.RU

О проблеме поколений - Русская Философия Владимир мартынов пестрые прутья Иакова Частный взгляд на картину всеобщего...



^ О проблеме поколений


Во время наших традиционных встреч с Приговым за кружкой
пива в Доме композиторов наши разговоры порой упирались в тот
факт, что в более молодом поколении литераторов и композиторов
нет никого, кто наступал бы нам на пятки, кто был бы радикальнее
нас и кто бы мог противостоять нам. В том, что мы, находясь уже в
достаточно преклонном возрасте, продолжали оставаться наиболее
радикальными — Пригов наиболее радикальным литератором, а я
наиболее радикальным академическим композитором, было что-то
неестественное и некомфортное. Складывалось такое впечатление,
что из-за нарушения привычно жестких взаимоотношений между
поколениями в художественной среде жизнь сделалась какой-то
пресной и обесточенной. Помню еще, как однажды после очередно-
го нашего пивного заседания мы шли по Тверской и уже совсем
подходили к метро «Пушкинская», когда Пригов вдруг сказал, что
иногда чувствует себя как кошка на оконном стекле — в смысле
иногда ему как бы не за что зацепиться когтями. Такое признание
от Пригова, который всегда вел себя как мужественная лягушка в
крынке молока и который пытался отметиться в максимально воз-
можном количестве точек культурного пространства, мне показа-
лось весьма симптоматичным. Если присовокупить к этому еще тот
факт, что Рубинштейн с 1997 года практически не пишет своих сти-
хотворных текстов, а занимается только эссе и поет песни 1950-х
годов по разным клубам, то общая картина окажется еще более
выразительной. Конечно же, все это может показаться кому-то ма-
лозначащим и не заслуживающим такого уж пристального внима-
ния, однако я вижу в этом приметы глобальных перемен, происхо-
дящих в культурной атмосфере. Здесь дело обстоит примерно так
же, как с исчезнувшей снежной шапкой Килиманджаро: это как бы
частный случай, это как бы от нас далеко, это как бы нам не видно,
однако на самом деле исчезновение снегов Килиманджаро имеет к
нам самое непосредственное отношение, ибо оно есть следствие
глобальных климатических изменений, - я уж не говорю о влиянии
этого события на литературу, ведь теперь уже никогда не смогло
бы появиться знаменитое литературное произведение с названием
«Снега Килиманджаро».

Вероятно, здесь можно сослаться на инерционность литерату-
ры и на ее слабую восприимчивость к новациям. Так, давно подме-
чено, что если новации в области изобразительного искусства, свя-
занные с именами Кандинского, Малевича и других героев авангар-


да 1910-1920-х годов, давно уже стали классикой и превратились в
неотъемлемую часть не только музейной, но и массовой культуры,
красуясь на различных постерах, сумках и футболках, то аналогич-
ные новации в области литературы, связные с именами Хлебникова,
Кручёных и Туфанова, до сих пор воспринимаются как что-то экс-
периментальное и экзотическое, представляющее интерес только
для узкого круга специфически настроенных людей. То же можно
сказать и о московском концептуализме. Молодое и среднее поко-
ление литераторов пишет так, как будто бы не было ни Пригова, ни
Сорокина, ни Рубинштейна. Их влияние еще можно обнаружить в
видеоарте и в некоторых медийных проектах, но в области литера-
туры оно близко к нулю. И мне кажется, что здесь дело заключает-
ся не просто в инерционности литературы, а в том, что в литерату-
ре кроме инерционности не осталось ничего, что вся литература
саморедуцировалась к инерционности и превратилась в то, чем за-
нимаются по инерции. В свое время Адорно писал о том, что со-
временное общество не создает условий для возникновения и су-
ществования произведений. Несколько перефразируя Адорно, мож-
но сказать, что современное российское общество не создает усло-
вий для возникновения новаций в литературе, а может быть, не
создает их и для возникновения новаций вообще. Я думаю, что
подлинная новация — это далеко не то, что может быть придумано
или высосано из пальца. Подлинная новация долго вызревает в
глубине жизни, чтобы внезапно сверкнуть каким-то как бы случай-
ным озарением. В современной России пока что еще не возникало
форм жизни, которые могли бы явить себя через посредство лите-
ратурных новаций, и поэтому сама идея новации остается невос-
требованной и ненужной. Но, может быть, проблема залегает еще
глубже и все дело заключается в том, что русская литература пере-
стала быть тем, чем она являлась. Она перестала быть тотальным
фактом культуры, она перестала быть «светской неконфессиональ-
ной религией», она перестала быть тем, через что истина России
являла себя миру. Именно это и составляет суть того, что я пыта-
юсь определить как «конец времени русской литературы», хотя это
вовсе не означает конца литературы как художественного и вместе
с тем рыночного вида деятельности. Литература как процесс произ-
водства и потребления текстов может длиться сколь угодно долго, и в
этом смысле Афанасьев, быть может, не так уж и не прав, когда го-
ворит о столь «очевидной для всех» бесконечности литературы.


***

Конечно же, все, что я только что написал, вполне можно рас-
ценить как стариковское ворчание, и, может быть так оно и есть на
самом деле. Вполне возможно, что все это является следствием мо-
их поколенческих комплексов и обусловлено моей привязанностью
к тому, что делают мои сверстники и непониманием того, что де-
лают и чего хотят более молодые коллеги по цеху искусства. В этой
связи мне вспоминается один характерный эпизод из «Приключе-
ний Чиполлино» Джанни Родари, повествующий о том, как над ми-
ром бушует революционная буря, олицетворяющая восстание ово-
щей-пролетариев и как синьор Помидор с другими аристократиче-
скими фруктовыми злодеями прячется от этой бури в замке за
плотно занавешенными окнами. Но вот буря стихает и настает утро
нового мира - мира Чиполлино и его друзей. Однако синьор Поми-
дор и аристократические фрукты не хотят и боятся признаться себе
в том, что буря стихла. Они всячески пытаются уверить себя, что
буря еще продолжается и утро нового мира еще не настало, изо
всех сил стараясь увидеть в явных признаках наступающего утра
приметы уже миновавшей бури.

Вполне может быть, что кому-то я очень сильно напоминаю
синьора Помидора, пытающегося спрятаться от нового за зашто-
ренными окнами своего замка, однако мне кажется, что от нового
прячутся как раз те, кто продолжает самозабвенно заниматься ли-
тературной деятельностью, совершенно не ощущая того, что время
литературы, вернее, время литературоцентричности уже миновало
и наступают новые времена, доминировать в которых будут совер-
шенно другие виды деятельности. Занятие литературой в наше
время можно сравнить с занятием иконописью в XVIII—XIX веках.
Конечно же, и в XVIII, и в XIX веке не только писались отдельные
замечательные иконы, но и существовал целый ряд оригинальных
провинциальных иконописных школ, что позволяет некоторым спе-
циалистам говорить об открытии поздней русской иконы, произо-
шедшем в наше время. Но что бы ни говорили специалисты, в XVIII
и XIX веках иконопись перестала быть определяющим и домини-
рующим видом культурной деятельности и полностью утратила то
центральное место, которое она занимала в XV, в XVI и даже в
XVII веке. Подобно тому, как в XVIII—XIX веках можно было гово-
рить о том, что кончилось время Рублева и Дионисия и настало
время Пушкина и Достоевского и что на смену иконоцентризму
пришел литературоцентризм, так и в конце XX века стало возможно
говорить о том, что кончилось время Пушкина и Достоевского и что


naimenovanie-disciplini-tipologiya-obektov-nedvizhimostiv-razrabotke-1-celi-i-zadachi-disciplini-celi-prepodavaniya-disciplini.html
naimenovanie-dokumenta-rassmatrivaemie-voprosi-data.html
naimenovanie-elektronnoj-knigi.html
naimenovanie-faktora-metodika-rascheta-analiz-pribili-predpriyatiya.html
naimenovanie-glav.html
naimenovanie-grif-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-novie-informacionnie-tehnologii-v-uchebnom-processe.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-20-pervij-doktor-solnechnij-svet-pered-vami-prekrasnoe-posobie-po-organizacii-zdorovogo-obraza-zhizni-pol-bregg.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-programmi-v-tom-chisle-cifrovie-obrazovatelnie-resursi-uchebnij-plan-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-rezhim-obucheniya-stranica-5.html
  • school.bystrickaya.ru/legkie-i-specialnie-betoni.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/voenno-politicheskij-aspekt-sozdaniya-okeanskogo-vmf.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-kavkaz-elder-zhalpi-sholu-sabati-masati.html
  • occupation.bystrickaya.ru/murmansk-modernizaciya-i-stroitelstvo-zhivotnovodcheskih-kompleksov-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-9.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grimuar-i-21-viderzhka-iz-bitvi-derevev-bez-chej-pomoshi-ne-bilo-bi-etoj-knigi.html
  • report.bystrickaya.ru/inostrannie-voennie-novosti-bibliograficheskij-ukazatel-45-let-so-dnya-pervogo-polyota-v-kosmos-yuriya-alekseevicha-gagarina.html
  • college.bystrickaya.ru/3-analiz-praktiki-primeneniya-mehanizmov-samoregulirovaniya-v-dobrovolnoj-sfere.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mesto-i-rol-solnih-kadencij-v-muzikalnoj-kulture-epohi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tovarnaya-harakteristika-makaronnih-izdelij-chast-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-9-konstantin-kalbazov.html
  • student.bystrickaya.ru/195-programma-genom-cheloveka-kurs-lekcij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-3-maya-10-00-15-00-vistavka-dekorativno-prikladnogo-tvorchestva-i-izobrazitelnogo-iskusstva-uchashihsya-i-uchitelej-obrazovatelnih.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izbirateli-s-utra-vstali-v-ochered-gosduma-rf-monitoring-smi-4-marta-2008-g.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhizn-svoyu-proveryaj-po-blokade.html
  • writing.bystrickaya.ru/klassifikaciya-opasnih-i-vrednih-poizvodstvennih-faktorov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-pokazateli-opredelyayushie-kachestvo-elektroenergii.html
  • student.bystrickaya.ru/-2-sushnost-turistskogo-sprosa-uchebnoe-posobie-opiraetsya-na-materiali-specializirovannih-uchrezhdenij-oon-evropejskogo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/termicheskie-ozhogi-utverzhdeno.html
  • holiday.bystrickaya.ru/minfin-pomozhet-bednim-vedomosti-panov-andrej-01112004-200-str-a3.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-10-ot-20-sentyabrya-2009-g-zaveduyushaya-mdou-detskij-sad-29-kompensiruyushego-vida-podpis-habibulina-n-yu.html
  • esse.bystrickaya.ru/proshaj-timiryazevka-vospominaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/opredelenie-kontrabandi-i-otvetstvennost-za-neyo-v-novih-zakonodatelnih-dokumentah.html
  • klass.bystrickaya.ru/52-ocenivaemie-prava-na-imushestvo-ogranicheniya-i-dopusheniya-otchet-601-ob-ocenke-oborudovaniya-zakazchik-oao-kb-ispolnitel.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-ds-05-hudozhestvennaya-obrabotka-materialov-tomsk-2012.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtomatstrom-nauchno-proizvodstvennoe-oao.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-kompleksnoe-ekspluatacionno-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-soderzhanie-bazi-otdiha-raspolozhennoj-po-adresu-stranica-8.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-perspektivi-evropejskaya-ekonomicheskaya-komissiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-16-fevralya-2012-goda-52-oprovedenii-municipalnogo-konkursa-miss-vesna-2012-sredi-devushek-8-11-klassov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/den-babushek-tradicii-shkoli.html
  • diploma.bystrickaya.ru/utamozhennika-bilo-gladkoe-okrugloe-lico-virazhayushee-samie-dobrie-chuvstva-on-bil-pochtitelno-privetliv-i-blagozhelatelen-stranica-7.html
  • education.bystrickaya.ru/23-fevralya-2009-fevral.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnost-150411-montazh-i-tehnicheskaya-ekspluataciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-15-arhitekturi-i-tehnologii-razrabotki-interoperabelnih-sistem-kurs-lekcij-sostavitel-sorkina-v-e-oglavlenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.