.RU

Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 - страница 45


беждения руководителя и используемые стили влияют на выбор доказательств: он выбирает для наблюдения то, что считает важным на различных стадиях группового креативного процесса

Ключевые положения

Единственно верного пути управлять креативностью в группе не существует. Различ­ные стили руководства поощряют различную динамику между членами группы.

Иногда для эффективности конкретного стиля руководства необходимо ознакомить с ним членов группы.

В целом, руководитель выступает в двух ролях: а) способствует взаимоотношениям и б) фокусирует внимание на задаче.

Общие переживания и наблюдения позволяют обогатить и пополнить природные способности восприятия и интерактивные навыки, поскольку с их помощью расши­ряется коллективное пространство восприятия.

Убеждения и допущения руководителя влияют на его способ управления группой.

Руководители в разной степени осознают поведенческие сигналы, метасообщения, групповую динамику и т. п.

Убеждения и допущения конкретного человека влияют на то, что он выберет в каче­стве доказательства на различных стадиях креативного процесса, а также как он ин­терпретирует поведенческие сигналы, метасообщения, групповую динамику и т. п.

Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением

Нередко люди обладают неосознанной компетентностью в тех областях, о которых не отдают себе отчета.

Практикум

Вспомните ситуации, в которых вы руководили креативным процессом группы. Как вам удавалось способствовать взаимоотношениям между членами группы? Как вы фокусировали влияние группы на задаче?

Каковы ваши убеждения и допущения относительно управления креативным процес-°сом группы?

На какие виды поведенческих сигналов, метасообщений, групповой динамики и т. п. вы обращаете наибольшее внимание, когда руководите креативным процессом груп­пы?

Какие аспекты вашего собственного поведения в группе вы осознаете в наименьшей степени? В наибольшей степени?

Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 9.7. КАРТА Б

Задачи наблюдателя
















Психологические сигналы

• Какие сигналы подает каждый из членов группы: о микросигналы; о макросигналы (физи­ческие движения)? • Как они меняются в зави­симости от вмешатель­ства руководителя? • Как руководитель группы использует эти и другие сигналы для стимуляции группы и управления ею?




Сигналы логического уровня

• Кто подает сигналы о «что», «как», «почему»? • Какова последова­тельность уровней, необходимых для охвата всего про­странства? • Как руководитель «управляет» уровнями (с какого начинает, каким заканчивает)?




Сигналы метапрограмм

• Какие метапрограммы использует каждый из участников? • Какие паттерны взаимо­действия здесь обнару­живаются? • Какие метапрограммы входят в одну последо­вательность? • Как меняются метапро­граммы в ходе реакции на окружающих?

Ключевые положения

Наблюдение заязыковыми паттернами и поведением окружающих — хороший спо­соб понять и оценить собственные знания. Кроме того, это важнейший навык для менеджера.

Наблюдение за динамическими паттернами внутри группы предполагает другие ак­центы, нежели наблюдение за отдельными людьми.

Помимо наблюдения за ключевыми микро- и макроповеденческими сигналами, ко­торые подают отдельные участники группы, важно следить за тем, как эти сигналы меняются в зависимости от вмешательства руководителя, а также в ходе реакции на других членов группы. Важно отмечать также, как руководитель команды использует эти сигналы, чтобы «калибровать» и «вести» группу.

Полезно наблюдать не только за тем, какие конкретно участники подают сигналы о различных уровнях («что», «как», «почему», «кто» и т. п.), но и за тем, в какой после­довательности группа рассматривает вопросы, связанные с разными уровнями, и в какой последовательности руководитель группы управляет этими вопросами. Помимо наблюдения за тем, как участники акцентируют те или иные паттерны мета­программ, важно отмечать последовательность, в которой эти паттерны реализуют­ся, а также — как члены команды изменяют или гиперболизируют метапрограммы, реагируя на метапрограммы других. Практикум

Вспомните какое-нибудь из уже выполненных упражнений, в котором вам пришлось наблюдать за паттернами поведения или языка.

Как вы осуществляете наблюдение за динамическими паттернами групп в профессио­нальной реальности? За чем вы обычно следите?

Какие области навыков наблюдения вы хотели бы расширить, чтобы повысить свою эффективность как руководителя?

^ Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением ЩЩ&11 РАЗДЕЛ 9.7. КАРТА В





Инструкции по проведению наблюдений в группе







Наблюдения не должны представлять собой оце­ночные суждения




Функция обозревателя заключается в том, чтобы за счет повышения осознания вести к усовер­шенствованию процесса




i







Уважайте другие карты мира

С целью охватить максимум просгранства(проблем-ного/решения) и сделать его «общим»




Ролевой игрок может




Например, чтобы исследо-




Применительно к конкрет-

перейти в позицию наблюдателя входе




вать причины проблемы




ной системе и релевант­ным для нее лицам/

или по завершении

Более того, человек может перейти в несколько пози­ций восприятия (в собст­венную или чужую «шку-

«сторонам», зачастую но найти несколько «почему», которые не димо интегрировать

мож-

группового процесса, чтобы усовершенст­вовать свое восприя­тие проблемы

обхо-










ру», или в позицию наблю­дателя), чтобы сконструи­ровать «прежние» цели: • группового взаимо­действия • общения с другими

Наблюдать за чьей-либо «ролевой идентифика­цией» с точки зрения чьей-либо «полной лич­ной идентификации»

Ключевые положения

При наблюдении динамики группы особенно важно отмечать, как происходит управ­ление различными уровнями процессов. Доскональность охвата различных уровней нередко предопределяет степень согласованности членов группы в том, что касает­ся и задачи, и взаимоотношений.

Доскональность охвата зависит от того, а) какие уровни охвачены, б) насколько глу­боко охвачен каждый уровень (т. е. «Я» —другие, длительный срок — краткий срок, чего следует достичь — чего следует избегать и т. п.) и в) сколько членов группы вовлечено в определение каждого уровня.

Ключевым навыком руководителя является способность определять, какие уровни релевантны для управления, применительно к конкретному проблемному простран­ству и рабочей группе.

Практикум

Вспомните, что вы узнали из данной книги о различных уровнях переживания, а так­же об управлении ими. Какие вопросы, связанные с уровнями, кажутся вам наибо­лее важными? За какими уровнями руководитель должен следить и на какие он дол­жен влиять в ходе группового креативного процесса?

Какие виды проблем и препятствий, по вашему мнению, возникают в группах, если не все релевантные уровни оказываются охваченными должным образом?

Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 9.7. КАРТА Г





Инструкции по проведению наблюдений в группе







Наблюдения не должны представлять собой оце­ночные суждения




Функция обозревателя заключается в том, чтобы за счет повышения осознания вести к усовер­шенствованию процесса




i







Уважайте другие карты иира

С целью охватить максимум пространства(проблем-ного/решения) и сделать его «общим»




Ролевой игрок иожет




Например, чтобы исследо-




Применительно к конкрет-

перейти в позицию наблюдателя входе




вать причины проблемы




ной системе и релевант­ным для нее лицам/

или по завершении

Более того, человек может перейти в несколько пози­ций восприятия (в собст­венную или чужую «шку-

«сторонам», зачастую но найти несколько «почему», которые не димо интегрировать

мож-

группового процесса, чтобы усовершенст­вовать свое восприя­тие проблемы

обхо-










дателя), чтобы сконструи­ровать «прежние» цели: • группового взаимо­действия • общения с другими

Наблюдать за чьей-либо «ролевой идентифика­цией» с точки зрения чьей-либо «полной лич­ной идентификации»

Ключевые положения

Задача осуществления наблюдений в группе заключается не в том, чтобы оценить эффективность руководителя или ролевых игроков, но в том, чтобы повысить осо­знание общего процесса участниками группы (включая других наблюдателей).

Лица, вовлеченные в групповой процесс, могут также перейти в позицию наблюда­теля — во время или после группового процесса, — чтобы получить метазнание и расширить собственную карту проблемного пространства или пространства решения.

Практикум

Приведите примеры ситуаций, в которых вы оказывали влияние на групповой про­цесс за счет того, что обеспечили осознание ими происходящего в группе.

Приведите примеры ситуаций, в которых вам удалось перемещаться из роли участ­ника в роль наблюдателя применительно к себе самому или участию в группе. Как это способствовало более эффективному восприятию и управлению процессом, в ко­торый вы были вовлечены?

Приведите примеры ситуаций, в которых вам удалось играть роль независимого наблю­дателя. Какие виды преимуществ и выгод вы извлекли из пребывания в этой позиции?

Приведите примеры ситуаций, в которых вы оказывались под наблюдением незави­симого наблюдателя. Какую пользу вы извлекли из этого опыта?



оды


В начале этой книги мы определили четыре основные задачи:

Дать определение креативному процессу на индивидуальном, груп­
повом и организационном уровне в терминах и масштабе НЛП.

Создать словарь, словарный запас, язык и ввести понятия, которые
будут поддерживать и укреплять креативный процесс.

Обеспечить ряд конкретных способов, с помощью которых можно
повысить эффективность работы, усилить и направить креатив­
ность отдельных лиц и групп.

Установить ряд способов определения различных типов креатив­
ных людей.

Выполнение этих задач должно было помочь нам: а) стимулиро­вать индивидуальную креативность за счет укрепления нашей собст­венной гибкости и креативности на повседневном уровне; б) управлять групповой креативностью, стимулируя инновации в рамках динами­ческих паттернов рабочей группы; и в) продвигать антрепренерские установки и убеждения.

В части I мы исследовали процесс индивидуальной креативности. Для начала мы провели различия между процессом и результатами креативности и установили базовое допущение НЛП: «Карта не есть территория». В рамках этого фрейма креативность является резуль­татом изменений и дополнений наших карт.

Мы ввели убеждение, согласно которому креативность — непре­рывный процесс, процесс постоянного увеличения гибкости и расши­рения карт, по которым мы живем. Как гласит закон необходимого раз­нообразия, креативность имеет большое значение потому, что наши действия и взаимодействия протекают в среде, изобилующей неопре­деленностью, вариативностью и изменениями. Процесс постоянной креативности приобретает все большее значение вместе с увеличением

Чааь Ш. Управление групповой креативностью

количества или интенсивности изменений и неопределенности в си­стеме.

Мы исследовали структуру креативного процесса применительно к основной петле обратной связи, которая определяется моделью ТОТЕ. Какие виды целей, доказательств и действий составляют креа­тивный Процесс того или иного человека? Как этот человек реагирует на проблемы? Это привело нас к понятиям «стратегии мышления» и «стили мышления». Мы признали, что процессы установления и ре­презентации целей, оценки доказательств и совершения действий — как минимум, на индивидуальном уровне — берут начало в нервной системе и проявляются в форме нейролингвистических программ. Эти программы обладают когнитивной структурой, которая может быть определена в терминах репрезентативных каналов и стилей мышле­ния, связанных с пятью органами чувств. Структуру креативного процесса можно описать согласно модели ROLE: модальность репре­зентации, ориентация этой модальности, связи между модальностями и эффект, к которому приводит репрезентация, применительно к бо­лее общему процессу.

Затем мы рассмотрели ряд физиологических факторов, влияющих на индивидуальную креативность, применительно к особенностям модели BAGEL. Мы исследовали, как можно способствовать психи­ческим процессам или управлять ими с помощью физиологических процессов, протекающих как на микро-, так и на макроуровне. Мы привели примеры того, как еле заметные микрофизиологические сиг­налы могут в тот или иной момент поддержать креативность или пре­пятствовать ей на индивидуальном уровне. Мы признали наличие макроаспектов физиологии в том, что касается общих видов деятель­ности или состояний, которые подготавливают вас к тому, чтобы про­явить креативность.

Кроме того, мы подтвердили наличие множества уровней влияния на креативность: влияние окружения, поведенческое, когнитивное, влияние, связанное с убеждениями, ценностями и допущениями, на­конец — влияние, связанное с чувством личной и профессиональной идентификации.

Нами был сделан вывод о том, что нет единственно правильного способа быть креативным, однако все виды креативности подчиняют­ся ряду общих принципов. Вариации зависят от людей, ситуаций и стадий креативности. Различные виды задач требуют различных ти­пов креативности (новаторство, открытие и изобретение). С помощью

^ Глава 10. Заключение и выводы

моделей и понятий НЛП мы сформировали и ввели стратегию, моде­лирующую креативный процесс Уолта Диснея, таким образом опре­делив общий цикл когнитивных процессов, характеризующихся функциями «мечтателя», «реалиста» и «критика».

В части II мы исследовали процесссо-креативности и способы при­менения креативности при решении проблем. Мы доказали, что креа­тивность при решении проблем требует доскональной репрезентации проблемного пространства согласно модели SCORE и последующего расширения карты с целью найти пространство решения, состоящее из других альтернатив и вариантов.

Действуя на основании базового принципа креативного решения про­блем — «нельзя решить проблему с помощью того же типа мышления, который ее создал», — мы признали, что когнитивные и поведенческие паттерны стратегии, эффективной в одном контексте, можно определить и перенести в другие контексты. Мы исследовали со-креативный процесс консультирования другого человека при переносе ТОТЕ из позитивного референтного контекста в ситуацию, требующую большего проявления креативных способностей. Нашей целью было перенести элементы про­цесса из эффективного контекста в менее эффективный, чтобы расши­рить карту, пространство восприятия, связанное с решением проблемы или репрезентацией потенциальных симптомов, причин, результатов или эффектов конкретной проблемной ситуации. Мы вновь подтвердили сделанный ранее вывод о том, что основная функция креативности — расширять пространство восприятия.

Одним из открытий, которые мы сделали в ходе упражнения на перенос ТОТЕ, стало следующее: зачастую наши допущения и убеж­дения фильтруют или блокируют определенные аспекты креативных способностей, которыми мы на самом деле обладаем. Установление и проработка или рефрейминг этих допущений могут, образно говоря, выпустить зверя из клетки.

Мы исследовали то, как использование множественных точек зре­ния и различных режимов восприятия, а также процессов латераль­ного мышления, позволяет эффективно расширять восприятие про­блемного пространства, определять ограничивающие допущения и бороться с ними, находить новые пространства решения. Мы предста­вили процесс «интервидения», задействующий визуальный канал репрезентации и латеральное мышление, как способ расширения пер­спективы и выявления множественных репрезентаций проблемного пространства.

Часть III. Управление групповой креативностью

В части III мы исследовали групповую креативность и ее приме­нение для достижения организационных целей и решения проблем. Мы установили, что управление креативным процессом группы, по сути, включает в себя координацию различных стилей мышления, сбалансированность фаз креативного цикла и согласование различ­ных уровней групповых процессов («что», «как», «почему», «кто») согласно маршруту переходных состояний, ведущих к желаемому со­стоянию (SOAR).

Мы изучили стратегии управления ситуациями, участники кото­рых обладают различными моделями мира, а также различными пре­имуществами и недостатками применительно к креативности. Затем мы исследовали паттернов метапрограмм как способ направлять ин­дивидуальные процессы креативности на более общем уровне (вре­менной фрейм, размер «группы», акцент на задаче или взаимоотноше­ниях и т. п.). В связи с этим мы рассмотрели проблемы, касающиеся управления циклом «мечтатель, реалист, критик» в группе, а также того, как руководителю группы следует поддерживать и уравновеши­вать эти виды мыслительных процессов, как последовательных, так и одновременных.

Мы затронули ряд вопросов, связанных с влиянием «кто» на креа­тивный процесс группы, где «кто» относится к организации, команде и руководителю группы. Мы установили значимость взаимоотноше­ний в связи с групповой креативностью и сравнили вопросы консен­суса и права собственности на идею применительно к комплементар­ным отношениям/отношениям равенства в группе.

Нам удалось определить, как различные инструменты, такие как репрезентативные каналы, метасообщения, психогеография, правила взаимодействия и другие когнитивные и поведенческие паттерны, могут наблюдаться и использоваться для пристройки и ведения груп­пового процесса. Затем мы синтезировали ряд этих понятий и дей­ствий в коммуникативные стратегии, которые позволяют нам в даль­нейшем исследовать новые перспективы и приведут к общему пони­манию проблемы.

Последнее упражнение — ролевая игра — помогло нам изучить синтез и значимость всех понятий, навыков и моделей НЛП приме­нительно к управлению креативным процессом в рамках группового взаимодействия; важную роль здесь сыграло наблюдение за физиоло­гическими сигналами, уровнями, метапрограммами и стилями мыш­ления.

^ Глава 10. Заключение и выводы

В

o-provedenii-ezhegodnogo-smotra-konkursa-na-luchshuyu-organizaciyu-goroda-zhodino-i-prisvoenii-zvaniya-luchshij-po-professii.html
o-provedenii-finala-otkritogo-kubka-prezidenta-federacii-bilyardnogo-sporta.html
o-provedenii-foruma-nedelya-zhenskogo-zdorovya.html
o-provedenii-gorodskih-sorevnovanij-po-sportivnomu-orientirovaniyu-v-ramkah-vserossijskih-massovih-sorevnovanij.html
o-provedenii-gorodskogo-konkursa-na-luchshee-sochinenie-po-teme-moya-budushaya-professiya.html
o-provedenii-gorodskoj-spartakiadi-starshih-doshkolnikov.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-o-dostignutih-znacheniyah-pokazatelej-dlya-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-13-klass-presmikayushiesya-reptilia.html
  • urok.bystrickaya.ru/pourochnoe-planirovanie-rabochaya-programma-po-fizike-7-9-klassi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-deti-siroti-klassnij-chas-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-lic-vklyuchennih-v-operativnij-rezerv-upravlencheskih-kadrov-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-rubcovsk-altajskogo-kraya-po-sostoyaniyu-na-01-01-2011.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-chislennie-metodi-v-inzhenernih-raschetah-specialnost-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-metodicheskim-rekomendaciyam-13-08-stranica-18.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-po-discipline-syllabus-dlya-studentov-svedeniya-o-prepodavatele-akimova-b-zh-docent-kafedri-stranica-10.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sutochnij-grafik-nagruzok-za-letnij-rabochij-den-golovnih-uchastkov-raspredelitelnih-linij-snyatij-na-shinah-podstancij-a.html
  • student.bystrickaya.ru/21-baudolino-i-usladi-vizantii-umberto-eko.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-4-kursa-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-260502.html
  • education.bystrickaya.ru/1-differencirovka-stressa-i-drugih-sostoyanij-28-voprosi-i-zadaniya-dlya-proverki-usvoeniya-znanij-31.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-predpriyatiya-razmesheniya-i-pitaniya-raspolozhennie-na-territorii-sankt-peterburga-chast-6.html
  • school.bystrickaya.ru/magistranti-5-kurs-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik-v-sfere-professionalnoj-kommunikacii.html
  • books.bystrickaya.ru/epizod-iv-mezhdunarodnij-soyuz.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-uravnenie-sprosa-issledovanie-lokalnoj-inflyacii-po-cene-prodazh-i-postavki-korzini-potrebitelya-po-materialam.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/yuar-kompaniya-country-bird-soobshaet-o-povishenii-pribili-rinok-myasa-rf-poluchatel.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-gazifikaciya-krasnodarskogo-kraya-na-2007-2011-godi-pri-razrabotke-proektov-zakona-krasnodarskogo-kraya-o-kraevom-byudzhete-na-2008-2011-godi-stranica-13.html
  • letter.bystrickaya.ru/nacionalnaya-associaciya-pensionnih-fondov-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-4-maya-2010-goda.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriografiya-istorii-rossii-specialnost-050401-istoriya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-treningov-po-preodoleniyu-tabachnoj-zavisimosti-predvaritelnij-etap-preodoleniya-tabachnoj-zavisimosti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-skoro-vi-smozhete-izbavitsya-ot-zakompleksovannosti-master-obsheniya-soveti-praktikuyushego-psihologa.html
  • turn.bystrickaya.ru/polnoe-sobranie-russkih-letopisej-stranica-9.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-sudah-rannej-i-pozdnej-postrojki-s-takimi-dizelyami-on-nosil-sluchajnij-harakter.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-umenshenii-ostavshejsya-chasti-stoimosti-patenta-u-individualnih-predprinimatelej-primenyayushih-usn-ne-proizvodyashih-viplat-i-inih-voznagrazhdenij-fizicheskim-li.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-praktikum-po-algebre-v-10-a-klasse-matematicheskij-modul.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-gosudarstvennaya-podderzhka-integracii-visshego-obrazovaniya-i-fundamentalnoj-nauki-na-1997-2000-godi-n-n-kradin-stranica-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/dql-zaprosi-fukin-i-a.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-znaniyam-i-umeniyam-po-disciplinam-i-kursam-specializacij-ustanavlivayutsya-v-sootvetstvii-s-obrazovatelnoj-programmoj.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-glavnuyu-stranicu-sajta.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-siska-v-rossii-v-ix-nachale-xx-vv-genezis-zakonomernosti-istoricheskij-opit.html
  • lesson.bystrickaya.ru/raschet-i-konstruirovanie-nesushih-konstrukcij-odnoetazhnogo-promishlennogo-zdaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bastauish-sinip-oushilarini-shiarmashili-ablettern-aliptastirudai-siniptan-tis-zhmistardi-alatin-orni.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-marshruta-moskva-sochi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/respubliki-kazahstan-nacionalnaya-akademiya-obrazovaniya-im-i-altinsarina-ob-osobennostyah-prepodavaniya-osnov-nauk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.