.

  3. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное состояние. М.: АСТРЕЛЬ: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 348 с.

  4. Ильин М.А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI-XX веков. М., 1976, С. 138-159.

  5. Рождественская С.Б. Народное искусство и народные художественные промыслы. – М.,1997. - С. 773-793.

  6. Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X – XIII вв. – Л., 1971. С.145-157.

  7. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. – М.: Академия Наук СССР, 1948. – 803 с.




metodika-i-tehnika-posobie-dlya-uchitelej-izdanie-pyatoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe-pod-obshej-redakciej-e-i-orzhekovskoj-stranica-25.html
metodika-i-tehnologii-raboti-socialnogo-pedagoga-laboratornij-praktikum.html
metodika-i-tehnologiya-raboti-socialnogo-pedagoga-14-03-05-1-lekciya.html
metodika-identifikacii-veshestv-i-tipa-opasnosti-pravitelstvo-postanovlenie.html
metodika-informacionnoj-raboti-v-podderzhku-deyatelnosti-po-razvitiyu-u-detej-interesa-k-produktivnoj-deyatelnosti-tvorcheskogo-interesa-k-media-i-informacionnim-tehnologiyam-inzhenerno-tehnicheskoj-i-konstruktorskoj-deyatelnosti.html
metodika-intensivnogo-formirovaniya-sistem-ponyatij-o-veshestve-pri-obuchenii-himii-kirillova-v-n.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krasnoyarskij-kraj-pokatashkin-roman-viktorovich-stranica-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/74-vibor-komplektnoj-podstancii-110-kv-zavoda-gruppa-kompanij-elektroshit-tm-samara.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciyali-materialdi-mazmni.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-mi-znaem-o-nebesnih-telah.html
  • lesson.bystrickaya.ru/status-centralnogo-banka-i-osnovi-ego-deyatelnosti-chast-7.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-konferencii-vklyuchaet.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-podgotovki-i-provedeniya-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-9-h-klassov-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gimnazii-1-g-litkarino-v-novoj-forme-v-2009-godu-.html
  • literatura.bystrickaya.ru/semenova-nadezhda-kremnij-element-zhizni-stranica-22.html
  • knigi.bystrickaya.ru/respubliki-belarus-38-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/biznes-plan-i-sredstva-ego-sozdaniya-chast-6.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-hozyain-magiya-i-kultura-v-nauke-upravleniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-2-v-moskve-proshel-i-vserossijskij-roditelskij-forum.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-biologiii-v-11klasse-mbou-verhne-kolchurinskaya-sosh.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-socialno-znachimih-meropriyatij-plan-osnovnih-socialno-znachimih-meropriyatij-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/3-podzemnie-vodi-uchebno-metodicheskij-komplekt-disciplini-fizicheskaya-geografiya-mordovii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/56-rol-mvf-v-razvitii-meo-v-eksporta-121-mlrd-fob-v-importa-124-mlrd-cif-mezhdunarodnie-ekonomicheskie-otnosheniya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vozniknovenie-biologicheskoj-informacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-igrovih-tehnologij-kak-sredstva-povisheniya-motivacii-na-urokah-inostrannogo-yazika.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosti-39.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-praktika-transaktnogo-analizaeksperimentalnoe-issledovanie.html
  • tests.bystrickaya.ru/matka-vo-vremya-beremennosti-zdorovij-obraz-zhizni-isbn-5-88782-005-5.html
  • school.bystrickaya.ru/dgbetankur-i-dshvejcer-antologiya-sekretnaya-istoriya-vampirov.html
  • desk.bystrickaya.ru/polnoe-bibliogra-ficheskoe-opisanie-stati.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sostoyanie-pishevogo-statusa-i-adipokino-citokinovogo-gomeostaza-u-bolnih-s-hronicheskimi-zabolevaniyami-gastropankreatoduodenalnogo-kompleksa-14-00-05-vnutrennie-bolezni.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monashestvo-monastiri-v-a-cipin-cipin-v-a-cerkovnoe-pravo-kurs-lekcij-m-kruglij-stol-po-religioznomu-obrazovaniyu.html
  • tests.bystrickaya.ru/luchshij-partner-po-prodazham-produktov-microsoft-zakazchikam-malogo-biznesa-v-kazahstane-2011-goda.html
  • shkola.bystrickaya.ru/p-v-plat-28-06-2007-goda-stranica-10.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-4-dohod-ot-realizacii-statya-nalogovoe-zakonodatelstvo-respubliki-kazahstan-statya-dejstvie-nalogovogo-zakonodatelstva.html
  • college.bystrickaya.ru/132-o-strukture-sistemi-gosudarstvennogo-rezerva-kak-gosudarstvennoe.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravopisanie-kornej-suffiksov-okonchanij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-mintruda-rf-n-3-minobrazovaniya-rf-n-1-ot-13-01-2000.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialno-psihologicheskij-fakultet-stranica-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uznavat-sravnivat-tematicheskoe-planirovanie-s-opredeleniem-osnovnih-vidov-uchebnoj-deyatelnosti-obuchayushihsya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-ii-kyoln-29-dekabrya-1912-lekciya-i-kyoln-28-dekabrya-1912-lekciya-ii-kyoln-29-dekabrya-1912.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-pro-muzikalnoe-derevo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.