.RU

Облезова, Г - Г. Томска Муниципальная библиотека «Академическая» академгородок летопись событий



Облезова, Г.

^ Клуб и художественная самодеятельность. 1983. 17 сент.


Личная ответственность коммуниста


Завершены отчеты и выборы в партийных группах коллективов Томского филиала СО АН СССР. В центре внимания выполнение планов научных исследований, повышение результативности труда ученых, укрепление дисциплины.

Принципиально, по-деловому анализировалась работа года, многие из вопросов, затронутых в ходе обсуждений, будут вынесены на общие собрания.

Самая большая организация коммунистов филиала в Институте оптики атмосферы. Секретарь партийного бюро кандидат физико-математических наук Г. Г. Матвиенко, обобщая работу отчетного периода в партгруппах, подчеркнул: «Ком­мунисты заняли активную, боевую позицию, сосредоточив основное внимание на недостатках и путях их устранения. Мы сверяем свои действия с решениями ноябрьского (1982 г.) и июнь­ского (1883 г.) Пленумов ЦК КПСС».

Научный потенциал института во многом определяется деятельностью его ведущего подразделения – отдела дистанционного зондирования атмосферы и потому на собрании партгруппы особо говорилось о роли коммунистов в деле повыше­ния эффективности научных исследований. На первый план выступила проблема рационального использования труда инженеров как важного компонента успеш­ного воплощения идей в практику.

Мысль об ответственности каждого на своем рабочем месте стала сквозной на собрании партийной группы службы главного инженера института, цеха и участки которой буквально пронизы­вают все отделы и лаборатории института. В ее ведении энергетика, тепло, функционирование измерительной аппаратуры и уникальных модельных установок, конструкторские работы. Нынешнее собрание выдвинуло первоочередную задачу – это работа по сплочению коллектива. До недавнего времени подразделения службы главного инженера были разрозненны. Лишь в этом году появилась единая партгруппа, единое профсоюзное бюро и комсомольская группа. Партгрупорг Г. М. Вилочкин сказал прямо: «Только повышая идейно политическую и массово-воспитательную работу можно поднять сознание каждого до стремления к выполнению общих плановых показателей как общей заботы, зависящей от личного участия от­дельных людей. В большой мере здесь поможет Закон о трудовых коллективах и до­полнительные меры, прини­маемые партией и правительством для укрепления трудовой дисциплины. Многое решает и инициатива администрации, общественных организаций. Хорошая работа наших служб – это успех всех научных подраз­делений».

Коммунисты института готовятся к общему партийному собранию, которое намечено провести в середине октября. Одним из важных вопросов, выдвигаемых партийным бюро ИОА на об­суждение, станет проблема увеличения эффективности разработок для нужд народного хозяйства. Институт имеет определенный опыт в контакте с отраслевыми фирмами различных министерств. «Надо признать, не всегда он положительный, – заключил Геннадий Григорьевич Матвиенко в конце нашей беседы. – Не все резервы мы здесь использовали. В частности, пути внедрения будут короче, если институт, предлагая отрасли ту или иную разработку, будет учитывать ее потребности, материальные возможности и «узкие» места, для этого надо лучше изучать спрос. Многое будет зависеть от инициативы и энергичности наших коммунистов, ведь они концентрируют в себе возможности всего коллектива».

Ревазова, А.

Наука в Сибири. 1983. 6 окт.


^ АДРЕС НОВОСТЕЙ

Институт оптики атмосферы СО АН СССР

«Лиман-2» едет в Венгрию

Прибор, который вы видите на снимке, на днях отправляется в зарубежное путешествие. Экспериментальный образец прибора будет экспонирован на международных выставках в Венгрии – «Лазеры и их применение» И «Информприбор-83».

Трехцветный лазерный маяк «Лиман-2» разработан и Институте оптики атмосферы совместно

СКБ «Оптика». Он работает на парах металлов. При испытаниях маяк показал принципиально новые возможности для подобного класса навигационных устройств.

Это – не первое зарубежное путешествие прибора. По предложению президиума АН СССР он экспонировался на выставке в ФРГ. В нашей стране «Лиман-2» был удостоен золотой медалью ВДНХ.

^ Новая монография

Сдана и печать в международное издательство «Рейдель» (Голландия) заказная монография «Мощное лазерное излучение в атмосферном аэрозоле». Ее авторы – В. Е. Зуев, А. А. Землянов Ю. Д. Копытин и А. В. Кузиковский. В монографии обобщены основные итоги Комплексно- теоретических и экспериментальных исследований по проблемам взаимодействий лазерных излучений с атмосферными аэрозолями различной природы (облаками, туманами, дымками). Значительную Часть книги составляют оригинальные работы сотрудников института. Это первая специализированная монография по нелинейной оптике дисперсных сред.

^ Лазеры на Оби

Завершилась обработка данных, полученных летом и осенью этого года во время поездки учёных по Оби на теплоходе «Оптика». Участники экспедиции (сотрудники института, которыми руководил старший научный сотрудник Г. С. Хмельницкий) проводили обследования загрязненности атмосферы и воды углеводородами и нефтепродуктами с помощью созданной институтом СКБ научного приборостроения «Оптика» флюоресцирующего лазера «СКР-лидара». В составе экспедиции находились также сотрудники Московского инженерно-физической института, которые работали с созданным ими прибором «Искатель-2» для определения содержания углеводородов в приземном слое атмосферы. Участвовали в Поездке и сотрудники Института теплофизики АН Эстонской ССР.

Предварительные результаты исследований показали наличие в районах Самотлора и Советского месторождения нефти в Томской области повышенного содержания углеводородов в Атмосфере и воде. Предполагается, что такой контроль за содержанием углеводородов с помощью томского прибора поможет при определении районов, перспективных на нефть и газ.

Мерцалова, Л.

расное знамя. 1983. 27окт.


^ Живое слово пропаганды

Герой клубной встречи – Владимир Зуев, академик, депутат Верховного Совета СССР.


Владимир Евсеевич Зуев, известный советский ученый-физик, живет и работает в Томске – городе, ставшем в последние годы одним из центров Сибирской науки. Он – председатель Президиума Томского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР, возглавляет Институт оптики атмосферы. Беседу ведет наш корреспондент Г. Облезова.

Корреспондент. Одним из актуальных направлений идеологической, массово-политической работы с населением становится сейчас пропаганда научно-материалистических взглядов. Перед культпросветработниками стоит серьезная задача: сделать всеобщим достоянием достижения современной научно-технической мысли, поднять на качественно новый этап всю систему популяризации научных знаний. Как вы лично относитесь к этой проблеме?


^ Встреча с делегацией Красноярского фили-ала Сибирского отделения наук СССР. В центре – академик В. Е. Зуев


В. Зуев. Нет никаких сомнений, что значимость науки в будущем будет возрастать, общество не может дальше прогрессивно развиваться без использования научных достижений в широкой практике. Хорошо известно, что вклады в науку в конечном итоге приносят огромную выгоду для общего развития экономики. На июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС Юрий Вла­димирович Андропов подчер­кивал, что главный путь к ка­чественному сдвигу в производительных силах – это соединение на деле преимуществ социалистического строя с достижениями научно-технической революции, причем ее самого последнего этапа, что решающее значение приобретает ныне единая научно-техническая политика. Отсюда вытекает настоятельная необходимость пропаганды достижений науки в формах, доступных для самых широких слоев населения. Эти формы должны быть многообразны, учитывать интересы различных социальных групп, разную подготовленность слушателей.

Конечно, очень важную роль в этом деле играют современ­ные средства массовой информации – газеты, журналы, радио, кино и особенно телевидение, но я лично считал и считаю лучшей формой такой пропаганды научную лекцию. Для меня все-таки на первом месте остается живое общение лектора и слушателя. Живое слово – наиболее эффективно.

Корреспондент. Лекция к тому же – одна из самых старых, традиционных клубных форм работы. Хотя в последнее время вместо слова «старая» иной раз произносится эпитет «старомодная»...

В. Зуев. Категорически не согласен. Просто сегодня изменился качественный критерий лекции. Для того чтобы слушателю было интересно, лектору уже недостаточно быть только компетентным человеком, хотя знание предмета, совершенное им владение по-прежнему обязательно для человека, вышедшего на трибуну. Плюс – он должен обладать высокой культурой речи, эмоциональностью, то есть быть оратором. Впрочем, и это требование давно известно. Другое дело, что содержание лекции должно впитывать «в горячем виде» все то новое, что появилось сегодня в науке. Если лекция не обновляется постоянно самой актуальной проблематикой, она не пробудит интереса слушателя. Я понимаю, что не каждый лектор «семи пядей», не каждый в состоянии следить за ходом изысканий и от­крытий даже в какой-то узкой области науки. Поэтому областные, городские, районные отделения общества «Знание» уже не имеют права оставаться только административными организациями. На­пример, у нас в Томске ведется постоянная централизованная работа по подготовке новых текстов лекций и обновлению старых. Это хорошее подспорье для лекторов, так как в них собраны новейшие цифры, факты, описания последних научных открытий, сделанных у нас в стране и за рубежом. При этом творческая фантазия, инициатива лектора не ограничиваются, он волен использовать предложенный текст как справочник и строить свой доклад по собственному усмотрению. Мы составляем также «темники» – перечень нескольких сотен тем лекций с указанием их авторов. И любое предприятие, организация в области, любой клуб или Дом культуры могут заказать ту или иную лекцию с учетом интересов аудитории.

Еще одно требование, которое когда-то было желательным, а ныне стало необходимым: создание у слушателя наглядного представления, видеоряда, подкрепляющего тезисы лекции. Можно использовать разные средства, от простейшего (доска с мелом, серия плакатов) до самого современного (рисунки, схемы, учебные фильмы, передаваемые на экран лекционного зала с ме­стного информационно-телевизионного центра). Конечно, с такими телецентрами лекторы встречаются лишь в НИИ или учебных институтах; клубы и ДК пока не располагают такой сложной аппаратурой. Но в любом клубе есть киноустановка, есть экран, диапроектор – и, значит, лекцию можно проиллюстрировать слайдами, можно заранее заказать учебные либо научно-популярные фильмы. Опытный лектор все это непременно учтет, так как иллюстрация чрезвычайно усиливает эффект воздействия на аудиторию, помогает слушателю быстрее и легче усвоить материал.

Корреспондент. Но тогда, может быть, идеалом следует считать телелекцию? Возьмем передачи учебной программы Центрального телевидения: и видеоряд у них богатейший, и в качестве ведущих выступают люди знающие, умеющие отлично подать материал.

В. Зуев. Все так. Но эти лекции рассчитаны на «точечное» восприятие. Телевидение по своей сути интимно, это общение один на один с телеэкраном. И читается телелекция не кон­кретному, а некоему абстрактному слушателю, абстрактной аудитории. Обратной связи с лектором, естественно, нет, ему не задашь вопрос, если что-то неясно, непонятно, не попросишь развить какую-то мысль. Так что не нужно смешивать две разные формы научной пропаганды. К тому же – поверьте моему опыту – всякий научный материал лучше усваивается именно на «живой» лекции, а лектор в аудитории всегда имеет возможность в чем-то подстроиться под настроение и уровень подготовленности слушателей.

Другое дело, что люди стали плохо воспринимать информа­цию на слух, не могут быстро переработать ее, оценить и усвоить. И еще я бы сказал: у некоторых слушателей недостаточно развита любознательность. Как ни странно, это качество атрофируется именно под напором самой разнообразной информации, буквально обрушивающейся на нас со всех сторон. Человек вроде бы переполнен ею, в мозгу уже, кажется, нет «свободных кле­точек», а необходимо еще иметь представление о том-то и о том-то... Значит, требуется умение «просеивать» сквозь частое сито скопившуюся информацию, выбрасывать из па­мяти ненужное, оставлять ценное, «высвободить место» для новой информации. Подобное свойство памяти – четкая избирательность – один из признаков научного мышления, ему нужно учиться, причем с раннего детства.

Корреспондент. Но ведь любознательность, пытливость – как раз неотъемлемое свойство детства. Видимо, вопрос в том, как его сохранить на долгие годы.

В. Зуев. Я бы сформулировал эту проблему чуть иначе: надо поддерживать и развивать естественную детскую любознатель­ность, которая должна органично перерасти в постоянное стремление ко все более широкому познанию окружающего мира. Действительно, ребячья пытливость может с годами пройти, смениться инертностью. Но чем более развит, я бы даже сказал, тренирован ум ребенка, тем больше шансов, что этого не произойдет. Начинать такие тренировки надо буквально с пеленок. Как это делать? Советская педагогическая наука располагает, к примеру, опытом семьи Никитиных. Разработанную ими систему развивающих игр мы уже несколько лет успешно используем в детском комбинате нашего Академгородка. Система эта тесно увязана с ранней физической подготовкой малышей. И мы на собственном опыте убеждаемся в тесной взаимосвязи физического развития и развития у детей ранних аналитических способностей и памяти. Совсем маленькие ребятишки осваивают азы математики, легко выучиваются читать, занимаются иностранным языком и т. д. И все это не вундеркин­ды, а самые нормальные дети. Мы сейчас у себя в Академгородке разрабатываем концепцию всестороннего гармоничного воспитания детей «от нуля до восемнадцати» по методу развивающего обучения. Между прочим, согласно этой концепции, в содержание школьных программ должна быть включена широкая пропаганда современных научных и технических достижений, разумеется, в форме, доступной для понимания детьми. Думается, что должна быть изменена и методика проведения уроков, особенно в старших классах. Может быть, это должно выглядеть так: небольшая лекция, а затем свободный диспут по ней. Все это как раз активно способствует развитию «слухового» восприятия информации.

Словом, мое мнение – людей надо «приучать» к науке бук­вально с рождения и все время поддерживать интерес к ней.

Корреспондент. А что же делать со взрослыми, «неприученными» людьми, как в них пробудить интерес к научным проблемам?

В. Зуев. Многое уже сделано и делается. Та же телевизионная передача «Очевидное – невероятное», которая пользуется большой популярностью. У миллионов людей именно она пробудила начальный интерес к проблемам и открытиям со­временной науки. Велика роль прессы. К сожалению, помещаемые в ней научные статьи часто написаны чересчур сложным языком с множеством узкопрофессиональных терминов и потому тяжелы для восприятия, непонятны массовому читателю. В самом деле, такие статьи – прерогатива специальных научных журналов. По­пулярные же статьи должны быть именно популярными, написанными языком живым, литературным. И чем чаще станут появляться такие материалы в печати, тем выше будет интерес читателя к тому, что происходит в науке. Такое же требование – быть действительно популярными – относится и к лекциям, рассчитанным на массовую аудиторию. Они должны излагаться без использования какой-либо специальной терминологии, уж тем более без формул. Если без какого-то термина обойтись все-таки нельзя, его надо разъяснить отдельно, простыми словами. В то же время язык лекций обязан быть строгим, без упрощенчества, иначе можно скатиться к другой крайности – примитиву. Удерживаться «на грани» необходимо, хотя и сложно. Поэтому я всегда рекомендую своим коллегам: прежде чем выносить лекцию на суд слушателей, «отточить» ее как следует, прочитать сначала несколько пробных лекций или кураторам из общества «Знание», или даже в кругу семьи, друзей, товарищей по работе. И на месте клубных работников я бы время от времени устраивал пробные прослушивания, на себе проверяя, насколько научная лекция понятна и интересна. Если она хороша – вот тогда надо сделать ей рекламу. Не просто вывесить объявление или афишу, а написать небольшую художественную аннотацию, может быть, даже в манере научно-фантастической прозы. А другой раз достаточно одного названия, броского, звучного, интригующего...

Корреспондент. Значит, вы – за скрупулезную, тщательную разработку текста лекции? А какое место вы отводите импровизации?

В. Зуев. Прочный текстовой каркас обязателен. А импровизация – это уже как бы сверх того: можно рассказать какой-то интересный случай, совершить незапланированный экскурс в смежную тему, к месту пошутить, покаламбурить... Пожалуйста, расцвечивайте свою речь эпитетами, сравнениями. Все это украсит лекцию. К тому же я вовсе не призываю заучивать текст наизусть. Но логика рассуждений, объяснений должна быть строго выдержана. Наука – «дама» логичная и точная и такого же требует о себе рассказа, что без тщательной подготовки сделать трудно.

Более того. Текст лекции стоит заранее отхронометрировать и даже заранее высчитать, сколько времени можно отвести на импровизационные вставки. Примерно через сорок – сорок пять минут от начала лекции у слушателя, даже самого внимательного, притупляется восприятие, значит, надо или уложиться в этот срок, или найти способ снять усталость (пошутить, рассказать какую-то забавную историю, в общем, вывести аудиторию из оцепенения, растормошить).

Корреспондент. А какую аудиторию – многочисленную, камерную – предпо-читают лекторы? Где легче выступать? В большом зале или небольшом помещении?

В. Зуев. В большом зале, целиком заполненном. Это поднимает настроение и вдохновляет.

На фото: идет очередное заседание клуба английской разговорной речи; Владимир Евсеевич Зуев вручает призы победителям традиционной эстафеты команд жилых домов Томского Академгородка.

^ Фото И. Березина

Корреспондент. Были ли в вашей лекционной практике случаи, когда прихо­дилось выступать перед аудиторией, совершенно не распо­ложенной внимательно слушать?

В. Зуев. Со мной – тьфу, тьфу! – такого не случалось. Но вот мой коллега по томскому областному отделению общества «Знание», кандидат медицинских наук Красильников, рассказал мне случай. Лекционно-концертная бригада, в которую входил и он, совершала лыжный агитпоход по области. Одна из его лекций должна была идти сразу вслед за производственным собранием, на котором руководитель хозяйства распекал своих работников за недисциплинированность.

К тому моменту, когда Красильников вышел на сцену, народ изрядно устал, разволновался. Лектора встретили выкриками: «Домой пора! У нас дети, хозяйство!» Тогда Красильников так обратился к залу: «Дорогие товарищи. Для того чтобы прочитать вам лекцию, я прошел на лыжах 250 километров и не пойду эти километры назад, пока не расскажу вам, для чего человеку нужен нос!» От неожиданности зал затих. И лектор начал рассказывать: про нос и другие органы дыхания, про то, как они влияют на здоровье человека... Говорит он замечательно, и вскоре люди уже не думали, что надо спешить домой.

Все это я рассказываю к тому, что обязателен какой-то начальный контакт, всегда и в любой аудитории. Лектор должен с первых минут вызвать к себе расположение зала – улыбкой ли, добрым словом, интригующим предисловием.

Корреспондент. Владимир Евсеевич, удивительно, что вы продолжаете много лет читать лекции для массовой аудитории, не взирая на свою колоссальную загруженность. Откуда берутся силы?

В. Зуев. Читаю, потому что люблю живое общение с людьми, люблю рассказывать о деле, которым занимаюсь. А силы – от правильного их распределения, от строгого расписания режима дня.

Корреспондент. Находится ли в этом расписании время для досуга, и если да, то какого?

В. Зуев. Находится. Из всех видов досуга предпочитаю спорт. Он восстанавливает силы, сохраняет здоровье, дает заряд хорошего настроения. Зимой я регулярно совершаю лыжные прогулки, в остальные времена года – бег, тоже систематически, по пять–десять километров. Не изменяю этому правилу даже в командировках. Еще занимаюсь плаванием. Пристрастием к спорту заразил многих своих коллег. Что касается других форм отдыха, я участник и даже президент одного из многих клубов по интересам, существующих в нашем Академгородке, а именно – клуба английской разговорной речи, так как знание иностранных языков считаю обязательным для ученого.

Корреспондент. Возвращаясь к нашей «старой доброй лекции»... Одним из обязательных ее условий вы назвали простоту, доступность языка. Не могли бы вы наглядно показать, что требование это – вполне осуществимое? Прочитайте, пожалуйста, мини-лекцию, которая уместилась бы на нашей пластинке. Пусть это будет рассказ о проблемах, которыми занят ваш институт. И – ни одного специального термина!

В. Зуев. Разумеется.

Облезова, Г.

Клуб и художественная самодеятельность. 1983. 22 нояб.


^ Его высокий город


Юрий Дмитриенко – каменщик. Он химстроевец и, как боль­шинство его товарищей, горд принадлежностью к этому славному коллективу. Вот уже двадцать один год трудится Юрий Романович в СМУ-8, управлении, специализированном на соору­жении жилья в Томске.

Главное место приложения сил бригады В. В. Нотроченко, в составе которой работает Юрий Романович, – томский Академго­родок. Ориентированные строго по вертикали, здесь тянутся к небу девятиэтажки, по­ставленные химстроевцами, – добротные, уютные дома, равных которым по качеству в Томске, пожалуй, нет. Кстати, Дмитриенко строил и единственный пока в областном центре двенадцатиэтажный дом – первенец будущего высотного города.

^ Фото Н. Потапова

Красное знамя. 1983. 3 декабря


Комплексный подход

Оперативное совещание у директора. Академик В. Е. Зуев и его ученики разных поколений – ныне руководители основных научных направлений института.

На сним­ке (слева направо) – доктор физико-математических наук Г. М. Креков, доктор физико-математических наук профессор В. Л. Миронов, академик В. Е. Зуев, доктор физико-математических наук профессор М. В. Кабанов.

Лазерный маяк «ЛИМАН–2» удостоен ряда медалей ВДНХ. Разработчики кандидат физико-матема-тических наук В.Я. Фадеев и заведующий отделом СКБ НП «Оптика» В.А. Кошелев обсуждают новые решения.

Хорошее знание литературы и безукориз-ненный порядок – таков рабочий принцип научно-технической библиотеки института. Ее заведующая В.А. Сахарова и библиотекарь Н.С. Синица неизменно внимательны к читателям.

В недолгие часы экскурсий время уплотнено максимально, а информация предельно сконцентрирована. Лаборатории, испытательные площадки, мастерские, строящиеся объекты… Будто в панорамном стоп-кадре предстает картина развития института Сибирского отделения, изучающего проблемы оптики атмосферы во всей их многоплановости.

В 1982 г. Институту оптики атмосферы СО АН СССР, победителю во Всероссийском социалистическом соревновании было торжественно вручено переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.

Свыше 250 научных сотрудников, более 450 инженерно-технических работников, около 150 рабочих составляют коллектив, действующий в русле передовых направлений в науке. За три года текущей пятилетки число докторов наук выросло с 6 до 12, кандидатов – с 66 до 91. Рост квалификации научных кадров продолжает ускоряться. Институт работает по крупным разделам 19 комплексных целевых программ, в 8 из них является головной организацией. Свидетельством признания авторитета института стали ежегодные Всесоюзные конференции и симпозиумы, которые он проводит. Памятное событие этого года – 19 Всесоюзный съезд по спектроскопии, состоявшийся впервые за Уралом на томской земле.

Успех обеспечивал лежащий в основе развития института комплексный подход, помноженный на горячий энтузиазм и чувством ответственности сотрудников.

^ Не иметь слабых мест, или 2х2 = 20

— А ведь принцип комплексного подхода сформулирован еще Марксом! – глаза директора института академика Зуева смотрят испытующе, и он объясняет – великий экономист утверждал в одной из работ, что при таком подходе можно бесплатно получить прибавочную стоимость. Образно говоря, нарушается таблица умножения – два, помноженное на два дает не четыре, а десять или даже двадцать!

Вот так, несколько неожиданно для меня, началось познание причины успехов научного коллектива Института оптики атмосферы СО АН СССР. Внимательное отслеживание всех составных частей решения проблемы – вот главный принцип работы. Круг исследований этого научного коллектива – изучение распространения оптических волн в атмосфере. Решать их комплексно – значит охватить шкалу электромагнитных волн, включая ультрафиолетовую, видимую, и инфракрасную области, это во-первых. Во-вторых – рассматривать атмосферу как динамичную, изменяющуюся среду, одновременно и газовую, и аэрозольную, и турбулентную. Поставленные задачи потребовали создания оригинальных теоретических и экспериментальных методик, а необходимость их успешного решения – уникальной научно-технической базы с использованием лазеров. Наконец, все это потребовало нового уровня регистрации, обработки и интерпретации данных. Возникло еще одно звено – отдел Автоматизации научных исследований.

Примерно таково «дерево» поиска, ведущего в глубины нового.

^ Идти к новому, развивая традиции

Справедливо напомнить, Институт оптики атмосферы вырос из лаборатории спектроскопии Сибирского физико-технического института им. Кузнецова при Томском госуниверситете. Свою работу она начала в 1936 году и фактически стала первенцем спектроскопии в Сибири. Двадцать лет спустя здесь развернулись первые исследования по атмосферной оптике, их возглавил В. Е. Зуев, человек, умеющий видеть перспективу.

У него появились ученики разных поколений, возник первый в Томске академический институт, томская школа атмосферных оптиков получила международную известность.

Успех школы во многом определяется глубоким теоретическим фундаментом по всем направлениям исследований, в том числе по спектроскопии молекул атмосферных газов.

«Классическая спектроскопия в применении к задачам со­временной оптики атмосферы далеко не всегда могла объяснить сложнейшую структуру электронных, колебательных и вращательных спект­ров молекул, – поясняет доктор физико-математических наук В. П. Лопасов, – долго не было стержневой идеи, отсутствовал математический аппарат. Добиться интересных результатов удалось нашим теоретикам: докторам физико-математических наук Ю. С. Макушкину, С. Д. Творогову и завершившему докторскую диссертацию В. Г. Тютереву».

Метод контактных преобразований, развитый отделом, расширил возможности ученых. Впервые была создана и реализована система аналитических вычислений на ЭВМ, обеспечивающая решение задач спектроскопии трехатомных молекул.

С 1967 года институт начал заниматься лазерной спектроскопией для видимого и ближнего ИК-диапазона. Разработаны режимы твердотельных лазеров для применения их в спектрометрах. Созданы макеты спектрометров высокого и сверхвысокого разрешения, превышающие на 3–5 порядков возможности серийных приборов. Накоплен обширный экспериментальный материал, впервые зарегистрированы новые полосы спектров атмосферных газов.

^ В мастерской туманов и дождей

Активное взаимодействие атмосферы с поверхностью океанов и континентов часто называют «кухней погоды». Солнечная энергия, этот мощный двигатель воздушных месс – нечто вроде «печки». Какой же станет погода, чаще всего зависит от аэрозоля – мельчайших частиц, разных по форме, составу, свойствам. Он-то и рассеивает солнечный свет, регулирует радиационный режим планеты. Туманы, облака, дымки снег и град – все они связаны процессами образования и существования аэрозоля в атмосфере.

Для того, чтобы как следует разобраться в этом кажущемся хаосе, была создана своеобразная мастерская туманов, смогов, облаков и осадков разного рода. Большая и малая аэрозольные камеры (БАК и МАК) – уникальные модельные установки, позволяющие вести эксперименты с искусственными средами в контролируемых условиях.

Оригинальные подходы к получе­нию статистических характеристик интенсивности лазерного излучения, проходящего через такую среду, найдены А. Г. Боровым. Он создал физическую модель и строго описал поведение лазерного пучка в осадках. Серии лабораторных экспериментов в камерах искусственной погоды и в натурных условиях подтвердили расчеты.

Выводы исследователей отдела оптики рассеивающих сред, руководимого профессором М. В. Кабановым, интересны многим специалистам – метеорологам, климатологам, биологам, медикам и тем, кто занимается контролем загрязнений атмосферы. Неудивительно, что в подготовленной по заданию ГКНТ комп­лексной программе по изучению аэрозоля, институт занимает достойное место.

Важный аспект исследований связан с проблемой аэрокосмического видения, выдвинутой в свое время академиком Г. И. Марчуком. Наблюдения Земли из Космоса уже сейчас дают бесценную информацию для нужд народного хозяйства, а пер­спективы еще более обещающие.

Цех опытного производства института. Идеи ученых здесь воплощаются в конкретные приборы. Немало для этого делает фрезеровщик 6-го разряда А.Я. Гриндберг – победитель социалистического соревнования в честь 66-й годовщины Октября.

Влажность – одна из основных атмосферных характеристик. На снимке вы видите лидар «Диалог», который впервые в мировой практике осуществляет измерения профилей поля влажности в динамике, позволяя судить о концентрации водяного пара на высотах до 17 км. Система оснащена автоматизированным комплексом регистрации и обработки данных.

^ В отделе спектро-скопии. Лауреаты премии Томского обкома ВЛКСМ В. Тютерев, В. Перевалов, В. Стариков

Заведующий отделом физики твердого тела и материаловедения

член-корреспондент АН СССР В.Е. Панин и его заместитель кандидат тех-нических наук В.Л. Теплоухов обсуждают перспективы сотрудничества с томскими предприятиями в рамках целевой комплексной программы области «Порошковая металлургия и нанесение покрытий».

Идет подготовка к эксперименту по дистанционному зондированию фазового состава облаков. Молодой ученый И. Разенков на-страивает лазер-ный метеоро-логический лока-тор «ЛОЗА-3», регистрирующий и обрабатыва-ющий отклик атмосферы на излучение.


metodika-prepodavaniya-psihologii-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo.html
metodika-prepodavaniya-psihologii-smolyarchuk-i-v-1-metodika-prepodavaniya-psihologii-1.html
metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-fya-3-kurs-vsemestr-poyasnitelnaya-zapiska.html
metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-specialnaya-metodika-prepodavaniya-literaturi-specialnaya.html
metodika-prepodavaniya-sociologii-kak-uchebnaya-disciplina-semya-kak-institut-pervichnoj-socializacii.html
metodika-prepodavaniya-tvorchestva-f-abramova-v-shkole-antonova-tatyana-gennadevna.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/priklyuchenie-tajna-i-lyubovnaya-istoriya-formulnie-povestvovaniya-kak-iskusstvo-i-populyarnaya-kultura.html
  • urok.bystrickaya.ru/preporki-za-praktikata-chast-1-nasoki-v-konteksta-na-socialnata-politika.html
  • report.bystrickaya.ru/izgotovlenie-kolenchatih-valov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-slavyanskoe-yazichestvo-dlya-podgotovki-specialistov-031801-65-religiovedenie-rassmotreno-i-utverzhdeno.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-25-v-v-gurov-osnovi-organizacii-vichislitelnih-mashin.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-amurskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnij-otchet-za-2009-god-dannie-o-strukturnom-podrazdelenii-stranica-13.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-vipusknih-kursov-vseh-form-obucheniya-080503-65-antikrizisnoe-upravlenie.html
  • letter.bystrickaya.ru/ne-beskonechno-slozhnij-obekt-kak-nauchnaya-alternativa-bogu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostav-zhyuri-zaklyuchitelnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-po-istorii.html
  • reading.bystrickaya.ru/lichnost-i-psihika.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-tehnicheskie-trebovaniya-serovskij-mehanicheskij-zavod.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sociokulturnie-izmeneniya-v-bite-selskoj-semi-v-sovremennom-rossijskom-obshestve-na-materialah-respubliki-adigeya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/344-sanitarnaya-ochistka-sobranie-deputatov-kozlovskogo-selskogo-poseleniya-poreckogo-rajona-chuvashskoj-respubliki-reshenie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vliyanie-psihologo-pedagogicheskih-osobennostej-lichnosti-trenera-na-rezultativnost-sportsmena-na-primere-futbola.html
  • lecture.bystrickaya.ru/53-razdeli-moduli-i-temi-disciplin-i-vidi-zanyatij-rabochaya-programma-naimenovanie-disciplini-organizaciya-innovacionnoj.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-kursa-lekcij-strategiya-i-taktika-sovremennogo-rekrutinga-kontrol-i-ocenka-prodolzhitelnost-5-pyat-dnej-obyom-40-ak-chasov-n-pp.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-festivalya-aktivistov-shkolnih-muzeev-kalininskogo-rajona-stranica-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8celi-i-zadachi-uchebnoj-praktiki-uchebno-metodicheskij-kompleks-praktika-dlya-specialnostej-080502-ekonomika-i-upravlenie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mesto-srok-period-i-usloviya-postavki-tovarov-dokumentaciya-ob-aukcione-otkritij-aukcion.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-osennego-semestra-1-kursa-20102011-uchebnogo-goda-utverzhdayu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/polzovateli-finansovogo-analiza-i-ih-celi-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proekt-potochnoj-linii-mehanicheskoj-obrabotki-detali-val.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaregistrirovano-v-minyuste-rf-27-sentyabrya-2007-g-stranica-14.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-20-1-chasvladimir-galaktionovich-korolenko-18531921-uchebnoe-posobie-dopusheno-umo-po-klassicheskomu-universitetskomu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rassledovanie-voennih-prestuplenij.html
  • esse.bystrickaya.ru/pryamaya-rech-ilya-yurov-predsedatel-soveta-direktorov-investicionnogo-banka-trast.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekonomicheskaya-sociologiya-dlya-specialnosti-021100-yurisprudenciya-2-ya-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/partizani-i-kontrrazvedka-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • credit.bystrickaya.ru
  • textbook.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-grazhdanskoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-1-fevralya-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-3-704-31-yanvarya-2011-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-4-upravlenie-mislitelnoj-deyatelnostyu-tihomirov-o-k-psihologiya-mishleniya-uchebnoe-posobie.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakona-respubliki-kazahstan-o-buhgalterskom-uchete-i-finansovoj-otchetnosti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-v-rubcov-harkov-ukraina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.