.RU

Обучение грамоте - Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник»



^ Обучение грамоте.

Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.


Необходимо, чтобы желание, с которым первоклассник идёт в школу, постепенно не только не угасало, но и крепло. Поэтому одно из первых условий успешности учебной работы в данный период – сделать уроки чтения и письма интересными для маленького ученика, воспитывающими у него желание учиться, приобретать всё новые и новые знания и умения, иначе говоря, способствующими становлению у него познавательного интереса. Однако это условие тесно связано с другим.


Хорошо известно, что сегодня в первый класс приходят дети с разным уровнем дошкольной подготовки. Так, одни умеют читать, а другие не знают букв, у одних в той или иной степени развит фонетический слух, а у других – нет. Поэтому второе условие продуктивного обучения грамоте – учёт различий в дошкольной подготовке первоклассников. При этом важно не затормозить движение вперёд ни одной из категорий учащихся. Обучение должно быть одновременно доступным каждому и стимулирующим увсех познавательный интерес.


Без соблюдения названных условий трудно рассчитывать, что на первом этапе школьной жизни ребёнка удастся его обучение, развитие и воспитание слить в единый органичный процесс. Достижение же такого слияния – одна из задач современной школы. На решение указанной задачи и нацелена данная программа. Раскроем содержание, которое вкладывается в ней в каждое из названных направлений учебной работы.


Обучение предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознанных, а потому контролируемых различных умений. Центральное место среди этих умений занимают те, которые обеспечивают четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание.


Под развитием понимается, во-первых, становление у школьников лингвистического мышления – способности осознавать речь, предложение, слово, звук как предмет наблюдения и изучения, выполнять с различными средствами языка операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; во-вторых, совершенствование у детей природной языковой интуиции, склонности к догадке; в-третьих, зарождение у них умения учиться, а для этого – ориентироваться в букваре и прописях и полноценно работать с ними.


Воспитание связывается, прежде всего, с привитием интереса к учению, в частности к урокам чтения и письма, с формированием у учащихся желания научиться хорошо читать, писать, говорить и слушать, чтобы использовать все умения в практике общения с людьми, при самостоятельном (по собственной инициативе) обращении к книгам.


Специфика уроков обучения грамоте состоит в том, что с них фактически начинаются сразу два курса: литературного чтения и русского языка.Эффективность освоения каждого из этих курсов во многом будет зависеть от содержания и способов подготовки учеников в период обучения грамоте, поскольку на этом этапе должны быть не только сформированы элементарное чтение и письмо, но и заложены основы необходимых в дальнейшем знаний и умений – читательских, речевых, фонетико-графических, орфографических и др.


Данная программа обеспечивает:

появление у первоклассников некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, ви дах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике;

формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи;

фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;

формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;

первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;

становление каллиграфических умений;

знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [й’ ];

знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости – умения по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется);

знакомство с несколькими традиционно изучаемыми в этот период орфографическими правилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи 2–ши 2 и др., переноса слов. Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) – звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским.


Программа рассчитана на 200 часов (22–23 учебные недели) и реализована в букваре «Мой первый учебник» (авторы М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина) и прописях «Хочу хорошо писать» (авторы Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, под ред. М.С. Соловейчик) .


Букварь состоит из 2 частей, прописи – из 4 тетрадей.


Все тетради, начиная с первой, имеют широкую разлиновку, что обеспечивает возможность учить ребёнка писать сразу в такой строке, которую он позже встретит в тетрадях по русскому языку. Однако разлиновка прописей предполагает последовательную помощь начинающему школьнику – кроме основных линий строки вводятся дополнительные: две горизонтальные линейки регулируют высоту строчных и прописных букв, а несколько косых (к четвёртой прописи две) облегчают контроль за наклоном письма. Постепенно, от прописи к прописи, количество линий-помощниц и их вид меняются. Так, в первых двух прописях вспомогательные горизонтальные линии – волосяные сплошные, а в двух следующих – пунктирные с постепенно увеличивающимся интервалом между чертами, при этом в последней прописи линия для больших букв снимается; от восьми до двух уменьшается и количество наклонных линий. Такое изменение разлиновки обеспечивает последовательное возрастание самостоятельности первоклассников.


Кратко охарактеризуем общую структуру и содержание обучения грамоте по данной программе и названным букварю и прописям.


Добуквенный период обучения грамоте (традиционно называемый подготовительным) рассчитан на 42 часа – 23 урока чтения и 19 уроков письма.


На основе букваря (на уроках чтения) в употребление вводится понятие речь, выявляются её главные качества (быть понятной и вежливой), разновидности (деловая и «картинная», устная и письменная), начинают осваиваться правила общения, в том числе на уроке. Происходит знакомство с понятиями предложение, слово, слог, звук; каждое из них ложится в основу формирования целого комплекса речевых, фонетико-графических и орфографических умений. Последние (орфографические) предполагают введение понятия «опасное при письме место» – пока применительно к границам предложений и слов, к использованию больших букв в именах людей, кличках животных и т.д.


Значительная часть уроков этого периода (14) отводится на фонетическую работу – знакомство со звуковой системой языка, с характеристикой звуков, освоение частичного, а затем и полного звукового анализа слов.


На уроках письма в центре внимания находятся гигиенические правила, структура строки (наличие основных линий и дополнительных – линий-помощниц), элементы букв и способы их соединения. Дети учатся правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку, ориентироваться в пространстве страницы, находить все необходимые элементы строки, выполнять различные движения рукой, а для этого они обводят бордюры, штрихуют рисунки и т.д., учатся писать элементы букв, узнают и осваивают различные виды соединений. Идёт развитие аналитических возможностей учащихся, их глазомера, руки, пространственных представлений. Широко используется квази-письмо («ненастоящее письмо» – запись слов и предложений чёрточками), что позволяет с первых дней начинать обучение письму под диктовку и в целом работу над письменной речью, над её правильным оформлением.


Центральная задача основного периода обучения грамоте понятна из его названия: «Узнаём буквы и учимся читать». Этот период занимает 151 час.


Охарактеризуем и прокомментируем последовательность знакомства с буквами.


Сразу обращаем внимание на сочетание традиционного линейного предъявления букв (последовательно, чаще по одной) с появившимся в современной методике парным их изучением, помогающим открывать детям особенности русской фонетики и графики. Сочетание этих двух способов позволяет сделать так, что большая часть букв проходит перед первоклассниками дважды. Считаем, что такое двукратное представление букв полезно как для их запоминания, становления умения читать, так и для лучшего осознания фонетико-графической системы нашего языка. При определении последовательности предъявления букв учитывался и принцип их частотности, введённый в современную букваристику В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько.


Первыми, как основные ориентиры при чтении, осваиваются буквы гласных – Аа, Оо,ы, Ии,Уу, Ээ. Поскольку в большинстве случаев эти буквы в той или иной мере знакомы первоклассникам, на уроке чтения они вводятся сразу по две пары (например, Аа и Оо), после чего проводится их закрепление. Изучение буквы и открывает возможность на следующих этапах работать над обозначением твёрдости-мягкости согласных с помощью букв гласных и, соответственно, начать формиро вать основной механизм чтения прямого слога – произнесение твёрдого или мягкого согласного звука «по подсказке» последующей буквы гласного.


Параллельно на уроках письма осваиваются те же буквы гласных, но чаще всего они предъявляются по одной паре – строчная и прописная. При этом сначала изучается буква Оо– на ней отрабатывается письмо овалов, уже введённых на этапе освоения элементов, и способы соединения буквы: верхнее и нижнее. В дальнейшем приобретённые умения распространяются на написание других букв, включающих овал, в том числе а.


Далее изучаются буквы непарных звонких согласных звуков (сонорных): Лл, Мм, Нн,Рр (знакомство с буквой й отложено из-за невозможности её употребления в начале прямого слога). Изучение букв сочетается с формированием механизма позиционного чтения (ориентации на последующую букву гласного) и обучением чтению прямого слога. На уроках письма, наряду с работой над каллиграфией, начинается последовательное формирование у детей умений списывать (всегда с печатного текста) и писать под диктовку.


Третий блок – те буквы парных по глухости-звонкости согласных, которые обозначают глухие звуки. Исключение составляет пара ф–в: для освоения выбирается более частотная буква в. Таким образом, третий блок составляют буквы: Сс, Кк,Тт, Вв, Пп, Шш. На диапазоне всех букв продолжается формирование механизма чтения и письма прямого слога и в целом обучение чтению и записи двубуквенных, трёхбуквенных, четырёхбуквенных слогов и слов разной слоговой структуры.


Следующий шаг (четвёртый) связан с изучением на уроках чтения и письма всего блока букв, обозначающих мягкость согласных. Этот блок составляют буквы гласных и мягкий знак и, я, е, ё, ю; ь. После повторения пары ы–и буквы гласных предъявляются по две, одна из которых знакома, а другая новая: а–я, э–е, о–ё, у–ю. Особенность этого этапа – перенесение уже освоенного механизма чтения прямого слога на слоги и слова с новыми буквами. Кроме того, первоклассники учатся чтению различных по структуре слов с изученными буквами, в том числе с мягким знаком, а также осваивают правило выбора буквы для обозначения мягкости согласных при письме.


Важно, что самостоятельный выбор букв гласных ученики осуществляют только в положении под ударением – тогда, когда гласным звукам «можно доверять», так как они обозначаются буквами однозначно. Параллельно ведутся наблюдения за тем, что на месте одного и того же безударного гласного звука могут быть разные буквы: то о, то а, то и, то е или даже я.


Логическое продолжение работы – проведение особого урока, орфографического. На нём в ходе наблюдений за соотношением безударных гласных звуков и обозначающих их букв делается вывод о том, что безударным гласным звукам при письме «доверять нельзя», и применительно к ним вводится понятие «опасное при письме место». Дальнейшие регулярные упражнения в обнаруживании таких мест – начало целенаправленной работы над орфографической зоркостью учащихся.


Последующее повторение букв непарных по глухости-звонкости согласных дополняется изучением ещё одной буквы – й.


Новый этап работы – продолжение освоения букв парных по глухости-звонкости согласных. Буквы снова предъявляются парами, в которых одна уже знакома, а вторая – нет. Это: Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш. Буквы звонких согласных звуков, а также буква глухого Фф являются новыми. Работа с парами букв помогает первоклассникам, во-первых, лучше их запомнить, что важно для орфографии, а во-вторых, осмыслить само понятие парности, чему дополнительно способствует проведённое перед изучением парных повторение всех непарных по глухости-звонкости звонких согласных.


На этом этапе орфографические умения детей пополняются за счёт расширения круга «опасных при письме мест» – в их число включаются парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и в середине перед другими парными, а также буквы ударных гласных в сочетаниях жи–ши.


Далее происходит освоение тех букв, которыми обозначаются непарные по глухости-звонкости глухие согласные: Хх, Цц, Чч, Щщ.


В связи с изучением этих букв ученики узнают о новых «опасных местах» (буквах ударных гласных в сочетаниях ча–ща, чу–щу) и учатся применять соответствующее орфографическое правило.


Следующий важный этап обучения – знакомство с новой «работой» букв Ее, Ёё, Юю, Яя. Учащиеся, вспомнив известную функцию этих букв (обозначать мягкость согласных), открывают, что они могут ещё и обозначать звук [й’ ]. Значимый момент обучения (особенно для письма) – сопоставление тех позиций в слове, когда для данного звука нужна буква й, а когда – буквы е, ё, ю, я. На тех же уроках школьники учатся писать большие буквы Е, Ё, Ю, Я.


Последними изучаются разделительные знаки – ь и ъ. Они осваиваются лишь применительно к чтению, на уроках письма слова с ними только списываются.


Основной период заканчивается уроком обобщения и систематизации изученного.


Короткий завершающий период обучения грамоте (7 часов) отводится на общее знакомство с алфавитом и введение первоклассников в мир детских книг под общей рубрикой «Как хорошо уметь читать!». На уроках письма эта известная строка из стихотворения В. Берестова видоизменяется: «Как хорошо уметь писать!»


Ещё раз назовём основные особенности данной программы.

Направленность на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания детей с учётом разного уровня их дошкольной подготовки.

Усиление внимания, по сравнению с традиционным подходом, во-первых, к мотивации обучения чтению и письму, а во-вторых, к тем направлениям работы, которые готовят учеников к курсу русского языка: формированию ряда речевых, фонетико-графических и орфографических умений; среди последних особое место занимает умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью.

Увеличение, по сравнению с традиционным, объёма речевой и фонетической работы, а также подготовки к овладению написанием букв в добуквенный период обучения грамоте.

Особая система двукратного предъявления большей части букв, при которой обеспечивается, с одной стороны, более прочное их освоение, а с другой, целенаправленное знакомство с фонетико-графической системой языка.

Последовательное формирование речевых, фонетико-графических и орфографических умений (в том числе фонетического слуха и орфографической зоркости детей) на уроках обучения как чтению, так и письму.


^ Программа курса «Окружающий мир»

Пояснительная записка


Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с важнейшими событиями в его истории.

Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира, закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе, на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки – композиторы, на уроке рисования – художники. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке «Окружающего мира», на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали на свою одежду, жилища.

При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания). Так, например, первоклассники знакомятся с разнообразием растений, выявляя их внешние признаки, третьеклассники наблюдают изменения, происходящие в жизни растений в связи со сменой сезона, рассматривают развитие растения от семени до семени, в 4 классе они изучают способы приспособляемости растений к природным условиям разных природных зон, выявляют значение растений для природы и др.

Исторический и обществоведческий материал представлен на «макроуровне» – государство Россия (его прошлое и настоящее) и «микроуровне» – семья, родной край (город, село, область). В соответствии с хронологическим принципом построения исторического содержания школьники постепенно знакомятся с важнейшими историческими событиями, с выдающимися людьми, памятниками истории и культуры Древней Руси, Московского государства, Российской империи, СССР, Российской Федерации. Немало места уделено героической борьбе народов нашей страны с внешними врагами: противостоянию Руси кочевникам, монгольскому нашествию, крестоносцам, в Отечественной войне 1812 г. и Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Согласно культурологическому подходу учащиеся приобщаются к культурному наследию народов нашей страны, воплощенному в искусстве, религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях, обычаях. В содержание курса интегрированы сведения об образе жизни наших предков, их материальной культуре (жилищах, одежде, предметах быта и др.), о старинных ремёслах и способах обработки природных материалов. При этом учащиеся знакомятся с нравственными ценностями и заповедями наших предков, которые определяли их отношение к природе, семье, людям. Кроме того, мысленно путешествуя по материкам и океанам Земли, ученики знакомятся с историей их открытия, узнают, что на нашей планете много стран и народов с разным образом жизни, с памятниками культуры, созданными творчеством многих поколений жителей нашей планеты.

При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.

Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.

С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.

Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.

Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 учебных часов, из расчёта два часа в неделю.

Результаты изучения учебного предмета

В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

^ Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У выпускника будут сформированы:



У выпускника могут быть сформированы:

^ Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

^ Предметные результаты

Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:

различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

Выпускник получит возможность научиться:

В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:



В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Содержание начального общего образования по учебному предмету (270 часов)


ob-itogah-realizacii-programmi-po-provedeniyu-administrativnoj-reformi-v-stavropolskom-krae-v-2006-2010-godah-utverzhdennoj-postanovleniem-gubernatora-stavropolskogo-kraya-ot-04-iyulya-2006-g-406.html
ob-itogah-sluzhebnoj-deyatelnosti-upravleniya-federalnoj-sluzhbi-sudebnih-pristavov-po-respublike-kalmikiya-za-pervij-kvartal-2011-goda-i-zadachah-na-vtoroj-kvartal-2011-goda.html
ob-itogah-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-saha-yakutiya-za-2010-god-i-osnovnih-zadachah-na-2011-god.html
ob-itogah-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-za-chetire-mesyaca-2011-goda-po-celinogradskomu-rajonu.html
ob-itogah-uchastiya-profsoyuza-v-akcii-za-dostojnij-trud-informacionnij-byulleten-profsoyuza-991-2008-g.html
ob-itogah-viii-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih-tehnologii-microsoft-v-teorii-i-praktike-programmirovaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-osnove-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-11-klasse-razrabotano-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-obzh-programmi-a.html
  • thescience.bystrickaya.ru/himiya-i-fizika-moloka.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-v-chetireh-tomah-tom-m-pravda-1981-g-ocr-bichkov-m-n-stranica-26.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-desyataya-istoriya-voznosit-pobeditelej-i-bichuet-pobezhdennih-makkavei-sumeli-vistoyat-v-borbe-s-imperiej.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gimn-metodistu-polozhenie-50-oprovedenii-goda-detskogo-chteniya-v-chelyabinskoj-oblasti.html
  • student.bystrickaya.ru/22-vozdejstvie-obekta-na-territoriyu-usloviya-zemlepolzovaniya-i-geologicheskuyu-sredu.html
  • education.bystrickaya.ru/1-zajcev-lg-sokolova-mm-organizacionnoe-povedenie-m-magistr-2008.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnoj-zaochnoj-chitatelskoj-konferencii-nedarom-pomnit-vsya-rossiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-analiza-finansovogo-sostoyaniya-napravleniya-ispolzovaniya-rezultatov-analiza-finansovogo-sostoyaniya-buhgalterom-analitikom.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/visokotehnologichnie-otrasli-nacionalnoj-ekonomiki-pechalnoe-nastoyashee-i-neyasnoe-budushee.html
  • control.bystrickaya.ru/di-on-podaet-ej-ruku-ona-pozhimaet-ee-on-pitaetsya-virazit-udovolstvie-ot-vstrechi-s-nej-mne-mne-mne-ochen-no-ne-ioyavt.html
  • lecture.bystrickaya.ru/41-german-self-perception-russian-perception-of-the-germans-e-f-tarasov-glavnij-redaktor.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-otstalost-v-fundamentalnoj-nauke-vladimir-rostislavovich-medinskij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-programma-disciplini-dpp-r-tehnologiya-izdelij-narodnih-promislov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/polimya-stranica-11.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-rossijskaya-federaciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kolorova-metalurgya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-itogovogo-i-promezhutochnogo-kontrolya-znanij-voprosi-k-ekzamenu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vilazka-v-leningrad-petr-iosifovich-kapica-v-more-pogasli-ogni.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-kabineta-46-istorii-i-obshestvoznaniya-zaveduyushij-kabinetom-sherbakova-n-v-otvetstvennij-za-kabinet-8-v-klass-kabinet-oborudovan-dlya-5-11-klassov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-5-klass-russkij-yazik-ii-ladizhenskaya-t-a-russkij-yazik-m-prosveshenie-2008.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavleno-v-sootvetstvii-s-programmoj-razrabotannoj-v-polnom-sootvetstvii-s-obyazatelnim-minimum-soderzhaniya-kursa-obshestvoznaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prognozirovanie-i-planirovanie-razvitiya-socialnoj-sferi.html
  • education.bystrickaya.ru/-4-prichini-vozrozhdeniya-instituta-mirovoj-sudya-istoricheskie-organizacionnie-i-processualnie-aspekti-deyatelnosti.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-passivnaya-gimnastika-metodika-prigotovleniya-zhivoj-vodi-po-a-malovichko-analiz-prigotovleniya-zhivoj.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-sebe-svoej-semi-svoih-druzyah-1a-o-sebe-svoej-seme-svoih-druzyah.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-dlya-chteniya-na-leto-dlya-4-klassa.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-shkola-i-pedagogicheskaya-misl-v-evrope-xvii-xviii-vekov-polozhenie-shkoli-v-germanii-xvii-stoletiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vputin-mozhet-bit-ekaterina-viktorovna-chto-nibud-skazhet-emihajlova.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-shkoli-opredelila-sleduyushie-napravleniya-raboti-formirovanie-u-uchashihsya-potrebnosti-v-obuchenii-samorazvitii-stranica-16.html
  • writing.bystrickaya.ru/butakov-igor-vladimirovich-stenogramma-zasedaniya-chelyabinskogo-filiala-kluba-politicheskogo-dejstviya-4-noyabrya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-rabochaya-programma-po-literature-predstavlyaet-soboj-celostnij-dokument-vklyuchayushij-pyat-razdelov-poyasnitelnuyu.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-pervaya-osnovnie-polozheniya-kotorie-neobhodimo-znat-o-chuvstve-bespokojstva.html
  • writing.bystrickaya.ru/geomagnitnie-issledovaniya-pozdnekajnozojskih-podvodnih-vulkanov-severnoj-chasti-kurilskoj-ostrovnoj-dugi.html
  • desk.bystrickaya.ru/pedagogicheskij-scenarij-po-programme-ya-i-drugie-realizaciya-programmi-po-socializacii-detej-starshego-doshkolnogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.