.RU

Образ Фауста в одноименной трагедии Гете - Экзаменационные вопросы по «Искусству и литературе»


^ Образ Фауста в одноименной трагедии Гете
Гёте в трагедии воспользовался сюжетом немецкой народной книги о докторе Фаусте, но дополнил его новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фауста, Гёте на его примере в первой части показал осуществление всех возможных желаний человека, а во второй части - безграничные возможности всего человечества. С точки зрения Гёте осуществление свободной воли влечёт за собой трагедию. В первой части погоня героя за наслаждением оборачивается гибелью героини. Во второй части трагедией обернётся стремление героя усовершенствовать природу, внести свои прагматические поправки в мироздание.

В Фаусте Гёте с самого начала подчеркивает важнейшие свойства человеческой натуры: неудовлетворенность достигнутым и устремленность к идеалу. Ради того, чтобы прожить жизнь заново, он закладывает душу дьяволу. В обмен Мефистофель дарит Фаусту молодость, и начинается их совместное схождение в обыденную жизнь. «Фауст»– это изображение реальной жизни Германии.

В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. В Фаусте воплощено горячее стремление познать смысл жизни, стремление к абсолюту, желание выйти за пределы, ограничивающие человека.

Во второй части странствия Фауста продолжаются, но теперь он путешествует не только в пространстве, но и во времени, своевольно блуждая по эпохам. Чередуясь, сменяются два исторических периода: средневековье и античность. Гёте создает множество образов-символов, черпая их из легенд и мифов, а также собственной безграничной фантазии.

При дворе германского императора Фауст выступает в роли ближайшего советника, в чем, сказался жизненный опыт самого Гёте. Империя разорена, в стране царит хаос и разруха. Мефистофель подсказывает, что начать надо с выпуска бумажных денег под залог земных богатств, а это окончательно приводит страну к краху. Сила таланта Гёте не в конкретике отображения исторического момента, а в обобщающей символике.

Символична любовь Фауста к Елене прекрасной. В увлечении Фауста Еленой Гёте воссоздал извечное стремление человека к идеалу. Но счастье Фауста недолговечно, оно рушится, когда в него вторгается историческая правда.

Возвращаясь в средневековье, он видит, что Европа охвачена новыми битвами. Но Фауст не воин, он созидатель. У него возникает план отвоевать часть суши у моря. Глобальная цель в его глазах оправдывает гибель тех, кто препятствует ему. Цена утопии - жизнь двух стариков Филемона и Бавкиды, чья хижина мешает строительным работам. Их смерть на совести Фауста. Но и самого Фауста ждет печальный финал. Он слеп, он не видит того, что он в плену. Заботы - еще один символический образ трагедии. Но он не смиряется, не останавливается даже в последний час. Душа Фауста спасена, потому что жизнь его прошла в стремлении к бесконечному.
  1. ^ Кто виноват в трагедиях Гретхен?

Из недр народной жизни вырастает образ Гретхен. Фауст впервые встречает Гретхен выходящей из церкви. Она благочестива и скромна, у нее есть чувство чести, она долгое время не поддается на дьявольские ухищрения Мефистофеля. Силы не равны, Фауст дарит ей драгоценный убор, соседка Марта по наущению Мефистофеля действует, как опытная сводня.

Трагедия Гретхен состоит из бессознательно совершенного преступления и убежденно принятого на себя за свою вину возмездия. Несмотря на мольбы Фауста, она отказывается покинуть темницу. Величие Гретхен в том, что она с достоинством приемлет суровую кару.

Фауст, стремившийся осчастливить Гретхен, стал причиной её гибели. Виноват ли он? Он виновен, если смотреть на него как на обычного человека. Но он символ человечества, герой и героиня принадлежат к разным мирам. Счастье с Гретхен для Фауста было бы преждевременным и невозможным, как остановка на пути в бесконечность.

Гретхен – прелестное, чистое, юное существо. До встречи с Фаустом ее жизнь текла мирно и ровно. Любовь к Фаусту перевернула всю ее жизнь.

Простая девушка из народа Гретхен обладает всеми сокровищами любящей женской души. Внешняя красота сочетается в ней с красотой духовной, а способность к безграничной любви и самопожертвованию – со скромностью и глубоким чувством долга.
  1. ^ Эстетика романтизма

На смену просветителям пришли романтики. Романтики выдвигают на первое место чувства, страсти, переживания. Во главу угла ставится способность художника не анализировать реальность, а преображать ее силою безграничной фантазии.

Романтизм охватывает все сферы художественной жизни: в музыке романтизм представлен творчеством ^ Шуберта, Шопена; в театре балетом Адана «Жизель»; в живописи Делакруа («Абидосская невеста», «Свобода на баррикадах») и Жерико («Плот «Медузы»); романтическую поэзию подняли на щит Байрон, Гюго, По, Гейне. Термин «романтизм» указывает на связь с романским искусством и ориентацию на перевоплощение реальности силою авторской фантазии.

Вальтер Скотт в романах «Пуритане», «Айвенго», впервые показал, что биография героя зависит от движения истории. Центральный персонаж его романов вначале занимает промежуточную позицию в политическом конфликте, будь то борьба норманнов с англосаксами в «Айвенго» или конфликт католиков и протестантов в «Пуританах». Нейтралитет невозможен, герой обязан сделать свой выбор, от этого зависит его последующая биография.

Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» показал историческую изменчивость сознания. Читатели романа, следуя за тем, как из ненависти звонаря Квазимодо к танцорке Эсмеральде рождается любовь, а страсть архидьякона Клода Фролло перерождается в стремление лишить возлюбленную жизни, узнавали, что вечное чувство любовь, исторически изменчиво.

Романтики пробудили повсеместно интерес к истории и фольклору. В своих произведениях они опирались на традиции устного народного творчества. Сказка стала каноном для новеллистов. Гофман, Андерсен сочиняли сказки или рассказы, в которых действовали маги и волшебники, феи и злокозненные колдуньи. Реальный мир четко обретал два полюса - добро и зло сталкивались в нравственном единоборстве. Открытие романтиков - двойники, которые обнаруживались в главном герое сказочной новеллы, в нем попеременно выступали то самоотверженный добряк, то коварный злодей.

Романтики сосредоточились на человеческих переживаниях, выражающих неповторимую индивидуальность. Идеи носят всеобщий характер - чувства уникальны. Воссоздавая мир страстей, романтики защищали неповторимую ценность личности.

Романтики наделяли своего героя творческим даром: поэт, музыкант, художник силою своего воображения и фантазии воссоздавал мир, лишь отдаленно напоминающий реальность. Миф, легенды, фантастические грезы и мечты о грядущей мировой гармонии составляли почву романтического искусства. Романтики пытались действовать и творить как бы вопреки реальности. Основные постулаты романтизма: мир, окружающий поэта, не достоин воплощения его в художественном творчестве. Поэт возвышается над реальностью. Главный творческий порыв художника обращен к самому себе, внутри себя открывает он эмоциональное и эстетическое богатство.
  1. ^ Исторический роман в эпоху романтизма

Исторический роман – это прозаический жанр, в котором вымышленные персонажи действуют на фоне исторических событий, в ходе повествования могут сталкиваться с реально существовавшими личностями и принимать участие в исторических событиях.

Основоположником жанра исторического романа считается английский писатель ^ Вальтер Скотт, он впервые в литеоатуре показал связь характера и судьбы человека с народом, к которому он принадлежит, с эпохой, в которую живет.

В центре исторических произведений французских романтиков стоят рядом с историческими лицами вымышленные персонажи, на которых сосредоточен главный интерес, наряду с подлинными историческими событиями изображаются происшествия частной жизни героев, которая, всегда связана с общенациональной жизнью.

“^ Собор Парижской богоматери” вершина французского исторического романа эпохи романтизма. Гюго провел тщательную работу над историческими источниками. Он изучал и использовал в романе научные исследования, труды историков средневековой архитектуры, хроники XV века, архивные материалы. Стремясь достигнуть впечатления достоверности, он на страницах романа ссылается на средневековых авторов, на свидетельства очевидцев событий, приводит латинские цитаты. Не забывает сразу же уведомить читателя, что действие романа начинается 6 января 1482 года, высчитывает возраст вымышленных героев, постоянно упоминает о политических событиях того времени и в авторской речи и в разговорах персонажей. Имена действующих лиц, от главных героев до проходных фигур, выбраны на основании исторических источников.

Королевская власть и ее опора, католическая церковь, показана в романе как враждебная народу сила в образе архидьякона ^ Клода Фролло. Внешне блестящее, а на самом деле пустое и бессердечное дворянское общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопер. Душевное величие и высокая человечность присущи лишь отверженным людя из низов общества, именно они подлинные герои романа. Уличная плясунья Эсмеральда символизирует нравственную красоту народа, глухой и безобразный звонарь Квазимодо — уродливость социальной судьбы угнетенных.

В центре романа — собор Парижской богоматери, символ духовной жизни французского народа. Ни одно из архитектурных сооружений средневековья не известно так широко во всем мире, как собор Парижской богоматери, прославленный романом Гюго.

  1. mnozhestvennost-prestuplenij-5.html
    mnozhestvennost-prestuplenij-chast-6.html
    mnozhestvennost-prestuplenij-v-sovremennom-ugolovnom-prave-chast-12.html
    mnozhestvennost-prestuplenij-v-sovremennom-ugolovnom-prave-chast-6.html
    mnozhiteli-i-pristavki-dlya-obrazovaniyadesyatichnih-kratnih-i-dolnih-edinic-i-ih-naimenovanij.html
    mo-135--1-semestr-kontrolnaya-rabota-zachet-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-kontrolnaya-rabota-zachet.html
  2. credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-pervichnoj-profsoyuznoj-organizacii-rabotnikov-universiteta.html
  3. testyi.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-pervaya-lyubov-georgiya-epifanova.html
  4. teacher.bystrickaya.ru/glava-2analiz-deyatelnosti-firmi-milavica-avtorskoe-vipolnenie-nauchnih-rabot-na-zakaz-kontrol-plagiata-skidki.html
  5. university.bystrickaya.ru/glava-12-liza-dzhejn-smit.html
  6. write.bystrickaya.ru/everyday-life-in-the-viking-age-stranica-4.html
  7. nauka.bystrickaya.ru/v-puskovie-mehanizmi-dlya-trebovanij-raskritiya-generalnaya-assambleya-vois-tridcat-vtoraya-17-ya-ocherednaya-sessiya.html
  8. obrazovanie.bystrickaya.ru/primenenie-koronnogo-razryada.html
  9. nauka.bystrickaya.ru/vi-svoboda-voli-i-sudba-organizacii-19-stranica-2.html
  10. portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-pervoj-komandnoj-molodezhnoj-delfijskoj-vstreche-subektov-rossijskoj-federacii-v-sostave-sibirskogo-federalnogo-okruga-yunie-darovaniya-sibiri.html
  11. urok.bystrickaya.ru/problemi-soslagatelnogo-nakloneniya-dvenadcatij-soziv-ili-parlamentskaya-belarus.html
  12. pisat.bystrickaya.ru/televizionnij-priem-v-avtomobile.html
  13. holiday.bystrickaya.ru/nachalo-duhovnogo-videniya-i-nekotorie-aspekti-sovremennih-opitov.html
  14. occupation.bystrickaya.ru/o-e-ven-predsedatel-pravleniya.html
  15. kolledzh.bystrickaya.ru/4-perspektivi-razvitiya-obshestva-polozhenie-obshestva-v-otrasli-3-prioritetnie-napravleniya-deyatelnosti-obshestva-4.html
  16. uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnik-spasatelya-mchs-stranica-16.html
  17. spur.bystrickaya.ru/magadanskaya-oblast-respublika-bashkortostan.html
  18. tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-rekomendovano-mezhvuzovskim-uchenim-sovetom-centrosoyuza-rossijskoj-federacii-v-kachestve-stranica-5.html
  19. control.bystrickaya.ru/boris-leonidovich-pasternak-stranica-28.html
  20. paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gorno-metallurgicheskaya-kompaniya-norilskij-nikel.html
  21. institut.bystrickaya.ru/svyashennik-stranica-22.html
  22. zanyatie.bystrickaya.ru/sherstnaya-produktivnost-zhivotnih.html
  23. control.bystrickaya.ru/doklad-ob-osushestvlenii-i-effektivnosti-regionalnogo-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-na-territorii-kamchatskogo-kraya-za-2010-god.html
  24. institut.bystrickaya.ru/sushnost-zadachi-i-tehnika-enciklopedicheskij-spravochnik.html
  25. universitet.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-uchastiya-v-olimpiadah-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-po-ustavu.html
  26. uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-direktora-mou-novokotyakovskaya-nachalnaya-shkola-detskij-sad-im-a-t-krasnova.html
  27. report.bystrickaya.ru/ii-v-o-p-r-o-s-i-plan-raboti-mu-upravlenie-obrazovaniya-administracii-petushinskogo-rajona-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  28. credit.bystrickaya.ru/otveti-na-voprosi-nomer-zadaniya.html
  29. nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-teoriya-obucheniya-bijsk-stranica-6.html
  30. teacher.bystrickaya.ru/geografiya-socialnoj-infrastrukturi-severnoj-osetii-25-00-24-ekonomicheskaya-socialnaya-politicheskaya-i-rekreacionnaya-geografiya.html
  31. write.bystrickaya.ru/germahskie-kolohii-mirhij-dogovor-mezhdu-soyuzhimi-i-obedihivshimisya-derzhavami-i-germahiej.html
  32. znanie.bystrickaya.ru/73-socialno-bitovie-usloviya-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti-orlovskogo-yuridicheskogo-instituta.html
  33. reading.bystrickaya.ru/me-flerov-sekciya-1-perspektivnie-tehnologii-v-razrabotke-informacionnih-sistem-ispolzovanie-tehnologii-web.html
  34. otsenki.bystrickaya.ru/reglament-provedeniya-lekcionnih-meropriyatij-v-ramkah-festivalya-nauki-v-mgtu-im-n-e-baumana-08-10-2011-mesto-provedeniya-guk-glavnij-uchebnij-korpus.html
  35. college.bystrickaya.ru/2-osobennosti-izobrazheniya-rodnoj-prirodi-v-tvorchestve-mm-prishvina.html
  36. znanie.bystrickaya.ru/810-psihofiziologiya-pola-uchebnoe-posobie-severo-kavkazskij-socialnij-institut-2004-udk-572-pechataetsya-88-3ya.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.