.RU

Название педагогического вуза




РЕЦЕНЗИЯ НА КОМПЛЕКТ УММ К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ/КУРСУ


Название педагогического вуза: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Образовательная область /учебный предмет: Филология/Теория и методика обучения иностранным языкам

Название УМ/УК Основы проектирования уроков по немецкому языку с использованием цифровых образовательных ресурсов при формировании грамматических навыков иноязычного общения

Шифр (в соответствии с утвержденным Перечнем УМ/УК):

1. Общая характеристика представленного материала:


На рецензию представлен УМК модуля в составе:

1.Аннотация – описывает цели, задачи, взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности, ожидаемые результаты освоения модуля, перечень элементов комплекта УММ, описание инновационности и актуальности представленного модуля со списком авторов и нормативных документов.

При этом дана подробная и комплексная характеристика инновационности не только по содержанию, но и по методам, формам и средствам обучения. Такой подход не только дает полное представление об инновационности, но и свидетельствует о высокой профессиональной компетенции разработчиков.

2.^ Рабочая программа – описывает требования к уровню усвоения модуля, объем учебных часов и их распределение по формам занятий, требования к обязательному минимуму содержания программы, перечень литературы и пособий, формы контроля, рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе.

Следует отметить функциональный стиль описания программы. Она не изобилует пустыми общими фразами и дает ясную, конкретную картину предлагаемого модуля.

3.^ Конспект лекций – дает не только краткое описание лекционного материала, но и описывает характер подачи материала в процессе лекции. В качестве положительного следует отметить наличие общения со студентами в виде блиц - опроса. Крайне положительно с точки зрения компетентностного подхода можно оценить и факт наличия в содержании лекционных занятий тематики, связанной с формированием общеучебных и компенсационных умений учащихся в процессе работы с ЦОР.

Одновременно необходимо отметить и наличие в тексте лекций ряда вопросов, которые целесообразнее было бы вынести на практические и самостоятельные занятия (как, например, обзор современных обучающих программ или компонентов используемого ЦОР). Невыигрышным смотрится и список литературы, использованной для составления лекции. Это всего два источника, один из них одностраничный. Складывается впечатление, что лекционный материал полностью заимствован из одного источника, причем десятилетней давности. Эти факторы снижают и инновационность предлагаемого материала.

4.^ Методические указания к практическим занятиям – содержат тематику, продолжительность, рекомендации студентам по подготовке к занятиям, формулировки практических заданий (в том числе для самостоятельной работы), методику анализа полученных результатов и рекомендации преподавателям, а также перечень и краткое описание технических средств.

Практические задания для студентов имеют конкретный характер, отличаются выраженной и грамотно выстроенной методической прогрессией. Даются конкретные типы заданий с учетом разных форм работы, что делает представленный материал абсолютно функциональным, а не просто теоретическим описанием предполагаемого курса. Положительно впечатляет разнообразие форм работы и типов заданий, охватывающих все уровни знаний и формируемые профессиональные навыки будущих учителей. Особенно следует отметить интегративный характер представленных заданий по отношению ко всему курсу методики.

5. ^ Материалы для текущего контроля знаний студентов – состоят из заданий для текущего контроля в тестовой форме и вопросов экзаменационного теста. Тесты предполагается выполнять в электронной форме, что, несомненно, повышает их качественную характеристику. Задания для текущего контроля несколько однообразные по содержанию, в них не вошли, в частности вопросы по формированию общеучебных умений, рассматриваемые в лекционном материале. Кроме того, из 17 заданий представленного входного теста только 7 связаны с тематикой модуля, остальные проверяют наличие общих знаний по теории методики, в частности по темам анализа УМК, основные принципы обучения иностранным языкам в школе. Материал для экзаменационного теста имеет форму методических задач с набором ответов на выбор. Фактически только этим материалом проверяется знания студентов по представленному модулю.

6.^ Перечень учебной литературы – содержит основные современные источники по теме модуля. Не очень положительно можно оценить наличие в списке УМК (учебник) для школ только одного автора, притом, что есть не мало других. Это снижает содержательный аспект и уровень профессиональной подготовки будущих учителей, которым придется работать с разными учебниками, выстроенными по разной методической и тематической прогрессии. В противном случае получается, что студенты будут в состоянии использовать только один УМК (учебник) с достаточно традиционным подходом.

Кроме того, в программу подготовки входит знание разных методических концепций и практическое умение работы с ними. Следует отметить так же, что у других авторов учебников – например Зверловой – есть свой интернет-портал, предлагающий, в том числе и задания по грамматике. Представляется важным и включить в работу учебные пособия по немецкому языку как иностранному зарубежных авторов, тем более что модуль содержит ссылки на сайты немецких издательств и разработанные ими он-лайн материалы.



Представленный материал в целом носит выраженный практический характер, инновационен, имеет грамотно выстроенную методическую прогрессию, в целом отвечает по форме и содержанию современным методическим подходам.

Однако рассмотрение ряда практических вопросов в процессе лекционных занятий нам представляется не совсем целесообразным. Как и в равной степени, частые ссылки на одни и тот же источник из числа материалов Гете-института. Это создает неправильное впечатление о самостоятельном вкладе автора модуля и об инновационном характере представленного материала.



Представленный материал соответствует основным нормативным документам, регламентирующих содержание общего образования в тех частях, где есть изложение содержательного компонента.


Модуль представляет собой в целом качественный, продуманный материал. Впечатляет разнообразие предлагаемых форм работы и типов заданий. Задания имеют вид рабочих листов, что позволяет практически сразу внедрить модуль в процесс преподавания. Предложенные современные формы работы, построенные по принципу интерактивности, делают материал действительно инновационным. Небольшие недочеты легко устранимы на фазе доработки.


^ 2. Оценка рецензента – предметника качества представленных материалов по критериям, выделенным согласно ТЗ, с развернутыми комментариями (Экспертная карта 2).

Экспертная карта 21


^ 2. 1 качество представленных материалов



Критерий

Уровень

(удовлетворительный/

неудовлетворительный)

Комментарии рецензента 2



Ясное и четкое определение (описание) целей и задач обучения будущих учителей на основе предлагаемых учебно-методических материалов.

Инновационность указанных целей и задач

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Представляется более целесообразным при формулировке инновационности указать ее наличие в самой методической прогрессии представленного модуля и в комбинации типов практических и тестовых материалов, а не только в наличие современных медиа-средств.



Ясное и четкое определение (описание) содержания обучения будущих учителей на основе предлагаемых учебно-методических материалов.

Научная корректность учебных материалов.

Инновационность указанного содержания обучения

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Материал четко структурирован, за описанием целей стоят конкретные формы и пути их достижения.

Научная корректность была бы адекватней, если избегать столь частых ссылок на один источник (материал Гете-института), возможно, добавить в источники собственные публикации авторов модуля.



Ясное и четкое определение (описание) методов обучения будущих учителей на основе предлагаемых учебно-методических материалов.

Инновационность указанных методов обучения

Удовлетворительный

Удовлетворительный

^ Материал очень грамотно выстроен методически, носит комплексный, высоко профессиональный характер



Ясное и четкое определение (описание) форм обучения будущих учителей на основе предлагаемых учебно-методических материалов.

Инновационность указанных форм обучения.

Удовлетворительный

Удовлетворительный

^ Разнообразие форм и их взаимосвязь являются одним из основных достоинств представленного модуля.

Его качество значительно повысится при некотором изменении характера и содержания лекционного материала, а также добавлении в практические занятия заданий по формированию общеучебных умений, заявленных в содержании лекций.




Ясное и четкое определение (описание) средств обучения будущих учителей на основе предлагаемых учебно-методических материалов.

Инновационность указанных средств обучения.

Удовлетворительный

Удовлетворительный

^ Средства обучения транспарентны, современны, отвечают и связаны с описанными компонентами содержания, методами, формами.



Новизна (отличительные особенности, оригинальность) предлагаемой разработки относительно традиционного подхода,
ее соответствие потребностям современного педагогического образования,

обеспечивающего подготовку будущих учителей для работы в ИКТ-насыщенной образовательной среде современной школы

Удовлетворительный


Новизна и инновационность возрастут и станут бесспорными при небольшом изменении содержания и форм подачи лекционного материала



Практикоориентированность учебных материалов (соответствие подготовки потребностям современной школы, возможность использования для подготовки студентов, слушателей системы повышения квалификации)

Удовлетворительный

Следует ввести в модуль практическую работу с различными современными УМК для школы, не ограничиваться только одним учебником

^ Развернутый комментарий, практические рекомендации:

Следующими несложными коррективами можно в значительной степени повысить качество представленного модуля:

1.Изъять из содержания лекций тематику, которую с точки зрения инновационности и деятельностного подхода можно перенести на практические или самостоятельные занятия – Обзор ЦОР и обучающих программ, структурные компоненты конкретных ЦОР.

За счет грамотно составленных вопросников в ключе других практических заданий, такие темы студенты сами в состоянии изучить. Самостоятельно проведенные ими затем занятия с изложением изученного позволят повысить уровень формируемых профессиональных качеств.

Целесообразнее ввести в лекционный материал расширенное исследование формирования общеучебных навыков учащихся в процессе работы с ЦОР – эта тематика стоит в центре дискуссии и в мировой методике, а для России она истинно инновационна.

^ Поэтому важно было бы включить и такой материал в практические занятия.

2. Расширить список источников для лекционного материала (возможно собственными публикациями автора) и список учебной литературы пополнить другими УМК (учебниками для школ), в том числе и зарубежных авторов. Выбор только одного отечественного УМК с традиционной подачей материала неоправдан. В частности свои сайты с учебными, в том числе интерактивными, грамматическими материалами, имеет автор отечественных (рекомендованных для обучения министерством образования и науки) УМК для средней школы О.Зверлова.

Издательство Schubert располагает широким набором он-лайн заданий и заданий в формате Word именно по грамматике для всех уровней общеевропейских стандартов. (www.schubert-verlag.de)

Издательство Hueber выпустило хорошо известный CD-Rom “Uebungsblaetter per Mausklick”, дающий хорошие практические возможности построения тестовых заданий по грамматике на основе иноязычного текста. Это же издательство предлагает интерактивныеCD-ROM для подготовки учебного поурочного материала учителем.

^ Интерактивные материалы имеет издательство Cornelsen (учебник Studio D) и Klett.

Представляется крайне важным, чтобы студенты, если уж речь идет об инновационном курсе, имели представление о существующих материалах хотя бы на ознакомительном уровне .


^ 2.2 Методический потенциал представленных материалов



Критерий

Уровень

(удовлетворительный/

неудовлетворительный)

Комментарии рецензента



^ Использование современных педагогических технологий

Удовлетворительный







Обучение использованию современных методов организации образовательного процесса, нацеленных на мотивацию учеников, работу с информацией, исследовательскую деятельность, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе межпредметных связей и т.п.

Удовлетворительный

Крайне положительным можно считать тот факт, что и сами лекции носят интерактивный характер.




Обучение использованию форм самостоятельной, групповой и индивидуальной учебной деятельности

Удовлетворительный

Именно этот критерий наиболее эффективно разработан автором модуля




Обучение новым формам взаимодействия учителя и ученика (активная самостоятельная деятельность учеников, учитель в роли консультанта, научного руководителя и т.п.)

Удовлетворительный

Этот блок очень хорошо связан с формами обучения

^ Небольшой недостаток есть только в лекционном материале



Организация контрольно-оценочной деятельности

Удовлетворительный







Обучение организации оперативного контроля учебной деятельности

Удовлетворительный

Достигается, в том числе и за счет интерактивного характера занятий, и характера взаимоотношений студент-преподаватель

^ Однако все же следует добавить контрольные тесты промежуточного характера, а не только опираться на входное тестирование знаний.




Обучение использованию новых форм аттестации (тестирование, порт фолио творческих работ и т.п.)

Удовлетворительный

Тестирование целесообразно дополнить заданиями текущего контроля




Обучение будущих учителей оптимальности, эффективности и разнообразию форм и методов контроля учебных достижений школьников (промежуточных, итоговых)

Удовлетворительный

Крайне целесообразно четче обозначить апробацию разработанных студентами тестов в ходе педагогической практики.

Развернутый комментарий, практические рекомендации:

Положительно то, что дан пакет тестовых заданий, в том числе и итоговых.

Задания экзамена имеют форму педагогического задачника, что тоже повышает их практическую значимость.

Однако очевидно, что пакет входных тестовых заданий должен быть дополнен заданиями действительно текущего контроля по разработанной тематике, в частности по тематике формирования общеучебных умений у школьников.

Необходимость проводить апробацию разработанных студентами тестов в ходе практики или самостоятельных занятий совместно с другими курсами логически завершит очень удачно выстроенный материал по формированию профессиональных навыков будущих студентов. Они должны знать на практике, как средствами ЦОР можно создать не просто тестовое задание, но и как сделать его валидным. Тогда разработанные ими порт фолио станут действительно учебным материалом.



^ 2.3 Общие выводы


Общий вывод по поводу дальнейшей реализации рассматриваемого материала

  • работа рекомендуется для экспериментального обучения студентов

  • доработка может быть проведена в процессе экспериментального обучения



^ Дополнительные замечания (по желанию рецензента)


Обоснованные и четкие рекомендации Авторам по доработке материала

1.Дополнить списки литературы (особенно по лекционным занятиям) другими отечественными и зарубежными УМК (учебники для школ), материалами издательств, дополнить ссылки на интернет-ресурсы

2.Вынести из лекционного материала ряд тем практического характера по составу ЦОР и обзору мультимедийных программ на практические занятия

3.Расширить тематику по формированию общеучебных умений в содержании лекционных и практических занятий, ввести эту тематику в текущий и итоговый контроль

4.Допоолнить пакет тестовых заданий заданиями по текущему контролю знаний, получаемых в рамках разработанного модуля

5.Ввести апробацию разработанных студентами тестов в ходе педагогической практики или вне ее на базе школ в качестве научной работы студентов

6.По возможности сделать предложения по выполнению курсовых или дипломных работ по представленной тематике


ФИО рецензента – предметника,
должность



подпись




1 Заполняется рецензентом – предметником (преподавателем вуза, который имеет достаточный опыт преподавания методики обучения конкретному предмету в вузе и владеющий инновационными технологиями обучения, или школьным учителем по предмету, обладающим соответствующей квалификацией)

2 В случае неудовлетворительной оценки комментарий рецензента обязателен.


mnogourovnevij-analiz-dannih-italii-v-pirls-2006-rekomendacii-k-virabotke-obrazovatelnoj-politiki-v-bolgarii-14.html
mnogourovnevoe-obrazovanie-sintez-tradicij-i-innovacij.html
mnogoyadernost-sleduyushij-etap-razvitiya-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti.html
mnogoznachnie-logiki-ya-lukasevicha-chast-4.html
mnoj-razrabotan-distancionnij-kurs-russkij-yazik-10-klass-celyu-kotorogo-yavlyaetsya-obobshenie-i-sistematizaciya-znanij-i-umenij-po-russkomu-yaziku-za-kurs-srednej-shkoli.html
mnozhestva-i-operacii-nad-nimi-stranica-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-detsko-roditelskie-otnosheniya-prihozhan-a-m-tolstih-n-n-psihologiya-sirotstva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-voprosi-sostoyanie-i-perspektivi-cvetnoj-metallurgii-na-rubezhe-vekov-dokladi-plenarnogo-zasedaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/naibolee-chastie-prichini-vozniknoveniya-immunopatologij-u-detej-i-vzroslih-chast-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/498-avtomaticheskoe-obsluzhivanie-rukovodstvo-polzovatelya-setevoj-cifrovoj-videorekorder.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-kafedra-logistiki-nazvanie-kafedri-dlya-aspirantov-specialnosti-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-pravil-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-stranica-9.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mutko-ya-s-neterpeniem-zhdu-nachala-kubka-kremlya-regionalnie-programmi-razvitiya-sporta-zalog-dlya-sotrudnichestva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/socialno-nezashishennie-kategorii-2007-g-organizaciya-otdiha-ozdorovleniya-zanyatosti-detej-podrostkov-i-molodezhi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proektnaya-deyatelnost-metodicheskoe-posobie-provedenie-obrazovatelnih-programm-seminarov-po-povisheniyu-gotovnosti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/cinskih-nauk-docent-v-ya-rodionov-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iii-gosudarstvennaya-administraciya-ee-organi-i-sluzhashie-uchebnik-sozdan-na-osnove-kursa-lekcij-prochitannih.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-mou-sosh-sela-bazarnaya-kensha-nikolskogo-rajona-penzenskoj-oblasti.html
  • exam.bystrickaya.ru/zej-s-zarubezhnimi-stranami-ifa-shtutgart.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/reestr-mest-nahozhdenie-v-kotorih-detej-ne-dopuskaetsya.html
  • essay.bystrickaya.ru/doverennost-o-razmeshenii-zakazov-na-postavki-tovarov-vipolnenie-rabot-okazanie-uslug-dlya-gosudarstvennih.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-1-sostav-i-obem-disciplini-programma-kursa-i-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/redakcii-shnabelya-konspekt-i-voprosi-k-zachyotu-sostavitel.html
  • letter.bystrickaya.ru/nachalo-duhovnogo-puti-celitelstvo-kniga-budet-polezna-psihologam-medikam-pedagogam-filosofam-i-vsem-lyudyam.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-rasshirenie-obshekulturnogo-krugozora-uchashihsya-formirovanie-kulturi-peniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskoe-zanyatie-pishem-vmeste-sochinenie-rassuzhdenie-na-lingvisticheskuyu-temu-rol-prilagatelnih-v-tekste.html
  • lesson.bystrickaya.ru/opiti-ekonomicheskogo-rajonirovaniya-rossijskoj-imperii-xviii-nachala-xx-vv.html
  • writing.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xiv-franciskanskie-sholasti-utopiya-platona.html
  • tests.bystrickaya.ru/kriticheskaya-filosofiya-i-kanta.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trudovoe-obuchenie-plan-raboti-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • books.bystrickaya.ru/bileti-i-otveti-po-turizmu-i-ekskursiyam-chast-91.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-d-moskalenko-knigi-posvyashena-psihologii-zavisimosti-ot-psihoaktivnih-veshestv-alkogolizm-narkomaniya-i-sozavisimosti-sozavisimost-eto-psihologicheskoe-sostoyanie-chlenov-semi-bolnogo-trezvo-zhivushie-rodstvenni.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-otkritogo-uchebnogo-zanyatiya-po-discipline-anglijskij-yazik-po-teme-glagol-povelitelnoe-naklonenie-dlya-gruppi-5860611-kurs.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-etika-i-psihologiya.html
  • institut.bystrickaya.ru/stil.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-gorodskogo-poseleniya-igrim-po-itogam-raboti-v-2009-godu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-10-organizaciya-priyoma-posetitelej-i-rabota-s-pismennimi-obrasheniyami-grazhdan.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-po-russkomu-yaziku-dlya-10-11-klassov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-poyasnitelnaya-zapiska-osnovnie-zadachi-kursa-russkogo-yazika-v-starshih-klassah-po-dannoj-programme-svodyatsya-k-sleduyushemu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovetskaya-rossiya-regions-ru-7-v-yugre-nachala-rabotu-vserossijskaya-konferenciya-po-negosudarstvennomu-pensionnomu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-28-dekabrya-2010-g-n-190n-ob-utverzhdenii-ukazanij-o-poryadke-primeneniya-byudzhetnoj-klassifikacii-rossijskoj-federacii-stranica-15.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.