.RU

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия кафедра русского языка



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА
КАФЕДРА МЕТОДИКИ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС:

Основные понятия и термины

Москва

2006

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: основные понятия и термины — авторы-составители М. Ю. ОЛЕШКОВ, В. М. УВАРОВ — москва: , 2006. — 152 с.
Краткий терминологический словарь содержит более 1000 словарных статей по теории и практике современных инновационных процессов в сфере образования. Широко представлена психологическая и научно-педагогическая терминология по личностно ориентированной педагогике, образовательным технологиям, методологии педагогического исследования, в том числе, в образовательной области «Технология», блочно-модульному обучению и т.п.

Может служить справочным пособием для научных работников, студентов и преподавателей педагогических вузов, учителей и специалистов смежных отраслей знаний.

ОЛЕШКОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ — доцент кафедры русского языка НТГСПА, кандидат педагогических наук.

УВАРОВ ВЛАДИСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ — заведующий кафедрой методики технологии и предпринимательства НТГСПА, профессор, кандидат педагогических наук.




ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в отечественной педагогической науке наиболее актуальной задачей может считаться создание обобщенной теории инновационных процессов в образовании. Отсутствие фундаментальных работ в этой области в условиях разнообразной и вариативной образовательной деятельности не только отдельных учителей-новаторов, но и целых педагогических коллективов приводит к субъективизму и «разночтению» в трактовке множества новых понятий, активно использующихся в научно-педагогической литературе, а также некоторых традиционных терминов, эволюционирующих в системе изменившейся парадигмы образования.

Доминирующими принципами сферы современного образования являются гуманизация и личностная ориентация, что позволяет говорить об изменившихся ценностях педагогической практики в плане развития содержания и технологий в соответствии с меняющейся социокультурной средой. Таким образом, творчески работающий, активно «ищущий» преподаватель нуждается в осмыслении новых общечеловеческих, национально-культурных, нравственных целей образования в их синтезе, в осознании перспективных теоретических представлений и инновационных идей, стимулирующих практику современной школы. Для того, чтобы считать себя настоящим педагогом сегодня, недостаточно иметь способности к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми. Важно ориентироваться в тех инновационных процессах, которые, хотя бы на уровне теоретических изысканий, послужат основой для создания своей собственной концепции, своего взгляда на профессиональную деятельность учителя.

Кроме того, современный педагог — это не только отличный преподаватель, но и исследователь, способный оригинально формулировать и решать стоящие перед педагогической практикой задачи. Помимо эрудиции от него еще требуется и владение современными методами научно-педагогического исследования. Большую роль в этом играют такие факторы, как аттестация педагогических работников, появление экспериментальных площадок, обязательное дипломное проектирование в педагогических учебных заведениях, многообразие образовательных технологий и др.

Поэтому основная цель предлагаемого терминологического словаря — познакомить педагогов образовательных учреждений различных типов с некоторыми основными понятиями и терминами, необходимыми как при чтении научно-методической и научно-исследовательской литературы, так и при подготовке к квалификационным испытаниям. Кроме того, «терминологический» взгляд на тенденции развития инновационных процессов в современной педагогике позволит учителю-предметнику реализовать некоторые универсальные теоретические идеи в практике преподавания конкретной учебной дисциплины. Словарь может быть полезен и студентам педагогических вузов при изучении психологии, дидактики и частных методик.

Данное издание содержит краткое определение более 1000 терминов и терминологических словосочетаний, расположенных в алфавитной последовательности. Некоторые понятия и термины, которые трактуются в современной научной литературе неоднозначно, представлены в словаре несколькими словарными статьями с указанием автора определения или формулировки.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
Словарная статья представляет собой определение (точное или адаптированное) конкретной дефиниции, имеющей бытование в научной сфере психолого-педагогической литературы современного периода. Цифровое обозначение, содержащееся после определения понятия, соответствует номеру источника в библиографии, отсутствие такового означает, что определение данного концепта является общеупотребительным и не соотносится с авторством конкретного лица. В статье, содержащей авторскую формулировку понятия, имеется ссылка на издание (монографию, статью), принадлежащее конкретному исследователю, в котором данное определение имеет место. Слова, выделенные курсивом, представляют собой термины, определения которых можно найти в данном словаре.



o-novih-podhodah-rossijskih-istorikov-k-ocenke-sovetsko-cikl-lekcij-vtoraya-mirovaya-vojna-1-sentyabrya-1939-g.html
o-novom-napravlenii-deyatelnosti-mho-im-d-i-mendeleeva.html
o-nyanyah-i-videonablyudenii-v-kvartire-informacionno-analiticheskie-materiali.html
o-o-tebe-raduetsya-kniga-pravoslavie-slovar-spravochnik.html
o-ostav-pri-sebe-pervaya-uluchshenie-sposobnostej-istoki-fotochteniya.html
o-p-eremenko-zaveduyushaya-nauchno-prakticheskoj-laboratoriej-detskoe-dvizhenie-dtd-um-yunior.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vi-zakonomernosti-razvitiya-literaturi-federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti-kafedra.html
  • doklad.bystrickaya.ru/visshie-psihicheskie-funkcii.html
  • writing.bystrickaya.ru/istochniki-i-literatura-algoritm.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proektirovanie-odnoetazhnogo-zhilogo-doma.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-metodicheskie-rekomendacii-g-moskva-2005-g-soderzhanie-obshie-metodicheskie-rekomendacii.html
  • student.bystrickaya.ru/080102-mirovaya-ekonomika-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ekonomicheskogo-yuridicheskogo-fakulteta.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/66-vostrebovannost-i-professionalnoe-prodvizhenie-glava.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-irkutsk-2008-udk-316-stranica-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rojyaliti-oplata-koncessii-rollover-kredit-otkaz-strahovatelya-ot-svoih-prav-na-zastrahovannoe-imushestvo-v.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-17-vzroslenie-kreativnogo-klassa-transformaciya-povsednevnosti.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-i-kvartal-2008-g-stranica-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/664-slisok-literaturi-glavnij-redaktor-zav-psihologicheskoj-redakciej-zam-zav-psihologicheskoj-redakciej-vedushij.html
  • student.bystrickaya.ru/144-diskontirovanie-potokov-denezhnih-resursov-menedzhment-organizacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trenirovochnie-zadaniya-k-teme-3-tema-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-poryadke-okonchaniya-200708-uchebnogo-goda-podgotovke-i-provedenii-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-respubliki-tatarstan.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-psihozi-depressii-nevroz-duhovnaya-bolezn-psihoterapiya-pastirskaya-psihiatriya-svyatie-otci-o-strastyah-i-dobrodetelyah-stranica-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-4-obosnovanie-nachalnoj-maksimalnoj-ceni-kontrakta-dokumentaciya-ob-aukcione-14-niuea-11-dlya-provedeniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-speckursu-samovirazhenie-lichnosti-v-obshenii-dlya-studentov-dnevnogo-i-zaochnogo-obucheniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/8-obyazannosti-chlenov-partnyorstva-chleni-nekommercheskogo-partnerstva-mezhregionalnoe-obedinenie-organizacij-v.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-tehnologij-biologicheskoj-ochistki-stochnih-vod-i-principi-ih-rascheta.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhrajonnaya-ifns-rossii-2-po-orenburgskoj-oblasti-spisok-nalogoplatelshikov-imeyushih-zadolzhennost-nalog-peni.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-11-stranica-9.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lev-nikolaevich-tolstoj-chast-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-delovoj-inostrannij-yazik-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-proizvodnie-funkcii-dvuh-nezavisimih-peremennih-metodicheskie-ukazaniya-sostavleni-na-kafedre-visshaya-matematika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-obshie-svedeniya-k-konkursnoj-dokumentacii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-pravila-oformleniya-graficheskogo-materiala-k-oformleniyu-kursovih-i-diplom.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obuslovlennost-zadachi-interpolyacii-postoyannaya-lebega-rassmotrim-dve-blizkie-zadachi-ob-obuslovlennosti-zadachi-algebraicheskoj-interpolyacii-t-e-chuvstvitelno.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliotechnoe-delo-bibliotekovedenie-bibliografiya-ukazatel-literaturi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/16-vozrastnaya-dinamika-fizicheskih-kachestv-formirovanie-fizicheskoj-aktivnosti-cheloveka-chast-ii-pedagogika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-vliyaniya-socialnih-i-psihologicheskih-momentov-na-process-stareniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-reklama-i-periodika-v-period-pervonachalnogo-razvitiya-do-hh-v.html
  • school.bystrickaya.ru/1-kalmikova-gennadiya-ivanovicha-predsedatelya-gak-kandidata-tehnicheskih-nauk-vedushego-inzhenera-otdela-perspektivnogo-razvitiya-filiala-oao-donenergo-teplovie-seti-grostov-na-donu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekretari-sizova-marina-sergeevna-assistent-klimova-tv-inzhener-programma-xxxii-nauchnaya-konferenciya-studentov-ogu-orenburg-2010.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.