.RU

О проблеме поколений - Русская Философия Владимир мартынов пестрые прутья Иакова Частный взгляд на картину всеобщего...



^ О проблеме поколений


Во время наших традиционных встреч с Приговым за кружкой
пива в Доме композиторов наши разговоры порой упирались в тот
факт, что в более молодом поколении литераторов и композиторов
нет никого, кто наступал бы нам на пятки, кто был бы радикальнее
нас и кто бы мог противостоять нам. В том, что мы, находясь уже в
достаточно преклонном возрасте, продолжали оставаться наиболее
радикальными — Пригов наиболее радикальным литератором, а я
наиболее радикальным академическим композитором, было что-то
неестественное и некомфортное. Складывалось такое впечатление,
что из-за нарушения привычно жестких взаимоотношений между
поколениями в художественной среде жизнь сделалась какой-то
пресной и обесточенной. Помню еще, как однажды после очередно-
го нашего пивного заседания мы шли по Тверской и уже совсем
подходили к метро «Пушкинская», когда Пригов вдруг сказал, что
иногда чувствует себя как кошка на оконном стекле — в смысле
иногда ему как бы не за что зацепиться когтями. Такое признание
от Пригова, который всегда вел себя как мужественная лягушка в
крынке молока и который пытался отметиться в максимально воз-
можном количестве точек культурного пространства, мне показа-
лось весьма симптоматичным. Если присовокупить к этому еще тот
факт, что Рубинштейн с 1997 года практически не пишет своих сти-
хотворных текстов, а занимается только эссе и поет песни 1950-х
годов по разным клубам, то общая картина окажется еще более
выразительной. Конечно же, все это может показаться кому-то ма-
лозначащим и не заслуживающим такого уж пристального внима-
ния, однако я вижу в этом приметы глобальных перемен, происхо-
дящих в культурной атмосфере. Здесь дело обстоит примерно так
же, как с исчезнувшей снежной шапкой Килиманджаро: это как бы
частный случай, это как бы от нас далеко, это как бы нам не видно,
однако на самом деле исчезновение снегов Килиманджаро имеет к
нам самое непосредственное отношение, ибо оно есть следствие
глобальных климатических изменений, - я уж не говорю о влиянии
этого события на литературу, ведь теперь уже никогда не смогло
бы появиться знаменитое литературное произведение с названием
«Снега Килиманджаро».

Вероятно, здесь можно сослаться на инерционность литерату-
ры и на ее слабую восприимчивость к новациям. Так, давно подме-
чено, что если новации в области изобразительного искусства, свя-
занные с именами Кандинского, Малевича и других героев авангар-


да 1910-1920-х годов, давно уже стали классикой и превратились в
неотъемлемую часть не только музейной, но и массовой культуры,
красуясь на различных постерах, сумках и футболках, то аналогич-
ные новации в области литературы, связные с именами Хлебникова,
Кручёных и Туфанова, до сих пор воспринимаются как что-то экс-
периментальное и экзотическое, представляющее интерес только
для узкого круга специфически настроенных людей. То же можно
сказать и о московском концептуализме. Молодое и среднее поко-
ление литераторов пишет так, как будто бы не было ни Пригова, ни
Сорокина, ни Рубинштейна. Их влияние еще можно обнаружить в
видеоарте и в некоторых медийных проектах, но в области литера-
туры оно близко к нулю. И мне кажется, что здесь дело заключает-
ся не просто в инерционности литературы, а в том, что в литерату-
ре кроме инерционности не осталось ничего, что вся литература
саморедуцировалась к инерционности и превратилась в то, чем за-
нимаются по инерции. В свое время Адорно писал о том, что со-
временное общество не создает условий для возникновения и су-
ществования произведений. Несколько перефразируя Адорно, мож-
но сказать, что современное российское общество не создает усло-
вий для возникновения новаций в литературе, а может быть, не
создает их и для возникновения новаций вообще. Я думаю, что
подлинная новация — это далеко не то, что может быть придумано
или высосано из пальца. Подлинная новация долго вызревает в
глубине жизни, чтобы внезапно сверкнуть каким-то как бы случай-
ным озарением. В современной России пока что еще не возникало
форм жизни, которые могли бы явить себя через посредство лите-
ратурных новаций, и поэтому сама идея новации остается невос-
требованной и ненужной. Но, может быть, проблема залегает еще
глубже и все дело заключается в том, что русская литература пере-
стала быть тем, чем она являлась. Она перестала быть тотальным
фактом культуры, она перестала быть «светской неконфессиональ-
ной религией», она перестала быть тем, через что истина России
являла себя миру. Именно это и составляет суть того, что я пыта-
юсь определить как «конец времени русской литературы», хотя это
вовсе не означает конца литературы как художественного и вместе
с тем рыночного вида деятельности. Литература как процесс произ-
водства и потребления текстов может длиться сколь угодно долго, и в
этом смысле Афанасьев, быть может, не так уж и не прав, когда го-
ворит о столь «очевидной для всех» бесконечности литературы.


***

Конечно же, все, что я только что написал, вполне можно рас-
ценить как стариковское ворчание, и, может быть так оно и есть на
самом деле. Вполне возможно, что все это является следствием мо-
их поколенческих комплексов и обусловлено моей привязанностью
к тому, что делают мои сверстники и непониманием того, что де-
лают и чего хотят более молодые коллеги по цеху искусства. В этой
связи мне вспоминается один характерный эпизод из «Приключе-
ний Чиполлино» Джанни Родари, повествующий о том, как над ми-
ром бушует революционная буря, олицетворяющая восстание ово-
щей-пролетариев и как синьор Помидор с другими аристократиче-
скими фруктовыми злодеями прячется от этой бури в замке за
плотно занавешенными окнами. Но вот буря стихает и настает утро
нового мира - мира Чиполлино и его друзей. Однако синьор Поми-
дор и аристократические фрукты не хотят и боятся признаться себе
в том, что буря стихла. Они всячески пытаются уверить себя, что
буря еще продолжается и утро нового мира еще не настало, изо
всех сил стараясь увидеть в явных признаках наступающего утра
приметы уже миновавшей бури.

Вполне может быть, что кому-то я очень сильно напоминаю
синьора Помидора, пытающегося спрятаться от нового за зашто-
ренными окнами своего замка, однако мне кажется, что от нового
прячутся как раз те, кто продолжает самозабвенно заниматься ли-
тературной деятельностью, совершенно не ощущая того, что время
литературы, вернее, время литературоцентричности уже миновало
и наступают новые времена, доминировать в которых будут совер-
шенно другие виды деятельности. Занятие литературой в наше
время можно сравнить с занятием иконописью в XVIII—XIX веках.
Конечно же, и в XVIII, и в XIX веке не только писались отдельные
замечательные иконы, но и существовал целый ряд оригинальных
провинциальных иконописных школ, что позволяет некоторым спе-
циалистам говорить об открытии поздней русской иконы, произо-
шедшем в наше время. Но что бы ни говорили специалисты, в XVIII
и XIX веках иконопись перестала быть определяющим и домини-
рующим видом культурной деятельности и полностью утратила то
центральное место, которое она занимала в XV, в XVI и даже в
XVII веке. Подобно тому, как в XVIII—XIX веках можно было гово-
рить о том, что кончилось время Рублева и Дионисия и настало
время Пушкина и Достоевского и что на смену иконоцентризму
пришел литературоцентризм, так и в конце XX века стало возможно
говорить о том, что кончилось время Пушкина и Достоевского и что


naimenovanie-disciplini-tipologiya-obektov-nedvizhimostiv-razrabotke-1-celi-i-zadachi-disciplini-celi-prepodavaniya-disciplini.html
naimenovanie-dokumenta-rassmatrivaemie-voprosi-data.html
naimenovanie-elektronnoj-knigi.html
naimenovanie-faktora-metodika-rascheta-analiz-pribili-predpriyatiya.html
naimenovanie-glav.html
naimenovanie-grif-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-novie-informacionnie-tehnologii-v-uchebnom-processe.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-matematika-5-9-klassi-m-prosveshenie-2008.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-4-realizaciya-prava-2-chasa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava-dlya-napravleniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/antalbank-vvel-vklad-oberegi-budushee-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-63-13-04-2012-c-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/15605-051-dokumentaciya-ob-otkritom-aukcione-na-vipolnenie-podryadnih-rabot-dlya-nuzhd-mo-abdulinskij-rajon-orenburgskoj-oblasti-torgi-provodit.html
  • spur.bystrickaya.ru/kultura-obrazovanie-pravo-materiali-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-ekaterinburg-aprel-2009-g-ekaterinburg-2009-stranica-18.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kastryulya-i-lyod.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-dolzhen-uchitivat-vozrastnie-i-psihologicheskie-osobennosti-rebenka-stat-urokom-sotrudnichestva.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabotka-rekomendacij-po-sovershenstvovaniyu-upravleniya-kachestvom-obsluzhivaniya-v-gostinicah.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-dopolnitelnogo-obrazovaniya-vneurochnoj-deyatelnosti-uch-sya-svetoforchik.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomiki-innovacij-i-nacionalnaya-innovacionnaya-sistema.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/elektronnoe-stroenie-atoma-periodicheskij-zakon.html
  • report.bystrickaya.ru/kafedra-russkogo-yazika-plan-vnutrivuzovskih-izdanij-mitht-im-m-v-lomonosova-na-2007-god-.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-bakalavrov-tehnicheskogo-vuza-nizhnij-novgorod.html
  • studies.bystrickaya.ru/institut-gumanitarnih-istoriko-teoreticheskih-issledovanij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-nazvanie-paragrafov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-sohraneniya-energii-postupatelnoe-dvizhenie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strokov-a-a-vooruzhennie-sili-i-voennoe-iskusstvo-v-pervoj-mirovoj-vojne-stranica-14.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-vvedenie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-1-vvedenie-v-psihologiyu-psihologii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-istoriya-i-metodologiya-nauk-o-zemle-dlya-studentov-5-kursa-po-specialnosti-013600-geoekologiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-zakonodatelstvo-ob-obrazovanii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/italyanskaya-mozaika-stranica-22.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-starshej-vozhatoj-na-2008-2009-uchebnij-god-1chetvert.html
  • grade.bystrickaya.ru/mozhno-li-v-rossii-zarabotat-chestno-bolshie-dengi-v-orenburge-poyavilas-gildiya-rieltorov-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/chernigov-pyatnickaya-cerkov-p-a-rappoport-zodchestvo-drevnej-rusi.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovi-analtichno-hm.html
  • education.bystrickaya.ru/2-individualno-orientirovannaya-organizaciya-uchebnogo-processa-b-a-sazonov-sistema-zachetnih-edinic.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-informacionnie-resursi-osnovnie-opredeleniya-rabochaya-programma-disciplina-ds-09-mirovie-informacionnie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-tretya-predislovie-v-e-flint-dzherald-darrell-zashitnik-prirodi-pisatel-chudesnij-chelovek.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vstupitelnih-ispitaniyah.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-godovomu-otchetu-oao-lenoblgaz.html
  • university.bystrickaya.ru/fgbou-vpo-mggu-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-03-teoriya-veroyatnostej-i-matematicheskaya-statistika.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-otdela-prirodnih-resursov-za-2010-god-realizaciya-kraevih-celevih-programm.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.