.RU

О проблеме поколений - Русская Философия Владимир мартынов пестрые прутья Иакова Частный взгляд на картину всеобщего...



^ О проблеме поколений


Во время наших традиционных встреч с Приговым за кружкой
пива в Доме композиторов наши разговоры порой упирались в тот
факт, что в более молодом поколении литераторов и композиторов
нет никого, кто наступал бы нам на пятки, кто был бы радикальнее
нас и кто бы мог противостоять нам. В том, что мы, находясь уже в
достаточно преклонном возрасте, продолжали оставаться наиболее
радикальными — Пригов наиболее радикальным литератором, а я
наиболее радикальным академическим композитором, было что-то
неестественное и некомфортное. Складывалось такое впечатление,
что из-за нарушения привычно жестких взаимоотношений между
поколениями в художественной среде жизнь сделалась какой-то
пресной и обесточенной. Помню еще, как однажды после очередно-
го нашего пивного заседания мы шли по Тверской и уже совсем
подходили к метро «Пушкинская», когда Пригов вдруг сказал, что
иногда чувствует себя как кошка на оконном стекле — в смысле
иногда ему как бы не за что зацепиться когтями. Такое признание
от Пригова, который всегда вел себя как мужественная лягушка в
крынке молока и который пытался отметиться в максимально воз-
можном количестве точек культурного пространства, мне показа-
лось весьма симптоматичным. Если присовокупить к этому еще тот
факт, что Рубинштейн с 1997 года практически не пишет своих сти-
хотворных текстов, а занимается только эссе и поет песни 1950-х
годов по разным клубам, то общая картина окажется еще более
выразительной. Конечно же, все это может показаться кому-то ма-
лозначащим и не заслуживающим такого уж пристального внима-
ния, однако я вижу в этом приметы глобальных перемен, происхо-
дящих в культурной атмосфере. Здесь дело обстоит примерно так
же, как с исчезнувшей снежной шапкой Килиманджаро: это как бы
частный случай, это как бы от нас далеко, это как бы нам не видно,
однако на самом деле исчезновение снегов Килиманджаро имеет к
нам самое непосредственное отношение, ибо оно есть следствие
глобальных климатических изменений, - я уж не говорю о влиянии
этого события на литературу, ведь теперь уже никогда не смогло
бы появиться знаменитое литературное произведение с названием
«Снега Килиманджаро».

Вероятно, здесь можно сослаться на инерционность литерату-
ры и на ее слабую восприимчивость к новациям. Так, давно подме-
чено, что если новации в области изобразительного искусства, свя-
занные с именами Кандинского, Малевича и других героев авангар-


да 1910-1920-х годов, давно уже стали классикой и превратились в
неотъемлемую часть не только музейной, но и массовой культуры,
красуясь на различных постерах, сумках и футболках, то аналогич-
ные новации в области литературы, связные с именами Хлебникова,
Кручёных и Туфанова, до сих пор воспринимаются как что-то экс-
периментальное и экзотическое, представляющее интерес только
для узкого круга специфически настроенных людей. То же можно
сказать и о московском концептуализме. Молодое и среднее поко-
ление литераторов пишет так, как будто бы не было ни Пригова, ни
Сорокина, ни Рубинштейна. Их влияние еще можно обнаружить в
видеоарте и в некоторых медийных проектах, но в области литера-
туры оно близко к нулю. И мне кажется, что здесь дело заключает-
ся не просто в инерционности литературы, а в том, что в литерату-
ре кроме инерционности не осталось ничего, что вся литература
саморедуцировалась к инерционности и превратилась в то, чем за-
нимаются по инерции. В свое время Адорно писал о том, что со-
временное общество не создает условий для возникновения и су-
ществования произведений. Несколько перефразируя Адорно, мож-
но сказать, что современное российское общество не создает усло-
вий для возникновения новаций в литературе, а может быть, не
создает их и для возникновения новаций вообще. Я думаю, что
подлинная новация — это далеко не то, что может быть придумано
или высосано из пальца. Подлинная новация долго вызревает в
глубине жизни, чтобы внезапно сверкнуть каким-то как бы случай-
ным озарением. В современной России пока что еще не возникало
форм жизни, которые могли бы явить себя через посредство лите-
ратурных новаций, и поэтому сама идея новации остается невос-
требованной и ненужной. Но, может быть, проблема залегает еще
глубже и все дело заключается в том, что русская литература пере-
стала быть тем, чем она являлась. Она перестала быть тотальным
фактом культуры, она перестала быть «светской неконфессиональ-
ной религией», она перестала быть тем, через что истина России
являла себя миру. Именно это и составляет суть того, что я пыта-
юсь определить как «конец времени русской литературы», хотя это
вовсе не означает конца литературы как художественного и вместе
с тем рыночного вида деятельности. Литература как процесс произ-
водства и потребления текстов может длиться сколь угодно долго, и в
этом смысле Афанасьев, быть может, не так уж и не прав, когда го-
ворит о столь «очевидной для всех» бесконечности литературы.


***

Конечно же, все, что я только что написал, вполне можно рас-
ценить как стариковское ворчание, и, может быть так оно и есть на
самом деле. Вполне возможно, что все это является следствием мо-
их поколенческих комплексов и обусловлено моей привязанностью
к тому, что делают мои сверстники и непониманием того, что де-
лают и чего хотят более молодые коллеги по цеху искусства. В этой
связи мне вспоминается один характерный эпизод из «Приключе-
ний Чиполлино» Джанни Родари, повествующий о том, как над ми-
ром бушует революционная буря, олицетворяющая восстание ово-
щей-пролетариев и как синьор Помидор с другими аристократиче-
скими фруктовыми злодеями прячется от этой бури в замке за
плотно занавешенными окнами. Но вот буря стихает и настает утро
нового мира - мира Чиполлино и его друзей. Однако синьор Поми-
дор и аристократические фрукты не хотят и боятся признаться себе
в том, что буря стихла. Они всячески пытаются уверить себя, что
буря еще продолжается и утро нового мира еще не настало, изо
всех сил стараясь увидеть в явных признаках наступающего утра
приметы уже миновавшей бури.

Вполне может быть, что кому-то я очень сильно напоминаю
синьора Помидора, пытающегося спрятаться от нового за зашто-
ренными окнами своего замка, однако мне кажется, что от нового
прячутся как раз те, кто продолжает самозабвенно заниматься ли-
тературной деятельностью, совершенно не ощущая того, что время
литературы, вернее, время литературоцентричности уже миновало
и наступают новые времена, доминировать в которых будут совер-
шенно другие виды деятельности. Занятие литературой в наше
время можно сравнить с занятием иконописью в XVIII—XIX веках.
Конечно же, и в XVIII, и в XIX веке не только писались отдельные
замечательные иконы, но и существовал целый ряд оригинальных
провинциальных иконописных школ, что позволяет некоторым спе-
циалистам говорить об открытии поздней русской иконы, произо-
шедшем в наше время. Но что бы ни говорили специалисты, в XVIII
и XIX веках иконопись перестала быть определяющим и домини-
рующим видом культурной деятельности и полностью утратила то
центральное место, которое она занимала в XV, в XVI и даже в
XVII веке. Подобно тому, как в XVIII—XIX веках можно было гово-
рить о том, что кончилось время Рублева и Дионисия и настало
время Пушкина и Достоевского и что на смену иконоцентризму
пришел литературоцентризм, так и в конце XX века стало возможно
говорить о том, что кончилось время Пушкина и Достоевского и что


naimenovanie-disciplini-tipologiya-obektov-nedvizhimostiv-razrabotke-1-celi-i-zadachi-disciplini-celi-prepodavaniya-disciplini.html
naimenovanie-dokumenta-rassmatrivaemie-voprosi-data.html
naimenovanie-elektronnoj-knigi.html
naimenovanie-faktora-metodika-rascheta-analiz-pribili-predpriyatiya.html
naimenovanie-glav.html
naimenovanie-grif-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-novie-informacionnie-tehnologii-v-uchebnom-processe.html
  • testyi.bystrickaya.ru/50-filial-banka-vneshnej-torgovli-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-oao-vneshtorgbank-v-g-ufe.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-rukovodstvo-provedeniem-sorevnovanij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-k-gavryushin-mitropolit-daniil-redaktor-dialektiki.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-po-meropriyatiyu-17-4-razrabotka-i-vnedrenie-kompleksa-specializirovannih-obrazovatelnih-programm-povisheniya-kvalifikacii-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-shrift-i-promgrafika-1-kurs.html
  • school.bystrickaya.ru/edinij-perechen-pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-1-dekabrya-2009-g-n-982-ob-utverzhdenii-edinogo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-populyarizaciya-i-razvitie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-sredi-molodyozhi-povishenie-sportivnogo-masterstva.html
  • books.bystrickaya.ru/doshkolnoe-vospitanie-3-2008-n-aulova-veter-v-grive-o-semenova-loshadi-lechat-voprosi-teorii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oborudovanie-dlya-obespecheniya-poverki-kontaktnih-sredstv-izmereniya-temperaturi-razdelenie-metrologicheskogo-oborudovaniya-na-semejstva-po-osnovnim-priznakam.html
  • student.bystrickaya.ru/13formi-kontrolya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-finansi-organizacij-predpriyatij-dlya-studentov-ochnogo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/primernoe-perspektivnoe-planirovanie-raboti-po-formirovaniyu-leksiko-grammaticheskih-kategorij-i-razvitiyu-svyaznoj-rechi-stranica-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhurnala-poseshaemosti-lekcij-i-zhurnala-otrabotok-zanyatij-i-lekcij-i.html
  • klass.bystrickaya.ru/arendarenko-a-v-realizaciya-principa-socialnoj-spravedlivosti-v-sovremennom-ugolovnom-prave-rossii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-makroekonomicheskaya-nestabilnost-ekonomicheskie-cikli-i-volni-makroekonomicheskaya-nestabilnost-i-ee-prichini-soderzhanie-i-obshie-cherti-ekonomicheskogo-cikla.html
  • tests.bystrickaya.ru/majskij-sneg-buri-vremeni.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sankt-peterburgskoj-akademii-upravleniya-i-ekonomiki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/evolyuciya-povedeniya-kniga-kanadskogo-avtora-uchebnik-obshej-psihologii-s-osnovami-fiziologii-visshej-nervnoj-deyatelnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specificheskie-osobennosti-melkoj-motoriki-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-onr.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-professionalnoe-prakticheskie-rekomendacii-otdelnie-glavi-i-rekomendacii-publikuyutsya-v-zhurnale-upravlenie-personalom.html
  • essay.bystrickaya.ru/dvizhenie-raskola-i-palingeneza-postizhenie-istorii.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-t-i-z-d-a-t-e-l-ya-k-ch-i-t-a-t-e-l-yu-bezumnij-den-ili-zhenitba-figaro.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sistemi-kommutacii-sbornik-tipovih-uchebnih-programm-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-45-01-03-seti.html
  • urok.bystrickaya.ru/povishenie-urovnya-razvitiya-franchajzinga-na-predpriyatiyah-sferi-uslug-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-ekonomika-organizaciya-i-upravlenie-predpriyatiyami-otraslyami-kompleksami-sfera-uslug.html
  • crib.bystrickaya.ru/graficheskie-neverbalnie-sredstva-peredachi-informacii-v-modulnoj-reklame-gazet-tverskoj-oblasti-10-01-10-zhurnalistika-filologicheskie-nauki.html
  • school.bystrickaya.ru/evrointegraciya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtorskij-igrovoj-dialog-i-ego-teatralizaciya-kak-sredstvo-obogasheniya-slovarya-razvitiya-emocionalnoj-virazitelnoj-grammaticheski-oformlennoj-rechi-rebenka.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-g-spravochnoe-5-1organizaciya-raboti-po-obespecheniyu-pozharnoj-bezopasnosti-na-proizvodstvennih-obektah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-ekzamenacionnoj-sessii-dlya-studentov-gruppi-ugv-301-fakulteta-upravleniya.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-anna-gavalda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-prepodavatelya-specialnost-prikladnaya-informatika.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soobshenie-shest-poslednee-istochniki-te-zhe-chto-i-u-vas-chto-mozhno-legko-najti-v-seti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-zachetu-uchebno-metodicheskij-kompleks-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-050720-fizicheskaya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nosilki-transhejnie-nt-ponyatiya-i-opredeleniya-ispolzuemie-v-medicinskoj-podgotovke-avarijno-spasatelnie-raboti.html
  • university.bystrickaya.ru/etnomdeniet-ndilitari-otansjgshtk-asietterd-aliptastiru-rali.html
  • school.bystrickaya.ru/luchshie-prakticheskie-metodi-yuridicheskogo-obrazovaniya-ponya-tie-i-k-arta-roj-staki-i-drugie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.