.RU

Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 - страница 45


беждения руководителя и используемые стили влияют на выбор доказательств: он выбирает для наблюдения то, что считает важным на различных стадиях группового креативного процесса

Ключевые положения

Единственно верного пути управлять креативностью в группе не существует. Различ­ные стили руководства поощряют различную динамику между членами группы.

Иногда для эффективности конкретного стиля руководства необходимо ознакомить с ним членов группы.

В целом, руководитель выступает в двух ролях: а) способствует взаимоотношениям и б) фокусирует внимание на задаче.

Общие переживания и наблюдения позволяют обогатить и пополнить природные способности восприятия и интерактивные навыки, поскольку с их помощью расши­ряется коллективное пространство восприятия.

Убеждения и допущения руководителя влияют на его способ управления группой.

Руководители в разной степени осознают поведенческие сигналы, метасообщения, групповую динамику и т. п.

Убеждения и допущения конкретного человека влияют на то, что он выберет в каче­стве доказательства на различных стадиях креативного процесса, а также как он ин­терпретирует поведенческие сигналы, метасообщения, групповую динамику и т. п.

Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением

Нередко люди обладают неосознанной компетентностью в тех областях, о которых не отдают себе отчета.

Практикум

Вспомните ситуации, в которых вы руководили креативным процессом группы. Как вам удавалось способствовать взаимоотношениям между членами группы? Как вы фокусировали влияние группы на задаче?

Каковы ваши убеждения и допущения относительно управления креативным процес-°сом группы?

На какие виды поведенческих сигналов, метасообщений, групповой динамики и т. п. вы обращаете наибольшее внимание, когда руководите креативным процессом груп­пы?

Какие аспекты вашего собственного поведения в группе вы осознаете в наименьшей степени? В наибольшей степени?

Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 9.7. КАРТА Б

Задачи наблюдателя
















Психологические сигналы

• Какие сигналы подает каждый из членов группы: о микросигналы; о макросигналы (физи­ческие движения)? • Как они меняются в зави­симости от вмешатель­ства руководителя? • Как руководитель группы использует эти и другие сигналы для стимуляции группы и управления ею?




Сигналы логического уровня

• Кто подает сигналы о «что», «как», «почему»? • Какова последова­тельность уровней, необходимых для охвата всего про­странства? • Как руководитель «управляет» уровнями (с какого начинает, каким заканчивает)?




Сигналы метапрограмм

• Какие метапрограммы использует каждый из участников? • Какие паттерны взаимо­действия здесь обнару­живаются? • Какие метапрограммы входят в одну последо­вательность? • Как меняются метапро­граммы в ходе реакции на окружающих?

Ключевые положения

Наблюдение заязыковыми паттернами и поведением окружающих — хороший спо­соб понять и оценить собственные знания. Кроме того, это важнейший навык для менеджера.

Наблюдение за динамическими паттернами внутри группы предполагает другие ак­центы, нежели наблюдение за отдельными людьми.

Помимо наблюдения за ключевыми микро- и макроповеденческими сигналами, ко­торые подают отдельные участники группы, важно следить за тем, как эти сигналы меняются в зависимости от вмешательства руководителя, а также в ходе реакции на других членов группы. Важно отмечать также, как руководитель команды использует эти сигналы, чтобы «калибровать» и «вести» группу.

Полезно наблюдать не только за тем, какие конкретно участники подают сигналы о различных уровнях («что», «как», «почему», «кто» и т. п.), но и за тем, в какой после­довательности группа рассматривает вопросы, связанные с разными уровнями, и в какой последовательности руководитель группы управляет этими вопросами. Помимо наблюдения за тем, как участники акцентируют те или иные паттерны мета­программ, важно отмечать последовательность, в которой эти паттерны реализуют­ся, а также — как члены команды изменяют или гиперболизируют метапрограммы, реагируя на метапрограммы других. Практикум

Вспомните какое-нибудь из уже выполненных упражнений, в котором вам пришлось наблюдать за паттернами поведения или языка.

Как вы осуществляете наблюдение за динамическими паттернами групп в профессио­нальной реальности? За чем вы обычно следите?

Какие области навыков наблюдения вы хотели бы расширить, чтобы повысить свою эффективность как руководителя?

^ Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением ЩЩ&11 РАЗДЕЛ 9.7. КАРТА В





Инструкции по проведению наблюдений в группе







Наблюдения не должны представлять собой оце­ночные суждения




Функция обозревателя заключается в том, чтобы за счет повышения осознания вести к усовер­шенствованию процесса




i







Уважайте другие карты мира

С целью охватить максимум просгранства(проблем-ного/решения) и сделать его «общим»




Ролевой игрок может




Например, чтобы исследо-




Применительно к конкрет-

перейти в позицию наблюдателя входе




вать причины проблемы




ной системе и релевант­ным для нее лицам/

или по завершении

Более того, человек может перейти в несколько пози­ций восприятия (в собст­венную или чужую «шку-

«сторонам», зачастую но найти несколько «почему», которые не димо интегрировать

мож-

группового процесса, чтобы усовершенст­вовать свое восприя­тие проблемы

обхо-










ру», или в позицию наблю­дателя), чтобы сконструи­ровать «прежние» цели: • группового взаимо­действия • общения с другими

Наблюдать за чьей-либо «ролевой идентифика­цией» с точки зрения чьей-либо «полной лич­ной идентификации»

Ключевые положения

При наблюдении динамики группы особенно важно отмечать, как происходит управ­ление различными уровнями процессов. Доскональность охвата различных уровней нередко предопределяет степень согласованности членов группы в том, что касает­ся и задачи, и взаимоотношений.

Доскональность охвата зависит от того, а) какие уровни охвачены, б) насколько глу­боко охвачен каждый уровень (т. е. «Я» —другие, длительный срок — краткий срок, чего следует достичь — чего следует избегать и т. п.) и в) сколько членов группы вовлечено в определение каждого уровня.

Ключевым навыком руководителя является способность определять, какие уровни релевантны для управления, применительно к конкретному проблемному простран­ству и рабочей группе.

Практикум

Вспомните, что вы узнали из данной книги о различных уровнях переживания, а так­же об управлении ими. Какие вопросы, связанные с уровнями, кажутся вам наибо­лее важными? За какими уровнями руководитель должен следить и на какие он дол­жен влиять в ходе группового креативного процесса?

Какие виды проблем и препятствий, по вашему мнению, возникают в группах, если не все релевантные уровни оказываются охваченными должным образом?

Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 9.7. КАРТА Г





Инструкции по проведению наблюдений в группе







Наблюдения не должны представлять собой оце­ночные суждения




Функция обозревателя заключается в том, чтобы за счет повышения осознания вести к усовер­шенствованию процесса




i







Уважайте другие карты иира

С целью охватить максимум пространства(проблем-ного/решения) и сделать его «общим»




Ролевой игрок иожет




Например, чтобы исследо-




Применительно к конкрет-

перейти в позицию наблюдателя входе




вать причины проблемы




ной системе и релевант­ным для нее лицам/

или по завершении

Более того, человек может перейти в несколько пози­ций восприятия (в собст­венную или чужую «шку-

«сторонам», зачастую но найти несколько «почему», которые не димо интегрировать

мож-

группового процесса, чтобы усовершенст­вовать свое восприя­тие проблемы

обхо-










дателя), чтобы сконструи­ровать «прежние» цели: • группового взаимо­действия • общения с другими

Наблюдать за чьей-либо «ролевой идентифика­цией» с точки зрения чьей-либо «полной лич­ной идентификации»

Ключевые положения

Задача осуществления наблюдений в группе заключается не в том, чтобы оценить эффективность руководителя или ролевых игроков, но в том, чтобы повысить осо­знание общего процесса участниками группы (включая других наблюдателей).

Лица, вовлеченные в групповой процесс, могут также перейти в позицию наблюда­теля — во время или после группового процесса, — чтобы получить метазнание и расширить собственную карту проблемного пространства или пространства решения.

Практикум

Приведите примеры ситуаций, в которых вы оказывали влияние на групповой про­цесс за счет того, что обеспечили осознание ими происходящего в группе.

Приведите примеры ситуаций, в которых вам удалось перемещаться из роли участ­ника в роль наблюдателя применительно к себе самому или участию в группе. Как это способствовало более эффективному восприятию и управлению процессом, в ко­торый вы были вовлечены?

Приведите примеры ситуаций, в которых вам удалось играть роль независимого наблю­дателя. Какие виды преимуществ и выгод вы извлекли из пребывания в этой позиции?

Приведите примеры ситуаций, в которых вы оказывались под наблюдением незави­симого наблюдателя. Какую пользу вы извлекли из этого опыта?



оды


В начале этой книги мы определили четыре основные задачи:

Дать определение креативному процессу на индивидуальном, груп­
повом и организационном уровне в терминах и масштабе НЛП.

Создать словарь, словарный запас, язык и ввести понятия, которые
будут поддерживать и укреплять креативный процесс.

Обеспечить ряд конкретных способов, с помощью которых можно
повысить эффективность работы, усилить и направить креатив­
ность отдельных лиц и групп.

Установить ряд способов определения различных типов креатив­
ных людей.

Выполнение этих задач должно было помочь нам: а) стимулиро­вать индивидуальную креативность за счет укрепления нашей собст­венной гибкости и креативности на повседневном уровне; б) управлять групповой креативностью, стимулируя инновации в рамках динами­ческих паттернов рабочей группы; и в) продвигать антрепренерские установки и убеждения.

В части I мы исследовали процесс индивидуальной креативности. Для начала мы провели различия между процессом и результатами креативности и установили базовое допущение НЛП: «Карта не есть территория». В рамках этого фрейма креативность является резуль­татом изменений и дополнений наших карт.

Мы ввели убеждение, согласно которому креативность — непре­рывный процесс, процесс постоянного увеличения гибкости и расши­рения карт, по которым мы живем. Как гласит закон необходимого раз­нообразия, креативность имеет большое значение потому, что наши действия и взаимодействия протекают в среде, изобилующей неопре­деленностью, вариативностью и изменениями. Процесс постоянной креативности приобретает все большее значение вместе с увеличением

Чааь Ш. Управление групповой креативностью

количества или интенсивности изменений и неопределенности в си­стеме.

Мы исследовали структуру креативного процесса применительно к основной петле обратной связи, которая определяется моделью ТОТЕ. Какие виды целей, доказательств и действий составляют креа­тивный Процесс того или иного человека? Как этот человек реагирует на проблемы? Это привело нас к понятиям «стратегии мышления» и «стили мышления». Мы признали, что процессы установления и ре­презентации целей, оценки доказательств и совершения действий — как минимум, на индивидуальном уровне — берут начало в нервной системе и проявляются в форме нейролингвистических программ. Эти программы обладают когнитивной структурой, которая может быть определена в терминах репрезентативных каналов и стилей мышле­ния, связанных с пятью органами чувств. Структуру креативного процесса можно описать согласно модели ROLE: модальность репре­зентации, ориентация этой модальности, связи между модальностями и эффект, к которому приводит репрезентация, применительно к бо­лее общему процессу.

Затем мы рассмотрели ряд физиологических факторов, влияющих на индивидуальную креативность, применительно к особенностям модели BAGEL. Мы исследовали, как можно способствовать психи­ческим процессам или управлять ими с помощью физиологических процессов, протекающих как на микро-, так и на макроуровне. Мы привели примеры того, как еле заметные микрофизиологические сиг­налы могут в тот или иной момент поддержать креативность или пре­пятствовать ей на индивидуальном уровне. Мы признали наличие макроаспектов физиологии в том, что касается общих видов деятель­ности или состояний, которые подготавливают вас к тому, чтобы про­явить креативность.

Кроме того, мы подтвердили наличие множества уровней влияния на креативность: влияние окружения, поведенческое, когнитивное, влияние, связанное с убеждениями, ценностями и допущениями, на­конец — влияние, связанное с чувством личной и профессиональной идентификации.

Нами был сделан вывод о том, что нет единственно правильного способа быть креативным, однако все виды креативности подчиняют­ся ряду общих принципов. Вариации зависят от людей, ситуаций и стадий креативности. Различные виды задач требуют различных ти­пов креативности (новаторство, открытие и изобретение). С помощью

^ Глава 10. Заключение и выводы

моделей и понятий НЛП мы сформировали и ввели стратегию, моде­лирующую креативный процесс Уолта Диснея, таким образом опре­делив общий цикл когнитивных процессов, характеризующихся функциями «мечтателя», «реалиста» и «критика».

В части II мы исследовали процесссо-креативности и способы при­менения креативности при решении проблем. Мы доказали, что креа­тивность при решении проблем требует доскональной репрезентации проблемного пространства согласно модели SCORE и последующего расширения карты с целью найти пространство решения, состоящее из других альтернатив и вариантов.

Действуя на основании базового принципа креативного решения про­блем — «нельзя решить проблему с помощью того же типа мышления, который ее создал», — мы признали, что когнитивные и поведенческие паттерны стратегии, эффективной в одном контексте, можно определить и перенести в другие контексты. Мы исследовали со-креативный процесс консультирования другого человека при переносе ТОТЕ из позитивного референтного контекста в ситуацию, требующую большего проявления креативных способностей. Нашей целью было перенести элементы про­цесса из эффективного контекста в менее эффективный, чтобы расши­рить карту, пространство восприятия, связанное с решением проблемы или репрезентацией потенциальных симптомов, причин, результатов или эффектов конкретной проблемной ситуации. Мы вновь подтвердили сделанный ранее вывод о том, что основная функция креативности — расширять пространство восприятия.

Одним из открытий, которые мы сделали в ходе упражнения на перенос ТОТЕ, стало следующее: зачастую наши допущения и убеж­дения фильтруют или блокируют определенные аспекты креативных способностей, которыми мы на самом деле обладаем. Установление и проработка или рефрейминг этих допущений могут, образно говоря, выпустить зверя из клетки.

Мы исследовали то, как использование множественных точек зре­ния и различных режимов восприятия, а также процессов латераль­ного мышления, позволяет эффективно расширять восприятие про­блемного пространства, определять ограничивающие допущения и бороться с ними, находить новые пространства решения. Мы предста­вили процесс «интервидения», задействующий визуальный канал репрезентации и латеральное мышление, как способ расширения пер­спективы и выявления множественных репрезентаций проблемного пространства.

Часть III. Управление групповой креативностью

В части III мы исследовали групповую креативность и ее приме­нение для достижения организационных целей и решения проблем. Мы установили, что управление креативным процессом группы, по сути, включает в себя координацию различных стилей мышления, сбалансированность фаз креативного цикла и согласование различ­ных уровней групповых процессов («что», «как», «почему», «кто») согласно маршруту переходных состояний, ведущих к желаемому со­стоянию (SOAR).

Мы изучили стратегии управления ситуациями, участники кото­рых обладают различными моделями мира, а также различными пре­имуществами и недостатками применительно к креативности. Затем мы исследовали паттернов метапрограмм как способ направлять ин­дивидуальные процессы креативности на более общем уровне (вре­менной фрейм, размер «группы», акцент на задаче или взаимоотноше­ниях и т. п.). В связи с этим мы рассмотрели проблемы, касающиеся управления циклом «мечтатель, реалист, критик» в группе, а также того, как руководителю группы следует поддерживать и уравновеши­вать эти виды мыслительных процессов, как последовательных, так и одновременных.

Мы затронули ряд вопросов, связанных с влиянием «кто» на креа­тивный процесс группы, где «кто» относится к организации, команде и руководителю группы. Мы установили значимость взаимоотноше­ний в связи с групповой креативностью и сравнили вопросы консен­суса и права собственности на идею применительно к комплементар­ным отношениям/отношениям равенства в группе.

Нам удалось определить, как различные инструменты, такие как репрезентативные каналы, метасообщения, психогеография, правила взаимодействия и другие когнитивные и поведенческие паттерны, могут наблюдаться и использоваться для пристройки и ведения груп­пового процесса. Затем мы синтезировали ряд этих понятий и дей­ствий в коммуникативные стратегии, которые позволяют нам в даль­нейшем исследовать новые перспективы и приведут к общему пони­манию проблемы.

Последнее упражнение — ролевая игра — помогло нам изучить синтез и значимость всех понятий, навыков и моделей НЛП приме­нительно к управлению креативным процессом в рамках группового взаимодействия; важную роль здесь сыграло наблюдение за физиоло­гическими сигналами, уровнями, метапрограммами и стилями мыш­ления.

^ Глава 10. Заключение и выводы

В

o-provedenii-ezhegodnogo-smotra-konkursa-na-luchshuyu-organizaciyu-goroda-zhodino-i-prisvoenii-zvaniya-luchshij-po-professii.html
o-provedenii-finala-otkritogo-kubka-prezidenta-federacii-bilyardnogo-sporta.html
o-provedenii-foruma-nedelya-zhenskogo-zdorovya.html
o-provedenii-gorodskih-sorevnovanij-po-sportivnomu-orientirovaniyu-v-ramkah-vserossijskih-massovih-sorevnovanij.html
o-provedenii-gorodskogo-konkursa-na-luchshee-sochinenie-po-teme-moya-budushaya-professiya.html
o-provedenii-gorodskoj-spartakiadi-starshih-doshkolnikov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-respubliki-saha-yakutiya-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossijskuyu-federaciyu-sootechestvennikov-prozhivayushih-za-rubezhom-na-2008-2011-g-stranica-32.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-kompleksnoj-programme-respubliki-bashkortostan-energosberezhenie-i-povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-na-2010-2014-godi-stranica-36.html
  • student.bystrickaya.ru/05022010vlastinet-minsk-belorussiyarealnaya-zhizn-virtualnoj-torgovli-v-ukraine.html
  • testyi.bystrickaya.ru/41-dokumenti-territorialnogo-planirovaniya-proekt-metodicheskih-rekomendacij-po-poryadku-razrabotki-soglasovaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-person-his-appearance-clothes-and-character.html
  • tasks.bystrickaya.ru/152-ekstremno-programirane-neli-maneva-avram-eskenazi.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovaniya-setevih-vzaimodejstvij-v-obrazovanii-rekomendacii-po-organizacii-profilnogo-obucheniya-na-osnove-individualnih.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskaya-oblast-naro-fominskij-rajon-publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-zaikanie-specialnost-050707-65-pedagogika-i-metodika-doshkolnogo-obrazovaniya-specializaciya-logopedicheskaya-rabota-v-doshkolnih-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-upravleniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihonevrologiyali-jimnan-anitama-beru-memlekettk-krsetletn-izmet-reglament-zhalpi-erezheler-psihonevrologiyali-jimnan-anitama-beru.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/plan-po-preduprezhdeniyu-i-likvidacii-avarijnih-razlivov-nefti-i-nefteproduktov-na-stranica-10.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/povishenie-bezopasnosti-passazhirov-metropolitena-pri-vozmozhnom-pozhare-v-tonnele.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ponyatie-kak-forma-mishleniya-6.html
  • books.bystrickaya.ru/effektivnost-ispolzovaniya-nestandartnih-sportivnih-sooruzhenij-v-vuzah-shkolah.html
  • turn.bystrickaya.ru/pesni-choki-nima-rinpoche-pesn-iz-snovideniya-choki-nima-rinpoche-uchenie-o-predvaritelnih-praktikah-obichnie-predvaritelnie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/val-tihohodnij--val-bistrohodnij-metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-proektu-po-detalyam-mashin-omsk-2005.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-3-ya-ot-raznih-inostrannih-istorikov-pache-zhe-ot-rossijskih-vernih-istorij-i-povestej-ot-andreya-lizlova.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-etogo-momenta-na-takovih-net-zakona-vrach-i-pacient-v-reformiruemom-zdravoohranenii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-psihologicheskaya-sluzhba-v-obrazovanii-specialnost-050706-65-pedagogika-i-psihologiya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasfasovannie-semena-cvetochnih-kultur-oao-minsksortsemovosh-2012-god.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/principi-postroeniya-deduktivnih-teorij-nauka-v-svoih-glubinnih-osnovaniyah-vsegda-bila-svyazana-s-filosofiej-hotya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/i-i-mechnikova-ramn-b-f-semenov-n-a-mihajlova-sankt-peterburgskoj-gosudarstvennoj-medicinskoj-akademiej-im-i-i-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razdel-4-opredelenie-sposobov-sistematicheskoj-fiksacii-dinamiki-detskogo-organizma.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ivashkevich-viktor-antonovich-profsoyuznij-proekt-minsk-2004-g-golubev-v-f-nauchnij-rukovoditel-kiturko-i.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kartlijskoe-carstvo-v-iii-ii-vekah-do-ne.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-yuridicheskaya-psihologiya-nazvanie-disciplini-dlya-specialnosti-050503-psihologiya-specialnost-forma-obucheniya-zaochnaya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhilishni-obekti-vhod-b-na-25-yuli-2008-g-ot-09-00-do-18-00-ch-i-na-28-yuli-2008-g-ot-09-00-do-12-00-ch-se-provede.html
  • composition.bystrickaya.ru/otdel-obrazovaniya-kormyanskogo-rajispolkoma-uchrezhdeniya-obrazovaniya-yas-2-raduga-vliyanie-fizicheskogo-razvitiya-na-organizm-rebyonka-doshkolnogo-vozrasta.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchashihsya-nachalnoj-shkoli-v-gpd-vistuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-4-ot-29-03-2013-g-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-na-urokah-i-vo-vneurochnoe-vremya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izveshenie-2-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-bilo-razmesheno-na-oficialnom-sajte-tambovskoj-oblasti-26-maya-2010-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/desyat-biatlonistov-zabajkalya-primut-uchastie-v-zonalnoj-spartakiade-uchashihsya-rossii-v-fevrale.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-tehnologiya-i-oborudovanie-lesozagotovitelnogo-proizvodstva-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-podgotovleni-shmo-uchitelej-russkogo-yazika-i-literaturi-mou-sosh-18-rekomendacii-po-gia-v-9-klasse.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.