.RU

Нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 - страница 45


беждения руководителя и используемые стили влияют на выбор доказательств: он выбирает для наблюдения то, что считает важным на различных стадиях группового креативного процесса

Ключевые положения

Единственно верного пути управлять креативностью в группе не существует. Различ­ные стили руководства поощряют различную динамику между членами группы.

Иногда для эффективности конкретного стиля руководства необходимо ознакомить с ним членов группы.

В целом, руководитель выступает в двух ролях: а) способствует взаимоотношениям и б) фокусирует внимание на задаче.

Общие переживания и наблюдения позволяют обогатить и пополнить природные способности восприятия и интерактивные навыки, поскольку с их помощью расши­ряется коллективное пространство восприятия.

Убеждения и допущения руководителя влияют на его способ управления группой.

Руководители в разной степени осознают поведенческие сигналы, метасообщения, групповую динамику и т. п.

Убеждения и допущения конкретного человека влияют на то, что он выберет в каче­стве доказательства на различных стадиях креативного процесса, а также как он ин­терпретирует поведенческие сигналы, метасообщения, групповую динамику и т. п.

Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением

Нередко люди обладают неосознанной компетентностью в тех областях, о которых не отдают себе отчета.

Практикум

Вспомните ситуации, в которых вы руководили креативным процессом группы. Как вам удавалось способствовать взаимоотношениям между членами группы? Как вы фокусировали влияние группы на задаче?

Каковы ваши убеждения и допущения относительно управления креативным процес-°сом группы?

На какие виды поведенческих сигналов, метасообщений, групповой динамики и т. п. вы обращаете наибольшее внимание, когда руководите креативным процессом груп­пы?

Какие аспекты вашего собственного поведения в группе вы осознаете в наименьшей степени? В наибольшей степени?

Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 9.7. КАРТА Б

Задачи наблюдателя
















Психологические сигналы

• Какие сигналы подает каждый из членов группы: о микросигналы; о макросигналы (физи­ческие движения)? • Как они меняются в зави­симости от вмешатель­ства руководителя? • Как руководитель группы использует эти и другие сигналы для стимуляции группы и управления ею?




Сигналы логического уровня

• Кто подает сигналы о «что», «как», «почему»? • Какова последова­тельность уровней, необходимых для охвата всего про­странства? • Как руководитель «управляет» уровнями (с какого начинает, каким заканчивает)?




Сигналы метапрограмм

• Какие метапрограммы использует каждый из участников? • Какие паттерны взаимо­действия здесь обнару­живаются? • Какие метапрограммы входят в одну последо­вательность? • Как меняются метапро­граммы в ходе реакции на окружающих?

Ключевые положения

Наблюдение заязыковыми паттернами и поведением окружающих — хороший спо­соб понять и оценить собственные знания. Кроме того, это важнейший навык для менеджера.

Наблюдение за динамическими паттернами внутри группы предполагает другие ак­центы, нежели наблюдение за отдельными людьми.

Помимо наблюдения за ключевыми микро- и макроповеденческими сигналами, ко­торые подают отдельные участники группы, важно следить за тем, как эти сигналы меняются в зависимости от вмешательства руководителя, а также в ходе реакции на других членов группы. Важно отмечать также, как руководитель команды использует эти сигналы, чтобы «калибровать» и «вести» группу.

Полезно наблюдать не только за тем, какие конкретно участники подают сигналы о различных уровнях («что», «как», «почему», «кто» и т. п.), но и за тем, в какой после­довательности группа рассматривает вопросы, связанные с разными уровнями, и в какой последовательности руководитель группы управляет этими вопросами. Помимо наблюдения за тем, как участники акцентируют те или иные паттерны мета­программ, важно отмечать последовательность, в которой эти паттерны реализуют­ся, а также — как члены команды изменяют или гиперболизируют метапрограммы, реагируя на метапрограммы других. Практикум

Вспомните какое-нибудь из уже выполненных упражнений, в котором вам пришлось наблюдать за паттернами поведения или языка.

Как вы осуществляете наблюдение за динамическими паттернами групп в профессио­нальной реальности? За чем вы обычно следите?

Какие области навыков наблюдения вы хотели бы расширить, чтобы повысить свою эффективность как руководителя?

^ Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением ЩЩ&11 РАЗДЕЛ 9.7. КАРТА В





Инструкции по проведению наблюдений в группе







Наблюдения не должны представлять собой оце­ночные суждения




Функция обозревателя заключается в том, чтобы за счет повышения осознания вести к усовер­шенствованию процесса




i







Уважайте другие карты мира

С целью охватить максимум просгранства(проблем-ного/решения) и сделать его «общим»




Ролевой игрок может




Например, чтобы исследо-




Применительно к конкрет-

перейти в позицию наблюдателя входе




вать причины проблемы




ной системе и релевант­ным для нее лицам/

или по завершении

Более того, человек может перейти в несколько пози­ций восприятия (в собст­венную или чужую «шку-

«сторонам», зачастую но найти несколько «почему», которые не димо интегрировать

мож-

группового процесса, чтобы усовершенст­вовать свое восприя­тие проблемы

обхо-










ру», или в позицию наблю­дателя), чтобы сконструи­ровать «прежние» цели: • группового взаимо­действия • общения с другими

Наблюдать за чьей-либо «ролевой идентифика­цией» с точки зрения чьей-либо «полной лич­ной идентификации»

Ключевые положения

При наблюдении динамики группы особенно важно отмечать, как происходит управ­ление различными уровнями процессов. Доскональность охвата различных уровней нередко предопределяет степень согласованности членов группы в том, что касает­ся и задачи, и взаимоотношений.

Доскональность охвата зависит от того, а) какие уровни охвачены, б) насколько глу­боко охвачен каждый уровень (т. е. «Я» —другие, длительный срок — краткий срок, чего следует достичь — чего следует избегать и т. п.) и в) сколько членов группы вовлечено в определение каждого уровня.

Ключевым навыком руководителя является способность определять, какие уровни релевантны для управления, применительно к конкретному проблемному простран­ству и рабочей группе.

Практикум

Вспомните, что вы узнали из данной книги о различных уровнях переживания, а так­же об управлении ими. Какие вопросы, связанные с уровнями, кажутся вам наибо­лее важными? За какими уровнями руководитель должен следить и на какие он дол­жен влиять в ходе группового креативного процесса?

Какие виды проблем и препятствий, по вашему мнению, возникают в группах, если не все релевантные уровни оказываются охваченными должным образом?

Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 9.7. КАРТА Г





Инструкции по проведению наблюдений в группе







Наблюдения не должны представлять собой оце­ночные суждения




Функция обозревателя заключается в том, чтобы за счет повышения осознания вести к усовер­шенствованию процесса




i







Уважайте другие карты иира

С целью охватить максимум пространства(проблем-ного/решения) и сделать его «общим»




Ролевой игрок иожет




Например, чтобы исследо-




Применительно к конкрет-

перейти в позицию наблюдателя входе




вать причины проблемы




ной системе и релевант­ным для нее лицам/

или по завершении

Более того, человек может перейти в несколько пози­ций восприятия (в собст­венную или чужую «шку-

«сторонам», зачастую но найти несколько «почему», которые не димо интегрировать

мож-

группового процесса, чтобы усовершенст­вовать свое восприя­тие проблемы

обхо-










дателя), чтобы сконструи­ровать «прежние» цели: • группового взаимо­действия • общения с другими

Наблюдать за чьей-либо «ролевой идентифика­цией» с точки зрения чьей-либо «полной лич­ной идентификации»

Ключевые положения

Задача осуществления наблюдений в группе заключается не в том, чтобы оценить эффективность руководителя или ролевых игроков, но в том, чтобы повысить осо­знание общего процесса участниками группы (включая других наблюдателей).

Лица, вовлеченные в групповой процесс, могут также перейти в позицию наблюда­теля — во время или после группового процесса, — чтобы получить метазнание и расширить собственную карту проблемного пространства или пространства решения.

Практикум

Приведите примеры ситуаций, в которых вы оказывали влияние на групповой про­цесс за счет того, что обеспечили осознание ими происходящего в группе.

Приведите примеры ситуаций, в которых вам удалось перемещаться из роли участ­ника в роль наблюдателя применительно к себе самому или участию в группе. Как это способствовало более эффективному восприятию и управлению процессом, в ко­торый вы были вовлечены?

Приведите примеры ситуаций, в которых вам удалось играть роль независимого наблю­дателя. Какие виды преимуществ и выгод вы извлекли из пребывания в этой позиции?

Приведите примеры ситуаций, в которых вы оказывались под наблюдением незави­симого наблюдателя. Какую пользу вы извлекли из этого опыта?



оды


В начале этой книги мы определили четыре основные задачи:

Дать определение креативному процессу на индивидуальном, груп­
повом и организационном уровне в терминах и масштабе НЛП.

Создать словарь, словарный запас, язык и ввести понятия, которые
будут поддерживать и укреплять креативный процесс.

Обеспечить ряд конкретных способов, с помощью которых можно
повысить эффективность работы, усилить и направить креатив­
ность отдельных лиц и групп.

Установить ряд способов определения различных типов креатив­
ных людей.

Выполнение этих задач должно было помочь нам: а) стимулиро­вать индивидуальную креативность за счет укрепления нашей собст­венной гибкости и креативности на повседневном уровне; б) управлять групповой креативностью, стимулируя инновации в рамках динами­ческих паттернов рабочей группы; и в) продвигать антрепренерские установки и убеждения.

В части I мы исследовали процесс индивидуальной креативности. Для начала мы провели различия между процессом и результатами креативности и установили базовое допущение НЛП: «Карта не есть территория». В рамках этого фрейма креативность является резуль­татом изменений и дополнений наших карт.

Мы ввели убеждение, согласно которому креативность — непре­рывный процесс, процесс постоянного увеличения гибкости и расши­рения карт, по которым мы живем. Как гласит закон необходимого раз­нообразия, креативность имеет большое значение потому, что наши действия и взаимодействия протекают в среде, изобилующей неопре­деленностью, вариативностью и изменениями. Процесс постоянной креативности приобретает все большее значение вместе с увеличением

Чааь Ш. Управление групповой креативностью

количества или интенсивности изменений и неопределенности в си­стеме.

Мы исследовали структуру креативного процесса применительно к основной петле обратной связи, которая определяется моделью ТОТЕ. Какие виды целей, доказательств и действий составляют креа­тивный Процесс того или иного человека? Как этот человек реагирует на проблемы? Это привело нас к понятиям «стратегии мышления» и «стили мышления». Мы признали, что процессы установления и ре­презентации целей, оценки доказательств и совершения действий — как минимум, на индивидуальном уровне — берут начало в нервной системе и проявляются в форме нейролингвистических программ. Эти программы обладают когнитивной структурой, которая может быть определена в терминах репрезентативных каналов и стилей мышле­ния, связанных с пятью органами чувств. Структуру креативного процесса можно описать согласно модели ROLE: модальность репре­зентации, ориентация этой модальности, связи между модальностями и эффект, к которому приводит репрезентация, применительно к бо­лее общему процессу.

Затем мы рассмотрели ряд физиологических факторов, влияющих на индивидуальную креативность, применительно к особенностям модели BAGEL. Мы исследовали, как можно способствовать психи­ческим процессам или управлять ими с помощью физиологических процессов, протекающих как на микро-, так и на макроуровне. Мы привели примеры того, как еле заметные микрофизиологические сиг­налы могут в тот или иной момент поддержать креативность или пре­пятствовать ей на индивидуальном уровне. Мы признали наличие макроаспектов физиологии в том, что касается общих видов деятель­ности или состояний, которые подготавливают вас к тому, чтобы про­явить креативность.

Кроме того, мы подтвердили наличие множества уровней влияния на креативность: влияние окружения, поведенческое, когнитивное, влияние, связанное с убеждениями, ценностями и допущениями, на­конец — влияние, связанное с чувством личной и профессиональной идентификации.

Нами был сделан вывод о том, что нет единственно правильного способа быть креативным, однако все виды креативности подчиняют­ся ряду общих принципов. Вариации зависят от людей, ситуаций и стадий креативности. Различные виды задач требуют различных ти­пов креативности (новаторство, открытие и изобретение). С помощью

^ Глава 10. Заключение и выводы

моделей и понятий НЛП мы сформировали и ввели стратегию, моде­лирующую креативный процесс Уолта Диснея, таким образом опре­делив общий цикл когнитивных процессов, характеризующихся функциями «мечтателя», «реалиста» и «критика».

В части II мы исследовали процесссо-креативности и способы при­менения креативности при решении проблем. Мы доказали, что креа­тивность при решении проблем требует доскональной репрезентации проблемного пространства согласно модели SCORE и последующего расширения карты с целью найти пространство решения, состоящее из других альтернатив и вариантов.

Действуя на основании базового принципа креативного решения про­блем — «нельзя решить проблему с помощью того же типа мышления, который ее создал», — мы признали, что когнитивные и поведенческие паттерны стратегии, эффективной в одном контексте, можно определить и перенести в другие контексты. Мы исследовали со-креативный процесс консультирования другого человека при переносе ТОТЕ из позитивного референтного контекста в ситуацию, требующую большего проявления креативных способностей. Нашей целью было перенести элементы про­цесса из эффективного контекста в менее эффективный, чтобы расши­рить карту, пространство восприятия, связанное с решением проблемы или репрезентацией потенциальных симптомов, причин, результатов или эффектов конкретной проблемной ситуации. Мы вновь подтвердили сделанный ранее вывод о том, что основная функция креативности — расширять пространство восприятия.

Одним из открытий, которые мы сделали в ходе упражнения на перенос ТОТЕ, стало следующее: зачастую наши допущения и убеж­дения фильтруют или блокируют определенные аспекты креативных способностей, которыми мы на самом деле обладаем. Установление и проработка или рефрейминг этих допущений могут, образно говоря, выпустить зверя из клетки.

Мы исследовали то, как использование множественных точек зре­ния и различных режимов восприятия, а также процессов латераль­ного мышления, позволяет эффективно расширять восприятие про­блемного пространства, определять ограничивающие допущения и бороться с ними, находить новые пространства решения. Мы предста­вили процесс «интервидения», задействующий визуальный канал репрезентации и латеральное мышление, как способ расширения пер­спективы и выявления множественных репрезентаций проблемного пространства.

Часть III. Управление групповой креативностью

В части III мы исследовали групповую креативность и ее приме­нение для достижения организационных целей и решения проблем. Мы установили, что управление креативным процессом группы, по сути, включает в себя координацию различных стилей мышления, сбалансированность фаз креативного цикла и согласование различ­ных уровней групповых процессов («что», «как», «почему», «кто») согласно маршруту переходных состояний, ведущих к желаемому со­стоянию (SOAR).

Мы изучили стратегии управления ситуациями, участники кото­рых обладают различными моделями мира, а также различными пре­имуществами и недостатками применительно к креативности. Затем мы исследовали паттернов метапрограмм как способ направлять ин­дивидуальные процессы креативности на более общем уровне (вре­менной фрейм, размер «группы», акцент на задаче или взаимоотноше­ниях и т. п.). В связи с этим мы рассмотрели проблемы, касающиеся управления циклом «мечтатель, реалист, критик» в группе, а также того, как руководителю группы следует поддерживать и уравновеши­вать эти виды мыслительных процессов, как последовательных, так и одновременных.

Мы затронули ряд вопросов, связанных с влиянием «кто» на креа­тивный процесс группы, где «кто» относится к организации, команде и руководителю группы. Мы установили значимость взаимоотноше­ний в связи с групповой креативностью и сравнили вопросы консен­суса и права собственности на идею применительно к комплементар­ным отношениям/отношениям равенства в группе.

Нам удалось определить, как различные инструменты, такие как репрезентативные каналы, метасообщения, психогеография, правила взаимодействия и другие когнитивные и поведенческие паттерны, могут наблюдаться и использоваться для пристройки и ведения груп­пового процесса. Затем мы синтезировали ряд этих понятий и дей­ствий в коммуникативные стратегии, которые позволяют нам в даль­нейшем исследовать новые перспективы и приведут к общему пони­манию проблемы.

Последнее упражнение — ролевая игра — помогло нам изучить синтез и значимость всех понятий, навыков и моделей НЛП приме­нительно к управлению креативным процессом в рамках группового взаимодействия; важную роль здесь сыграло наблюдение за физиоло­гическими сигналами, уровнями, метапрограммами и стилями мыш­ления.

^ Глава 10. Заключение и выводы

В

o-provedenii-ezhegodnogo-smotra-konkursa-na-luchshuyu-organizaciyu-goroda-zhodino-i-prisvoenii-zvaniya-luchshij-po-professii.html
o-provedenii-finala-otkritogo-kubka-prezidenta-federacii-bilyardnogo-sporta.html
o-provedenii-foruma-nedelya-zhenskogo-zdorovya.html
o-provedenii-gorodskih-sorevnovanij-po-sportivnomu-orientirovaniyu-v-ramkah-vserossijskih-massovih-sorevnovanij.html
o-provedenii-gorodskogo-konkursa-na-luchshee-sochinenie-po-teme-moya-budushaya-professiya.html
o-provedenii-gorodskoj-spartakiadi-starshih-doshkolnikov.html
  • education.bystrickaya.ru/3-sostav-i-organizaciya-deyatelnosti-komissii-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-46-697.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-plan-i-soderzhanie-evangeliya-ot-ioanna-vozrazheniya-protiv-podlinnosti-evangeliya-ioanna-samosvidetelstvo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema18-uchet-raschetov-po-nedostacham-7-uchet-neproizvedennih-aktivov-21-tema-uchet-materialnih-zapasov-22.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tarifnaya-setka-po-razryadam-primer-metodicheskoe-posobie-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta-po-discipline-ekonomika.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-uchebnoe-posobie-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-030301-65-psihologiya-omsk.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-soobshenij-i-dokladov-rol-sredi-i-nasledstvennosti-v-razvitii-psihiki-cheloveka-psihika-zhivotnih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnik-rodnaya-rech-l-f-klimanova-i-dr-3-klass-2ch-moskva-prosveshenie-2007g-1-chas-v-nedelyu-eksternat.html
  • universitet.bystrickaya.ru/syuzen-viggz-stranica-22.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-41-naladchik-zuboreznih-i-rezbofrezernih-stankov-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mediaobrazovanie-mediagramotnost-izuchenie-media-monografiya-taganrog.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-24-reexistio-terrifae-anima-zakonchen.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vzyatka-ne-podarok-gazeta-27022009-novosti-9.html
  • literature.bystrickaya.ru/diversanti-predpriyatiya-ceppelin-komandos-diversanti-tretego-rejha.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-shkoli-na-2011-2015g-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/administrativno-pravovoj-status-grazhdan-prebivayushih-prozhivayushih-v-pogranichnoj-zone.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skorospelka-iz-michurinska-semejnoe-hozyajstvo-mastyaeva-vladimirskaya-obl-gus-hrustalnij-r-n.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/abadzhidi-mariya-andreevna-oralnij-gomeostaz-u-detej-s-bronhialnoj-astmoj-14-00-09-04200514593-stranica-11.html
  • education.bystrickaya.ru/15070062-mashinostroenie-ochnaya-konkursnuyu-situaciyu-kazhdij-abiturient-mozhet-parallelno-uvidet-vojdya-v-ais.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-risk-assessment-of-living-modified-organisms-with-stacked-genes-or-traits.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nachalo-evropejskogo-proniknoveniya-v-indiyu-literatura-i-iskusstvo-29.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/menya-zovut-tatyana-mne-15-let-zhivu-v-gorode-breste-v-nem-ya-rodilas-i-virosla-gorod-brest-eto-oblastnoj-centr-belarusi-moya-semya-sostoit-iz-chetireh-chelov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanovlenie-professionalnoj-lingvodidaktiki-kak-teoretiko-metodologicheskaya-problema-v-professionalnom-obrazovanii-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/narodna-biblioteka-ivan-vazov-plovdiv-otdel-metodichen-novi-dokumenti-za-2006-godina-na-blgarski-ezik.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofiya-istorii-fihte-nemeckaya-klassicheskaya-filosofiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakonomerno-narastanie-interesa-k-osobennostyam-stroeniya-socialnomu-stranica-14.html
  • desk.bystrickaya.ru/pobediteli-i-prizyori-gorodskih-predmetnih-olimpiad-v-2007-2008-uchebnom-godu-sozdanie-gimnazicheskoj-sistemi-ocenki-kachestva-obrazovaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-prozhivayushim-v-kaluzhskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2011-god-stranica-4.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zasedaniya-postoyannoj-komissii-po-zakonnosti-i-pravoporyadku.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-elementarnie-mehanizmi-obrazovaniya-dispersnih-sistem.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-13-kak-dobitsya-podchineniya-muzha-zhene-ili-neskolko-sovetov-po-dressirovke-muzhchin.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-klassifikatori-opornogo-plana-n-s-zajceva-e-a-zadorozhnaya-v-a-nikitin-o-v-etezova.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/the-participles-osnovnoj-kurs-essential-course-uprazhneniya-po-intonacii-exercises-in-intonation-uprazhneniya.html
  • write.bystrickaya.ru/eta-kniga-posvyashaetsya-konstantinu-konstantinovichu-mindzhiya-s-ulici-inge-kotorij-nauchil-menya-uchitsya-kogda-ya-uchus-rusudan-grigorevne-gogiya-iz-goroda-tkvarche-stranica-48.html
  • credit.bystrickaya.ru/planirovaniya-lipeckoj-oblasti-stranica-14.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shevchenko-li-regulirovanie-otnoshenij-postavki-teoriya-i-praktika-spb-izd-vo-yuridicheskij-centr-press-2002.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.