.RU

Название педагогического вуза




РЕЦЕНЗИЯ НА КОМПЛЕКТ УММ К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ/КУРСУ


Название педагогического вуза: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Образовательная область /учебный предмет: Филология/Теория и методика обучения иностранным языкам

Название УМ/УК Основы проектирования уроков по немецкому языку с использованием цифровых образовательных ресурсов при формировании грамматических навыков иноязычного общения

Шифр (в соответствии с утвержденным Перечнем УМ/УК):

1. Общая характеристика представленного материала:


На рецензию представлен УМК модуля в составе:

1.Аннотация – описывает цели, задачи, взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности, ожидаемые результаты освоения модуля, перечень элементов комплекта УММ, описание инновационности и актуальности представленного модуля со списком авторов и нормативных документов.

При этом дана подробная и комплексная характеристика инновационности не только по содержанию, но и по методам, формам и средствам обучения. Такой подход не только дает полное представление об инновационности, но и свидетельствует о высокой профессиональной компетенции разработчиков.

2.^ Рабочая программа – описывает требования к уровню усвоения модуля, объем учебных часов и их распределение по формам занятий, требования к обязательному минимуму содержания программы, перечень литературы и пособий, формы контроля, рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе.

Следует отметить функциональный стиль описания программы. Она не изобилует пустыми общими фразами и дает ясную, конкретную картину предлагаемого модуля.

3.^ Конспект лекций – дает не только краткое описание лекционного материала, но и описывает характер подачи материала в процессе лекции. В качестве положительного следует отметить наличие общения со студентами в виде блиц - опроса. Крайне положительно с точки зрения компетентностного подхода можно оценить и факт наличия в содержании лекционных занятий тематики, связанной с формированием общеучебных и компенсационных умений учащихся в процессе работы с ЦОР.

Одновременно необходимо отметить и наличие в тексте лекций ряда вопросов, которые целесообразнее было бы вынести на практические и самостоятельные занятия (как, например, обзор современных обучающих программ или компонентов используемого ЦОР). Невыигрышным смотрится и список литературы, использованной для составления лекции. Это всего два источника, один из них одностраничный. Складывается впечатление, что лекционный материал полностью заимствован из одного источника, причем десятилетней давности. Эти факторы снижают и инновационность предлагаемого материала.

4.^ Методические указания к практическим занятиям – содержат тематику, продолжительность, рекомендации студентам по подготовке к занятиям, формулировки практических заданий (в том числе для самостоятельной работы), методику анализа полученных результатов и рекомендации преподавателям, а также перечень и краткое описание технических средств.

Практические задания для студентов имеют конкретный характер, отличаются выраженной и грамотно выстроенной методической прогрессией. Даются конкретные типы заданий с учетом разных форм работы, что делает представленный материал абсолютно функциональным, а не просто теоретическим описанием предполагаемого курса. Положительно впечатляет разнообразие форм работы и типов заданий, охватывающих все уровни знаний и формируемые профессиональные навыки будущих учителей. Особенно следует отметить интегративный характер представленных заданий по отношению ко всему курсу методики.

5. ^ Материалы для текущего контроля знаний студентов – состоят из заданий для текущего контроля в тестовой форме и вопросов экзаменационного теста. Тесты предполагается выполнять в электронной форме, что, несомненно, повышает их качественную характеристику. Задания для текущего контроля несколько однообразные по содержанию, в них не вошли, в частности вопросы по формированию общеучебных умений, рассматриваемые в лекционном материале. Кроме того, из 17 заданий представленного входного теста только 7 связаны с тематикой модуля, остальные проверяют наличие общих знаний по теории методики, в частности по темам анализа УМК, основные принципы обучения иностранным языкам в школе. Материал для экзаменационного теста имеет форму методических задач с набором ответов на выбор. Фактически только этим материалом проверяется знания студентов по представленному модулю.

6.^ Перечень учебной литературы – содержит основные современные источники по теме модуля. Не очень положительно можно оценить наличие в списке УМК (учебник) для школ только одного автора, притом, что есть не мало других. Это снижает содержательный аспект и уровень профессиональной подготовки будущих учителей, которым придется работать с разными учебниками, выстроенными по разной методической и тематической прогрессии. В противном случае получается, что студенты будут в состоянии использовать только один УМК (учебник) с достаточно традиционным подходом.

Кроме того, в программу подготовки входит знание разных методических концепций и практическое умение работы с ними. Следует отметить так же, что у других авторов учебников – например Зверловой – есть свой интернет-портал, предлагающий, в том числе и задания по грамматике. Представляется важным и включить в работу учебные пособия по немецкому языку как иностранному зарубежных авторов, тем более что модуль содержит ссылки на сайты немецких издательств и разработанные ими он-лайн материалы.



Представленный материал в целом носит выраженный практический характер, инновационен, имеет грамотно выстроенную методическую прогрессию, в целом отвечает по форме и содержанию современным методическим подходам.

Однако рассмотрение ряда практических вопросов в процессе лекционных занятий нам представляется не совсем целесообразным. Как и в равной степени, частые ссылки на одни и тот же источник из числа материалов Гете-института. Это создает неправильное впечатление о самостоятельном вкладе автора модуля и об инновационном характере представленного материала.



Представленный материал соответствует основным нормативным документам, регламентирующих содержание общего образования в тех частях, где есть изложение содержательного компонента.


Модуль представляет собой в целом качественный, продуманный материал. Впечатляет разнообразие предлагаемых форм работы и типов заданий. Задания имеют вид рабочих листов, что позволяет практически сразу внедрить модуль в процесс преподавания. Предложенные современные формы работы, построенные по принципу интерактивности, делают материал действительно инновационным. Небольшие недочеты легко устранимы на фазе доработки.


^ 2. Оценка рецензента – предметника качества представленных материалов по критериям, выделенным согласно ТЗ, с развернутыми комментариями (Экспертная карта 2).

Экспертная карта 21


^ 2. 1 качество представленных материалов



Критерий

Уровень

(удовлетворительный/

неудовлетворительный)

Комментарии рецензента 2



Ясное и четкое определение (описание) целей и задач обучения будущих учителей на основе предлагаемых учебно-методических материалов.

Инновационность указанных целей и задач

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Представляется более целесообразным при формулировке инновационности указать ее наличие в самой методической прогрессии представленного модуля и в комбинации типов практических и тестовых материалов, а не только в наличие современных медиа-средств.



Ясное и четкое определение (описание) содержания обучения будущих учителей на основе предлагаемых учебно-методических материалов.

Научная корректность учебных материалов.

Инновационность указанного содержания обучения

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Материал четко структурирован, за описанием целей стоят конкретные формы и пути их достижения.

Научная корректность была бы адекватней, если избегать столь частых ссылок на один источник (материал Гете-института), возможно, добавить в источники собственные публикации авторов модуля.



Ясное и четкое определение (описание) методов обучения будущих учителей на основе предлагаемых учебно-методических материалов.

Инновационность указанных методов обучения

Удовлетворительный

Удовлетворительный

^ Материал очень грамотно выстроен методически, носит комплексный, высоко профессиональный характер



Ясное и четкое определение (описание) форм обучения будущих учителей на основе предлагаемых учебно-методических материалов.

Инновационность указанных форм обучения.

Удовлетворительный

Удовлетворительный

^ Разнообразие форм и их взаимосвязь являются одним из основных достоинств представленного модуля.

Его качество значительно повысится при некотором изменении характера и содержания лекционного материала, а также добавлении в практические занятия заданий по формированию общеучебных умений, заявленных в содержании лекций.




Ясное и четкое определение (описание) средств обучения будущих учителей на основе предлагаемых учебно-методических материалов.

Инновационность указанных средств обучения.

Удовлетворительный

Удовлетворительный

^ Средства обучения транспарентны, современны, отвечают и связаны с описанными компонентами содержания, методами, формами.



Новизна (отличительные особенности, оригинальность) предлагаемой разработки относительно традиционного подхода,
ее соответствие потребностям современного педагогического образования,

обеспечивающего подготовку будущих учителей для работы в ИКТ-насыщенной образовательной среде современной школы

Удовлетворительный


Новизна и инновационность возрастут и станут бесспорными при небольшом изменении содержания и форм подачи лекционного материала



Практикоориентированность учебных материалов (соответствие подготовки потребностям современной школы, возможность использования для подготовки студентов, слушателей системы повышения квалификации)

Удовлетворительный

Следует ввести в модуль практическую работу с различными современными УМК для школы, не ограничиваться только одним учебником

^ Развернутый комментарий, практические рекомендации:

Следующими несложными коррективами можно в значительной степени повысить качество представленного модуля:

1.Изъять из содержания лекций тематику, которую с точки зрения инновационности и деятельностного подхода можно перенести на практические или самостоятельные занятия – Обзор ЦОР и обучающих программ, структурные компоненты конкретных ЦОР.

За счет грамотно составленных вопросников в ключе других практических заданий, такие темы студенты сами в состоянии изучить. Самостоятельно проведенные ими затем занятия с изложением изученного позволят повысить уровень формируемых профессиональных качеств.

Целесообразнее ввести в лекционный материал расширенное исследование формирования общеучебных навыков учащихся в процессе работы с ЦОР – эта тематика стоит в центре дискуссии и в мировой методике, а для России она истинно инновационна.

^ Поэтому важно было бы включить и такой материал в практические занятия.

2. Расширить список источников для лекционного материала (возможно собственными публикациями автора) и список учебной литературы пополнить другими УМК (учебниками для школ), в том числе и зарубежных авторов. Выбор только одного отечественного УМК с традиционной подачей материала неоправдан. В частности свои сайты с учебными, в том числе интерактивными, грамматическими материалами, имеет автор отечественных (рекомендованных для обучения министерством образования и науки) УМК для средней школы О.Зверлова.

Издательство Schubert располагает широким набором он-лайн заданий и заданий в формате Word именно по грамматике для всех уровней общеевропейских стандартов. (www.schubert-verlag.de)

Издательство Hueber выпустило хорошо известный CD-Rom “Uebungsblaetter per Mausklick”, дающий хорошие практические возможности построения тестовых заданий по грамматике на основе иноязычного текста. Это же издательство предлагает интерактивныеCD-ROM для подготовки учебного поурочного материала учителем.

^ Интерактивные материалы имеет издательство Cornelsen (учебник Studio D) и Klett.

Представляется крайне важным, чтобы студенты, если уж речь идет об инновационном курсе, имели представление о существующих материалах хотя бы на ознакомительном уровне .


^ 2.2 Методический потенциал представленных материалов



Критерий

Уровень

(удовлетворительный/

неудовлетворительный)

Комментарии рецензента



^ Использование современных педагогических технологий

Удовлетворительный







Обучение использованию современных методов организации образовательного процесса, нацеленных на мотивацию учеников, работу с информацией, исследовательскую деятельность, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе межпредметных связей и т.п.

Удовлетворительный

Крайне положительным можно считать тот факт, что и сами лекции носят интерактивный характер.




Обучение использованию форм самостоятельной, групповой и индивидуальной учебной деятельности

Удовлетворительный

Именно этот критерий наиболее эффективно разработан автором модуля




Обучение новым формам взаимодействия учителя и ученика (активная самостоятельная деятельность учеников, учитель в роли консультанта, научного руководителя и т.п.)

Удовлетворительный

Этот блок очень хорошо связан с формами обучения

^ Небольшой недостаток есть только в лекционном материале



Организация контрольно-оценочной деятельности

Удовлетворительный







Обучение организации оперативного контроля учебной деятельности

Удовлетворительный

Достигается, в том числе и за счет интерактивного характера занятий, и характера взаимоотношений студент-преподаватель

^ Однако все же следует добавить контрольные тесты промежуточного характера, а не только опираться на входное тестирование знаний.




Обучение использованию новых форм аттестации (тестирование, порт фолио творческих работ и т.п.)

Удовлетворительный

Тестирование целесообразно дополнить заданиями текущего контроля




Обучение будущих учителей оптимальности, эффективности и разнообразию форм и методов контроля учебных достижений школьников (промежуточных, итоговых)

Удовлетворительный

Крайне целесообразно четче обозначить апробацию разработанных студентами тестов в ходе педагогической практики.

Развернутый комментарий, практические рекомендации:

Положительно то, что дан пакет тестовых заданий, в том числе и итоговых.

Задания экзамена имеют форму педагогического задачника, что тоже повышает их практическую значимость.

Однако очевидно, что пакет входных тестовых заданий должен быть дополнен заданиями действительно текущего контроля по разработанной тематике, в частности по тематике формирования общеучебных умений у школьников.

Необходимость проводить апробацию разработанных студентами тестов в ходе практики или самостоятельных занятий совместно с другими курсами логически завершит очень удачно выстроенный материал по формированию профессиональных навыков будущих студентов. Они должны знать на практике, как средствами ЦОР можно создать не просто тестовое задание, но и как сделать его валидным. Тогда разработанные ими порт фолио станут действительно учебным материалом.



^ 2.3 Общие выводы


Общий вывод по поводу дальнейшей реализации рассматриваемого материала

  • работа рекомендуется для экспериментального обучения студентов

  • доработка может быть проведена в процессе экспериментального обучения



^ Дополнительные замечания (по желанию рецензента)


Обоснованные и четкие рекомендации Авторам по доработке материала

1.Дополнить списки литературы (особенно по лекционным занятиям) другими отечественными и зарубежными УМК (учебники для школ), материалами издательств, дополнить ссылки на интернет-ресурсы

2.Вынести из лекционного материала ряд тем практического характера по составу ЦОР и обзору мультимедийных программ на практические занятия

3.Расширить тематику по формированию общеучебных умений в содержании лекционных и практических занятий, ввести эту тематику в текущий и итоговый контроль

4.Допоолнить пакет тестовых заданий заданиями по текущему контролю знаний, получаемых в рамках разработанного модуля

5.Ввести апробацию разработанных студентами тестов в ходе педагогической практики или вне ее на базе школ в качестве научной работы студентов

6.По возможности сделать предложения по выполнению курсовых или дипломных работ по представленной тематике


ФИО рецензента – предметника,
должность



подпись




1 Заполняется рецензентом – предметником (преподавателем вуза, который имеет достаточный опыт преподавания методики обучения конкретному предмету в вузе и владеющий инновационными технологиями обучения, или школьным учителем по предмету, обладающим соответствующей квалификацией)

2 В случае неудовлетворительной оценки комментарий рецензента обязателен.


mnogourovnevij-analiz-dannih-italii-v-pirls-2006-rekomendacii-k-virabotke-obrazovatelnoj-politiki-v-bolgarii-14.html
mnogourovnevoe-obrazovanie-sintez-tradicij-i-innovacij.html
mnogoyadernost-sleduyushij-etap-razvitiya-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti.html
mnogoznachnie-logiki-ya-lukasevicha-chast-4.html
mnoj-razrabotan-distancionnij-kurs-russkij-yazik-10-klass-celyu-kotorogo-yavlyaetsya-obobshenie-i-sistematizaciya-znanij-i-umenij-po-russkomu-yaziku-za-kurs-srednej-shkoli.html
mnozhestva-i-operacii-nad-nimi-stranica-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kursovoj-raboti-povishenie-effektivnosti-ispolzovaniya-resursov-predpriyatiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-nikolaeva.html
  • spur.bystrickaya.ru/likvidacionnij-balans-organizacii-i-poryadok-ego-sostavleniya-stranica-11.html
  • essay.bystrickaya.ru/chelovechestvo-lish-kaplya-intellekta-v-zhizni-vselennoj.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-instrukciya-19-11-2010-01-37-g-baranovichi-po-deloproizvodstvu-uchrezhdeniya-obrazovaniya-baranovichskij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-gosudarstvennogo-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoriya-i-metodika-obucheniya-himii-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/polimodalnoe-ya-i-polimodalnie-motivi-dostizhenij-kak-faktori-akademicheskoj-uspevaemosti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/14sostoyanie-deloproizvodstva-pri-organizacii-uchebnogo-processa-k-otchetu-filiala-o-samoobsledovanii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vii-lyubov-i-materinstvo-anri-truajya.html
  • crib.bystrickaya.ru/iyul--stoimost-21710-byulleten-stat.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-z-ukransko-lteraturi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-infuzionnoj-terapii-pri-beremennosti-i-rodah.html
  • report.bystrickaya.ru/k-federalnomu-zakonu-ot-20-dekabrya-2004-g-n-166-fz-stranica-9.html
  • student.bystrickaya.ru/14-organizacionnie-osnovi-funkcionirovaniya-obektov-gos-i-mun-sektora.html
  • doklad.bystrickaya.ru/virusologiya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reglamentov-predostavleniya-municipalnih-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/opticheskaya-sistema-glaza-i-nekotorie-eyo-osobennosti-nauchnaya-rabota-po-fizike-na-temu-fizika-v-medicine.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-ob-utverzhdenii-sanitarno-epidemiologicheskih-pravil-i-norm-sanitarno-epidemiologicheskie-trebovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tronosposobnost-osnova-imperskogo-soznaniya-zakon-obnovleniya-85.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-koefficient-tahometra-rukovodstvo-polzovatelya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-praktiki-studentov-celyu-uchebnoj-praktiki-yavlyaetsya-oznakomlenie-studentov-s-chislennimi-metodami-resheniya-zadach-po-visshej-matematike-s-ispolzovaniem-kompyuternoj-tehniki-.html
  • studies.bystrickaya.ru/drevnyaya-greciya-kolibel-evropejskoj-kulturi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biofizika-cheloveka-kursi-po-viboru-odna-iz-form-organizacii-uchebno-poznavatelnoj-i-uchebno-issledovatelskoj-deyatelnosti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tretya-kniga-carstv-domashnee-zadanie-16-lekciya-1-17-kniga-bitie-17-vremena-patriarhov-dopotopnoe-vremya-17-period.html
  • bukva.bystrickaya.ru/moi-stariki-sergej-yurskij-kto-derzhit-pauzu.html
  • crib.bystrickaya.ru/kamennaya-letopis-novosibirskoj-oblasti-istoriya-v-pamyatnikah.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-specialnogo-seminara-dlya-studentov-specialnosti-istoriya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-shturm-tokijskogo-zaliva-dalnevostochnij-variant.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-logoritmike-lopotushki.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauka-i-irracionalizm-ili-obobshyonnij-princip-dopolnitelnosti-bora.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-mehanizm-sovershenstvovaniya-sistemi-upravleniya-regionalnimi-zemelnimi-resursami.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vo-vremya-pereriva-odna-zhenshina-kotoraya-vozmushalas-vistupleniem-vitiligo-obnaruzhila-chto-eyo-kozha-vnov-priobrela-normalnij-cvet-i-tolko-malenkie-tonenk-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-3-servisnie-programmnie-sredstva-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-informatika-dlya-dnevnogo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chyornie-diri-i-prostranstvenno-vremennie-paradoksi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.