Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия кафедра русского языка
.RU

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия кафедра русского языка



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА
КАФЕДРА МЕТОДИКИ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС:

Основные понятия и термины

Москва

2006

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: основные понятия и термины — авторы-составители М. Ю. ОЛЕШКОВ, В. М. УВАРОВ — москва: , 2006. — 152 с.
Краткий терминологический словарь содержит более 1000 словарных статей по теории и практике современных инновационных процессов в сфере образования. Широко представлена психологическая и научно-педагогическая терминология по личностно ориентированной педагогике, образовательным технологиям, методологии педагогического исследования, в том числе, в образовательной области «Технология», блочно-модульному обучению и т.п.

Может служить справочным пособием для научных работников, студентов и преподавателей педагогических вузов, учителей и специалистов смежных отраслей знаний.

ОЛЕШКОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ — доцент кафедры русского языка НТГСПА, кандидат педагогических наук.

УВАРОВ ВЛАДИСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ — заведующий кафедрой методики технологии и предпринимательства НТГСПА, профессор, кандидат педагогических наук.




ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в отечественной педагогической науке наиболее актуальной задачей может считаться создание обобщенной теории инновационных процессов в образовании. Отсутствие фундаментальных работ в этой области в условиях разнообразной и вариативной образовательной деятельности не только отдельных учителей-новаторов, но и целых педагогических коллективов приводит к субъективизму и «разночтению» в трактовке множества новых понятий, активно использующихся в научно-педагогической литературе, а также некоторых традиционных терминов, эволюционирующих в системе изменившейся парадигмы образования.

Доминирующими принципами сферы современного образования являются гуманизация и личностная ориентация, что позволяет говорить об изменившихся ценностях педагогической практики в плане развития содержания и технологий в соответствии с меняющейся социокультурной средой. Таким образом, творчески работающий, активно «ищущий» преподаватель нуждается в осмыслении новых общечеловеческих, национально-культурных, нравственных целей образования в их синтезе, в осознании перспективных теоретических представлений и инновационных идей, стимулирующих практику современной школы. Для того, чтобы считать себя настоящим педагогом сегодня, недостаточно иметь способности к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми. Важно ориентироваться в тех инновационных процессах, которые, хотя бы на уровне теоретических изысканий, послужат основой для создания своей собственной концепции, своего взгляда на профессиональную деятельность учителя.

Кроме того, современный педагог — это не только отличный преподаватель, но и исследователь, способный оригинально формулировать и решать стоящие перед педагогической практикой задачи. Помимо эрудиции от него еще требуется и владение современными методами научно-педагогического исследования. Большую роль в этом играют такие факторы, как аттестация педагогических работников, появление экспериментальных площадок, обязательное дипломное проектирование в педагогических учебных заведениях, многообразие образовательных технологий и др.

Поэтому основная цель предлагаемого терминологического словаря — познакомить педагогов образовательных учреждений различных типов с некоторыми основными понятиями и терминами, необходимыми как при чтении научно-методической и научно-исследовательской литературы, так и при подготовке к квалификационным испытаниям. Кроме того, «терминологический» взгляд на тенденции развития инновационных процессов в современной педагогике позволит учителю-предметнику реализовать некоторые универсальные теоретические идеи в практике преподавания конкретной учебной дисциплины. Словарь может быть полезен и студентам педагогических вузов при изучении психологии, дидактики и частных методик.

Данное издание содержит краткое определение более 1000 терминов и терминологических словосочетаний, расположенных в алфавитной последовательности. Некоторые понятия и термины, которые трактуются в современной научной литературе неоднозначно, представлены в словаре несколькими словарными статьями с указанием автора определения или формулировки.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
Словарная статья представляет собой определение (точное или адаптированное) конкретной дефиниции, имеющей бытование в научной сфере психолого-педагогической литературы современного периода. Цифровое обозначение, содержащееся после определения понятия, соответствует номеру источника в библиографии, отсутствие такового означает, что определение данного концепта является общеупотребительным и не соотносится с авторством конкретного лица. В статье, содержащей авторскую формулировку понятия, имеется ссылка на издание (монографию, статью), принадлежащее конкретному исследователю, в котором данное определение имеет место. Слова, выделенные курсивом, представляют собой термины, определения которых можно найти в данном словаре.



o-novih-podhodah-rossijskih-istorikov-k-ocenke-sovetsko-cikl-lekcij-vtoraya-mirovaya-vojna-1-sentyabrya-1939-g.html
o-novom-napravlenii-deyatelnosti-mho-im-d-i-mendeleeva.html
o-nyanyah-i-videonablyudenii-v-kvartire-informacionno-analiticheskie-materiali.html
o-o-tebe-raduetsya-kniga-pravoslavie-slovar-spravochnik.html
o-ostav-pri-sebe-pervaya-uluchshenie-sposobnostej-istoki-fotochteniya.html
o-p-eremenko-zaveduyushaya-nauchno-prakticheskoj-laboratoriej-detskoe-dvizhenie-dtd-um-yunior.html
  • holiday.bystrickaya.ru/norvegiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhurnalistika-postupivshie-v-biblioteku-pvgus-v-2010-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-fond-ias-barometr-smivigruzka-informacii-po-usloviyam-molodezh-fizicheskaya-kultura-i-sport-data-publikacii-s-03-03-2009-po-23-03-2009-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11--funkcii-gosudarstvennogo-upravleniya-v-sfere-ohrani-okruzhayushej-sredi-i-prirodopolzovaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/14-k-luchshemu-ili-k-hudshemu-bridget-jones-the-edge-of-reason-77-bridzhit-dzhons-grani-razumnogo-kniga-2-77.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-istoriya-perepisej-naseleniya-v-rossii-i-ih-znachenie-dlya-socialno-ekonomicheskoj-i-demograficheskoj-politiki.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4biografiya-kandidata-metodicheskoe-posobie-izdanie-vtoroe-novosibirsk-2000-soderzhanie.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-podgotovke-grazhdanskih-del-k-sudebnomu-razbiratelstvu-kafedra-grazhdanskogo-processa.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pourochnij-plan-11-klass-kompleksnaya-uchebnaya-programma-po-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-dlya-5-11-h-klassov.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-obvineniyu-lebedeva-platona-leonidovicha-v-sovershenii-stranica-15.html
  • education.bystrickaya.ru/30112006-sberbank-predlozhil-minfinu-svoi-obligacii-obzor-naibolee-vazhnih-sobitij-reshenij-i-ocenok.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-240502-tehnologiya-pererabotki-plasticheskih-mass-i-elastomerov-stranica-11.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogo-po-socialnoj-podderzhke-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya-kamizyakskij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovremennaya-filosofiya-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/imenem-serdyukova-aerodrom-kubinka-prodan-sulejmanu-kerimovu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sociologiya-byulleten-novih-postuplenij-vip-64-yanvar-fevral-2010-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-menedzhment-dlya-specialnosti-2514-kod-i-naimenovanie-specialnosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prajs-list.html
  • spur.bystrickaya.ru/konferenciya-sostoitsya-24-25-maya-2011-g-v-g-harkove-na-baze-harkovskogo-nacionalnogo-universiteta-radioelektroniki-organizatori-konferencii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delo-ivana-mihajlovicha-viskovatogo-ponyatie-o-nauke-istoriya-russkoj-cerkvi-eyo-predmet-i-zadacha-istochniki-istoriografiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/b-n-bessonov-akademiya-gosudarstvennoj-sluzhbi-pri-prezidente-rossijskoj-federacii-stranica-12.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-mozhno-priblizitsya-k-skazannomu-absolyutu-tehnikoj-nelzya-naukoj-zemnoj-nelzya-iskusstvom-izobrazitelnim-nelzya-mozhno-lish-rasshireniem-soznaniya-kogda-stranica-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/schyotnie-mnozhestva.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-uchastie-rabotnikov-v-upravlenii-organizaciej-yu-p-orlovskogo-kollektiv.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-programma-obnovlenie-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-rossii.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-12-sentyabrya-2011-g-2495-oprovedenii-oblastnogo-festivalya-detskogo-hudozhestvennogo-tvorchestva-belgorodskie-zhemchuzhinki-2012-posvyashyonnogo-1150-letiyu-zarozhdeniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-dlya-postupayushih-v-profilnuyu-i-nauchno-pedagogicheskuyu-magistraturu-po-specialnosti-6m050900.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-ot-lekarstva-k-narkotiku-predislovie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proektirovanie-elektricheskoj-chasti-tec-180-mvt.html
  • student.bystrickaya.ru/-alhimik-veroyatno-monah-benediktinec-pod-ego-imenem-okolo-1600-vishel-celij-ryad-alhimicheskih.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-pashkovskoj-selskoj-territorii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-s-leskov-mnogoe-mnoyu-napisannoe-mne-dejstvitelno-nepriyatno-no-lzhi-tam-net-nigde-ya-vsegda-i-vezde-bil-pryam-i-iskrenen.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/46-pustoj-operator-1-1-chto-takoe-programmirovanie-6.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-2009-soderzhanie-klyuchevie-pokazateli-deyatelnosti-v-2009-godu-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stilisticheski-nejtralnuyu-leksiku-leksikologiya-sovremennogo-russkogo-yazika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.